Зачем нам Евангелие?

Часть 3. Заповедь о покаянии (окончание)

Великий пост  Основы православной культуры 
1 Алкаш 
617
Время на чтение 17 минут
Фото: из открытых источников

Часть 1.

Часть 2.

Продолжу писать о главной и основополагающей евангельской заповеди «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17), которая совмещает в себе все другие заповеди Господа и в которой, по словам святых отцов, заключено всё Евангелие. Её исполнение мы рассматриваем в свете учения о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова).

1.6. Святитель Игнатий пишет: «Действуют помыслы падшего человеческого естества... из себя или под влиянием духов отверженных и лукавых. Представляют они возможность покаяния в старости или при конце жизни – удерживают этим во грехе… Указывают они на множество грешащих и на ничтожное число воздерживающихся от грехов смертных, – этим умаляют значение греха. Извиняют они жизнь сладострастную требованием естества, юностию, качеством телосложения, – этим усиливаются облегчить тяжесть греха пред совестию грешащего. Ложно объясняют они и тайну милосердия Божия и тайну покаяния, – этим отвлекают от истинного покаяния, не допускают в отеческие объятия благости Божией».

Как часто мы доверяем своим мыслям и чувствам, считая их своими собственными, правильными, справедливыми, богоугодными. Как легко мы извиняем и оправдываем свою леность, нерадение в вопросах, касающихся нашего покаяния! Бывает, что, услышав о какой-нибудь евангельской заповеди, которую мы не исполняем и исполнять не хотим, в нашем уме тут же возникает примерно такая мысль: «Это к нам не относится, ведь мы же не монахи», как будто бы Господь дал Свое Евангелие только монахам, а мирянам оно вовсе не обязательно для спасения, как будто бы миряне могут войти в Царство Небесное и без его исполнения.

Помним ли мы о том, что после грехопадения прародителей человеческое естество полностью исказилось грехом, в результате чего человек стал пленником греховных страстей и демонов? Знаем ли о том, что все наши мысли и чувства, рождающиеся в наших страстных сердцах и умах, помраченных страстями, также не могут не быть отравленными, искаженными в результате этого грехопадения, и потому содержат в себе большую или меньшую примесь лжи? Неужели нам не интересно знать о том, что очень часто за нашими своевольными рассуждениями о вопросах веры и покаяния кроются лукавые духи, которые коварно пользуются нашим неведением и привычкой доверять своим мыслям и удобно заставляют нас думать и действовать так, как им это нужно для того, чтобы погубить нас?

Например, зададим себе вопрос и постараемся на него честно ответить: если мы точно знаем, что будем судимы по Евангелию, то почему же не используем все свое время и не прилагаем всех сил для изучения его заповедей, чтобы их исполнением постараться оправдаться на этом Суде? Если мы честно зададимся ответом на этот вопрос, то в нашем уме обязательно начнут возникать множество различных мыслей, представляющих нам причины для того, чтобы оправдать наше нерадение. Такие мысли в аскетике называются оправданиями. Вот что пишет о них святитель Игнатий: «Душевные страсти под сению и прохладою оправданий обыкновенно пускают глубокие корни в душу, соделываются дебелым древом, обнимая ветвями всю деятельность человека, то есть проникая во все его мысли, во все чувствования, во все действия. Святой Пимен Великий сказал: "Если греховной воле человека помогут оправдания, то он развращается и погибает"».

Единственная возможность для нас в нашем падшем состоянии не сделаться добычей злых духов и не угодить в погибель – это не доверять своим рассуждениям о вопросах нашего спасения, но всегда сравнивать их с тем, как учат об этом Священное Писание и святые отцы Церкви. А для этого обязательно необходимо много потрудиться в изучении творений святых отцов. Без этого в последние времена не спастись! А если мы к этому еще не приступали толком, то чего же мы до сих пор ждем?

1.7. Святитель Игнатий пишет: «Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно, как то представляет себе неведение. Не без причины милосердие Божие дарует нам время на покаяние; не без причины все святые умоляли Бога о даровании им времени на покаяние. Подвиг покаяния тягостен и труден для низринувшегося в смертные грехи, в плотское жительство и мудрование, для стяжавшего греховные навыки. Этот подвиг назвали отцы кровопролитием и, приглашая к нему, произнесли изречение, по наружности жестокое: "Отдай кровь и прими Дух"». «Тяжек подвиг против страсти; продолжительно и многотрудно целение ее покаянием. Вступить в этот подвиг – необходимо; необходимо подчиниться томительному целению: без них нет спасения... Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием, двоедушием человека, уклонением его воли, заразившейся порочным стремлением, уклонением от мужественного и решительного покаяния».

Подвиг покаяния, борьбы со страстями можно уподобить тому, как если бы человек решил без каких-либо инструментов выкорчевать или срубить старое дерево, используя для этого лишь то, что у него есть – ногти и зубы. Святые отцы уподобляют страсть дереву, на котором родятся плоды – грехи. И чем сильнее страсть, чем дольше и больше человек ее развивал и питал, тем более крупные плоды она способна приносить. Если страсть постоянно рождает тяжкие и даже смертные грехи, то это означает, что дерево страсти очень сильное, и для того, чтобы его погубить, требуются долгие и упорные труды, подобные тому, как постепенно перегрызать ствол этого дерева. А иного пути для того, чтобы спастись, нет. Страсти – смертельные болезни наших душ, и очень многие из нас выращивали и обильно питали их долгие годы своей жизни, поэтому для спасения нужно от них обязательно исцелиться.

Именно поэтому Евангелие и учит нас тому, что без тяжкой, мучительной, кровопролитной борьбы со своим падшим естеством, со своими страстями, невозможно войти в Царство Небесное, невозможно спастись от погибели вечной.

«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:8-9). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35). «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25). «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17:33).

Видим ли мы в Евангелии эти заповеди? Помним ли о них постоянно? Понимаем ли их смысл? Стремимся ли их исполнять? Если отвечать на эти вопросы честно, то тяжко нам даже слышать о том, что для того, чтобы спастись, мы должны возненавидеть и сами собственноручно погубить свою душу, то есть мучительной и кровопролитной борьбой со своим падшим естеством умертвить свои страсти. А ведь требуется не просто слышать и знать об этом, но еще и делать! Но если действительно хотим быть христианами и спастись, если хотим, чтобы Господь дал нам еще хоть малое время для нашего покаяния, то нужно как можно скорее начинать честную и решительную борьбу со своими грехами и страстями.

«Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом. Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное. Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на Небе, хотя бы человек и не впадал в смертный грех», – пишет святитель Игнатий. И в другом месте: «Страсть подлежит или соразмерному покаянию или будущей муке. Должно раскаиваться в страсти и молиться о избавлении от нее: она подлежит будущей муке за нераскаяние в ней, а не за производимую ею внутреннюю борьбу».

Итак, необходимо всем, кто желает спастись, вступить в решительную борьбу со своими страстями. Борьба эта будет долгой и мучительной, и требуются постоянные усилия над собой, чтобы ее вести честно и качественно. Но именно это и заповедал нам Господь: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Но чтобы начать борьбу со страстями, сперва нужно узнать о своих грехах и страстях. Иначе с чем будем бороться? Или как вести борьбу вслепую? Противника нужно видеть, чтобы бороться с ним. Если же мы не хотим знать о своих грехах и страстях и вести с ними честную и решительную борьбу, то следующие строки святителя Игнатия относятся именно к нам.

1.8. «Холодное, поверхностное служение Богу, перемешанное со служением страстям, исповедание Бога устами, без исповедания деятельностию и сокровенною жизнию сердца, при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постановлений церковных признается пустым, душепагубным лицемерством». «"Кто, в надежде на покаяние, повторяет свои грехопадения, – сказал святой Исаак Сирский, – тот ведет себя лукаво по отношению к Богу, такового постигает нечаянная смерть"... Бог дал покаяние единственно в помощь немощи нашей, – отнюдь не для потачки греху. Дар Божий не должно употреблять во зло... Должно со всею тщательностию храниться от впадения вообще во все грехи, великие и малые, как от выражения вражды на Бога». «Хотя бы святые отцы – эти врачи духовные – со всем тщанием, со всем усердием умоляли милосердого Господа, Спасителя нашего, за тех, которые просят помочь им молитвами, молитвы святых не принесут им никакой пользы, если они сами будут пребывать в нерадении и расслаблении, нисколько не помышляя о спасении души».

Мы почитаем святых нашей Церкви, благоговейно прикладываемся к их иконам, совершаем паломничества к их мощам и к местам их земной жизни, при этом молим их помочь нам и ожидаем от них этой помощи. Но только никогда не хотим задать себе вопрос: разве могут святые помогать нам в нашем спасении, если мы сами спасаться не хотим? Если Сам Бог не хочет нарушать нашу свободную волю, которую Он Сам же нам и дал как величайший из даров, то будут ли святые дерзать молиться Ему о нас, зная о нашем нерадении и нежелании вести реальную борьбу за свое спасение? Нет, святые всегда старались исполнять волю Божию во время своей земной жизни, и тем более сейчас, пребывая на небесах, ни за что не будут ее нарушать.

Поэтому нужно всерьёз задуматься и над тем, зачем мы молимся святым и что конкретно мы у них просим. Если мы просим у них помощи в нашем спасении, помощи в борьбе со своими грехами и страстями, то мы сперва должны доказать свое произволение к этой борьбе. А для этого мы должны постоянно понуждать себя к изучению своей Православной веры, к изучению творений святых отцов, научающих нас борьбе с нашими грехами и страстями и делать попытки реальной борьбы с ними.

Но наша беда состоит в том, что и просим-то мы у святых зачастую вовсе не помощи в деле нашего спасения, а ждём от них поддержки в решении наших земных, житейских проблем – с детьми и внуками, родными и близкими, со здоровьем и работой, ищем достатка и благоденствия. И иногда бывают такие удивительные случаи, что некоторые люди, которые просят всего этого земного, но не ищут реального спасения, получают просимое и благодарят за полученную помощь Бога и святых, которым они молились. Таким людям следует серьезно задуматься – а от кого на самом деле они получают эту помощь? Кому выгодно, чтобы мы находились в погибели – в непознанных нами смертных грехах и в страстях, с которыми не ведем борьбу, в различных ересях и суевериях, – и при этом тешили себя мыслью, что являемся христианами, и что Бог нам помогает?

1.9. Святитель Игнатий пишет: «Терпение скорбей с благодарением Богу, с признанием себя достойным скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния». «Искушения и скорби – суд Божий. Поспешим оправдаться на этом суде отвержением оправданий, признанием себя достойными наказания, истинным покаянием. Суд этот установлен на земном странническом пути нашем с целию доставить нам оправдание на окончательном Суде Божием... Спасение совершается во время скорби».

Как мы обычно реагируем на различные жизненные неприятности, беды, болезни, на несправедливые упреки и требования наших ближних, на оскорбления знакомых и незнакомых людей, на различного рода обиды, которые они нам причиняют, на все скорбные попущения Божии, которые в последнее время для всех нас всё более и более усиливаются? Всегда ли благодарим за них Бога? Всегда ли помним о своих грехах и греховности, чтобы искренне признавать себя достойными случающихся с нами скорбей? Всегда ли помним о том, что все это является необходимым нам врачевством, попущенным Богом для нашего спасения? Не ропщем ли мы, не злословим ли мы тех людей и те жизненные обстоятельства, которые послужили лишь инструментом в руках Бога для того, чтобы доставить нам возможность принять это спасительное врачевство – потерпеть должным образом скорбные для нас обстоятельства? Не впадаем ли мы от всего этого в печаль, доходящую порой до смертного греха – отчаяния?

Если мы постараемся честно ответить и на эти вопросы, вспомнив хотя бы несколько недавних случаев своей реакции на беды и происшествия, приключившиеся с нами, на справедливые и несправедливые обиды, упрёки и оскорбления от ближних, то будем вынуждены признать, что и по этому святоотеческому критерию мы не исполняем Господней заповеди о покаянии. Но тогда на что нам остаётся рассчитывать, какая вечная участь нас ожидает? Ведь без исполнения главной евангельской заповеди о покаянии – спасение невозможно.

«Бесчестия и другие скорби… обнаруживают таящийся грех во глубине души. Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца. Естественно, что в человеке, находящемся еще под властию греха, она обличает живущий во глубине души грех, который обнаруживается сердечным огорчением, печалию, помыслами ропота, негодования, самооправдания, мщения, ненависти. До скорби человек представляется сам себе спокойным и мирным; но, когда придет скорбь, тогда восстают и открываются неведанные им страсти... Существенно нужно и полезно для подвижника обличение греха, гнездящегося в нем втайне», пишет святитель Игнатий.

Так как же нам отказываться и бежать от различного рода скорбей, постоянно постигающих нас? Ведь мы же не хотим знать о своих смертных грехах, чтобы прекратить их совершать, не хотим добровольно начать вести борьбу со своими грехами и страстями, не хотим тратить время на изучение своей Православной веры, и поэтому Бог, Который желает нам всем покаяния и спасения, просто вынужден попускать нам эти скорби, чтобы дать нам возможность хоть таким образом обратиться к покаянию путем благодушного их терпения. Мы должны всегда наблюдать за собой во время скорби и искушения и не допускать проявлений гнева или печали, вести с ними борьбу, напоминая себе о своей греховности («достойное по делам моим приемлю»), понуждая себя к благодарению Бога и стараясь предавать себя, своих ближних и все обстоятельства святой воле Божией.

1.10. Святитель Игнатий пишет: «Несчастные и омраченные… не понимают, что к духовному наслаждению способны одни святые, что духовному наслаждению должно предшествовать покаяние и очищение от страстей, что грешник неспособен к духовному наслаждению, что он должен сознавать себя недостойным наслаждения, отвергать его, если оно начнет приходить к нему, отвергать как несвойственное себе, как явное и пагубное самообольщение, как утонченное движение тщеславия, высокоумия и сладострастия». «Ум и сердце, не очищенные от страстей покаянием, не способны соделаться причастниками благодати… Итак, несомненно веруя существованию благодатного действия, столь же несомненно мы должны веровать нашему недостоинству и неспособности к принятию благодати и по причине этого сугубого убеждения погрузиться всецело, бескорыстно в делание покаяния».

К сожалению, многие современные христиане в своем состоянии духовной мертвости, о котором я уже писал раньше, – не исправив свой ум правильными понятиями Веры, не исследовав себя на предмет наличия нераскаянных и непрекращённых смертных грехов, не начав настоящую борьбу со своими страстями, – считают себя уже способными быть причастниками благодати Святого Духа. Многие из них думают, что благодать – это те чувства радости, приятности, всякого рода «духовных утешений», бодрости, энергичности и т.п., которые временами возникают у них во время богослужений, молитвословий, паломнических поездок, различных добрых дел «во славу Божию», после Причастия, в дни великих праздников и т.п. Горькое и опасное заблуждение, происходящее от неведения!

Если человек с детства привык есть апельсины, а потом ему кто-нибудь даст картошку и будет уверять, что это апельсин, то такой человек сразу почувствует разницу и не поверит в это. И наоборот, если человек всю свою жизнь питается одной сырой картошкой, а ему с детства сказали, что это – апельсины, то он так и будет думать. А когда ему дадут настоящий спелый сладкий апельсин, то он увидит разницу и поймёт свою ошибку.

Подобным образом можно рассуждать и о благодати. Если нам известен ее «вкус», то мы уже не спутаем его ни с чем другим, и поэтому будем способны безошибочно определить, когда она посетит нас.

Но если мы думаем, что благодать – это те чувства радости и приятности, о которых я писал выше, то это значит, что мы находимся в заблуждении и погибели, потому что так и не узнали до сих пор «вкуса» настоящей благодати. А она в Церкви пока еще есть. Нужно только научиться ее принимать. Очень и очень немногие современные христиане знают её «вкус» на опыте.

А «вкус» ее состоит, как учат святые отцы, в сокрушении сердца о своих грехах и погибели, в покаянном настроении духа и мирном устроении души, связанном с покорностью воле Божией, упованием на Его Промысл и на Его милость, в облегчении совести и охлаждении к страстным влечениям души. Прежде, чем этот «вкус» узнать, требуется долго и тщательно бороться со своими страстями и стараться жить по евангельским заповедям. Иными словами, от человека требуется истинное покаяние, а не его подделка.

Но часто бывает, что по незнанию «вкуса» настоящей благодати, люди принимают за благодать страстные чувства сердца, которые рождаются из тщеславия – чувства радости, «духовной сладости», «духовного утешения», «любви ко всем», энергичности, энтузиазма и влечения к разного рода «добрым делам» и т.д. Будучи обмануты своим неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния – в борьбе со своими грехами и страстями, многие попадают в сети самообольщения, из которых выбраться впоследствии редко кому удаётся.

И продолжают люди жить в этом состоянии самообольщения – посещают службы, ездят в «паломничества», совершают множество разных молитвословий, пытаются «вымаливать» других людей, проповедуют другим людям веру, совершают множество «добрых дел» – и все эти их дела подкрепляются теми самыми чувствами, которые они привыкли считать благодатью, и которые на самом деле являются бесовскими подделками – так называемой прелестью.

Вот как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Исполнены гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться святыми, духовными, Божественными ощущениями, когда оно для них еще вовсе неспособно… Сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обманывает и губит себя, входя в общение с бесами, порабощаясь их влиянию и власти. Одно только ощущение из всех ощущений сердца в его состоянии падения может быть употреблено в невидимом богослужении: печаль о грехах, о греховности, о падении, о погибели своей, называемая плачем, покаянием, сокрушением духа». «Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие... Тщеславие почти всегда действует вместе с утонченным сладострастием и доставляет человеку самое тонкое греховное наслаждение. Яд этого наслаждения так тонок, что многие признают наслаждение тщеславием и сладострастием за утешение совести, даже за действие Божественной благодати». «Святые отцы… называют тщеславие страстию многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою. Все прочие страсти возмущают спокойствие человека, немедленно обличаются совестию; страсть тщеславия, напротив того, льстит падшему сыну Адама, приносит ему как бы наслаждение, представляется утешением духовным в награду за совершенное доброе дело».

Итак, мы закончили рассматривать первую и главную заповедь Евангелия, совмещающую и объединяющую все остальные заповеди – заповедь о покаянии. Теперь все желающие могут точно ответить себе на вопрос: исполняют ли они эту заповедь? И если ответ будет отрицательным, то всякий разумный человек задаст себе и следующий вопрос: каково же будет решение Суда, которое определит его вечную участь после окончания земной жизни, данной каждому человеку Богом именно для его ПОКАЯНИЯ?

Братья и сестры! Давайте же все-таки попробуем задуматься, пока, может быть, еще не совсем поздно: зачем же Господь дал нам Своё Евангелие?

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Огромная благодарность за статью Виктору Николаевичу! Очень доходчиво заставляет задуматься. Удивительно то, что нет под ней ни одного комментария.
Алкаш / 28.12.2023, 13:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Беседы на тему Оглашения
Предисловие. Часть 1
11.05.2024
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Как узнать о своих грехах?
Рассуждение в Великий пост
18.03.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Великий пост
Все статьи темы
Основы православной культуры
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47