Часть первая; Часть вторая; Часть третья
«Суд себе ядим и пием» (1 Кор. 11:29).
Продолжу разговор о том, о чём начал писать в статье о трагических последствиях совершения таинства Крещения без Оглашения.
Итак, можно говорить о том, что примерно 95-99% (по разным оценкам) – а это около 80-100 миллионов (!) современных крещёных людей сегодня полностью оторваны от Церкви – живут греховной, языческой жизнью в результате того, что таинство Крещения было принято ими формально, без понимания его духовного смысла, без знания Православной веры и без её изучения, без раскаяния в своих грехах, то есть без цели покаяния. В результате этого оно обернулось им в осуждение, а их плен своим страстям и злым духам – только увеличился.
Но даже и этого сатане мало. Он бы хотел, чтобы и последние проценты из крещёных людей, – те, кто сейчас регулярно посещают храмы – оказался там же, где и остальные. Ему ненавистна благодать Духа Святого, которая еще до сих пор пребывает в Церкви, несмотря на все искажения и отступления от Истины, пребывает ради этого мизерного остатка верующих, из которых еще кто-то может спастись. Для этого он позаботился о том, чтобы исказить церковное Предание о совершении таинств Исповеди и Причащения. Частично об этом было написано в предыдущей статье – о ложной практике разрешения смертных грехов без епитимьи.
Сегодня же речь пойдёт непосредственно о таинстве Причащения.
В последнее время принято говорить только о необходимости и благотворности причастия Святых Христовых Тайн и забывается и не упоминается об ответственности за недостойное причастие. При однобокости понимания — нет возможности правильно приготовить себя к принятию Христа, но, наоборот, рождается дерзкое желание «любой ценой» добиться причастия. Поэтому хотелось бы восполнить этот пробел для понимания ответственности за недостойное причащение Тела и Крови Господа.
В творениях святых отцов можно найти раскрытие всех сторон этого вопроса. Внимательно читая их творения, можно узнать о том, кому отцы запрещали причащаться. Каждый, кому не безразлична своя вечная участь, может проверить себя: не подпадает ли и он под этот запрет. Если препятствия не устранить, то причастие будет в осуждение, в смерть вечную. Последствия этого – скорби, беды и болезни во временной жизни, а если не исправимся, то – вечная мука в аду. Страшно, братья и сестры, нам – православным, имея возле себя источник Вечной Жизни, угодить в вечную смерть!
Но, к сожалению, это происходит нынче повсеместно. Сегодня наши пастыри допускают к причастию практически всех подряд. Согласно современной церковной практике, для того, чтобы принять Тело и Кровь Господа, достаточно соблюсти несколько дней поста, присутствовать на вечерней службе, вычитать положенное правило и быть на исповеди. Причем под исповедью понимается название хотя бы нескольких грехов, из которых невозможно определить действительное духовное состояние человека и, следовательно, невозможно оценить пригодность его для причастия. А как же человеку исправиться, если душа его остаётся без глубокого исследования?
Большинство наших пастырей вполне удовлетворяет исполнение прихожанами этих формальных требований, и они благословляют их причащаться. Некоторые иногда зададут несколько дополнительных вопросов, если видят на исповеди новенького, может быть, дадут какие-то советы. Но о настоящей проверке духовного состояния человека на предмет его готовности к причащению никто даже не задумывается.
Увы, многие наши пастыри, к сожалению (как я увидел из своего опыта общения с некоторыми из них), подчас и не хотят знать того, что причастие с нераскаянными и непрекращёнными смертными грехами, с любимыми грехами и страстями, оставленными без борьбы, с ересями и суевериями и без правильных понятий о Вере – влечёт человеку осуждение в смерть вечную. Святые отцы называют недостойное причастие самым страшным грехом, сравнивают его с убийством Богочеловека.
Вот что пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Тайн при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека…».
Похожие слова можно найти и у прп. Симеона Нового Богослова в Слове 33-м: «Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым воспрещается от святых отцов приступать ко Святому Причастию: первый – оглашенные, как еще некрещеные; второй – крещеные, но возлюбившие срамные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для коей крещены, как-то: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятливые, которые все, будучи таковыми, не чувствуют, что суть враги Богу и находятся в бедственном положении, почему не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются; третий – бесноватые, если они хулят и поносят божественное таинство сие; четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию стоять вне церкви определенное время; и пятый – те, у которых еще не созрел плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю жизнь свою и жить прочее во Христе жизнию чистою и безукоризненною. Эти пять классов очевидно недостойны Святого Причастия. Достоин же причаститься Пречистых Таин тот, кто чист и непричастен грехов, о коих мы сказали».
Вот и подходят люди, которые приходят нынче в храмы, к Чаше, думая принять благодать, а вместо этого большинство получают осуждение, вместе со священниками, допустившими их к Таинству. И подходят к Чаше, и рот открывают, и священник кладет им в него Тело и Кровь Господа. Только благодать не может коснуться их сердец, в которых живут нераскаянные смертные грехи, страсти, оставленные без борьбы, ереси и ложные понятия о Вере и навыки жизни по ним.
В результате такого формального подхода нередко после причастия бывают вспышки страстей, беды, болезни и даже смерти, т.е. то, о чём предупреждал апостол Павел христиан из коринфской общины уже почти 2000 лет тому назад: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор. 11:27-32).
И об этих возможных последствиях недостойного причастия нас предупреждают святые отцы. Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Причащающийся Святым Таинам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет (1Кор. 11:29), как сказал Апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает, расточает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым…».
После недостойного причастия может обостриться какая-нибудь болезнь в человеке, он может получить какую-то серьезную травму, попасть в больницу. Случаются разные беды, происшествия – пожары, автомобильные аварии, несчастные случаи – укусила собака, ошпарился кипятком, ударил молотком по пальцу, прорвало трубу водопровода – разные бывают случаи, в т.ч. с родными – например, муж сильно запил, с детьми случилась какая-нибудь беда или они начали необъяснимо капризничать, хулиганить, скандалить, жена впала в сильный гнев, начала бить посуду и т.п.
Увы – почти никто не связывает факт недостойного причащения Святых Тайн с этими происшествиями, приключившимися после него. Причиной этому является помрачение ума человека страстями и его слепота духовная.
Страсти особенно воспаляются в сердцах людей, которые пытаются причащаться в своем непригодном для этого состоянии, как бы мстя им за эти попытки, и получают особую силу. Можно сравнить их с гнездом змей, которые начинают жалить после того, как их потревожили. У человека, причастившегося достойно, всегда находится против них противоядие – ведь в нем Христос. Такой человек если и согрешает по причине обострившихся страстей, то находит силы с помощью Господа остановиться и покаяться. Если же причастился в осуждение – то человека «несет», и он не может остановиться.
Бывает, причастился человек, а в тот же день или вечер дома случился очередной скандал – снова не смог сдержаться и поругался с ближними, накричал на них в гневе, а то и рук не удержал – ударил кого-то в приступе ярости или стал крушить разные предметы, или начал объедаться и упиваться чем-то вкусным, а после сытного обеда завалился спать, или не мог остановиться от пустословия – неодолимо потянуло с кем-то поболтать, пошутить, посмеяться, кого-то навестить – пообщаться, или упёрся весь с головой в интернет, компьютерную игрушку или телевизор и не может оторваться, или человека повлекло в магазины или на рынок без особенной на то необходимости, или он весь погрузился в планы и обдумывание каких-то материальных житейских проблем, которые из головы не выходят, или вдруг на человека нашла необъяснимая печаль, тоска, так, что не может вообще ничего делать – лежит весь день на кровати, или начал всех «строить» и учить правилам жизни и веры – вот некоторые примеры обычных неконтролируемых и необуздываемых проявлений страстей в человеке, которые обличают причастие в осуждение.
Ведь если бы действительно Христос пребывал сейчас в сердце такого человека, то разве мог бы он заниматься такими греховными делами, забывая о том, что Сам Бог благоволил войти в его внутренний храм души и сейчас пребывает там? Разве не повлек бы его Господь к уединению, молитве, чтению духовной литературы, к покаянному сокрушению духа о своих грехах, воспоминанию о Крестной Жертве Господа за мои грехи, к служению ближним?
Вышеперечисленные примеры – это некоторые признаки, по которым Бог даёт нам понять о нашем «поддельном золоте», о том, что мы причащаемся в осуждение. Но, к сожалению, последствия причастия никто из пастырей не отслеживает, ошибки никто не находит и не устраняет. На это нет ни сил, ни времени, ни знаний… Бывает так, что совсем люди запутаются и доходят даже до отчаяния от навалившихся бед, а выхода не видят. Что делать? Один советует одно, другой – другое, третий – третье… А причина бывает внутри самого человека: нераскаянный смертный грех; страсть, оставленная без борьбы; искажение понятий веры, а то и вообще незнание основ веры или даже неверие. Реальная жизнь показывает, что часто в христианине есть все указанные проблемы! Как же тогда причастие может быть во благо?
Вышеназванные примеры последствий недостойного причащения – вразумительно-наказательные. Но если человек долгое время не хочет ими вразумляться, то могут наступить и карательные попущения Божии – например, болезнь, отнимающая возможность покаяния для человека (умопомешательство и т.п.) или неожиданная смерть.
Причина всего этого – неготовность ума и сердца причащающихся к принятию благодати. Ведь совершенно очевидно, что если с людьми не проводилось Оглашение, то большинство из них сохраняют в своём уме и ереси, и суеверия, и разные ложные и искаженные понятия о Вере, и греховные навыки своей предыдущей жизни. Кто проверял их знания Веры? Кто исследовал их предыдущую жизнь на предмет наличия нераскаянных смертных грехов? Кто проверял их, ведут ли они правильную борьбу со страстями? Кто научил их евангельским заповедям и их правильному исполнению?
Все это должны делать пастыри. Эта их обязанность отражена и в Требнике, который они читают каждый раз при совершении таинств. Согласно чина Последования к исповеди (гл.7), во время Исповеди пастырь обязан проверить у человека его веру, проверить, не имеет ли он еретических понятий и убеждений, нет ли у него нераскаянных и непрекращённых смертных грехов (для этого в Требнике приводится их перечень), принять меры к деятельному раскаянию человека, а при выявлении смертных грехов – отлучить его от Причастия, назначив ему соответствующую каноническую епитимью.
Каждый раз при совершении над христианином таинства Исповеди священник просит у Бога: «Примири и соедини его со святою Твоею Церковью». Задумываются ли священники над смыслом читаемого? Ведь в вышеназванных святоотеческих критериях и заключаются условия этого примирения. Чтобы примириться с Богом, человеку как раз и нужно твердо знать Веру, устранить все ложные понятия о ней, ереси и суеверия, прекратить совершать смертные грехи и начать борьбу со страстями. А если пастырь не проверил человека по этим критериям, то как же он дерзает просить Бога о примирении?
Любой мало-мальски духовно просвещённый пастырь не может не видеть печального состояния его паствы – глубокой тьмы неведения и греховности. И если он имеет страх Божий, если понимает, что за каждую овцу, вверенную его попечению, ему придётся давать страшный ответ Пастыреначальнику, то он обязательно озаботится проверкой духовного состояния своих прихожан и научением их Вере и покаянию.
Пастырь – духовный врач. И если он оставляет своих прихожан без проверки их духовного состояния, то неминуемо обрекает их на духовную смерть. Как это сделал бы обычный врач, если бы он отказал в лечении смертельно больному пациенту.
Проверить у своих прихожан их веру несложно. Нужно просто уделить каждому человеку определённое время, сесть с ним за стол и начать задавать вопросы об основных понятиях Православной веры. За несколько дней можно проверить всех.
Наличие непрекращённых и нераскаянных смертных грехов также можно легко проверить, если иметь на руках перечень этих смертных грехов. Нужно отдельно побеседовать с каждым прихожанином и проверить его по этому перечню.
Скорее всего, после проверки по этим первым двум критериям, пастырь увидит, что практически никого из его прихожан пока нельзя допускать до причастия. Это должно заставить его ужаснуться тому, что же он все эти годы делал, как пас вверенных ему овец Христовых, как он будет отвечать себя и за них на Его Суде?!
После этого ему останется лишь объяснить все это своим дорогим прихожанам и начать учить их Православной вере, борьбе с грехами и страстями и правильному исполнению евангельских заповедей, в чем, собственно и заключается суть истинного пастырства.
Но пока же в наших приходах всего этого не делается, и поэтому всем нам, а особенно нашим пастырям, нужно серьёзно задуматься – не за эти ли отступления от Истины Бог попускает нашему народу нынешние тяжелейшие испытания, которые вполне могут стать для всех нас последними?!
Фролов Виктор Николаевич, православный христианин, Нижегородская область
14. Ответ на 13, Валерий:
Если Вы проходили оглашение, то должны знать, что мысли бывают трех видов: от своего помраченного ума,от бесов и от Бога. С НАМИ БОГ! (Ис.8)Ну вот видете у Вас опять одна догматика. А сейчас нужна ПРАКТИКА , реальное дело. На Рождественские богослужения в 2023 году пришло 0,9% населения России. Вот не видят добрые люди в этом насущной необходимости. Все это было в 19 веке, а как страшно закончилось. Сейчас бы вот группы какие организовать, которые именно займутся стяжанием Благодати Святого Духа без всяких там перформансов. Чтобы показать как Благотворно влияет эта Божественная энергия на жизнь человека.
13. Ответ на 12, учитель:
Если Вы проходили оглашение, то должны знать, что мысли бывают трех видов: от своего помраченного ума,от бесов и от Бога. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
12. Ответ на 10, Валерий:
Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова
Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016.
– о вечности геенских мук,
– о восприятии Христом первородного греха,
– об Искуплении,
– о Евхаристии,
– о крещении младенцев.
Озвучу только два искажения:
Профессор МДА Алексей Ильич Осипов утверждает, что младенцы, умершие не крещёными, обязательно входят в рай. Такое мнение было признано ересью и предано анафеме 124-м Правилом Святого Карфагенского Собора. (Ересь Целестия);
Искажение профессором Осиповым А.И. о первородном грехе, который утверждает, что только сам согрешивший, следовательно, и за ЛИЧНЫЙ грех Адама, называемый первородным, мы – потомки Адама, якобы, ответственности не несём. (Ересь);
Советую Вам прочитать всю резолюцию богословской комиссии РПЦ МП. Она есть на сайте МП.
С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Сами поняли , что написали. Он сам признался что не смог стяжать Благодать Святого Духа. Т.е. не получил Дар прозорливости от ГОСПОДА , занимается только анализом. А что Вы смогли стяжать Благодать и получит Дар прозорливости и Дар исцеления от ГОСПОДА ? Если у человека нет Дара прозорливости , то как он может знать, что происходит с маденцами на Том Свете. А Вы знаете что происходит в Потустороннем мире?
11. Ответ на 8, Vladislav:
10. Ответ на 5, учитель: Вот что может случиться с богословом, когда им сознательно отвергается стяжание Святаго Духа
Синодальной библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.И. Осипова
Номер резолюции Святейшего Патриарха: ПК-01/416 от 31.03.2016.
– о вечности геенских мук,
– о восприятии Христом первородного греха,
– об Искуплении,
– о Евхаристии,
– о крещении младенцев.
Озвучу только два искажения:
Профессор МДА Алексей Ильич Осипов утверждает, что младенцы, умершие не крещёными, обязательно входят в рай. Такое мнение было признано ересью и предано анафеме 124-м Правилом Святого Карфагенского Собора. (Ересь Целестия);
Искажение профессором Осиповым А.И. о первородном грехе, который утверждает, что только сам согрешивший, следовательно, и за ЛИЧНЫЙ грех Адама, называемый первородным, мы – потомки Адама, якобы, ответственности не несём. (Ересь);
Советую Вам прочитать всю резолюцию богословской комиссии РПЦ МП. Она есть на сайте МП.
С НАМИ БОГ! (Ис.8)
9. Ответ на 6, В.
Прошу прощения, ув. В! А что плохого в том, что во время молитвы человек не утрачивает памяти Божией, помнит о СВОЁМ прадстоянии пред Ним? Да без этого молитва — молитва ли? Здесь же речь идёт не об образном представлении Бога... Как я понимаю...
Другое дело, что это не просто...
8. В наших приходах это не делается, а пастырям, нужно серьёзно задуматься
7.
Ну понятно,больше-то некому.
6. Ответ на 1, Игорь Ал:
Иеромонах Афанасий (Дерюгин). 2 апреля 2018 г.
Кажется, в Православии.ру...
Можно так допредставляться, что бес в обличии христа, начнет к нам приходить воочию. Спаси нас, Господи, от такого представления. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
5. Ответ на 4, Валерий:
Нам же, грешникам, необходимо знать и понимать, как же получить эту самую Спасительную Благодать во спасение, а не в осуждение. Об этом и пишет мой брат во Христе, Виктор. С НАМИ БОГ! (Ис.8)В СССР часто пели такую песню : " Ты да я , да мы с тобой !". Вот и Вы с Виктором. Всего вас 0,9 % от населения страны. А остальным добрым людям не понятно во что вы верите, если Благодати Святого Духа нет , просто читаете догматику и считаете, что главное это. Известный ученый - богослов профессор Осипов признался, что не смог стяжать Благодать Святого Духа и занимается только анализом. Глубоко верующий человек, знает все догматическое богословие. А вы пишите , что главное учить эту догматику. Конечно, его лекции вы не смотрели.