Зачем нам Евангелие?

Часть 1. Как научиться покаянию в грехах

2 alexandra_001008  Алкаш 
1035
Время на чтение 19 минут
Фото: Из интернет-источников

В предыдущей статье я начал писать о необходимости изучения Евангелия. Продолжу эту тему.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его». Причина этого парадокса в том, что большинство современных христиан относятся к Евангелию не как к Закону, обязательному для исполнения каждому, кто хочет спастись, а как к книге либо исторической, либо нравственной, указывающей нам определенные ценности как некий идеал, хотя и весьма похвальный, но стремиться к достижению которого для нас вовсе не обязательно.

Такое отношение к Евангелию является гибельным заблуждением. Если мы не уясним себе значения евангельских заповедей как единственных спасительных для нас правил жизни, то так никогда и не начнём его изучать по-настоящему. Не изучив его, никогда не сможем применить его для своего спасения, а значит, так и останемся пребывать в своём падшем погибельном состоянии, которое мы унаследовали после грехопадения наших прародителей. Только исправление нами своего падшего естества через исполнение евангельских заповедей может спасти нас от вечной смерти, от рабства своим страстям и злым духам, как учит нас Церковь.

«Исполнение этих заповедей, противное и враждебное падшим воле и разуму человеческим, исцеляет наше естество от недуга и заразы, произведенных в нем падением, исцеляет с тою решительностию и силою, которая свойственна одному Божественному врачевству. Никакое человеческое нравоучение, никакая человеческая мудрость не могут производить такого действия на человека, не могут производить тени того действия, какое производят евангельские заповеди, когда человек исполняет их. Они изменяют ум, сердце, тело», пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Но очень и очень немногие из тех, кто считает себя нынче православными христианами, понимают важность деятельного изучения Евангелия как определяющего их вечную участь. Большинство же современных христиан, часть из которых «воцерковлены» уже много лет, Евангелие читают редко, евангельских заповедей не знают, а когда речь заходит о необходимости жизни по Евангелию, предпочитают побыстрее закончить этот неудобный для них разговор. Если бы современные христиане действительно понимали всю важность изучения Евангелия, то жили бы совсем не так, как живут сейчас. Да и сама окружающая нас политическая, экономическая и социальная обстановка в стране и в мире, конечно, была бы совсем другой, если бы хоть та мизерная часть из крещёных людей, которые еще посещают нынче храмы, относились к Евангелию так, как этого требует от нас Бог.

То, что Евангелие забыто в мире – это понятно и объяснимо. Но страшно то, что оно забыто нами – теми, кто носит название православных христиан. К горькому сожалению, есть среди нас и такие, кто вообще не задумывается о том, что ждёт его после смерти, об аде и рае, о Страшном Суде, а уж тем более о том, что Господь будет судить нас по тому, как мы исполняли в своей жизни Его святые заповеди. Остаётся только удивляться тому, насколько мы беспечны, что нас не заботит даже наша вечная участь; и как мы пренебрежительны к заповеданиям, которые дал не человек, но Бог!

«Раскрывая для чтения книгу – святое Евангелие, пишет святитель Игнатий, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь на земле по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни».

Мы же подчас раскрываем эту Священную Книгу только для того, чтобы прочитать определенные главы или отрывки, требующиеся для выполнения нашего правила ежедневного чтения, без цели изучить и запомнить евангельские заповеди для того, чтобы постараться их применять в своей жизни. Поэтому и не удивительно, что такое чтение никак не отражается на изменении нашей жизни и исцелении наших умов и сердец.

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48) – говорит нам Господь в Своем Евангелии.

Но, несмотря на такие грозные предупреждения Самого Бога, мы все равно продолжаем жить в нерадении к изучению святого Евангелия. «Ведь эти Твои слова относятся, наверное, не к нам, Господи, говорим мы, мы же не отвергаем Тебя, а наоборот, мы Тебя очень любим и в Тебя очень верим». Но Господь отвечает нам на это: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:15, 21, 24).

А наша вера без дел – без исполнения заповедей – мертва, и нет нам от такой веры никакой пользы, потому что спастись такой верой невозможно, о чем предупреждает нас Апостол (Иак. 2:14-20).

Так действительно ли мы любим Бога и действительно ли верим Ему?

Братья и сестры, нужно, обязательно нужно нам это проверить, чтобы не продолжать оставаться в неведении и самообольщении! Потому что если мы не озаботимся сейчас этой проверкой, то так и продолжим жить в самообмане, думая о себе, что мы – люди православно верующие, и что мы как будто бы действительно спасаемся и двигаемся в направлении Царства Небесного. И может так случиться, что поймём это своё гибельное заблуждение только во вратах смерти, когда изменить уже будет ничего невозможно.

А проверить свою веру и любовь к Богу можно только одним способом: слушая или читая конкретные заповеди Евангелия, нужно честно спросить себя – знаю ли я их? помню ли о них? исполняю ли я их, во всяком случае, стараюсь ли это делать? а если не знаю и не исполняю, то раскаиваюсь ли в этом и стараюсь ли исправиться? обещаю ли я Богу каждый раз после нарушения Его заповедей всеми своими силами впредь этого не допускать?

Давайте же попробуем проверить себя на предмет того, каково мое реальное духовное состояние – спасаюсь ли я или погибаю, живу ли я по Евангелию или по своей греховной воле и падшему разуму? Для этого в дальнейшем я буду приводить некоторые евангельские заповеди, а все желающие смогут честно ответить себе на поставленные выше вопросы.

Святитель Игнатий пишет: «"Приидите ко Мне, – говорит Господь, – вси труждающиеся и обременении, и Аз покою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф. 11, 28–30). Иго и бремя Христово – евангельские заповеди. Они требуют самоотвержения и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу и потому названы игом благим и легким… Главным и существенным занятием нашим да будет служение Богу, стремление усвоиться Ему. Служение Богу заключается в непрестанном памятовании Бога и Его велений, в исполнении этих велений всем поведением своим, видимым и невидимым… Учение Христово, как учение Божие, есть Закон. Точное исполнение Закона, изреченного Богом, Творцом и Искупителем, есть непременный долг искупленных созданий. Небрежение об изучении и исполнении Закона есть отвержение Законодателя».

Иногда люди думают, что вовсе не обязательно выполнять все евангельские заповеди, а можно только некоторые – те, которые мне больше нравятся или больше подходят. Но это заблуждение. Чтобы нам его избежать, Господь предупредил нас: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). По согласному толкованию этой заповеди святыми отцами, «малейшим наречется» – означает, что не войдет в это Царство, погибнет вне его в геенне огненной. Святитель Игнатий пишет: «Господь назвал свои частные заповеди малыми по простоте и краткости изложения, по причине которого они удобоприступны для каждого человека. Назвав их малыми, Господь возвестил однако ж, что нарушитель одной такой заповеди «мний наречется в Царствии Небеснем» (Мф. 5:19), т.е. лишится этого Царства. Устрашимся определения Господня! Рассмотрим Евангелие; заметим в нем все заповедания Господа нашего, внедрим их в памяти для тщательного и неупустительного исполнения их; уверуем живою верою во Евангелие».

Итак, все евангельские заповеди нужно знать и исполнять. Начать же их рассматривать, конечно, лучше с самых главных и фундаментальных.

1. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). «Первая заповедь, данная Богочеловеком всему без исключения человечеству, есть заповедь о покаянии: «начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие Небесное» (Мф. 4:17). Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди», пишет святитель Игнатий.

Если заповедь о покаянии объемлет все прочие евангельские заповеди, то значит, исполнив её, мы сможем исполнить всё Евангелие, то есть сможем спастись. Вот какое безмерно важное значение имеет для нас заповедь о покаянии. Исполняем ли мы её? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, в чём заключается покаяние. А суть этого вопроса раскрывается в творениях святых отцов. Наша беда порой заключается в том, что мы думаем о покаянии каждый по-своему – так, как нам подсказывает об этом предмете наш падший разум, помраченный страстями, так, как нам хочется об этом думать, то есть так, как нам думать об этом удобно. Это является большой и трагической ошибкой. Святые отцы учат, что мы не должны доверять своему разуму, но нужно во всех своих суждениях, касающихся вопросов нашего спасения, основываться только на учении Церкви – на Священном Писании и писаниях святых отцов. Тем более этого требует такой наиважнейший вопрос, как покаяние, от правильного понимания которого всецело зависит наша вечная участь.

Поэтому предлагаю попробовать подробнее рассмотреть покаяние так, как учит о нём святитель Игнатий, которого Церковь недаром назвала «покаяния и молитвы учителем изрядным» (тропарь святителю Игнатию), чтобы проверить – исполняем ли мы эту основополагающую заповедь Господа о покаянии или только тешим себя пустыми иллюзиями о том, что являемся христианами.

1.1. «Покаяние возможно только при точном, хотя б и простом, знании православной христианской веры, чуждом всякой ереси и зломудрия», пишет святитель Игнатий. Вот одно из первоначальных и главных условий покаяния, а значит, и спасения – точное знание своей Православной веры. А уверены ли мы в том, что знаем ее? А если уверены, то откуда у нас такая уверенность? Разве при принятии таинства Крещения мы проходили Оглашение (о том, каким оно должно быть, написано здесь)? А если не проходили, то потрудились ли мы в течение нескольких лет над тщательным изучением святоотеческих творений, чтобы исправить свой ум путем принятия правильных понятий Православной веры и решительным отвержением всех ложных понятий, ересей, суеверий и различных своевольных суждений о Вере? А проверяли ли нас наши пастыри на предмет знания нами Православия? А если никто нас не проверял, то разве мы можем быть уверены в том, что не имеем никаких заблуждений и искажений Православной веры?

Боюсь, что на все эти вопросы у большинства современных крещёных людей могут быть только отрицательные ответы. Но ведь это практически и означает то, что мы уже нарушили и с каждым днем нашего нерадения о изучении своей Веры продолжаем нарушать рассматриваемую нами основополагающую Господню заповедь о покаянии, которая включает в себя и все остальные евангельские заповеди. А это значит, что на спасение мы пока рассчитывать не можем, Царство Небесное для нас закрыто, и наша участь – вечные адские муки. Устрашимся этого, братья и сестры, начнём же наконец изучать свою Православную веру!

«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно утешительным зрелищем», – пишет святитель Игнатий. И это написано им в середине 19-го века, когда Россия была православным государством и Православная вера была государственной религией. Что же можно сказать о нынешних христианах, у которых после 70-летнего атеистического периода была практически полностью нарушена преемственность поколений в передаче знаний о Православии и которых за тридцать с лишним лет после того, как Церковь получила свободу, никто из пастырей так и не позаботился научить своей Православной вере?

«Учение вере должно предшествовать Крещению; учение жительству по заповедям должно последовать Крещению. Первое учение – теоретическое, второе – практическое... Первое учение можно уподобить основанию здания, а второе – самому зданию, воздвигнутому на этом основании», - пишет святитель Игнатий.

Вот так, братья и сестры, должно происходить обучение покаянию. А как же мы, не будучи научены первому учению – теоретическому, можем надеяться воздвигнуть на нём, как на основании, свое практическое здание спасения – жительство по Заповедям? Если и будем пытаться это сделать, то первым же сильным ветром и дождем оно будет разрушено, как об этом предупредил нас Сам Господь в Своей притче (Мф. 7:26-27). «И будет падение его великое», такое великое, что больше и страшнее этого падения ничего не может быть – вечная погибель и мучение! Братья и сестры! Поверим святым отцам Церкви, писания которых просвещены благодатью Святого Духа – Духа Истины, и которые учат нас о необходимости изучения своей Веры, без чего нам не спастись. Начнём же, наконец, изучать Православие, чтобы нам быть христианами не по одному только названию, но по самим нашим делам.

1.​​​​​​​2. «Основание покаяния – сознание, полное сознание своей греховности… Первоначальное покаяние заключается в сознании своих согрешений и своей греховности, в сожалении о них, в принесении этих сознания и соболезнования, посредством искренней Исповеди и усердной молитвы пред Лице Божие, с решимостью и обещанием оставить греховную жизнь и принять в правило поведения евангельские заповеди. За таким покаянием последует прощение грехов, примирение с Богом, усвоение Богу», пишет святитель Игнатий.

Давайте будем проверять себя дальше на предмет исполнения Господней заповеди о покаянии: сознаем ли мы свою греховность, знаем ли мы свои грехи?

Весь наш жизненный опыт подсказывает нам: чтобы нам что-то узнать или чему-то научиться, нас должен кто-то этому научить. С раннего детства мы начинаем приобретать знания, и этим знаниям нас учат родители и учителя в школе. Чтобы научиться читать, мы сначала изучали буквы алфавита, потом нас учили складывать из них различные слова. Точно также мы учились и правописанию, и арифметике, и другим школьным дисциплинам.

Но если бы к детям, собравшимся на первый свой урок по математике, физике или какому-нибудь другому школьному предмету, пришла учитель, раздала бы учебники и сказала: «Изучайте. Читать уже умеете», а сама пошла бы по магазинам, в парикмахерскую или куда-нибудь еще, то разве смогли бы эти ученики чему-то научиться? Скорее всего, большинство из них даже не стали бы и раскрывать учебники.

Но современным верующим людям намного труднее научиться борьбе со своими грехами и спасению без постоянного пастырского руководства и наставления, чем таким детям, которых бросила их учитель. Потому что в деле обучения своей Вере человеку препятствует не только немощь его падшего естества, помраченность его ума страстями, но и злые духи, постоянно стремящиеся исказить в его сознании учение Церкви и сбить человека со спасительного пути.

Для того, чтобы нам узнать о наших грехах, нас обязательно должен кто-то научить: что такое грехи, откуда они возникают, мы должны узнать о различных примерах грехов, которые мы постоянно совершаем в нашей обыденной жизни и не осознаем этого. Нас нужно учить о том, как различаются грехи по степени их тяжести, какие страшные и гибельные последствия для нас имеют наши грехи, как вести с ними правильную борьбу за свое спасение.

И если нас всему этому никто не научил, то как же мы можем узнать о своих грехах и осознать свою греховность? Учить нас всему этому должны наши пастыри, которые для того и поставлены Господом в Своей Церкви, чтобы пасти Его овец – учить их Вере и покаянию. А если они этого не делают, то овцы разбредаются кто куда и гибнут в болотах своих грехов и страстей и делаются добычей диких зверей – злых духов. И, к сожалению, нынче именно так всё и происходит, потому что современные пастыри в большинстве своём сами себя превратили из пастырей в строителей, администраторов и социальных работников. Вот и получается, что большинство современных христиан до сих пор остаётся в глубокой тьме неведения о своей греховности и по данному святоотеческому критерию также нарушают заповедь Господа о покаянии – своих грехов не знают и греховность свою не осознают. Значит, и вести правильную борьбу с грехами они не могут, а поэтому так и остаются пребывать в состоянии погибели день за днем, год за годом, но не знают об этом и ничуть об этом не беспокоятся.

Но тогда зачем же мы ходим на таинство Исповеди? Что мы там исповедуем? Если мы не стремимся честно узнать о своих грехах и греховности, чтобы начать с ними непримиримую борьбу, а исповедуем лишь малую часть наших грехов, которая может являться лишь «вершиной айсберга», и вполне этим удовлетворяемся, а нередко вместо исповедания своих грехов начинаем рассказывать священнику разные длинные истории, в которых реальных своих грехов не видим, то не является ли такое наше отношение к Таинству, установленному Богом, грехом хулы на Святого Духа?

«Угладь стропотные стези ума и сердца твоего, очисти их от всякого лукавства и лицемерия. В противном случае – только усугубишь грехи: к прежним грехам присоединишь грех, несравненно их тягчайший. Страшно мне сказать с определительностью, в чём заключается этот грех! Но для спасения вашего скажу; скажу для того, чтоб каждый из вас, услышав как тяжек и ужасен этот грех, убоялся и избежал его адских челюстей. Впал ли ты в осуждение, в чревоугодие, в гнев? Впал ли в любодеяние? – Ты согрешил как человек. Если же приступишь к таинству покаяния с небрежением, с лукавством, скрытностью, то совершишь начинание сатанинское, наругаешься Всемогущему и Всевидящему Богу, Который создал тебя и воссоздал, даровал тебе благодать покаяния, чтоб ты при помощи ее пребывал в пристанище и состоянии воссоздания, Который, наконец, будет судить тебя, и рассматривать как употребил ты Его неизреченные дары. Святая Церковь в последовании Исповеди влагает в уста духовника для предосторожности кающегося следующие многознаменательные слова: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое: не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене; но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Аще же что скрыеши от мене, сугуб грех имаши», – пишет святитель Игнатий.

Но разве не относятся эти слова напрямую к нам, нежелающим знать о своих грехах? Ведь мы скрываем на исповеди свои грехи уже только тем одним, что не хотим о них узнать, потому что, узнав, нужно будет с ними бороться, а вести борьбу с грехами нам не хочется. Нам хочется пребывать в своих грехах, как свиньям хочется валяться в смрадной грязи, потому что нам это приятно и удобно. И поэтому мы, по страусиной привычке, лучше не будем знать о своих грехах, чем начинать эту тяжкую и мучительную борьбу с ними.

Конечно, мы можем попытаться оправдаться тем, что нас никто не научил борьбе с нашими грехами. И Бог, конечно, знает об этом. Но если бы у нас совсем не осталось средств, которые руководили бы нас к спасению, то мир давно бы прекратил существовать, так как в нем просто не осталось бы спасающихся. Бог позаботился оставить нам эти средства.

Он понудил святых отцов оставить нам свои творения, в которых они, зная, что наступит такое время, когда овцы стада Христова останутся без пастырей, описали для нас путь спасения, в том числе и рассказали нам о примерах различных грехов и страстей и о том, как вести с ними правильную борьбу. Нужно просто изучать творения святых отцов и применять их в деле своего спасения. Но большинство из современных христиан этого делать не хочет, как те нерадивые школьники, так как это дело нудное и неинтересное. Так на что же тогда мы надеемся, как думаем спастись? Ведь святые отцы совершенно ясно написали для нас о том, что в последние времена спасение будет возможным только посредством тщательного изучения Священного Писания и святоотеческих творений и неуклонного руководства ими в деле своего спасения.

Святитель Игнатий пишет: «Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость боговдохновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей и предлагают в руководство Священное Писание и отеческие писания. Отцы, близкие к нашему времени, называют боговдохновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещавают в руководство Священное и святое Писание… Руководство писаниями святых отцов ведёт гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека... Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскудении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями или учением лжеучителей, того должно признать погибшим… Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа… Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа…».

У кого же из святых отцов можно прочитать о том, как нужно вести правильную борьбу со своими грехами и страстями? Об этом писали многие из них – преп. Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Симеон Новый Богослов, преп. Никодим Святогорец и другие. Но наиболее ценными для нас, на мой взгляд, являются творения святителя Игнатия (Брянчанинова), в которых этот святой отец, который писал свои творения в 19-м веке, то есть жил наиболее близко к нашему времени, собрал опыт всех предшествующих ему святых отцов и изложил его доступным и понятным для нас языком. Так неужели же нам не воспользоваться этим бесценным опытом для нашего же спасения, пока еще есть хоть малое время для этого, чтобы потом, когда этого времени уже не останется, нам не кусать себе локти и не проливать бесполезные слезы оттого, что не захотели приложить никаких усилий для своего спасения?

В частности, прочитать о примерах различных грехов по различным страстям, можно в его статье «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями». Но, конечно, сейчас жизнь уже совсем другая, по сравнению даже с 19-м веком. Поэтому в нынешних условиях требуются более адаптированные списки грехов, с учетом многих новых их проявлений в современной жизни и усиленного и многообразного развития страстей у современных людей. Поэтому список грехов, приведенный святителем Игнатием, может оказаться для нас уже недостаточным, а во многом и устаревшим. Поэтому можно с большой пользой применить для изучения своих грехов и борьбы с ними списки грехов современных авторов, например, о. Иоанна Крестьянкина («Опыт построения исповеди»).

Что нам мешает применять это и другие пособия для своего спасения? Нужно ответить честно: только наше нежелание спасаться, наше нежелание вести борьбу с грехом. Но это наше нежелание обязательно будет иметь свои гибельные для нас последствия, потому что другого времени для покаяния, кроме этой нашей единственной земной жизни, у нас уже не будет.

Братья и сестры! Если мы решим честно покаяться и начнем изучать свою Православную веру, Евангельские заповеди и стараться жить по ним, бороться со своими грехами и страстями, то, может быть, Бог помилует Россию и еще даст всем нам время на ПОКАЯНИЕ?

Фролов Виктор Николаевич, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 4, Сергей:

Виктор, я надеюсь, что Вы тут не принимали прямого участия - но вот такая штука.
В одном из храмов Нижнего (и опасаюсь, что это не единично) вчера в лавке рядом с книжками появилась пачка самодельных распечаток "Список смертных грехов". Вот прямо с Вашими формулировками, а также эпиграфом о том, что "если покаемся, может быть, Господь помилует Россию".
Откуда взялись распечатки, неизвестно - кто-то тихонько положил. Отправлены в печку. Мало того, что распространять что-либо в храме без благословения настоятеля - не дело, так ещё и кто-то не боится закидывать людям в умы непроверенный материал со всеми вероятными ошибками.
Повторюсь, это вовсе не обвинение лично Вам - но призыв к огромной осторожности и сдержанности в Ваших действиях. "Чем слово наше отзовётся", и кому в руки попадёт...

По существу статьи есть что сказать? Нет?
Алкаш / 26.12.2023, 18:12

5. Ответ на 4, Сергей:

Уважаемый Сергий, а Вы попробуйте следить за своими мыслями и постараться побороться со своими греховными помыслами, к которым Церковь строго приписывает, как обязательное покаяние. И в чем крамола самоиздата, что перечислил человеческие грехи? Вы лучше ответьте сами себе, что покаяние покаянию - рознь. (притча о фарисее и мытаре). Желаю Вам , легко пройти этот строгий пост с кротостью и смирением ибо "...иго Мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф.11.30) С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 27.03.2023, 10:19

4. О самодеятельности

Виктор, я надеюсь, что Вы тут не принимали прямого участия - но вот такая штука.
В одном из храмов Нижнего (и опасаюсь, что это не единично) вчера в лавке рядом с книжками появилась пачка самодельных распечаток "Список смертных грехов". Вот прямо с Вашими формулировками, а также эпиграфом о том, что "если покаемся, может быть, Господь помилует Россию".
Откуда взялись распечатки, неизвестно - кто-то тихонько положил. Отправлены в печку. Мало того, что распространять что-либо в храме без благословения настоятеля - не дело, так ещё и кто-то не боится закидывать людям в умы непроверенный материал со всеми вероятными ошибками.
Повторюсь, это вовсе не обвинение лично Вам - но призыв к огромной осторожности и сдержанности в Ваших действиях. "Чем слово наше отзовётся", и кому в руки попадёт...
Сергей из НН / 27.03.2023, 07:07

3. В силу нашего помраченного ума, Евангелие нужно читать ОБЯЗАТЕЛЬНО с Толкованием святых отцов.

Что нам мешает применять это и другие пособия для своего спасения? Нужно ответить честно: только наше нежелание спасаться, наше нежелание вести борьбу с грехом.

Вчера на литургии в храме читалось Евангелие о бесноватом юноше, которого не смогли излечить апостолы Христа, и на их вопрос, Он им ответил, что "...сей же род не исходит, токмо молитвою и постом". Толкование на Евангелие от Матфея 17:14, Свт. Николая Сербского: "Пост и молитва суть два столпа веры, два огня живые, попаляющие злых духов. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие. Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным." С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 27.03.2023, 07:03

2.

Спаси Господи, брат Виктор за статью! С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 26.03.2023, 14:43

1.

Не нужно задавать глупые вопросы.
С. Югов / 26.03.2023, 11:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Беседы на тему Оглашения
Предисловие. Часть 1
11.05.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36