В предыдущих статьях (частях 1-3) мы начали рассматривать евангельские заповеди и проверять, знаем ли мы их и исполняем ли, потому что перед этим выяснили, что все мы будем судимы на Страшном Суде по единственному Кодексу законов, установленных Богом для нас, православных христиан, – Евангелию.
Закончив проверку знания и исполнения нами главной и основополагающей евангельской заповеди – заповеди о покаянии в свете учения о покаянии святителя Игнатия (Брянчанинова), скорее всего, нужно признать, что мы её не исполняем и, если говорить честно, исполнять не хотим. Искренне надеясь, что хотя бы кто-нибудь из читателей всё-таки задаст себе в связи с этим печальным выводом вопрос о том, каково же в таком случае будет решение Суда, определяющее его вечную участь, теперь продолжу рассматривать частные евангельские заповеди. Я не буду придерживаться какой-то системы в их рассмотрении, так как боюсь, что если применять системное рассмотрение заповедей, то для этого нам может просто не хватить времени, судя по сегодняшним событиям, которые стремительно разворачиваются в Церкви и мире, а лично мне – и сил. Ибо заповедь Господня широка зело (Пс. 118). Поэтому, если Богу будет угодно, рассмотрим просто некоторые частные заповеди.
2. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25-28).
Так обличал Господь ветхозаветных фарисеев. А для современных христиан, не желающих знать и исполнять заповедь Господа о покаянии, фарисейство – это едва ли не самая актуальная и всеобщая смертельная болезнь, которая рождается из того же источника – из наших неочищенных внутренних гробов, наших сердец, в которых живёт вечная смерть как результат грехопадения человеческого рода.
Святитель Иоанн Златоуст в беседе на это место Евангелия учит, что Господь «различает внутреннюю чистоту от внешней, и показывает, что за внутреннею чистотою необходимо следует и внешняя, но не наоборот… Он не сказал: "очистите и внешнее", но – "внутренность": за этим, без сомнения, последует и то. А впрочем, Христос говорит не о чаше и блюде, но рассуждает о душе и теле, под словом: "внешность" разумея тело, а под словом: "внутренность" – душу. Если же в блюде важно внутреннее, то тем более в тебе. Но вы, говорит Он, поступаете напротив: соблюдая маловажное и внешнее, нерадите о важном и внутреннем; отсюда происходит тот величайший вред, что вы, считая себя исполнившими все, прочее пренебрегаете; а пренебрегая, и не заботитесь; или не принимаетесь за его исполнение».
Как же должно происходить внутреннее очищение души человека, от которого со временем может родиться его истинное благочестие? В предыдущих статьях я уже не раз писал об этом, поэтому повторю сейчас кратко. Святые отцы учат, что путь покаяния, путь очищения и исцеления души человека начинается с исправления ума, которое, согласно канонов Церкви, должно состояться в результате длительного и качественного Оглашения. В статье «Крестить без Оглашения – то же самое, что родить младенца и выкинуть его на погибель» я постарался показать, что этого в современной земной Церкви не делается, в результате чего более 90% крещёных людей совершенно чужды Церкви, а в статье «О современной практике причащения Святых Тайн» было показано, что большинство из оставшихся крещёных людей, которые ещё посещают храмы и считаются нынче «воцерковлёнными», также не имеют правильных понятий о Православии, в результате чего пребывают в смертных грехах, страстях и с искажёнными понятиями о вере, имеют различного рода еретические заблуждения и суеверия.
Что же происходит с такими людьми, которые, не очистив внутренность своих чаш и блюд – свой ум от различного рода ложных понятий, ересей и суеверий долговременным изучением своей Православной веры, которым никто из пастырей не объяснил, что такое грехи, не разъяснил примеры грехов, которыми грешат современные люди, не научил правильной борьбе с грехами и страстями, не проверил их на наличие у них нераскаянных и непрекращенных смертных грехов, и в таком своем неисправленном состоянии они начинают ходить в храмы, выстаивать службы, пытаться молиться, поститься, и даже (как об этом страшно говорить) участвовать в церковных таинствах?
На этот вопрос отвечает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Без души тело мертво; оставленное ею, оно начинает повреждаться и издавать из себя смрад; так и наружное благоговейное поведение, без благочестивого направления и упражнения души, сперва оказывается чуждым духовного плода, потом заражается тщеславием, самомнением, лицемерством, человекоугодием и другими пагубнейшими, трудно замечаемыми и постигаемыми душевными страстями. Душевные страсти очень быстро растут и крепнут под покровом наружного благоговения, когда оно не одушевлено истинным благочестием. Человек, любуясь наружным благоговением своим, неприметно переходит от благоговения к притворству. Притворство очень нравится слепотствующему миру, привлекает к себе похвалу, уважение, доверенность человеков... Когда притворство облагодетельствует таким образом своего делателя: тогда делатель, видя, с одной стороны, свое приобретение, с другой – те оскорбления и гонения от мира, которым подвергаются истинные подвижники благочестия, старается более и более преуспеть в притворстве и человекоугодии».
Увы – вот точная характеристика, данная святителем Игнатием современным христианам, которые, не зная или не понимая значения рассматриваемой Господней заповеди, решили начать свой путь в Церковь не так, как заповедал Господь – не с очищения своего внутреннего состояния, а с наружных исполнений различных церковных правил, обрядов и установлений. Такие люди сразу же запутываются в сетях, расставленных лукавыми духами, их ум всё больше и больше помрачается непонимаемыми ими и нераскаянными грехами и страстями, которые они постоянно совершают во множестве, да ещё при этом и приступают к Таинствам Церкви себе в осуждение, окончательно продавая себя в плен к злым духам и становясь «совершенными врагами Богу» (преп. Симеон Новый Богослов).
У некоторых из таких людей в жизни случается множество бед – болезни, несчастные случаи, различные срамные и постыдные ситуации, проблемы с детьми и в семье и пр., но они в силу помрачения своего ума не в состоянии разглядеть за этими многочисленными бедами их причину – своё неисправное духовное состояние, свои грехи, и продолжают жить в нем и биться со своими постоянными проблемами, как рыба об лёд, но считая себя при этом православными христианами и продолжая приступать к церковным таинствам себе в осуждение. Судя по количеству бед, случающихся с такими людьми, можно предположить, что Бог ещё не до конца «отвернулся» от некоторых из них и видит возможность для их покаяния.
Но для этого таким людям нужно прежде всего прекратить участие в церковных таинствах и очень тщательно проверить себя по святоотеческим критериям на предмет того, не в осуждение ли себе они их принимают. Эти критерии также описаны мною в вышеуказанной статье «О современной практике причащения Святых Тайн». Если же они этого не сделают, то с каждым случаем недостойного причастия их ум будет помрачаться страстями всё больше и больше, жизненные беды будут усугубляться и умножаться до тех пор, пока это не приведёт к каким-либо необратимым трагедиям и последствиям.
А некоторые же, наоборот, живут размеренно и относительно безбедно, могут при этом совершать много дел, обычно считающихся у людей добрыми и похвальными, иметь достаточно обширные познания в области Православия и вообще пользоваться у людей верующих и неверующих почётом и уважением. Но их познания веры, в основном, являются лишь внешними – догматическими, обрядовыми, богослужебными, историческими и пр. А опытных знаний о своем внутреннем состоянии погибели и о пути к спасению, заключающемся в знании о своих грехах и греховности и в правильной борьбе со своими страстями, у них нет. Особенность таких людей состоит в том, что, имея только внешние познания о Православии, они незаметным для себя образом кичатся и надмеваются ими. А ведя внешне благочестивый образ жизни, стараясь соблюдать внешние обрядовые церковные правила и установления, они с ненавистью отторгают всё и всех, что обличает их во внутренней нечистоте. Они не желают даже слышать о вопросах покаяния, если это обличает их страсти, и с яростью противятся этому обличению всеми возможными способами.
Самая характерная черта таких людей – ненависть к истинному покаянию. А реализуют они эту ненависть в меру своего положения, которое занимает каждый из них в земной Церкви как организации (не путать с Церковью – Телом Христовым). Если они занимают высокие положения – то могут гнать и даже убивать людей, проповедующих покаяние (как это мы видим на примере Самого Господа и истинных Его учеников). Занимающие положения пониже – будут злословить, клеветать, изобретать разные козни в отношении истинных делателей покаяния, чтобы «уловить их в слове» в соответствии со своими возможностями, запрещать и очернять книги, статьи, видео- и аудиоматериалы о покаянии и их авторов, отправлять эти материалы покаянного содержания «в топку» и проч. Ну, а фарисеи совсем низкого ранга просто затыкают уши и закрывают глаза, когда слышат и видят того, кто говорит им о покаянии.
Такие люди являются точной копией ветхозаветных фарисеев, имея в себе те же самые пороки и причины, которые заставляли тех иудейских «праведников» ненавидеть и гнать Христа и Его учеников. И, к сожалению, крайне редко они бывают способны к обращению и истинному покаянию. Поэтому и в жизни у них складывается всё достаточно благополучно по причине того, что сердцеведец Бог не видит возможности для их обращения к покаянию и предоставляет таких людей самим себе и тому духу, которому они служат и который является их истинным отцом.
Вот как характеризует главные черты фарисеев святитель Игнатий: «…все их внимание устремлено на благовидность наружного поведения и на телесный подвиг. Известно, что таким жительством вводится в душу самомнение и развиваются душевные страсти, которых телесный делатель и заметить в себе не может и даже не подозревает присутствия их. Ему нельзя избежать самомнения: ему нельзя не видеть своего благовидного поведения и своих подвигов и наружных дел».
«Фарисей, довольствуясь исполнением наружных обрядов религии и совершением некоторых видимых добрых дел, нечуждых и язычникам, раболепно служит страстям, которые старается постоянно прикрывать, которых в значительной степени не видит в себе и не понимает, которые производят в нем совершенную слепоту по отношение к Богу и всему Божественному учению. Познание, а потому и зрение в себе действия душевных страстей доставляется покаянием; но фарисей для чувства покаяния недоступен. Как может сокрушиться, умилиться, смириться сердце, удовлетворенное собою? Неспособный к покаянию, он неспособен зреть света заповедей Божиих, просвещающих очи ума. Хотя он и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми. Что может быть страннее, несообразнее фарисейских умствований, упоминаемых в Евангелии! "Иже аще кленется церковию, – утверждали фарисеи, – ничесоже есть: а иже кленется златом церковным, должен есть" (Мф.23:16). Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей, хотя бы это было с очевидным нарушением заповедей. Святые Божии заповеди, в которых жизнь вечная, оставлены фарисеями без всякого внимания, совершено забыты! "Одесятствуете, – говорил им Господь, – мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд, милость и веру... Вожди слепии, оцеждающии комары, велблуды же пожирающе" (Мф. 23:23–24).
Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется пред сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение Божественное, и на тщеславии-то заквашен фарисей. Он все делает для похвалы человеческой; он любит, чтоб и милостыня его, и пост его, и молитва его имели свидетелей…
Никогда он не ощущает присутствия Божия, не зрит Промысла Божия, не знает опытом, что значит страх Божий. Для сердца его нет Бога, нет и ближних. Он – весь земной... В этой душе воздвигнут идол "Я"… Фарисей, будучи чужд Бога, имеет нужду казаться пред людьми служителем Бога; будучи исполнен всех беззаконий, имеет нужду казаться пред людьми добродетельным; стремясь удовлетворить своим страстям, он имеет нужду доставить поступкам своим благовидность. Для фарисея необходима личина. Отнюдь не желая быть истинно благочестивым и добродетельным, только желая считаться между людьми за такового, фарисей облекается в лицемерие. Все в нем – сочинение, все – вымысел! Дела, слова, вся жизнь его – ложь непрестанная... Фарисей, заботящийся казаться праведным пред человеками, по душе будучи чадо сатаны, уловляет из Закона Божия некоторые черты, украшает себя ими, чтоб неопытный глаз не узнал в нем врага Божия и, вверившись ему, как другу Божию, соделался его жертвою…
Учение, образ мыслей, поведение фарисейские воспитывают, образуют лицемера, для которого никакой грех не страшен, никакая добродетель не уважительна; он надеется и прикрыть в себе всякий грех, извинить, оправдать его и заменить всякую добродетель притворством...
Фарисеи прибегают ко всевозможным изворотам, чтоб дела их, имеющие наружность добрых, блистали как можно ярче пред глазами людей, а злодеяния были извинены политическою необходимостию, личиною правосудия и мудрой предусмотрительности, желанием предупредить допущением меньшего зла зло большее и прочими оправданиями, так обильно источающимися из сердца, наполненного лукавством».
«Фарисей в самообольщении своем приносит за свое душевное состояние хвалу Богу... При поверхностном взгляде на Закон ему казалось, что он исполнитель Закона, благоугодный Богу. Он забыл, … что Закон Божий надо насадить в самое сердце, чтоб достигнуть истинной, блаженной, духовной праведности, которой явление начинается в человеке с ощущения нищеты духа».
«Свойственно фарисеям соблазняться на тех, в которых они не видят фарисейства; свойственно им соблазняться на тех, которые, гнушаясь самолюбием и человекоугодием, стараются угождать в простоте и тайне сердца Богу; свойственно им видеть грех и злонамеренность там, где их нет; свойственно им осуждать, ненавидеть и преследовать истинных служителей Божиих… Преследованиям и ненависти их постоянно подвергались или кающиеся грешники, примирявшиеся с Богом и делавшиеся праведниками посредством покаяния, или ученики и последователи вочеловечившегося Бога, но всех более Сам вочеловечившийся, всесовершенный Бог…
Фарисей осуждает в ближних не зло, не порок, не нарушение Закона. Нет! Как может он осуждать зло, которого он друг и наперсник? Стрелы его направлены на добродетель. Но, чтоб вернее были удары, он оклеветывает добродетель, приписывает ей зло, соблазняется на это зло... Фарисей! ты ведешь на казнь неповинного за преступление, которое ты сам для него вымыслил!»
Описав выше примеры из жизни и деятельности современных фарисеев, дальше буду писать о том, как проявляется вышеописанный недуг фарисейства в современной деятельности земной Церкви (как организации).
Увы, этот недуг не может не стать всеобъемлющим вследствие того, что, как было показано выше, совершенно забыта или не понимается рассматриваемая нами заповедь Господа о необходимости первоначального внутреннего очищения души человека от греха, а все заботы и все внимание нынешних пастырей и архипастырей обращено на соблюдение внешних обрядовых установлений и внешнего благолепия церковной жизни. Причина этого проста – пастыри сами не вошли в Церковь, как Тело Христово, теми тесными вратами внутреннего очищения своего ума и сердца от лжи и греха, которыми заповедал входить Господь, и поэтому не знают этих тесных врат, а знают только те широкие врата, которыми они вошли в земную Церковь (как организацию) и которыми ведут в погибель и свою паству.
Господню заповедь: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14), как и другие евангельские заповеди, современные фарисеи хотя и слышали и знают, но её смысл остается для них неясным, туманным. Как пишет святитель Игнатий о характере фарисея, «хотя он и занимается чтением Писания, хотя видит в нем эти заповеди, но в омрачении своем не останавливается на них: они ускользают от взоров его, и он заменяет их своими умствованиями, нелепыми, уродливыми».
Поэтому, например, когда они видят человека, впервые пришедшего в храм, им не приходит мысль узнать у него: очищено ли его внутреннее состояние ума и сердца – как он верует, знает ли он свою Православную веру, не имеет ли он нераскаянных и непрекращённых смертных грехов, борется ли он со страстями, старается ли вести жизнь по евангельским заповедям, то есть является ли он членом Церкви Христовой, как Его Тела, вошел ли он в неё заповеданными Господом тесными вратами? Нет, все эти вопросы не беспокоят их. Сами не являясь членами Церкви Христовой как Его Тела, они не понимают необходимости оценивать на принадлежность к ней и своих прихожан, и этот вопрос у них даже и не возникает.
Ведь, казалось бы, первое и главное, о чём должен поинтересоваться пастырь, когда к его стаду примкнет какая-либо новая овца, – здорова ли она? Не имеет ли каких заразных заболеваний, которые могут передаться и другим, здоровым овцам? И вообще, овца ли это, или только прикрылась сверху овчей одеждой?
Но нет, пастыри не считают нужным проверять свою паству по святоотеческим критериям принадлежности к Христовой Церкви – на знание ими основ Православной веры, нет ли у них зловерия, нет ли непрекращенных и нераскаянных смертных грехов и ведут ли они борьбу со страстями. Нынче принято считать само собой разумеющимся, что те люди, которые регулярно посещают храмы, являются «воцерковлёнными», а значит, и членами Церкви Христовой. А горькая правда состоит в том, что подавляющее большинство из них, войдя в церковь как в храм, до сих пор не вошли в Церковь как Тело Христово, и продолжают пребывать в своем погибельном заблуждении. В этом же заблуждении и в этом же духовном состоянии пребывают и большинство современных пастырей, которые лишь занимают штатные должности и имеют саны в церковной иерархии земной Церкви как организации, но не как мистического Тела Христова.
Вместо того, чтобы проверить духовное состояние вновь пришедших в храм прихожан, начать обучать их Вере и борьбе с грехами, пастыри говорят им примерно так: ходите в храм, участвуйте в богослужениях, читайте правила и другие молитвословия, помогайте в уборке и обустройстве храма, совершайте добрые дела, и так и спасётесь. Но именно вера в эту ложь и делает из человека фарисея, как пишет святитель Игнатий (его цитата приведена в начале статьи). И сбываются слова Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:13, 15).
Конечно, я понимаю, что многим читателям, в том числе и самим пастырям, обидно читать такие характеристики, которые даёт им Господь и святые отцы. И я согласен с тем, что среди современных пастырей встречается много добрых и искренних людей. Это действительно так, и мне они тоже известны. Но их беда состоит в том, что природная доброта и искренность – хотя и очень ценные для человека качества, но абсолютно недостаточные для пастыря, чтобы он мог исполнять свои пастырские обязанности по окормлению вверенных ему Господом овец, за каждую из которых ему придется давать ответ на Его Суде. А чтобы не быть посрамленными на этом Суде, таким пастырям необходимо использовать эти свои добрые качества для того, чтобы сперва самим очистить истинным покаянием своё внутреннее состояние ума и сердца и научиться пути к спасению, а затем повести по этому пути и своих прихожан.
А пока же все заботы нынешних пастырей обращены не на внутреннее очищение себя и своей паствы, а на всё внешнее: на строительство, ремонт, восстановление и украшение храмов, на внешнее благолепие совершения богослужений (пение, чтение, церковную утварь, облачения и пр.), на соблюдение обрядовых правил и установлений, на социальную работу с прихожанами, проведение культурно-массовых мероприятий. Поэтому и люди, приходящие нынче в храмы, видят суть Православия не во внутреннем очищении от греховной скверны и исцелении души от страстей, а в свечках, записках, пожертвованиях, выстаиваниях служб, требах, «правильном» поведении в храме, церковных праздниках и прочих внешних проявлениях «воцерковленности». Таким образом, и теми, и другими нарушается и презирается рассматриваемая в этой статье заповедь Господа.
Иными словами, горькая правда заключается в том, что истинными членами Христовой Церкви является лишь ничтожно малая часть из той ничтожно малой части крещёных людей, которые нынче ещё посещают храмы. Большинство же из нынешних «воцерковлённых» христиан являются теми же самыми язычниками, но «завёрнутыми в обертку» Православия.
Остаётся лишь удивляться милости Божией и благодарить Его за долготерпение, которые ещё дают малому остатку современных христиан, искренне ищущих спасения, время для их покаяния. Но то, что это время уже явно заканчивается, видно и невооружённым глазом. Вот уже и у верующих людей, принадлежащих к УПЦ, начались огненные испытания. А ведь их Церковь ничем не хуже и не лучше нашей, а имеет всё те же болезни и проблемы, что и РПЦ. Значит, и нам давно уже нужно приготовиться к чему-то подобному со всеми вытекающими последствиями за отсутствие в народе, а прежде всего в пастырях и архипастырях, покаяния.
Время для нашего покаяния Бог может давать только при условии, что люди, ищущие спасения, будут иметь реальную возможность и желание научиться пути к спасению. А современные фарисеи не только не учат людей покаянию, не только делают их сынами геенны, вдвое худшими себя, уча их внешнему «благочестию» без очищения своей внутренней нечистоты, в нарушение заповедей Божиих, но и всеми силами и путями закрывают для них возможность самим научиться покаянию и спасению, точно так же, как и ветхозаветные фарисеи, которых обличал в этом Господь, – сами не входят и хотящих войти не допускают. Но это – тема отдельного разговора, если будет на то Божия воля.
Закончить свою статью хочется следующими словами святителя Игнатия: «…Если ж пост не украсится плодом покаяния, то и постный подвиг останется тщетным. Этого мало: он принесет нам вред, усилив в нас самомнение и самоуверенность. Таково свойство всех телесных подвигов и видимых добрых дел. Если мы, совершая их, думаем приносить Богу жертву, а не уплачивать наш неоплатный долг, то добрые дела и подвиги соделываются в нас родителями душепагубной гордости».
Если мы до сих пор не осознали свою греховность и погибель, не хотим честно узнать о своих грехах и страстях, чтобы начать вести с ними решительную борьбу за своё спасение, то прошедший очередной пост может оказаться для нас ещё одной очередной ступенькой, но не вверх, в Царство Небесное, а вниз – в погибель и муку вечную.
Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область
32.
31. Ответ на 29, С. Югов:
30. Вообще клирос - для других целей. Кому что.
29.
28. Без комментариев
27. Ответ на 26, С. Югов:
Первое послание... , 4-6.Совершенно верно! Апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5:22-23).
Вот только читать это нужно в обратном направлении, начиная с воздержания, смирения -кротости, веры, милосердия, благости, долготерпения, мира, радости и наконец - Любви. Если начать, как Вы предлагаете сразу с любви, то такая любовь будет плотской, скотской и бесовской. Нужна ли такая любовь Богу?! Нет, не нужна! А мы с амвонов часто слышим именно о такой любви, оставаясь при этом чревоугодниками, прелюбодеями, в гневе, унынии, печали , тщеславии и гордыне. Подумайте над этими словами. Именно от такой бесовской любви нас предостерегает святитель Игнатий, именно это самое важное хочет донести до наших сердец автор сей статьи. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
26.
Первое послание... , 4-6.
25.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
ГЛАВА 13.
24. Ответ на 22, С. Югов:
А откуда это известно? Сами объявили? Да и нормальные люди в храме не смотрят, кто как крестится, а сами крестятся правильно.
А видно мне это с клироса, и информация эта взята от священников, которые их допускают до причастия. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
23.