От редакции: Автор поднимает важную тему для церковной жизни. И хотя его позиция нам представляется излишне ригористичной, но проблема, о которой он с болью пишет вполне реальна.
«Поминовение по умершим есть самая главная часть бескровной жертвы, приносимой за православных христиан, как живых, так и умерших. Если кто-нибудь, даже из православных христиан, явно согрешает и не кается, то о таковом Святая Церковь запрещает приносить бескровную жертву, пока он совершенно не оставит своего греха и искренно не покается. ... Церковное поминовение о таковых не только не будет приятно, но и противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзающий по таковым творить поминовение, смертно согрешает… Об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таковых поминовение воздаст за это страшный ответ пред Христом Богом в День Страшного Суда Его» (преп. Паисий Величковский).
«Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и Причащение тем, кои без покаяния причащаются Страшных Тайн, как сказал божественный Павел (см. 2 Кор. 11, 29)» (свят. Симеон Фессалоникийский).
«О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает» (преп. Лев Оптинский).
Так учат святые отцы Церкви о проскомидии и о поминовении усопших.
Но, к сожалению, в современной церковной практике происходит иначе. Современные пастыри либо позабыли о том, кого и как следует поминать, либо об этом вообще не знают.
Отпевают всех подряд, лишь бы был крещен. Никто не смотрит, действительно ли человек был православно верующим, ходил ли регулярно в храм, участвовал ли регулярно в таинствах Церкви, боролся ли с грехами, исповедовал ли их. Никому это не интересно. Главное – отпеть, чтобы все были довольны.
Отпевают и пьяниц, и наркоманов, и злоречивых, и гордецов, и блудников, и любостяжателей и вообще – всех, кого ни попросят отпеть скорбящие сродники усопшего. При этом священник и певчие абсолютно спокойно и уверенно просят Бога «упокоить их со святыми» и очень утешительно для заказавших панихиду пропевают для их умершего близкого человека «Царство Небесное и вечный покой».
Но разве такими молитвами и песнопениями мы не выражаем своего неверия и презрения к слову Божию и не прогневляем Бога, Который призывает к себе лишь «труждающихся и обремененных» в деле своего спасения и ясно говорит нам о том, что «Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12) – усилия к отречению от себя и к жизни по евангельским заповедям, к погублению своей души ради Евангелия и следования за Христом, к борьбе со своими грехами и страстями, к регулярному участию в таинствах Церкви и исполнению всего, что предписывают церковные каноны и правила?
Разве не наносится этой греховной практикой отпевать всех подряд страшный ущерб православному сознанию людей, в результате чего у них формируются ложные понятия о православной вере и укореняется сознание того, что суть Православной веры не в правильной христианской жизни по евангельским заповедям, а в церковных обрядах, которым придается значение каких-то заклинательных магических практик? Вместо того, чтобы учить вверенных им овец Христовых истине и спасению, пастыри учат их лжи и формальному отношению к обрядам и таинствам Церкви.
Ведь этой порочной практикой современное священство окончательно развращает и губит народ, и без того уже развращенный своей языческой жизнью. Вместо того, чтобы использовать факт смерти для напоминания нам о необходимости позаботиться о нашей вечной участи – изучать свою Веру, бороться со своими грехами и страстями, наши пастыри фактически обманывают нас, обещая всем «Царство Небесное и вечный покой», независимо от того, какой жизнью живет человек и приучая нас к мысли, что главное – отпеть человека, и все будет в порядке.
Но это не так. Святые отцы учат нас, что если человек умер хотя бы с одним нераскаянным смертным грехом, или жил, не понуждая себя к исполнению евангельских заповедей и не борясь со своими страстями, то у него нет никакой надежды на спасение, его участь – вечная мука в аду. А ведь именно в таком состоянии умирает большинство современных крещеных людей. Тогда зачем нас обманывают священники? Неужели они совсем забыли свою обязанность пасти вверенных им овец Христовых – учить их истине и спасению? Неужели страсть сребролюбия перевешивает в их сердцах страх Божий?
Может быть, многие городские жители, которые не слишком интересуются современной практикой церковного «отпевания», не согласятся с массовостью подобных фактов. Но я являюсь сельским жителем, который за последние двенадцать лет сменил три-четыре прихода, регулярно посещаю все церковные службы, а в сельской местности людская жизнь хорошо всем видна и все про всех знают. Поэтому и пишу я об этой практике на основании того, что много лет с прискорбием вижу и о чем очень сожалею.
В моём нынешнем приходе совсем мало прихожан, регулярно посещающих храм в воскресные и праздничные дни – не более десятка. А смертей в нашем селе и окрестностях за последние 5 лет было немало. И практически всех «отпевали», по нынешней моде. Среди них был только один наш прихожанин, остальные – люди невоцерковлённые, которых я вообще никогда не видел в храме. Бывало, что человек в очередной раз напился до беспамятства, уснул и в таком состоянии погиб от приключившегося в его доме по его же вине пожара. И таких тоже отпевали и «любвеобильные» батюшки молились об этих «рабах Божиих», чтобы «упокоить их со святыми».
И ведь не страшно священнику произносить такие молитвы! Не боится он просить у Бога уравнять подобных грешников, которые всей своей жизнью выражали презрение и вражду к Церкви и Христу, со святыми, которые проливали свои пот, слезы и кровь в борьбе за свое спасение, за свою Веру, за Христа, за возможность пребывать с Ним в Его Царстве.
Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертию душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принеся в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад, на вечное мучение... Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрёт в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идёт во ад. Ей нет никакой надежды к спасению…
Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: "Есть грех к смерти и есть грех не к смерти" (1 Ин. 5:16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом…
Покаяние в смертном грехе тогда признаётся действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой…
Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием... Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения с телом от смертного греха… Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою и душою нераскаянною.
Милосердый Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это, разумеется, не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех.
Нечестивые, то есть неверующие во Христа, злочестивые, то есть еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами...».
А еще более тяжкие последствия влечёт нынешняя традиция подавать записки на проскомидию за наших здравствующих и усопших сродников и близких, несмотря на то, что вера у них зачастую бывает (или была) формальна и не выражается (не выражалась) в их реальной воцерковленности и реальном участии в церковных таинствах, и даже за тех, кто совсем далёк от веры, от Церкви и явно живёт (жил) в грехах и страстях.
По существующей ныне традиции, нужно как можно чаще подавать записки «о здравии» и «об упокоении» за всех своих знакомых и родственников, не учитывая их духовное состояние. Как будто «о здравии» — означает пожелать здоровья. Но это не так! «О здравии» означает, что в записку вписаны имена здравствующих, т.е. живых. И если вписано имя нераскаянного грешника, который презирает заповеди, не знает Веру, не ищет спасения, то такое поминовение будет ему в осуждение, точно так, как и непосредственное причастие человеку без покаяния оборачивается в грех.
Люди не понимают значение проскомидии, и пишут записки с желанием сделать своим близким какое-то добро, исправить их или помочь им после их смерти – облегчить их участь.
Но исправить таким поминовением человека невозможно, точно так же, как и причастие не может быть насильственным. Сам Творец дает человеку свободу, и никто не может ее насильно забрать. Если личность добровольно избирает грех, желает жить по страстям, развивает в себе образ сатаны, то как в сердце такого войдет Христос? Бог насилия не совершает! Если бы «насильственным» причастием исцелялись души, то всех преступников с первых времен христианства так и исправляли бы. Но ведь этого не делали. Ведь Иуда на Тайной вечери тоже принял Плоть и Кровь Христа, но в него вошел сатана. Иуда не только не исправился, но совершил задуманное злодеяние – продал и предал Спасителя.
Что ждет людей, живущих без покаяния, после такого поминовения? Вынутые на проскомидии частицы священник опускает в Кровь Христову со словами: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь». Как же Господь омоет, если грешник продолжает грешить, не кается и, вообще, нарушением заповедей ненавидит Христа?! Такой человек, если причастится в храме, — в смерть вечную причастится, если вынут за него частицу на проскомидии и опустят в Чашу, — опять ему будет в осуждение. И в этом виноваты будут уже тот, кто подал такую записку, и тот священник, который дерзнул поминать грешника и вынимать за него частицу.
А для умершего без покаяния человека поминовение на проскомидии становится вовсе не облегчением от посмертных страданий, а наоборот – их дополнительным источником. И священник, ради того, чтобы угодить родственникам покойного и заработать денег за совершение треб, смертно согрешает, чем обрекает себя самого на вечные адские мучения.
И не может служить для таких священников оправданием то, что они не знают тех людей, за которых поданы записки. Ведь в том и состоит их пастырская обязанность, чтобы они учили своих прихожан своей Православной вере. И в том числе они должны постоянно разъяснять людям о смысле проскомидии как одной из форм Причастия Тела и Крови Господа, и суть церковного поминовения. А в первую очередь нужно учить этому служителей храма, отвечающих за прием записок – т.н. «о здравии» и «об упокоении».
Кого же поминает Церковь на проскомидии? Только православных христиан, то есть своих членов. Церковь учит о том, что для того, чтобы по праву называться православным, недостаточно быть просто крещёным.
Святые отцы (св. Киприан Карфагенский, прп. Симеон Новый Богослов, свт. Игнатий Брянчанинов) учат, что православным христианином является тот, кто твёрдо знает свою Православную веру, не имеет никаких еретических и иных заблуждений по главным вопросам, касающимся нашего спасения, не имеет нераскаянных смертных грехов, регулярно участвует в таинствах Церкви и честно старается жить по евангельским заповедям, а свои грехи омывает искренним покаянием.
Много ли таких людей среди современных крещёных? Очень и очень мало.
Но только за таких людей, ныне здравствующих или усопших в лоне Православной Церкви, разрешено приносить бескровную жертву и совершать их поминовение. Кто нарушает это правило – будет давать ответ за это Господу на Его Страшном Суде.
К сожалению, в современной земной Церкви немало примеров отступления от Истины, подобных тому, о чём я написал выше. Если Богу будет угодно, продолжу эту тему в последующих статьях.
Не за это ли отступление Бог попускает нашему народу нынешние тяжелейшие испытания, которые вполне могут стать для всех нас последними?
Фролов Виктор Николаевич, православный христианин, Нижегородская область
73. Сергею:
Руководство писаниями святых отцов ведет гораздо медленнее, слабее; на пути этом гораздо больше преткновений: книга, начертанная на бумаге, не может заменить живой книги человека... Но руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскудении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно признать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями или учением лжеучителей, того должно признать погибшим…
Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа… Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа…
Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься…
Но где ты скрываешься, вера истинная и святая?.. И начал я часто, со слезами умолять Бога, чтоб Он не предал меня в жертву заблуждению, чтоб указал мне правый путь, по которому я мог бы направить к Нему невидимое шествие умом и сердцем. Внезапно предстает мне мысль... сердце к ней, как в объятия друга. Эта мысль внушала изучить веру в источниках – в писаниях святых отцов. «Их святость, – говорила она мне, – ручается за их верность: их избери себе в руководители»… «Видел ли ты, – говорят они, – кого прельщенного лжеучением, погибшего от неправильного избрания подвигов, – знай: он последовал себе, своему разуму, своим мнениям, а не учению отцов»… Мысль эта послана Богом, от Которого всякое даяние благо, от Которого и мысль благая – начало всякого блага… Взглянул на религиозный мир из этой мысли и увидел: причина всех заблуждений состоит в неведении, в забвении, в отсутствии этой мысли…»
Святитель Игнатий (Брянчанинов).
72.
71.
70.
Много ли таких людей среди современных крещёных? Очень и очень мало.
Неправильно вопрос поставлен. Много ли таких людей на архиерейском соборе? - надо спрашивать. А ответ правильный.
69.
68. Сергею:
Конечно, могут быть различные мнения во второстепенном, не касающемся напрямую вопросов спасения. Но в вопросах, существенных для спасения, должно быть единомыслие.
Вопрос поминовения на проскомидии – это один из существенных вопросов, касающихся нашего спасения, и здесь разномыслий быть не может.
Я привел согласное суждение разных святых отцов по этому вопросу. Вы не хотите его принимать, называя это моей личной верой.
Так на чем же основывается Ваша вера, а точнее, неверие? Опять-таки на Вашем «Я ТАК ДУМАЮ»?
Вы ссылаетесь на то, что так делается во всей нашей РПЦ и в других Поместных Церквях, и приводите это в качестве доказательства.
Но ведь это ничего не доказывает. От количества людей, верящих в ложь, ложь не становится Истиной.
Более того, это «доказательство» является просто нелепым с Вашей стороны. Ведь в этом и состоит цель моей статьи, чтобы показать, что современная церковная практика поминовения является неправильной, ложной, так как противоречит согласному учению святых отцов Церкви.
А Ваше «доказательство» фактически означает Ваше утверждение, что святые отцы ошиблись, потому что церковная практика свидетельствует о противоположном.
67.
66. Ответ на 64, р.Б.Алексий:
По г-ну Романову- всё было опубликовано См. :
Новости Патриархии.
3 июля 2020 г. 15:21
Церковный суд Екатеринбургской епархии признал схиигумена Сергия (Романова) виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть его из священного сана. Далее подробности. Да об этом писалось и на РНЛ. Светский суд- эта материя в данном случае не имеет прямого отношения к делу.
Что касается апелляции к Святым Отцам - на это вполне способны были всегда и раскольники, и еретики. Они. как и данный автор. толкуют их по собственному усмотрению.
2 Кор. 3:Ст. 5-6 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.:
Самое важное- автор исходит из ветхозаветного понимания (см. Слово о законе и благодати). А буква убивает.
Закон имеет в Новом Завете смысл лишь,.когда действует по Благодати.
И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы: посему Сын Человеческий есть господин и субботы.(Мк. 2.23).
субботники об этом часто .
65. Сергею:
Так вот, вместо написанного «Ранее он, как член Церкви, пребывал внутри нее и его дух оживотворялся благодатью Святого Духа, действующей только внутри Церкви», лучше будет написать:
«Ранее он, как член Церкви, пребывал внутри нее и его дух оживотворялся спасающей благодатью Святого Духа, которую человек может принять, только пребывая в Церкви».
64. Ответ на 63, С. Югов:
К тому же сегодняшняя Церковь и первые общины Апостольского времени - не одно и то же. Тогда епископ должен был быть "муж одной жены" по словам Апостола Павла. а сейчас "женатые епископы" - мечта модернистов и увы- реальность в европах. Даже женщины- епископы. Словом, есть у нас духовенство - на него и будем ориентироваться. Если кто-то кого-то не устраивает как экуменист и т.п. - всегда есть выбор. 1. Самое интересное - это то, что ориентироваться на духовенство, как Вы говорите и призывает сам автор! Даже не на рядовое духовенство, а на святых. Только в полемике с автором этого почему то в упор никто не замечает, что автор выражает не собственные измышления. Никаких конкретных и серьезных контраргументов других святых при этом не приводится, да их и не может быть, т.к. учение Церкви цельно, стройно и согласовано. 2. За какое неправославное учение осужден церков ным судом о. Сергий ( Романов)? Осуждение его гражданским судом - это вообще, как Вы говорите, без комментариев. 3. Бывали не единичные времена и случаи, когда ориентироваться на духовенство - это идти против Бога. Можно вспомнить про евангелские слова про тех, кто имеет ключи и сам не входит и других не пускает. Могу напомнить, слова Апостола, обращенные к тогдашнему духовенству - кого нам слушаться, вас или Бога? Кто стоял во главе того, что евреи не приняли Христа?