Зачем нам Евангелие?

Часть 5. Еще раз о «едином на потребу» и как нужно изучать Евангелие

Проблемы церковной жизни  Основы православной культуры  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
1 Алкаш 
995
Время на чтение 21 минут
Фото: pantanassa.net

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

ЕЩЕ РАЗ О «ЕДИНОМ НА ПОТРЕБУ». Продолжая начатый в предыдущих статьях разговор о необходимости изучения евангельских заповедей и жизни по ним, хочется еще раз повторить и дополнить святоотеческое обоснование этой необходимости, чтобы обновить эту тему в памяти читателей, так как прошлые мои статьи были опубликованы несколько месяцев назад.

Знание и исполнение евангельских заповедей – это не какой-то нравственный идеал для нас, хотя и очень похвальный, но вовсе не обязательный для того, чтобы мы могли надеяться на наше благополучие в вечности. Жизнь по Евангелию – это необходимое условие для нашего спасения, о чем учит нас и само Евангелие, и святые отцы Православной Церкви.

Но как современные христиане могут жить по Евангелию, если нынче пастыри евангельским заповедям их не учат, а сами они их изучать не хотят?

Нередко можно слышать от наших пастырей слова о том, что надо жить по Божиим заповедям, надо жить по-Божиему, надо быть с Богом и т.п. А прихожане, слушая эти слова, обычно согласно кивают головами, лица у них становятся серьезными и сосредоточенными, и они всем своим видом показывают священнику свое согласие с ним и свое желание «быть с Богом» и жить «по-Божиему».

Но вот какой парадокс: если бы современные пастыри решили попробовать проверить – знают ли их прихожане евангельские заповеди, то много ли найдется таких прихожан, которые смогут назвать хотя бы полтора-два десятка из них? Большинство станут называть ветхозаветные заповеди типа «не убий», «не укради», а новозаветных могут не назвать вообще. Или священник мог бы попробовать задать им вопрос в другом ключе – попросить назвать несколько евангельских заповедей о правильном отношении, например, к ближним, или к страсти гнева, или к посту, или другим вопросам христианской жизни. Или спросить, как часто они читают Евангелие и какого именно святого отца-толкователя. Можно попросить их истолковать те или иные слова Господа, тот или иной евангельский сюжет или притчу. Многие ли смогут объяснить это правильно, с точки зрения учения святых отцов? Хорошо, если из всего прихода найдется один-два таких человека, но вряд ли такие люди найдутся в каждом приходе.

Любой мало-мальски искренний и боящийся Бога пастырь, осуществив такую проверку, увидит, что его прихожане совершенно не знают Евангелие, а значит вовсе и не являются православными христианами, несмотря на то, что они крещены, многие из них регулярно и часто ходят в храм, участвуют в богослужениях, читают молитвословия, соблюдают посты, совершают некоторые добрые дела (как они их сами оценивают). Но найдутся ли сейчас такие искренние пастыри, имеющие страх Божий и интересующиеся духовным состоянием своих прихожан, которые захотели бы провести подобную проверку?

Ведь после осуществления такой проверки у честного пастыря неизбежно должен возникнуть вопрос: если большинство из моих прихожан не знают Евангелия, то есть не являются верными христианами, то что они делают на Литургии верных? А как я буду отвечать Богу на Его Суде за их неведение Православной веры и за их вечную участь? А как я буду отвечать Богу за то, что допускаю неверных на Литургию, разрешаю им видеть Чашу со Святыми Дарами и даже допускаю многих из них к Причащению Святых Тайн?

Святые отцы учат, что для спасения мы должны распять себя на кресте Христовых заповедей. А распинать себя на кресте – это очень больно и мучительно. Многие ли согласятся добровольно это делать? И если бы какой-нибудь смелый и заботливый пастырь решился бы на то, что начал бы действительно учить своих людей заповедям Евангелия и их исполнению, то можно предположить, что некоторые из тех прихожан, кто ещё совсем недавно так умилительно, сосредоточенно и согласно кивали головами на его слова о том, что нужно жить «по-Божиему», перестали бы появляться в храме.

Но эта перспектива не должна смущать доброго пастыря. Те, кого Бог предузнал и предопределил к спасению (Рим. 8:29-30), обязательно останутся. И таких будет большинство. Об этом свидетельствует опыт тех крайне немногих (мягко выражаясь) приходов, где еще пытаются вести вероучительную работу с прихожанами.

Совершенно очевидно, что если человек со всем усердием не будет изучать какую-то науку, то он никогда и не сможет её освоить и применять её в дальнейшем в своей жизни и деятельности. Об этом мы знаем из опыта своей повседневной жизни. Например, если человек не потратит определенное время для изучения правил дорожного движения и не приобретет определенных навыков вождения автомобиля, то он и не сможет сесть за руль и благополучно проехать из одного конца современного мегаполиса в другой. А если он самонадеянно захочет попробовать это сделать, то последствия для него обязательно будут очень неприятные и даже трагические.

Примерно также можно рассуждать и о тех последствиях, которые ждут нас, современных христиан, если мы хотим совершить свой жизненный путь налегке, не прилагая стараний для изучения заповедей Евангелия и не понуждая себя к их правильному исполнению. Живя в нерадении об изучении Евангелия, мы никаким образом не сможем достичь того конечного пункта нашего жизненного пути, к которому должен стремиться каждый христианин – Царства Небесного. Вместо этого вожделенного конечного пункта мы обязательно попадём совсем в другое место, в которое попасть ни в коем случае не хотим и из которого уже никогда не сможем выбраться.

Почему же мы так беспечны? Почему не стараемся всё своё свободное время использовать для изучения Евангелия? Почему не стремимся изучать творения святых отцов Церкви, объяснивших нам его и научивших правильно исполнять евангельские заповеди? Почему для нас жизнь и «заповеди» различных известных и знаменитых людей этого мира – военных и политических деятелей, историков и философов и проч. – намного важнее и интереснее, чем евангельская жизнь Основоположника нашей Веры и Его святые Заповеди?

Ответ прост – у нас нет правильной Веры. Мы не верим (потому что неверные) в то, что наше спасение зависит от того, насколько хорошо мы знаем и стараемся исполнять Евангелие. Мы льстим себе, что спасаемся, ходя регулярно в храмы и совершая некоторые внешние дела религиозной направленности, которые нынче принято совершать для того, чтобы считаться «воцерковлёнными» христианами. Иногда мы даже можем что-то почитывать на тему Православия, но только то, что у нас вызывает интерес, то, что нам нравится. Мы верим в то, что, не прилагая усилий к серьезному изучению своей Православной веры, которое есть насилие для нашего падшего ума, а живя так, как живут все остальные современные «воцерковлённые христиане», мы идем правильным путем ко спасению, и если и дальше будем делать всё также, как нас тому учит современная приходская жизнь, то после окончания земной жизни обязательно попадем в рай и в Царство Небесное. И наши пастыри нас в этом не разубеждают, видимо, также веря в эту ложь. Часто можно слышать от них: «ходите чаще в храм, молитесь, участвуйте в таинствах, делайте добрые дела – так и спасётесь».

Глубокого изучения Евангелия наши пастыри нам «деликатно» стараются не навязывать, видимо, боясь нас отпугнуть от хождения в храмы (как будто бы есть какая-то духовная польза, кроме финансовой выгоды, в том, чтобы неверные присутствовали на Литургии верных, в нарушение канонов Церкви!), а их вполне устраивает просто наше присутствие на богослужениях, купленные нами свечки и оплаченные нами записки, которые мы обязательно пишем за всех наших любимых родных и близких, не жалея для этих «добрых дел» наших кошельков. И знать не знаем и не хотим о том, что эти написанные, оплаченные и поданные в алтарь на проскомидию записки могут являться вовсе не добрыми делами, в чем мы искренне убеждены, вовсе не средством для исцеления душ и облегчения посмертной участи для наших родных и близких, а наоборот, дополнительным источником их страданий и грехов, также как и наших, а для священнослужителей, которые дерзают поминать на проскомидии нераскаянных грешников – смертными грехами (об этом можно почитать здесь).

Наши пастыри вполне удовлетворены тем, что раз в неделю произнесут проповедь на тему воскресного евангельского чтения, и при этом никто из них даже не поинтересуется тем, как её поняли прихожане, отложилось ли в их умах хоть малая кроха от услышанного евангельского отрывка или притчи. Часто пастыри просто читают проповеди по книжкам (как это делается, например, в нашем приходе), читают с запинаниями, с неверными ударениями в словах, с неправильным выражением интонации в предложениях, с различными «э-э…», «м--м…» – читают так, что невольно возникает вопрос – понимают ли они сами то, что читают? А если сами не понимают, то как же могут понять те, кто их слушает? А после прочтения такой проповеди «для галочки» считают свою пастырскую миссию по обучению прихожан Евангелию выполненной и спокойно отпускают овец пастись там, где они хотят, до следующего воскресного дня.

Где же будут пастись овцы все эти семь дней? Точно ли на тех пастбищах, где растет зеленая и сочная трава евангельского учения о спасении? Кто будет учить их все это время? Будут ли они самостоятельно изучать Евангелие? Кто будет контролировать этот процесс самообучения? Редко кто из пастырей задаётся такими вопросами.

Видимо, редко кто из них вообще задается вопросом – а кем является он сам – пастырем добрым или наёмником? А выполняет ли он свой пастырский долг? А исполняет ли он сам заповедания Господа? Например, современными пастырями практически повсеместно нарушается заповедь Христова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).

Первая часть слов Господа говорит о теоретическом научении перед Крещением, а вторая – о научении практической христианской жизни по заповедям Христовым. Сам Сын Божий долгое время наставляет Своих учеников (три с половиной года), показывая личный пример, неотлучно пребывая с ними, доказывая Свою истинность множеством чудес, а только потом возносится к Отцу, совершив Искупление всего человеческого рода. При этом Он не оставляет апостолов, а посылает им Духа Святого от Отца, Который и наставляет, и напоминает, и утешает: «Когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13).

Так же действовали и апостолы: придя в очередной город, проповедовали о Христе, крестили и научали практической христианской жизни столько, сколько это было необходимо (см.: Деян. 18: 8-11, 19, 10). Они уходили только тогда, когда могли оставить вместо себя пресвитеров и епископов, а в последующем поддерживали посланиями и навещали христианские общины, чтобы поправить ошибки и подкрепить верных. Научение шло непрестанно.

О необходимости обучения вере перед крещением говорит правило 78 Шестого Вселенского Собора: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам». Как видим, здесь требуется не просто обучение, но и своего рода сдача экзамена на знание веры.

Умирающего от болезни человека разрешалось крестить и без обучения, но после выздоровления требовалось изучение веры: «В болезни принявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучать веру и познавать, что Божественного дара сподобились» (Правило 47 Лаодикийского Собора).

Принявшие Святое Крещение обязаны были продолжать научаться правильной христианской жизни, бороться со страстями и развивать добродетели: «Во Христа Крещением облекшиеся дали обет подражать во плоти житию Его… да, оставив прелесть и суету… к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, насколько возможно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего, человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого остатка порочности, происшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен» (Правило 96 Шестого Вселенского Собора).

Повеление Господа: научите… ясно выражает Его святую волю о том, чтобы пастыри учили народ Евангелию. Господь при Вознесении заповедал апостолам учить: это было Его последнее наставление ученикам, указывающее на их главное предназначение на земле. Значит, и для всех последователей, которые берут на себя апостольскую ношу, задача научения стада Христова является главной. Если это не так, то в чем тогда смысл слов Господа: «Паси агнцы Моя» (паси овец Моих) (Ин. 21:16)? Неужели надо «пасти» тела прихожан, будто последние являются бессловесными животными?! Но в этом смысле все они «пасутся» сами по себе: сами зарабатывают, тратят, покупают, едят, одеваются, строят, выращивают, ремонтируют и прочее. Поэтому слово «паси» относится к душам. А как это – «пасти» души? Это значит: преподать истинное вероучение в доступной для человека форме, уберечь (упасти) человека от грехов и от вечной погибели и научить его жизни по евангельским заповедям, то есть научить практической христианской жизни, помогая разбираться во всех случающихся обстоятельствах, направляя человека по тесному пути, ведущему в Жизнь Вечную. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14).

Увы, наши пастыри не учат нас жизни по Евангелию. И я бы сказал, что это скорее их беда, чем их вина. Ведь для того, чтобы чему-то учить, прежде нужно самому быть наученным этому. А научиться жизни по Евангелию – это не просто прослушать курс в современных духовных заведениях и получить дипломы об их окончании. Исполнение евангельских заповедей – это каждодневный крест распятия своего внутреннего человека – своих страстей и похотей. Только так можно встать на путь к спасению и начать по нему двигаться шаг за шагом, год за годом. А потом, когда пастырь уже пройдет достаточный и самый трудный участок этого пути, чтобы хорошо узнать и запомнить на нём все его вехи и ориентиры, все извилистые и опасные места, пропасти и болота, места засад разбойников и обитания диких зверей, – он может пытаться вести по этому пути и других людей.

Увы, нужно признать то, что большинство современных пастырей духовно мертвы. Только духовно мертвые пастыри могут не видеть духовной мертвости и необходимости духовного оживления своих пасомых. Только духовно мертвые пастыри могут безбоязненно пребывать в смертных грехах и ничуть об этом не беспокоиться (в предыдущих статьях я писал о том, что смертными грехами для священников являются, в частности, допуск к причастию людей, которые не принесли должного покаяния в совершенных смертных грехах, без назначения им епитимий, предусмотренных канонами и совершение проскомидии за нераскаянных грешников, о чем я упомянул несколько выше).

Только исполнение евангельских заповедей может оживить и исцелить наши души, умерщвленные грехом. Только путем исполнения евангельских заповедей можно достигнуть спасения. Поэтому сегодня, когда рядом с нами нет пастырей, которые сами исцелили себя с помощью этого единственного средства духовного врачевства и учили бы этому и нас, нам нужно позаботиться о своем спасении самим. Об этом пишут и к этому призывают нас святые отцы. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) совершенно ясно пишет, ссылаясь на древних отцов, что в последние времена за отсутствием истинных наставников, христианам следует руководствоваться на пути своего спасения исключительно самостоятельным изучением Священного Писания и творений святых отцов. При этом те, у кого есть такая возможность, могут обращаться за советом к более опытным отцам и братиям, обязательно сверяя их советы со Священным Писанием и по трудам святых отцов.

Незнание и нежелание изучать заповеди Евангелия является для христианина смертным грехом. Следовательно, человек, который пока еще не понудил себя к серьезному изучению Евангелия, но действительно переживающий о своем спасении, не должен приступать к церковным таинствам до тех пор, пока не принесет истинного покаяния в своем грехе – пока не начнет со всем усердием изучать Евангелие и понуждать себя к жизни по евангельским заповедям. Если же он будет причащаться без исправления себя по Евангелию, то причастие обязательно обернется ему в осуждение и смерть вечную. (О последствиях причастия с нераскаянными смертными грехами я писал здесь). И к таинству Исповеди не следует человеку приступать до тех пор, пока он не проявит усердие к изучению Евангелия и решимость жить по нему. Какой толк ходить и исповедовать свои грехи, если до сих пор остается нераскаянным смертный грех нежелания пребывать в евангельских заповедях? Любой смертный грех отторгает, отлучает человека от Церкви, от Бога, и поэтому участие в Таинствах Церкви для человека становится невозможным. В церковных таинствах могут участвовать только члены Церкви.

Смертный грех – это такой грех, который даже при однократном его совершении имеет своим последствием вечную смерть души человека, если он не принесет в нем должного покаяния. О том, что нежелание изучать Евангелие и жить по нему является таковым, говорит нам Сам Господь: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4). По толкованию святых отцов, слова «пребудьте во Мне» означают пребывание в евангельских заповедях и жизнь по ним. То есть, Господь не может пребывать в том человеке, который не живет по Евангелию. А тот человек, в котором нет Бога, является пленником и добычей сатаны и вечной смерти. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:6).

И в другой евангельской заповеди Господь предупреждает нас: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). По согласному толкованию этой заповеди святыми отцами, «малейшим наречется» означает, что не войдет в это Царство, погибнет вне его в геенне огненной.

А святитель Игнатий (Брянчанинов) называет еретиками тех христиан, которые не живут по евангельским заповедям. Он пишет: «К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым, и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно – отречение от Христа. Сам Господь сказал: Исповем импризнающим устами Господа, а делами противоречащим Его волеяко николиже знах вас, отыдите от Мене, делающии беззаконие (Мф. 7:21,23)».

Вот так, братья и сестры! Как же нелегко нам, формально крещеным православным христианам, вроде бы, верующим (по-своему) в Бога, регулярно посещающим храмы и делающим некоторые внешние дела христианской веры, тем не менее признать себя еретиками. А ведь нужно это сделать, по словам святых отцов. И причина этого – незнание Евангелия и нежелание его изучать.

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48) – говорит нам Господь в Своем Евангелии. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Суд бывает частный для каждого христианина немедленно после его смерти, и будет общий для всех человеков при Втором Пришествии на землю Господа нашего Иисуса Христа. На обоих судах присутствует и судит Сам Бог. На суде частном Он производит суд при посредстве ангелов света и ангелов падших; на суде общем Он произведет Суд посредством вочеловечившегося Слова Своего. Кодекс или собрание законов, на основании которого будет производиться суждение и произноситься приговор на обоих судах, – Евангелие… По евангельским заповедям мы будем судимы на Суде, установленном от Бога для нас, христиан православных».

КАК НУЖНО ИЗУЧАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ. Бывает и так, что человек положил себе за правило регулярно читать Евангелие и выполняет это правило – к примеру, читает каждый день по одной главе, и делает это в течение длительного времени. Однако и такое чтение может оказаться совершенно бесполезным для исцеления души человека и бесплодным для его ума, если он ограничивается только чтением ради исполнения своего правила, а не старается всеми силами применить прочитанное к своей реальной жизни, воплотить Евангелие в своих делах, словах, мыслях и чувствах. Человек, который не задался целью быть не просто читателем, но исполнителем Евангелия, может вообще не видеть в прочитанном тексте Священного Писания самих заповедей Божиих, необходимых для исполнения. Святитель Игнатий не случайно писал о том, что многие люди ежедневно читают Евангелие, а вместе с тем никогда не читали его.

Почему же так происходит – вроде бы читают, а на деле выходит, что никогда не читали? Причина этого – всеобщая болезнь под названием «фарисейство», объявшая современную земную Церковь. Об этом я писал в предыдущей статье. Приведу из нее цитату святителя Игнатия, которая дает ответ на вопрос о причинах этой слепоты: «Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношение к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою? Неспособный к покаянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающих очи ума. Хотя он и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми».

Чтобы исцелиться от этой смертельной болезни – фарисейства, – нам нужно не просто читать Евангелие, а мы должны научиться видеть в Евангелии Господни заповеди, обязательные для нашего исполнения. Как же нам сделать это? Как приучить свой падший, плотский ум, помраченный страстями, понимать и принимать духовное учение о спасении, содержащееся в Евангелии?

Если мы будем в своем падшем, плотском состоянии, пусть даже со всем имеющимся у нас усердием, читать Евангелие, то все равно не сможем его понять правильно, а тем более, – увидеть в нем все Господни Заповеди. Наш ум помрачен страстями, это – результат грехопадения наших прародителей, и он не способен к принятию понятий духовных. Если такой ум будет читать Евангелие, то понимать он его будет все равно по-плотски, искаженно, ложно. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1Кор. 2:14).

Поэтому для того, чтобы мы смогли научиться правильно понимать Евангелие, при его изучении нужно соблюдать определенные правила.

Во-первых, чтобы не было горьких ошибок в понимании текста Священного Писания, перед началом чтения Евангелия – Благой вести о приходе в мир Спасителя – необходимо узнать и очень хорошо понять: кого пришел спасать Христос, от чего спасать и почему спасать. Другими словами, необходимо краткое ознакомление с основными понятиями Веры: о Боге, о сотворении мира, о сотворении человека, о качествах первозданного человека, о рае, об Ангелах, о сатане и бесах, о грехопадении, о поражении человека вечной смертью, о добродетелях, страстях и грехах, об аде, о Суде Божием, о воплощении Сына Божиего, об Искупительной Жертве Иисуса Христа, о Воскресении, о сошествии Святого Духа, о Церкви Христовой, о покаянии. Краткое изучение этих вопросов в совокупности называется Оглашением.

Оглашение чрезвычайно важно для христианина. Церковь своими канонами установила необходимость длительного Оглашения (до 3-х лет) для каждого человека, желающего стать православным христианином и принять Крещение. Но так как в последние десятилетия эти церковные установления не выполнялись, а людей крестили без Оглашения либо оно было кратковременным и формальным (об этом можно прочитать здесь), то в Оглашении нуждается практически каждый из ныне крещеных людей для того, чтобы он мог выправить свои понятия о Вере и пути к спасению и в дальнейшем вести правильную христианскую жизнь.

Не случайно преп. Симеон Новый Богослов пишет о том, что независимо от того, кем является человек – мирянином ли или монахом, или хоть даже архимандритом, но если он не проходил должного Оглашения, то ему обязательно нужно найти человека, который бы его мог правильно огласить, и принять у него Оглашение. К сожалению, нынче очень и очень трудно найти такого человека, но вот здесь можно прослушать качественное Оглашение и проверить себя по итогам этого прослушивания – действительно ли я знаю свою Веру, не имею ли искажений и ложных понятий о ней?

Во-вторых, нужно читать Евангелие с одновременным чтением толкований святых отцов на читаемый евангельский текст. Святитель Игнатий пишет: «При чтении евангелистов должно читать и Благовестник, то есть объяснение Евангелия блаженным Феофилактом, архиепископом Болгарским. Чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия, и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковью, мы сохраним предание Святой Церкви… В чтении отеческих писаний нужно соблюдать постепенность и никак не читать их поспешно».

В-третьих, человек, прочитав толкование главы или ее части, должен обязательно постараться повторить прочитанное своими словами (если он сейчас один – можно вслух), как он его понял, – именно так усваивается материал. Услышанное или прочитанное еще не является собственным, а вот рассказанное своим языком уже является приобретенным знанием, духовным багажом, который можно применить в жизни.

В-четвертых, хорошо, если человек, читая Евангелие, будет стараться применять прочитанное к себе, вспоминая свою прошедшую жизнь и примеры своих страшных грехов и страстей (при этом нельзя оживлять в памяти воспоминания о блудных грехах, помня о них не по виду, а по их сути), осуждая и укоряя себя в них, причисляя себя по состоянию своей души, пораженной и умерщвленной грехом, к тем больным, слепым, прокаженным, расслабленным, хромым, скрюченным, беснующимся и умершим людям, которых оживил и исцелил Господь, и прося Его о своем исцелении, очищении, прозрении и проч. также, как просили об этом и они.

В-пятых, необходимо читать труды святых отцов Православной Церкви. Святые отцы, научившись из Евангелия подражать Христу, об этом самом и составили свои Писания, научая нас евангельской жизни. Поэтому, читая их творения, мы учимся тому, как правильно понимать и исполнять заповеди, – об этом говорит весь опыт святых подвижников веры. Если прочитанное стараться применять в жизни, то и Евангелие станет понятно.

Святитель Игнатий советует: «Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем, тогда и деятельность твоя удобно сделается евангельскою. Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением, изучением Евангелия».

Усвоившему однажды толкование, необходимо постоянно читать Евангелие, всегда проверяя себя, помнит и понимает ли он смысл читаемых слов. Если что-то забылось, то непременно нужно обратиться к знающему человеку или вновь прочитать это место у толкователя. Со временем смысл всех стихов будет понятен, а в нужный момент заповеди будут вспоминаться и станут применимыми в жизни.

К чтению Евангелия нужно себя постоянно понуждать. Это – насилие над своим падшим умом с целью его исправления, поэтому не следует ждать от чтения никаких приятных ощущений, радостей и удовольствия. «При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину», пишет святитель Игнатий, «…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испускает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Евангелие тогда станет доступным и желанным, когда человек будет понуждать себя жить по заповедям Христовым: «Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие», – пишет святитель Игнатий.

Братья и сестры, благодарю Вас за внимательное прочтение этой статьи. Если Богу будет угодно, то последует продолжение.

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

17. Ответ на 11, Vladislav:

... в том числе сказать, чтотакой то духовно мертв т.е. осуждать -это произнести приговор всей его жизни.


Почему всей его жизни? Нет, Вы ошибаетесь, это – не приговор всей его жизни. Разве в нижеприведенных мною цитатах святые отцы выносят грешникам приговоры всей их жизни? Вовсе нет. Это – всего лишь констатация их духовного состояния на данный момент времени и обличение для них. Ничто и никто не мешает духовному мертвецу признать свои грехи и заблуждения (ведь ум-то у него жив, несмотря на то, что дух мертв), покаяться и духовно ожить.
Для этого и пришел Господь - чтобы призвать грешников к покаянию. И время Он для этого пока еще дает.
Автор статьи также хотел бы, чтобы хоть кто-то из них задумался о покаянии.
Виктор / 03.01.2024, 09:04

16. Ответ на 13, Виктор :

Здесь обличаются пороки человеческие: 1)пёс -символ язычества и идолопоклонства 2) свинья -грех маловерия, неблагоговения, апостол Иуда обличает неверие и безбожие, а апостол Иаков - блудную страсть. Здесь нет осуждения конкретных людей, тем более определённого церковного сословия. Понятно, что все люди согрешают, но священники -лучшие из прочих членов церкви. Поэтому, они в священники и избираются. В советское время было не совсем так, органы КГБ часто не пускали в священники людей достойных, а недостойных наобарот, продавливали. Но даже и в таком случае, не нужно их осуждать. Это противоречит добродетели самоукорения. И святоотеческим заповедям. Ради благоговения к их сану, в конце концов. Как Николай первый поклонился одному иерею и собирался у него руку поцеловать, а тот стал её убирать, говорить, что недостоин. Тогда царь сказал: не тебе дураку поклоняюсь, а сану твоему.
Vladislav / 03.01.2024, 00:23

15. Ответ на 14, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Хочешь поговорить со Христом, читай Св. Евангелие, причём на церковно-славянском языке, лучше в старообрядческом издании.


Далеко не для всех верна эта рекомендация. А точнее, очень мало кто из современных людей способны уразуметь христианское учение из непосредственного чтения Евангелия. Сначала нужно читать толкования святых отцов и их творения, предназначенные для всех христиан.
Если же человек приступит к чтению Евангелия без предварительного обучения Православной вере и аскетической подготовки, то он может просто ничего не понять, запутаться и бросить читать, охладев и к вере. А может наоборот, впасть в своевольное и еретическое толкование, тем самым только еще больше отдалив себя от Христа.
Кстати, в статье идет речь и о священстве. Согласны ли Вы с оценками и суждениями автора относительно современных пастырей и того, как они пасут Христово стадо?
Виктор / 02.01.2024, 17:01

14. Зачем нам Евангелие?

Хочешь поговорить со Христом, читай Св. Евангелие, причём на церковно-славянском языке, лучше в старообрядческом издании.

13. Ответ на 8, Vladislav:

Есть свидетельство и слова и наших исповедников Российских… которые наказывали своим чадам … всех их видеть святыми. От одного из таких учеников, схиархимандрита Макария Болотова, который и сам стал исповедником и мучеником за веру, я это слышал лично и передаю всем…


Наказ Вашего старца Вам и другим его духовным чадам видеть всех святыми вовсе не является правилом для всех остальных христиан. Если бы это было обязательным для всех, то мы никогда бы не нашли в Священном Писании, например, таких строк:
«Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пт. 2:22),
или: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (Иак. 4:4),
или: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» (Иуд.12,13).
Можно приводить множество примеров, когда не только Апостолы, но и другие святые отцы не стеснялись в выражениях, обличая грехи людей. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет про современных ему священнослужителей: «Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы».
Но при этом святые отцы вовсе не осуждали тех, кого они обличали, и можно предположить, что и святыми их также не видели.
Можно, конечно, сказать: так ведь это делали святые отцы, не нам ровня.
Но святые отцы никогда не канонизируются при жизни, и в то время, когда они обличали грехи людей, они еще не были причислены к лику святых. И далеко не все святые удостаиваются канонизации. А вообще, все христиане призваны к святости, и без святости нет спасения.
Виктор / 02.01.2024, 05:45

12. Ответ на 8, Vladislav:

Есть свидетельство и слова и наших исповедников Российских… которые наказывали своим чадам …


Если старец что-то наказывает своим духовным чадам, находящимся у него в послушании, то исполнение этих наказов является обязанностью этих чад. Но в то же время эти наказы не всегда бывают применимы, и тем более, обязательны для других людей, не являющихся чадами этих отцов.
И это вполне объяснимо. Духовный отец (если он действительно является духовным) знает, а иногда и видит устроение души своего чада – конкретного человека, и поэтому наказывает ему то, что является полезным именно данному конкретному человеку. Но устроение души у каждого человека свое. У каждого человека свои характер, духовное состояние, свои наиболее развитые страсти, любимые грехи, жизненные обстоятельства и проч. Поэтому и духовные рекомендации разным людям могут различаться. Что полезно одному, может быть не полезным и даже вредным для другого.
Если Вы являетесь духовным чадом этого отца, и если при этом он действительно находился в Истине, то правильно делаете, что стараетесь выполнять его наказы.
Виктор / 02.01.2024, 05:37

11. Ответ на 10, Виктор :

Я понимаю, что мы все люди и можем согрешать, то тогда мы можем это и констатировать или промолчать, в зависимости от пользы ближнему. Например ,сказать своему другу, что он соврал или промолчать, если он вышел из себя ит.д. Особенно полезно рассуждать о своих грехах. Но осуждать, как сказал авва Дорофей, это значит сказать, что такой-то лгун, блудник ит.д.в том числе сказать, чтотакой то духовно мертв т.е. осуждать -это произнести приговор всей его жизни.
Vladislav / 01.01.2024, 20:40

10. Ответ на 8, Vladislav:

Тут не могу согласиться с уважаемым автором, ибо именно церковное предание и учение святых отцов учит нас не только не осуждать священника, но и считать это сугубым грехом.


Всем нам обязательно нужно научиться различать осуждение от рассуждения. Если мы не научимся этого делать, то сами будем пребывать в грехе осуждения ближних, не замечая этого. А именно: мы можем осуждать какого-то человека в том, что он кого-то осудил. А на самом деле этот человек и не думал никого осуждать, а просто привел свои доказательные рассуждения по одному из вопросов. А мы, выходит, безосновательно осудили его на основании того, что нам так показалось.
Если бы автор статьи просто, без всяких доказательств, без ссылок на Священное Писание и писания святых отцов, написал о том, что большинство современных пастырей духовно мертвы, то это могло бы быть грехом осуждения, но могло бы и не быть, в зависимости от того, какова на самом деле духовная реальность.
Однако он обосновывает свои слова соответствующими доказательствами, основываясь на учении Церкви о спасении. При этом он глубоко сожалеет о таком положении вещей в современной земной Церкви и об этих священнослужителях, которые своей ложной деятельностью обрекают себя и свою паству на вечные муки в аду.
Как же нам научиться различать осуждение от простого рассуждения? Как научиться не осуждать, говоря о грехах других людей?
Это довольно просто, но требует навыка. Для этого нужно, рассуждая о ком-либо, всегда отделять грех от человека. Грех мы должны осуждать, а самого человека миловать, сожалеть и печалиться о нем. Стараться переживать из-за того, что, пребывая в этом нераскаянном грехе, человек тем самым сам себя обрекает на вечные адские муки.
Если научимся так делать, то никогда не будем осуждать других людей.
Виктор / 01.01.2024, 11:44

9. Ответ на 8, Vladislav:

Тут не могу согласиться с уважаемым автором, ибо именно церковное предание и учение святых отцов учит нас не только не осуждать священника, но и считать это сугубым грехом.


Всем нам обязательно нужно научиться различать осуждение от рассуждения. Если мы не научимся этого делать, то сами будем пребывать в грехе осуждения ближних, не замечая этого. А именно: мы можем осуждать какого-то человека в том, что он кого-то осудил. А на самом деле этот человек и не думал никого осуждать, а просто привел свои доказательные рассуждения по одному из вопросов. А мы, выходит, безосновательно осудили его на основании того, что нам так показалось.
Если бы автор статьи просто, без всяких доказательств, без ссылок на Священное Писание и писания святых отцов, написал о том, что большинство современных пастырей духовно мертвы, то это могло бы быть грехом осуждения, но могло бы и не быть, в зависимости от того, какова на самом деле духовная реальность.
Однако он обосновывает свои слова соответствующими доказательствами, основываясь на учении Церкви о спасении. При этом он глубоко сожалеет о таком положении вещей в современной земной Церкви и об этих священнослужителях, которые своей ложной деятельностью обрекают себя и свою паству на вечные муки в аду.
Как же нам научиться различать осуждение от простого рассуждения? Как научиться не осуждать, говоря о грехах других людей?
Это довольно просто, но требует навыка. Для этого нужно, рассуждая о ком-либо, всегда отделять грех от человека. Грех мы должны осуждать, а самого человека миловать, сожалеть и печалиться о нем. Стараться переживать из-за того, что, пребывая в этом нераскаянном грехе, человек тем самым сам себя обрекает на вечные адские муки.
Если научимся так делать, то никогда не будем осуждать других людей.
Виктор / 01.01.2024, 08:17

8. нужно признать то, что большинство современных пастырей духовно мертвы

Тут не могу согласиться с уважаемым автором, ибо именно церковное предание и учение святых отцов учит нас не только не осуждать священника, но и считать это сугубым грехом. Есть свидетельство и слова и наших исповедников Российских, прошедших в советские времена лагеря, ссылки, всяческие гонения и издевательства за веру и известных святостью своей жизни и духовным рассуждением, которые наказывали своим чадам не только не осуждать никакого священника, но всех их видеть святыми. От одного из таких учеников, схиархимандрита Макария Болотова, который и сам стал исповедником и мучеником за веру, я это слышал лично и передаю всем ,кому не безразлично учение святых отцов и церковное предание.
Vladislav / 31.12.2023, 05:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Беседы на тему Оглашения
Предисловие. Часть 1
11.05.2024
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Как узнать о своих грехах?
Рассуждение в Великий пост
18.03.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
Все статьи темы
Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви
Об инакомыслии и исповедничестве, сносе
Десятинного храма в Киеве, и двойном лишении украинского гражданства...
20.09.2024
«Украинцам продана эта война»: состоялась
премьера фильма Кустурицы о гонениях на УПЦ
20.09.2024
Выступление в ходе посольского «круглого
стола» по урегулированию ситуации вокруг Украины / важное видео на 5′′
14.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
22.11.2024 13:47
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56