О прелести

Продолжение

Проблемы церковной жизни 
0
2
Время на чтение 16 минут
Фото: Предоставлено автором

Уважаемые братья и сестры, сегодня я вижу необходимость продолжить разговор о прелести, начатый в прошлый раз. В предыдущей статье я постарался рассказать о том, что такое прелесть (ложь, принятая нами за истину), каковы ее погибельные последствия для нашей вечной участи и как мы можем от нее предохраниться. А сегодня я хочу привести еще несколько примеров прелести современных христиан, а также показать ее связь с нынешними скорбными событиями и тяжкими обстоятельствами, в которых оказалась наша страна.

«Оглашенные, изыдите!» – возглашает священник в определенный момент литургии. Что же означают эти слова, и как мы должны на них реагировать?

Человек – существо разумное. Не зря Бог наделил его разумом и сотворил его по Своему образу. В частности, это значит, что, когда человек что-то говорит или слышит, то он должен хорошо понимать значение произносимых и слышимых слов. «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения» (1Кор. 14:10).

Некоторые животные тоже могут издавать звуки, похожие на человеческие слова. Например, попугаи. Но при этом попугаи не понимают значения этих слов. А, например, обезьяны даже могут подражать человеку в некоторых его делах, но и они при этом также не понимают существенного смысла этих дел.

Но человек не должен уподобляться обезьянам и попугаям. Если же он это делает, то тем самым оскверняет образ Божий, то есть наносит оскорбление Самому Первообразу – Богу. А тем более не должен уподобляться несмысленным животным священник – служитель Божия алтаря, тем более тогда, когда он совершает литургию, где приносится Бескровная Жертва.

Поэтому, когда священник произносит при совершении литургии слова: «Оглашенные, изыдите!» (как и все прочие), он должен очень хорошо понимать значение этих слов. Иначе как он будет давать ответ Богу на Его Суде за то, что сам уподобил себя бессловесным животным, не осознавая духовного значения совершаемых литургических действий?

Но не только священники, а и простые христиане, участвующие в литургии, должны понимать то, что на ней читается, поется и совершается. А понимаем ли мы – что же все-таки означают слова священника «Оглашенные, изыдите!»?

Они означают, что те верующие люди, находящиеся в данный момент на литургии, которые еще не прошли должного оглашения, должны покинуть помещение храма. С этого момента начинается Литургия верных, в которой могут участвовать только верные христиане. Именно об этом и объявляет далее во всеуслышание священнослужитель, говоря о том, что должны остаться «елицы (только) верные».

Верные – это те христиане, которые стараются проводить свою жизнь всецело по заповедям Евангелия, и которым для этого вверена благодать Святого Духа, получаемая ими при их участии в таинстве Причащения. Это те христиане, которые уже были должным образом оглашены, а после прохождения этого длительного оглашения и после того, как священники и епископы проэкзаменовали их – проверили усвоение ими полученных при оглашении знаний, как требуют то каноны Церкви (о чем я писал в предыдущей статье), – были крещены.

Однако, к сожалению, всего этого над современными верующими людьми, посещающими нынче храмы, не совершалось. Никто из священнослужителей не проводил с ними оглашения, требуемого церковными канонами и Преданием Церкви, никто не проверял тщательным образом их знания Православной веры. Значит, можно с уверенностью говорить о том, что большинство людей, считающихся нынче воцерковленными, верными отнюдь не являются (амбициозное утверждение автора, будто он высчитал, что именно большинство неворковлённые, хотя этого, очевидно, не было. – Ред.).

А кто такие оглашенные? Оглашенными называются те верующие люди, которые уверовали в Бога и пришли в Церковь, однако еще не прошли до конца положенного оглашения. Это те люди, которые в настоящее время кропотливо трудятся над изучением своей Православной веры. Это те люди, которые ежедневно понуждают себя слушать оглашение, то есть заставляют себя расстаться с различными ложными понятиями о Боге, о мире, о человеке и греховными навыками, усвоенными ими за время своей предыдущей жизни, и принять и усвоить новые, правильные понятия о Вере и евангельской нравственности.

Но если даже таким людям, то есть оглашенным, Церковь запрещает присутствовать на Литургии верных и предписывает уходить из храма при словах священника «Оглашенные, изыдите!», то тем более надлежит это делать тем, кто даже еще и не приступал к оглашению, кто даже не понимает для себя необходимости быть оглашенным. А таковы – практически все (получается, по логике автора, что некому участвовать в литургии, наверное, кроме самого автора и небольшой группки его единомышленников. – Ред.), кто нынче посещают храмы, то есть все те люди, которые сегодня допускаются священниками к участию в Литургии верных, и даже к участию в таинствах Церкви.

К сожалению, большинству нынешних посетителей храмов, несмотря на то, что формально они крещены, еще очень далеко до оглашенных. Ведь оглашенные уже имеют настолько крепкую веру, что твердо решили посвятить ближайшие месяцы и годы своей жизни одному важнейшему для себя делу – тщательному изучению Православия. Это – то самое дело, которое Господь назвал «единым на потребу» для каждого, кто хотел бы стать Его учеником (см. Лк. 10:42) и спастись. А у нынешних крещёных людей, посещающих храмы, нет не только решимости изучать свою Веру, но нет даже простого понимания необходимости этого. У них нет понимания того, что, чтобы стать по-настоящему православным христианином, нужно сначала изучить свою Веру, узнать о том, что такое грехи и страсти, узнать о своих личных смертных грехах, прекратить их совершать, раскаяться в своей предыдущей греховной жизни и твердо решиться жить жизнью евангельской.

Поэтому никто и не думает уходить из храма при словах священника об оглашенных. Значит, все присутствующие считают себя верными христианами. И священнослужители тоже так считают, потому что не предпринимают никаких попыток отделить овец от козлов, как это должен делать любой истинный пастырь, по заповеди Господа (см. Мф. 25:32). Но если наши пастыри не желают проверять нас на предмет нашей истинной воцерковлённости, то нам нужно делать это самим, чтобы не остаться пребывать в прелести до конца нашей жизни. Ведь результатом этого будет наша вечная погибель. О том, как можно себя проверить на этот предмет, я писал в предыдущей статье о прелести.

Сегодня наши пастыри рады видеть на Литургии верных всех – лишь бы человек пришёл в храм и был бы крещён. У священников не возникает никаких смущений и сомнений, когда они допускают к участию в литургии и в таинствах тех, кто, по канонам Церкви, не должен даже видеть Чашу со Святыми Дарами. У них не возникает и мысли о том, что тем самым они оскорбляют Бога и презирают Его Искупительную Жертву. Наоборот, они считают, что этим исполняют свой пастырский долг и угождают Богу. Такая ложная практика влечёт за собой страшные последствия, одно из которых – то, что нынче большинство верующих причащаются себе в осуждение и в смерть вечную (подробнее об этом я неоднократно писал ранее). А поэтому многие из них немощны, больны, и немало умирает (1Кор. 11:30), а те, которые остаются живы, попадают в ещё больший плен к злым духам.

Да, к сожалению, современные люди были крещены в нарушение канонов Церкви – без качественного и долговременного оглашения и без обучения их практике покаяния. Это – большая и трагическая ошибка для судьбы всей нашей страны и народа, которая явилась последствием пастырской прелести (дерзкое представление, считать, что все пастыри в прелести, это пример того самого начётничества, которое не арз отмечали мы у автора. – Ред.). Но ведь намного большая ошибка – ничего не делать для того, чтобы ее исправить.

Прежде, чем допускать людей до участия в Литургии верных, пастырю нужно тщательно проверить их духовное состояние – как они знают основы Веры, нет ли у них нераскаянных смертных грехов, знают ли они заповеди Евангелия, как они их понимают, стараются ли исполнять, как они ведут борьбу со своими грехами и страстями. Если пастырь будет делать так, то у людей может родиться страх Божий и переживание за свою вечную участь. Если они поймут, что они на самом деле вовсе не являются верными христианами, то это заставит многих из них начать реально исправлять свою жизнь – изучать Веру и бороться с грехами. Страх Божий – это то, с чего начинается настоящий путь человека к своему спасению. Поэтому нужно, чтобы он родился у людей. А для этого пастыри должны прекратить им угождать, ублажать, успокаивать и обманывать, как это нынче принято, а нужно реально и честно говорить им правду – об их неудовлетворительном духовном состоянии и об их грехах, о том, что их ждет ад и вечные муки, если они не начнут исправляться.

Далее. Нельзя допускать современных верующих людей, не прошедших оглашения, не только к участию в Литургии верных (не говоря уже о Причастии), но и к употреблению в питие и пищу освящённых воды, хлебов, просфор, зерен пшеницы, колива, масла и т.п. Нельзя кропить и омывать таких людей освящённой водой. Нельзя «освящать» их квартиры, дома, машины и проч. Ведь для освящения всего этого священник призывает спасительную благодать Святого Духа, которая может действовать только на верных христиан – членов Христовой Церкви как Его мистического Тела. А не оглашенные люди (хотя формально и крещеные) таковыми не являются. Поэтому использование освященных предметов, воды и пищи им может быть только во вред и в осуждение.

(По сути, наш автор В.Н. Фролов предлагает Церкви уйти в гетто и оставить народ ради его блага не просто без окормления, но и без всякого духовного попечения. Формально правильный тезис автора, что духовно непросвещённые люди, не имеющие представления о смертных грехах, допускаемые к Таинству Причастия, могут причащаться себе во вред и даже в погибель, из-за его ригористической ошибочной логики приводит к тому, что он предлагает в качестве выхода … ту же погибель народу. Потрясающий пример действия духа лукавого на православного христианина. – Ред.)

«Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт.6:3). Хотя это Божие определение изречено о допотопных людях, однако люди современные, не прошедшие качественного оглашения, не знающие основ православного вероисповедания и не понуждающие себя к жизни по евангельским заповедям, ничем не отличаются от них в смысле своего внутреннего состояния. Падшее человеческое естество никак не изменилось с тех пор, и поэтому, как допотопные люди являлись рабами страстям и злым духам, так и нынешние люди пребывают в том же погибельном состоянии. И попытки невоцерковленных людей (то есть тех, кто не являются верными христианами), пребывающих в своём ветхом рубище, без надлежащего покаяния, воспользоваться благодатью Святого Духа есть противление Божиему определению и оскорбление Бога. Таким людям за их дерзость и попытку войти на брак Сына Божия без брачной одежды (см. Мф. 22:11-12) придётся когда-то услышать: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:13-14).

В качестве следующего примера прелести приведу еще одно ложное мнение более частного порядка. Я решил упомянуть о нём потому, что оно не раз встречалось мне в некоторых публикациях и при чтении комментариев на форуме РНЛ. Так, некоторые верующие люди дают положительную оценку ревности и усердию еретиков (католиков, протестантов и др.) к своей ложной вере и к тому, чтобы совершать кое-какие «дела благочестия» в своих церквях, как будто бы это их усердие является добром для них, будто бы такая «ревность по Богу» может принести какую-то пользу для их душ. Такое мнение также является прелестью, и вот почему.

Если мы знаем, что в их церквях нет благодати (надеюсь, что это понимают все), то это значит, что и спасение для них невозможно без их покаяния и предания своей ереси анафеме. Пока этого ими не сделано, все их «добрые дела» нисколько не приближают их к Богу и не расторгают их плена сатане и аду. Их «благочестие» не способно исцелить их души, так как исцеление происходит только действием спасительной благодати, доступа к которой у них нет.

Настоящие добрые дела, то есть исполнение евангельских заповедей, христианин может совершать только с Божией помощью, пребывая в истинной Церкви Христовой. Когда православный христианин старается исполнять евангельские заповеди, то ему всегда противодействуют злые духи, так как они стремятся воспрепятствовать его спасению. Ведь демоны понимают, что, исполняя евангельский закон, христианин тем самым исцеляет свое сердце от страстей – этих смертельных болезней наших душ, и расторгает свой плен злым духам. Поэтому для православного христианина исполнение евангельских заповедей – это тяжкий и мучительный крест, это насилие над собой, над своим падшим естеством, совершаемое для своего спасения при противодействии страстей и бесов.

А еретики, не имея содействия спасительной благодати, свои «добрые дела» совершают наоборот, на основании действия своих страстей – чаще всего, тщеславия и гордости, и с невидимой помощью злых духов. Обычные для них ощущения от своего «благочестия» – тщеславная радость и самодовольство, которых они, конечно, в себе не видят. Но именно эти чувства и делают для них привлекательной их ложную веру. Когда еретик делает свои «добрые дела», то бесам нет никакой необходимости препятствовать и противодействовать ему в этом, так как они прекрасно понимают, что они для него не спасительны. Наоборот, такие дела только усугубляют его погибель и власть демонов над ним, так как совершаются на основании страстей и подпитывают их.

Люди, которые имеют подобные прелестные суждения о положительном значении «добрых дел» еретиков и их «благочестия», страдают отсутствием православного догматического сознания, которое должно быть у каждого истинно верующего христианина. Поэтому их взгляд на еретиков является вполне плотским, ложным. А истинный, духовный взгляд отражен в учении святых отцов Православной Церкви, например, в таких словах святителя Игнатия (Брянчанинова): «Папизм; так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы, и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей». И еще: «Ересь и раскол содержат в себе ... хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, не прощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий (см.: Мф, 12, 31–32) если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоустого. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к Святой Церкви».

Поэтому, когда такие христиане, страдающие прелестью, видят еретиков, спешащих в свои храмы для совершения своих «богослужений», они могут думать примерно так: «Какие набожные люди! Не чета нашим. Как они стараются послужить Богу! Ну и что, что их церковь – не истинная? Неужели Бог не примет их стремления к угождению Ему и их усердия?» А православные люди, имеющие истинное догматическое сознание и духовное рассуждение, думают совсем иначе: «Бедные люди! Не ведают, что творят! Думают, что служат Богу, а на самом деле – хулят и оскорбляют Его, на радость сатане и бесам, которым и служат на самом деле. Лучше бы им быть совсем неверующими, чем приносить жертвы злым духам».

Святые отцы называют ересь хулою на Святого Духа. Поэтому люди, восторгающиеся усердием еретиков к их ложной вере, на самом деле восторгаются их усердием к совершению этой погибельной хулы. Тогда возникает закономерный вопрос – может ли Святой Дух пребывать в сердцах таких людей?

Прелесть современных христиан, примеры которой были приведены мною в этой и в предыдущей статьях, имеет трагические и катастрофические последствия для судьбы нашей страны и народа, призванного быть православным. Без сомнения, нынешние наши тяжкие и скорбные обстоятельства являются закономерными, логичными и праведными Божиими попущениями вследствие массового пребывания пастырей и пасомых в этой прелести.

«Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26:31). Увы, нужно признать и понять, что наши пастыри и архипастыри поголовно и тяжко поражены (еще один пример горделивой самоуверенности и начётничества. – Ред.). «Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие». «Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати; в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). То же происходит и сегодня. Овцы рассеяны и не знают, что делать и куда брести.

Хотя вышеприведенные слова Священного Писания и сказаны от лица Бога, однако это не значит, что Сам Бог поразил пастырей, но Он лишь попустил сатане поразить их прелестью за их теплохладность и отсутствие покаяния. К сожалению, для исправления сложившейся ситуации уже нет ни времени, ни объективной возможности, так как у нынешних священнослужителей и церковных иерархов отсутствует само понимание того, что они находятся в прелести. Они считают себя зрячими, мудрыми и способными пасти овец.

Поэтому в заключение в контексте рассматриваемой мною темы о прелести напишу еще об одном, на мой взгляд, ошибочном мнении, которое препятствует некоторым христианам осознать весь трагизм нынешнего состояния земной Церкви и мира. Этим мнением являются их надежды и ожидания, связанные с якобы грядущим духовным расцветом России, укреплением ее мощи и благополучия. Кто-то даже связывает эти надежды со скорым приходом к власти православного царя.

Что касается возможности прихода царя, то я уже писал об этом ранее, поэтому не буду повторяться. А относительно расцвета России как православного государства, предвещенного некоторыми святыми и почитаемыми отцами, к сожалению, нужно констатировать, что этот расцвет уже произошёл, однако многими остался не замеченным. Он пришёлся примерно на начало 2000-х – 2015 гг. Расцвет этот был кратковременным (как о нём и предсказывалось), не слишком грандиозным и, к сожалению, вовсе не духовным, а материальным, хотя и храмов в это время было понастроено довольно, и куполов позолотили немало.

А тот настоящий духовный расцвет, который предвозвещали некоторые старцы, нельзя понимать как что-то безусловное и непременное. Многие пророчества Священного Писания и святых отцов бывают основаны на двух составляющих – с одной стороны, на воле Божией, а с другой – на свободной воле людей. Например, было пророчество, что Ниневия через сорок дней будет уничтожена (Ионы 3:4). Однако люди покаялись – и это пророчество не исполнилось, Бог помиловал их. Точно также и предсказания о духовном расцвете России могли бы исполниться, но только при обязательном условии всенародного покаяния. Но покаяния, увы, не произошло, поэтому и пророчества не исполнились в той мере, в какой это «планировал» и желал бы Бог.

Иначе говоря, Бог, со Своей стороны, предоставил нам все возможности для этого духовного расцвета – дал свободу Церкви, возвратил ей отнятые у нее здания, сооружения, утварь, мощи, книги, рукописи и проч., поставил во главе государства сильного и мудрого правителя (можно назвать его «и.о. царя»), который оказывает Церкви всецелую поддержку и покровительство. Однако люди не пожелали всем этим воспользоваться, а архипастыри и пастыри, вместо того, чтобы использовать эти благоприятные условия для просвещения народа светом Веры и обучения его покаянию, все свое внимание направили на то, чтобы «воздвигать кресты и золотить купола», а Православие заменили его обрядовой оболочкой. В результате этого возрождение и расцвет Православия имеет лишь «кирпично-купольный» характер, и иного ждать уже не приходится.

«Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества – с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла» (преп. Серафим Вырицкий).

Бог «планировал» и желал подлинного расцвета Православия в России, всё для этого сделал и дал нам все необходимое для него, однако Он не может нам навязать этот расцвет насильно. Русские люди, а прежде всего – наши архипастыри и пастыри, сделали свой выбор сами, отказавшись от покаяния, а, значит, и от расцвета. О том, что нынешние архиереи и священники сами отказались от задуманного Богом возрождения Православия и подлинного расцвета России, свидетельствует вся современная практика церковной жизни, которая противоречит покаянной основе догматического и нравственного Предания Церкви. Эти современные искажения Предания и являются тем самым «царством лжи и зла», о котором предупреждал преп. Серафим (Вырицкий).

Этим противоречиям и искажениям так или иначе посвящены все мои статьи, опубликованные и не опубликованные на РНЛ, поэтому не буду сейчас писать об этом ещё раз. К сожалению, должен сказать о том, что многие из них не были опубликованы редакцией, а иные – подверглись существенным сокращениям и публиковались в измененных вариантах и даже с изменёнными названиями. Поэтому те, кто желает более подробно понять сущность нынешнего отступления от Истины, которая содержится в Предании Церкви, может прочитать все мои статьи на моей странице ВК.

Итак, братья и сестры, не стоит нам обольщаться и ожидать каких-то грядущих духовных перемен к лучшему и какого-то духовного расцвета. Я думаю так не потому, что это невозможно в принципе, а потому, что сейчас для этих ожиданий уже нет никаких духовных оснований. А есть все основания ожидать только последних, самых скорбных событий, связанных с концом этого мира. Однако истинным христианам они предвозвещают радость скорого Сретения Господа.

Впрочем, я по-прежнему не исключаю, что Бог еще может совершить какое-то чудесное вразумление наших гражданских и церковных властей, с которого могло бы начаться их личное покаяние, а затем, как следствие, и покаяние народное, которое, однако, уже не может привести к духовному расцвету, а может лишь отодвинуть время наступления последних испытаний. Обо всём этом я уже писал ранее более подробно. Однако это – судьбы Божии. Нам же лучше не терять времени и успевать спасаться.

Спасение доставляется истинным покаянием, которое совершается не так, как нам думается и хочется, не так, как нам подсказывает наша прелесть, не так, как говорят большинство современных пастырей, а так, как о нем учат святые отцы Православной Церкви.

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Что такое прелесть, и как от нее защититься?
Чтобы предохраниться от погибельной прелести и связанной с нею вечной смерти, нам необходимо учиться правильной и качественной борьбе со своими греховными страстями
15.03.2025
Как часто надо причащаться?
Рассуждения на важную для спасения тему
07.03.2025
Что же такое начётничество?
Объяснение с автором РНЛ
11.01.2025
О страсти уныния
Попробуем посмотреть на этот вопрос с двух разных точек зрения
03.01.2025
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Проблемы церковной жизни
Жёсткие кадровые решения
Вчерашнее заседание Священного Синода – редкое по числу увольнений архиереев
21.03.2025
К дискуссии о служении пассий
Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения», созданный комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству 
20.03.2025
«Открыть Иверский женский монастырь в ЛНР»
Священный Синод принял ряд важных решений
20.03.2025
«Наша Церковь – наследница исповеднического пути святителя Тихона»
В Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая столетию блаженной кончины Патриарха Тихона
12.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Курск на передовой
Новый комментарий от Человек
22.03.2025 09:59
Рейдерский захват русской собственности беспрецедентного масштаба
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.03.2025 09:16
Жёсткие кадровые решения
Новый комментарий от Алекс
22.03.2025 08:34
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.03.2025 07:38
Союзное государство – мечта, которая должна стать реальностью
Новый комментарий от Александр Волков
22.03.2025 06:52