В предыдущем материале говорилось о законах истории. В этой части мы продолжим разговор о кризисном XX веке и проведем параллели в современность.
Напомним, что с точки зрения этнологии (этногенеза), кризисы начала и конца XX века (1905-1917 гг. и 1990-е гг.) были закономерным следствием этнического надлома – самой болезненной фазы этногенеза. Добавим к уже сказанному, что особенность этой фазы заключается в том, что в большие группы людей конфликтуют и воюют не ЗА кого-то, а ПРОТИВ кого-то. («Ну, какие сволочи!.. Бей их, ребята!») Поэтому Гражданские войны в фазе надлома всегда очень ожесточенные.
Яркий пример: жуткие гражданские войны католиков и протестантов, та же «Варфоломеевская ночь» в европейском надломе. В целом этот период у них был куда страшнее и продолжительнее нашего по причине плотности населения и пестроты Европейского суперэтноса. Потом, правда, многие неприятности забылись и европейцев стали идеализировать, приводить в пример.
Напомним, что разница между кризисом в России «тогда» (1917) и «сейчас» заключается в том, что революция 1917 года и Гражданская война между белыми и красными была «разборкой» между своими под руководством чужих (либералов и троцкистов). Современный же антагонизм не внутренний, а внешний: между своими и чужими (глобалистами и их пособниками на местах).
Это уже не так страшно для нас, ибо глубинный внутриэтнический раскол XIX-XX веков почти преодолен и Российский суперэтнос находится на пути консолидации. За исключением слабого звена – Украины, переворот в которой (2014) и был реакцией глобалистов на эту самую суперэтническую консолидацию!
Заметим, что науськивание на русских мусульман, в последнее время, – как внутри РФ, так и по ее границам – из той же серии. Враг не дремлет, работает профессионально. Но как бы он не старался, процесс суперэтнической и евразийской интеграции все равно будет идти. И первый успех уже есть – это сближение с Белоруссией, после попытки майдана в 2020 году (спасибо глобалистам!).
Пока же в России внутриэтническая консолидация идет подспудно, почти незаметно. И в реальности многим кажется, что стало хуже. Тем более, что глобалисты, ударившие «пандемией» по всему человечеству, действительно всех напугали. Так напугали, что со стороны ряда аналитиков посыпался вал апокалиптических прогнозов. Многие вдруг вспомнили про антиутопии XX века, заговорили про цифровой концлагерь, про новое рабство и т. п.
Разумеется, недооценивать все эти вещи нельзя — опасность серьезная. Православные знают, что написано в Апокалипсисе. Но!.. Но, на наш взгляд, сегодняшняя паника преждевременна. Ее причина — в аберрации близости, когда недавние события (да, очень громкие!) кажутся решающими и общий ход истории не виден. На самом деле, с точки зрения этнологии все не так безнадежно, как кажется.
Если смотреть на вещи в СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ, то мы увидим следующее:
Во-первых, финансовые глобалисты не всесильны, у них есть свои слабые места и СВОЙ ПОТОЛОК, которого они, судя по всему, уже достигли. Дальше – инерция. (См. в кн. гл. «Глобализация и этногенез».)
Во-вторых, извечный враг России, Западный суперэтнос – Европа и белая Америка – сегодня находится в ослабленном состоянии, поскольку с конца XX в. он вступил в финальную фазу этногенеза – обскурацию («этническую старость, хотя еще не дряхлость»). Отсюда следует, что ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ РАБОТАЕТ НА НАС. В ближайшие годы (десятилетия) Запад будет терять силы, Россия – набирать, поскольку за фазой надлома всегда следует подъем (посленадломная регенерация, как это, например, было в Европе в XVII в.).
В-третьих, если сравнить нынешнюю ситуацию в России с началом XX в., то мы увидим, что количество русофобов и антисистемщиков у нас убавилось. Как это не покажется кому-то удивительным. При всех неприятностях фазы надлома, там были и свои положительные моменты. А именно – четыре волны эмиграции из России: 1) послереволюционная в 1917-20-х гг. (либералы-западники); 2) послевоенная в 1944-45 гг. (предатели всех мастей); 3) «диссидентская» – в 1970-80-х гг. (радикальные антисоветчики и русофобы); 4) «новорусская» в 1990-2000-х (компрадорская буржуазия, неолибералы и пр. отщепенцы).
Это было освобождение, в большинстве своем, от людей антисистемного и химерного (беспочвенного) типа. Разумеется, освобождение не в полном объеме (одни остались, другие пользуются двойным гражданством), но в достаточном для выживания.
Говоря языком Гумилёва, из суперэтноса был удален лишний, мешающий элемент, что и привело к повышению устойчивости этнической системы. (Не политической, а этнической системы! Что в стратегическом плане важнее). И чтобы это прочувствовать, достаточно сравнить главных антисистемщиков сталинского периода – троцкистов и нынешних – «либералов». Те действовали, в основном, самостоятельно и фанатично, а эти – под руководством и прикрытием глобалистов. Именно поэтому, их потенциал ограничен. Когда «прикрытие» ослабнет, «либералы» посыпятся.
В-четвертых, добавим к сказанному такой немаловажный факт, как заметное сокращение числа паразитов-субпассионариев, которое в целом совпадает с последней волной эмиграции (с 2000-х), и которое сегодня видно невооруженным глазом (см. предыдущую часть).
Еще раз подчеркнем: законы этногенеза – это законы природы. Когда организм болеет, то при повышении температуры из него выходят всякие шлаки (субпассионарии) и болезнетворные микробы (антисистемщики).
В-пятых, одним из преимуществ Российского суперэтноса является умеренная внутренняя метисация, при условии положительной комплиментарности сторон – т. е. этнической совместимости в рамках своего суперэтноса (коренных народов России) (см. гл. «Этническая структура: субэтнос, этнос, суперэтнос»). Гумилёв об этом прямо не говорил, но давно замечено, что у метисов в первом-втором поколении, пассионарность (энергичность), а часто и способности, – выше среднего.
Этот евразийский «этнический генератор» работал в России с XVI-XVII вв. (не считая смешения с «татарами» в период ига XIII–XV вв.) практически бесперебойно, обеспечивая высокий уровень сопротивляемости российского суперэтноса. Работает он и до сих пор, пускай и с меньшей интенсивностью.
В-шестых, этот евразийский фактор, кроме пассионарного, давал еще и политический эффект – русский человек с XVII в. формировался, как человек имперский, т.е. выходящий за рамки узкого (этнического) национализма и поэтому более подходящий для большой, тотальной войны (между суперэтносами) и организации больших пространств. Эта особенность русских закреплена на уровне культурных кодов. И это важнейшее наше преимущество, про которое часто забывают! Таких имперских народов в мировой истории – по пальцам пересчитать.
Однако, говоря о плюсах, нельзя забывать и о минусах, в первую очередь – разрушительной глобализации (с начала XIX в.), которая усугубила и ожесточила наш «домашний» надлом (XIX-XX вв.), придав ему инфернальный привкус.
Что означает банковская глобализация в отношении России? Напомним, что первый глобалистский проект, который мировые банкиры (Фининтерн) попытались воплотить в жизнь был марксистский, и назывался – «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Сегодня же реализуется второй, «неолиберальный» проект, под названием «Вся власть Фининтерну!». И впереди будут еще «проекты», более изощренные.
Здесь надо подчеркнуть, что трагедия событий 1917 г. заключалась в том, что серия РУССКИХ БУНТОВ 1905-1917 годов была ИСПОЛЬЗОВАНА «мировыми революционерами» для реализации своего плана по слиянию всех народов планеты в одно безнациональное целое – «мировую коммуну»! Именно отсюда проистекал их лютый антипатриотизм, ненависть к Русской Церкви и исторической России.
Это вмешательство в природный этногенез, то есть в естественный ход истории, сильно ужесточило русский бунт 1917-1921 гг. В результате чего и пострадали многие православные патриоты. Причем, не только в период Гражданской войны, но и в последующие 1920-е и 30-е годы, поскольку в партноменклатуре и особенно в НКВД преобладали русофобы и христоненавистники. Это был тот самый 20-летний троцкистско-ленинский «зигзаг» в ходе исторического процесса, о котором мы говорили.
Но, в конечном счете, «мировые революционеры» проиграли. Большинство из них было уничтожено в период сталинских репрессий конца 30-х. Именно поэтому их прямые потомки – «либералы» так люто ненавидят Сталина, который опирался в своей борьбе с троцкистами и прочими отщепенцами на русский народ!
Мы здесь не идеализируем Сталина, ошибки были. И серьезные. Но сегодня отношение к Сталину (для тех, кто в теме) – это как лакмусовая бумажка – если ненавидит, значит – чужой. Примеров множество: от Познера, с его тройным гражданством, до митрополита Илариона (Алфеева), с его экуменизмом. Заметим, что то же самое касается и крайне правых «патриотов» и «истинно-православных», которые не делают разницы между Сталиным и Троцким, и мажут ВЕСЬ советский период черной краской. Практика показала, что правые антисистемщики по природе своей ничем не отличаются от левых и либеральных антисистемщиков. Иногда они даже наносят больше вреда, потому, что «вроде как свои».
Если же говорить о главных антисистемщиках современности – «либералах», то мы обнаружим, что история с русофобским «зигзагом» повторяется, но уже на новом витке. Преемники троцкистов «либералы», казалось бы, сегодня в силе. Их покровители-глобалисты с 2020 года атакуют «пандемией» уже не какие-то отдельные страны, как раньше, а все человечество! Это, действительно, впечатляет. Но!.. Но наши «старые знакомые» опять проигрывают – в последние 15-20 лет мы имеем ситуацию, когда «либералы» уже не могут справиться с Россией, а Россия пока не может справиться с «либералами». Стратегическая динамика с 1980-х, при всех неровностях, — положительная!
Похожая ситуация во власти была в 1920-х — средине 30-х, при Сталине. Тогда троцкисты и прочие враги народа продержались 20 лет (до 1936-38 гг.). Их преемники «либералы» на плаву уже 30 лет. Однако в целом динамика та же, что и при Сталине, только более растянутая, по причине усиления мировых глобалистов и ослабления Российского суперэтноса в финале надлома, когда наступает естественная пассионарная депрессия («яма» с конца XX в.; см. Кривую этногенеза Гумилёва).
Да, с 2020 года они нас прижали («пандемия» и пр.). Думается, что на этом глобальные и местные антисистемщики не успокоятся и преподнесут еще немало «сюрпризов». Но! Но СЛОМАТЬ ГЛУБИННЫЙ НАРОД ОНИ НЕ СМОГУТ. Не по зубам будет!
Повторим, государственные формы и идеологии в России меняются, а Российский суперэтнос продолжает существовать уже 400 лет (после присоединения Поволжья (XVI в.), Левобережной Украины и Сибири (XVII в.)). Именно в этой этнической живучести и заключается феномен глубинного народа. Секрет в том, что этническая система – явление более фундаментальное, чем все другие (привычные) системы – социальная, политическая, экономическая. Хотя бы потому, что из одного общественного класса в другой перейти можно, а из этноса в этнос нельзя, так как это природное, точнее – биосоциальное, явление.
При этом, социальные отношения тоже важны, поскольку за счет перехода из класса в класс (социальных лифтов) происходит постоянное обновление элиты. Особенно интенсивно это было в период СССР. Посмотрите на сталинских наркомов, маршалов Победы, советских академиков. Большинство из них вышло из простых рабочих и крестьян! (А вообще-то, мы на том советском запасе и держимся до сих пор. На том, что создал, а, затем, сохранил этот самый глубинный народ. Это же просто поразительно – какой был заложен запас прочности! Колоссальный! Сколько не разрушали, сколько не грабили, а фундамент остался).
Приведем такой пример. Как-то во время неформальной встречи в верхах, в США, один американский «политолог», хорошо знающий русскую историю, в отчаянии спросил у нашего «политолога»: в чем ваш секрет? В 1921 году Россия лежала в руинах. Как так получилось, что всего за двадцать лет была восстановлена мощная империя и, затем, разбита лучшая армия мира?! А потом, после войны, вы совершили еще один рывок – восстановили разрушенное хозяйство не за 20 - 30 лет, как мы рассчитывали, а за считанные годы! Наш ответил: «Это русское чудо!».
Согласимся, конечно, чудо! Ведь высший методологический уровень – Промыслительный. Любой верующий человек знает, что если народ этого заслуживает, то Бог ему помогает! Рано или поздно.
Но если опуститься на приземленный научный уровень, то это чудо имеет простую формулу. Это – русская пассионарность, помноженная на русский талант (культурные коды) и оптимальную (для надлома) систему социализма. (Пример положительной корреляции этнической и социальной системы).
Как тополь, у которого вместе с засохшими ветвями спилили часть здорового ствола, продолжает расти и становится гуще, так и народ, не потерявший своей пассионарности, продолжает возрождаться несмотря ни на что! Именно поэтому наши противники все время обламывали зубы о Россию. И у нас нет никакого сомнения, что обломают и на этот раз! Напакостят, конечно, как всегда и даже больше, но обломают. Тут им никакая «Перезагрузка» не поможет.
Главное, что потенциал для сопротивления у нас есть. Тот самый глубинный народ, про который часто забывают! И который еще не сказал своего последнего слова. ПРУЖИНА ПОКА СЖИМАЕТСЯ!
Силы есть. Русская пассионарность сегодня – на среднем уровне. Этого хватит еще лет на 250-300 (фаза инерции). Но и это не все. Согласно теории этногенеза, после инерции будет период угасания – обскурации (100-150 лет). Конечно, если соседи позволят. Затем этнос исчезнет, как системная целостность (часть людей, как поголовье останется). Или, при благоприятных условиях, превратится в малый, реликтовый народ. Но!.. Но за это время может произойти новый пассионарный толчок и начнется следующий виток этногенеза на этой же исторической территории. (См. гл. «Пассионарность» и Приложения А, Б.)
Именно так случилось в XIII-ХV веках, когда, почти без задержки, на месте распавшегося Восточно-славянского суперэтноса (раздробленность) возникли, родственные восточным славянам, новые народы – русские, малороссы, белорусы, которые впоследствии составили основу Российского суперэтноса. Заметим, что у китайцев и индийцев такие толчки-обновления происходили за последние 5 тыс. лет несколько раз. Последний – в XVIII в. (от Японии до Сев. Африки).
«Конец и вновь начало», – говорил по этому поводу Лев Гумилёв.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск
(В основу цикла статей «О роли народа в истории» положен текст 2021 г.)
1.
Автор старательно обошёл это явление "русского этноса" - Украину. Они-то настоящие пассионарии - даже Чёрное море выкопали.
По всем намёкам автора получается, что против пассионарной по-настоящему Украины у РФ нет никаких шансов. Псевдонаука она такая, доведёт не то что до ручки, а до сумы и до тюрьмы.