Осенью 1985 года, учась на третьем курсе МДА, я записал на диктофон несколько лекций маститого профессора. Ниже приводятся отрывки из трех лекций на темы: о смысле страданий и жизни вообще, взаимоотношении науки и религии и др.
Проблема будет рассматриваться на самых различных уровнях. Здесь много аспектов. Среди них есть два наиболее серьезных, и я бы сказал, наиболее трудных для восприятия. Это две проблемы: так называемых невинных страданий, которые особенно трогают всех, и проблема вечных страданий. Сама проблема страданий, даже взятая просто в житейском плане, вызывает очень много вопросов, недоумений и протестов. Очень упрощенно проблема эта такова: если Бог благ, если Он есть Любовь, если Он есть Премудрость и если, в конце концов, Он есть Существо Всемогущее, то есть то, которое может делать всё, что угодно, то зачем же Он допускает эту бездну страданий, которые наполняют всю историю человечества – от начала и до наших дней. Зачем эти страдания, как можно их объяснить, как можно их принимать? Вспомните Карамазовых: Иван восклицал: «Мир этот я не принимаю». Он не то, чтобы Бога отвергает, нет, ему, в конце концов, даже неважно есть ли Он или нет. Но мира-то Божьего принять он не может. Пример приводил, когда помещик затравил собаками мальчика. Никогда, говорит, не поверю, чтобы мать этого ребенка обнимала в раю этого зверя-убийцу.
Итак, Бог Всемогущ, Благ и Премудр. Когда же задают вопрос о невинных страданиях, забывают один весьма существенный момент, что человек является свободным существом и что если бы он не был бы таковым, то не был бы человеком. Животное не является таковым – и в их мире нет зла. Все естественно, в том числе, когда кошка поедает мышь – это естественный биологический процесс и больше ничего. Там нет зла, именно как моральной установки, связанной с духовной сущностью своего носителя. Зло появляется там, где присутствует разум и воля, где же нет разума и воли – там нет и зла. Человек, как образ Божий обладает одним из главнейших и необходимых свойств – свободным избранием добра и зла. Он именно свободен – в этом величайшая ценность человеческой личности. Там, где нет свободы, там нет и личности, я имею в виду полноценной. А если человек свободен, то он может направить свою жизнь в разные стороны – может делать добро, а может делать зло. Есть духовные и нравственные законы, а есть законы физические – и те, и другие связаны воедино. При этом духовные законы являются первичными по отношению к законам физическим. Каждое нарушение духовных законов влечет как страдания внутренние, моральные, так и страдания чисто внешнего характера, т.е. болезни, беды, войны и т.д. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Не хочешь скорбей – не греши». Кстати, когда происходят какие-то стихийные бедствия, в народе говорят: «Это по нашим грехам». Т.е. стихия – это не есть что-то независимо действующее, а она как физическое явление подчинена духовным законам. Эти законы не являются какими-то юридическими правилами – они суть проекции божественных свойств в нашем мире, с наибольшей полнотой, конечно, в человеке. С христианской точки зрения, Бог есть совокупность всякого блага, добра, красоты и истины. Причиной страданий являются нарушения норм бытия. Если отменить действия этих законов хотя бы на короткое время, то жизнь превратиться в хаос.
Важно правильно поставить вопрос о причинах страдания детей. Если спрашивать, за какие преступления Бог их наказывает, то это псевдовопрос. Вопрос в страданиях детей разрешается не на законической, юридической почве, а совсем на другой. За что страдает мать, когда болеет её ребенок? Какой смысл ее страданий? Едва ли кто будет возмущаться, могут только посочувствовать, более того постараются её утешить. Она страдает не «за что», а она страдает «почему». Есть такой термин «заместительное страдание». Христос Праведник пострадал за неправедных, чтобы они стали праведниками. Оказывается, что праведник может не только страдать за неправедных, а может это делать с действенной пользой для этих неправедных. Вот в чем тайна христианства. Христос пострадал по любви к человечеству – «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Мы можем уподобиться Христу, страдая за других – это «заместительное страдание». Авва Агафон говорил: «Я готов отдать свое тело прокаженному, а самому взять его». Монахиня Мария (Скобцова) пошла в газовую камеру за другого человека. Многие в своей жизни страдали во имя любви к людям. Страдания воинов-героев, подвижников носили не только для них самих очистительный характер, но и являлись заместительными страданиями за людей. Дети, страдая, ничего не осознают, они не имеют еще того разума, который бы дал им возможность отнестись к своим страданиям как к акту божественной милости.
Помните сцену: Рим окружен огромными войсками противника, в нем голод и смерть – ситуация безвыходная. И вот в стан врага идет посланник Рима, приходит к вождю, подходит к священному огню, который у него горел, подносит к нему свою руку и говорит: «Вы бесполезно здесь стоите. У нас множество запасов, прочные стены, достаточно воды. Наш народ сильный и непреклонный». От руки идет дым, помещение заполняется запахом жареного мяса. Посланник продолжает: «Так что вы напрасно теряете здесь время. Никогда вам Рима не взять». Показываются кости на руке – «если хотите, можете стоять. Я пришел вас просто предупредить, а вы решайте сами». Повернулся и ушел. Вождь пришел в изумление и тут же приказал отступить от города со словами: «Если здесь все такие, то нам здесь делать нечего». На свиту вождя и на всех воинов напал ужас – такого никогда в жизни никто не видел и едва ли увидит. Эта потрясающая картина осталась в истории как акт удивительного мужества, силы духа и даже, я бы сказал, силы плоти. Этот человек спас свое Отечество. Есть радость страдания за другого человека. Я думаю, что Бог дает некоторым, в частности, и детям, которые еще ничего не понимают, возможность пострадать за своих близких и родных. И я уверен, что эти дети будут всю вечность благодарить Бога за предоставленную им возможность пострадать. Это вопрос нельзя ставить на юридической почве, так как человек страдает не за преступление другого, а по любви к нему. Дети не понимают этого сейчас, а непременно поймут это после своей смерти.
И еще одна важная тема. Сейчас с особой силой внедряется панрелигия, т.е. идея единой всеобщей религии. Нет ни христианства, ни мусульманства, ни иудаизма, ни шаманства, ни буддизма, а есть единая религия, которая в зависимости от культурной и национальной специфики каждого народа имеет свое лицо. «Сущность одна, но физиономий много», только и всего. Эта панрелигиозная идея неоднократно высказывалась, в частности, в Индии идеологами от Рамакришны и Вивекананды.
У нас об этом заявлял Лев Толстой. Это очень увлекательная и очень серьезная и соблазнительная идея, которую выдвигали достаточно умные и образованные люди. Приняв её, мы тем самым полностью отказываемся от христианства.
Во все времена основной проблемой философии была проблема – что есть истина и как можно её постичь? Большинство современных философских систем вообще исключают эту проблему, рассматривают эти вопросы как детские игрушки, как заблуждения отсталых людей, которыми человечество играло тысячелетиями и никак не могло понять, потому что говорить об этих вещах безсмысленно. Ни естественно-научным, ни чисто рациональным путем эти вещи действительно невозможно понять. Для христианина это вопрос величайшей важности: есть вечность или её нет. Если она есть, то что я должен сделать, чтобы её достичь? Паскаль, живший в 17 веке, предлагал свое знаменитое пари – об этом упоминается в его очень интересной книге «Мысли о религии». Там много материала, который не потерял своей актуальности до настоящего времени. Он рассуждает так: что выберет человек в чисто практическом плане, если он отрицает бытие Божие. Такой человек по сравнению с верующим ничего может не проиграть здесь, но всё проигрывает там. Верующий же человек ничего не проигрывает на земле, живя честно и по совести. Зато, если есть Бог, он всё выигрывает там. Поэтому человек, который не верит в Бога, оказывается в полном проигрыше. Верующий же здесь ничего не теряет, а там всё приобретает. Религия призывает к умеренности: она не говорит – не пей, не ешь, не женись и т.д. – все это для христианина естественно, только всё должно быть умеренно. Отдыхай, но не будь Обломовым. Постись – вся медицина только об этом и говорит: если бы научились поститься, то все были бы здоровы. Религиозные требования к человеку не омрачают его жизнь, а напротив ограничивают его дурные проявления и таким образом осчастливливают его жизнь. Требования оказываются оптимальными условиями для нормального и даже счастливого существования человека и общества. Паскаль попытался элементарно, даже подчеркнуто элементарно, показать безсмысленность и неоправданность отрицания Бога.
И еще очень важный вопрос о взаимоотношении науки и религии. Наука просто не может утверждать, что в нашем непостижимом мире нет Бога. Для того чтобы это утверждать, нужно знать всё. Наука, однако, говорит, что мир безконечен – это один из главных тезисов современного научного знания. Неисчерпаем, в смысле его познания, даже электрон. Нет предела человеческому знанию о мире – это безконечный океан. То, что мы познаем – это не более, чем кружка воды. Чем больше мы познаём, тем меньше мы знаем. Получается, чем больше мы познаём, тем меньше мы знаем по сравнению с открывающимися горизонтами исследований. Представьте себе: сидит человек в маленькой комнатушке и думает, что здесь весь Мир, что он его знает. Тот, кто ничего не знает, думает, что он знает всё – таково сознание необразованного человека. Чем больше мы познаём, тем больше раздвигаем горизонты – они раздвигаются гораздо энергичнее, горизонты непознанного, сравнительно с нашим знанием. Поэтому каждый шаг вперед в науке связан с тем, что перед нами открываются десятки новых проблем. Получается, что в процентном отношении наши знания становятся всё меньше, хотя фактически они увеличиваются. Получается, что в естественно-научном плане не только сейчас, но и никогда в будущем наука не может отрицать бытие Бога. Потому что она не может отвергать того, чего она не знает. Мы этого не знаем, поэтому не можем сказать, что Бога нет. Даже если бы Бога и не было, наука никогда бы этого сказать не могла. Причина всё та же – она не может отвергать чего-либо, не зная всего. Если я прошёл галерею в десять комнат, а она состоит из миллиона этих комнат, то я не могу утверждать, что здесь нет человека. Я могу только сказать, что в этих десяти комнатах я никого не встретил, но я не знаю, встречу ли я дальше кого-то или нет. Каждое новое знание открывает нам бездну новых проблем, раздвигает мир, он становится все больше с каждым шагом познания. И отсюда, понимаете, в какое положение ставится атеизм, категорически утверждающий, что Бога нет?! Единственный путь проверки вопроса «Есть ли Бог или нет» – религиозный путь, иного нет.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России