Что такое психо-ментальная война?

Об отношениях в семье и оппозиции с близкими

Толерантность  Семья 
0
1154
Время на чтение 10 минут
Фото: из личного архива автора

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 7

Последнее, на что мне хотелось бы обратить внимание, - отношения в семье. Это – самая чувствительная сфера, поскольку нормальная семья по определению является малой Церковью.

«Оппозиция к близким с самого начала развития гебоидного состояния приобретала характер немотивированной враждебности, доходящей до «лютой ненависти» и возникала без каких-либо внешних поводов, - пишут Г. П. Пантелеева, М. Я. Цуцульковская и Б. С. Беляев в книге «Гебоидная шизофрения». - Больные обнаруживали крайнюю жестокость по отношению к домашним, которых терроризировали своими необоснованными и нелепыми претензиями, стремлением причинить им как можно больше вреда. Без каких бы то ни было объяснений больные запрещали родителям обращаться к себе с вопросами, не выносили присутствия родственников за столом во время еды. Они подчиняли своим требованиям весь быт семьи, превращаясь в настоящих «домашних тиранов». Больные ограничивались лишь краткими распоряжениями в приказной форме с употреблением неизменно грубых, вульгарных выражений, несвойственных им прежде. Не проявляя ни малейшего стыда, они в унизительной форме требовали мыть их в ванной, бесцеремонно забирали себе лучшие кушанья, «разрешали» родственникам доедать после себя остатки еды, проявляли к близким невероятное бездушие. Они разрешали родственникам пребывать только на кухне, запрещали им присутствовать при просмотре телепередач в одной комнате с больными. Не считаясь с самочувствием и состоянием здоровья родителей, несмотря на их просьбы, больные включали на полную мощность проигрыватели, зажигали на ночь как можно ярче свет, каждым своим действием стремились создавать больше шума. На любое замечание родственников они разражались неадекватной грубой бранью, угрожали им увечьем, убийством, ломали вещи.

Желание противоречить во всем близким было доведено до карикатурной формы, что делало поведение больных грубо неадекватным, непонятным. Стремление в любой форме «делать назло» родителям становилось определяющим в поведении, принимало сверхценный характер. В тоже время в значительной мере в таком поведении больных играли роль влечения перверзного характера. Больные испытывали удовольствие, если как-то могли унизить родственников, доставить им физическое страдание. В осуществлении этого они проявляли незаурядную изобретательность и изощренность. Они смаковали недостатки родных, с удовольствием провоцировали ссоры в доме, издевались над более слабыми членами семьи. Шутки больных становились злыми и жестокими. В присутствии престарелых членов семьи они начинали обсуждать подробности их грядущей смерти, с нескрываемым наслаждением избивали младших братьев или сестер, дразнили их, под угрозой обучали неприличному поведению… Больные становились невыносимыми в домашней среде. Они без причины с удовольствием произносили в присутствии родителей бранные слова, непристойные фразы, грубо обзывали их дураками, свиньями, гадинами, придумывали им унизительные клички, употребляли презрительные обращения, в оскорбительной форме говорили о них «твой муж», «твой сожитель» (об отце)».

Авторы говорят о тотальности оппозиционного отношения молодых людей к родным и близким:

«Оппозиция больных к близким постепенно охватывала все стороны деятельности больных. Бездушие и жестокость по отношению к родным они проявляли все с большим упорством и невероятной настойчивостью. Они избивали престарелых родственников, выгоняли больных родителей на улицу, запрещали вызывать им врача. В ответ на малейшее неудовольствие в их адрес больные жестоко избивали родителей, бросали в них тяжелые предметы, выворачивали им руки, прикладывали к телу горящую папиросу, плевали в лицо, начинали душить и т. п. При этом они оставались абсолютно глухими к уговорам, не испытывали чувства раскаяния, обнаруживали абсолютное непонимание ситуации и отсутствие даже малейшей критики к своим поступкам».

К сказанному можно добавить зоосадизм – жестокое обращение с животными. Зоосадизм, как значимая часть, входит в т.н. «триаду Макдональда», маркирующую известную предрасположенность человека к совершению серийных убийств. Помимо садизма в нее входят непреодолимое влечение к поджигательству (пиромания) и энурез.

Здесь самое время сказать несколько слов о т.н. предвестниках – преморбидных явлениях, признаках, свидетельствующих о грядущем психическом неблагополучии. Дело в том, что психические расстройства, влекущие за собой и криминальные социальные действия, вроде масс-шуттинга или школьного буллинга, не возникают внезапно и на пустом месте. Очень часто первые зарницы возможной будущей острой манифестации вспыхивают задолго (иногда за несколько лет) до ее наступления. Но таким вспышкам ни родители, ни школьные психологи, ни педагоги, как правило, значения не придают, а некоторые даже считают любое вмешательство в ситуацию недопустимым, поскольку это мешает ребенку «самовыражаться». Никому в голову не приходит заносить в группу риска подростка с пирсингом, шрамированием, татуировками (сопоставьте это с поголовным татуированием  тел украинских неонацистов - на языке психиатрии это называется аутоагрессией, т.е. агрессией, направленной на себя), злоупотребляющим нецензурной лексикой (копролалия на языке психиатрии), буквально одержимого некими сверхценными идеями (увлеченному неоязычеством, например, или сатанизмом; на языке психиатрии – метафизическая интоксикация) и т.д. Можно возразить: кто же в наше время ходит без татуировки, не матерится и не увлекается какой-нибудь магической практикой (допустим, астрологией)? На мой взгляд, распространенность таких явлений – показатель высокой степени невротизации и психотизации нашего общества и предвестник новых кровавых социальных потрясений, которые неминуемо наступят, когда невро- и психопатологические явления достигнут критической массы. Люди моего поколения помнят ленинские признаки революционной ситуации. Могу добавить к ним еще один: революции возникают там и тогда, где и когда накапливается неконтролируемая критическая масса людей с некомпенсированными проблемами невротического и психопатического статуса.

Прошу простить мне обширное цитирование и «художественные отступления». Кому-то они покажутся малоинтересными. Тем не менее, я отнимаю ваше время только потому, что обращаюсь преимущественно к тем, кто, сталкиваясь с описанными явлениями, затрудняется их квалифицировать. Кстати, и сами авторы приведенной работы (Пантелеева, Цуцульковская и Беляев) откровенно признают, что «с психопатологической точки зрения чрезвычайно трудно определить описанное психическое расстройство у больных». Но, с моей точки зрения, речь, бесспорно, идет о нравственном помешательстве, его симптоматике, хотя само это слово уважаемые авторы и не произносят.

Разумеется, не все подростки, ведущие себя неподобающим образом, являются больными. Вместе с тем, следует учитывать удручающую статистику, характеризующую эпидемиологическую ситуацию в мире и в нашей стране. Так вот, по данным психиатров, в мире психическим расстройством разной степени остроты и тяжести страдает каждый пятый человек. Что касается нашей страны, то тем или иным видом психического расстройства страдают 25% подростково-юношеского населения (13-25 лет). В этой связи могут ли удивлять осведомленных людей массовые вспышки социальной агрессии, связанные с covid-эпидемией? Свинья грязи найдет. При наличии критической массы невротизированных и психотизированных людей, повод к всплеску разрушительных подсознательных сил сыщется всегда, будь то случайное убийство полицейским негра или требование носить маски в общественных местах. И совсем беда, если критическая масса невротизированных и психотизированных людей накапливается не только на стороне гражданского общества, но и на стороне властей, обязанных оценивать ситуацию трезво. А там процесс конденсации патологических «энергий» по объективным причинам идет еще быстрее, хотя и может выражаться по-другому: например, апатией, когнитивной редукцией, отсутствием адекватного понимания стратегических задач и целей и, одновременно, реактивного, оперативного, быстрого мышления, способного разумно среагировать на любые вызовы. Указанные обстоятельства делают социальный взрыв практически неизбежным.  

Важно учитывать и то, что психические заболевания часто бывают так же заразительны, как и инфекционные. Вот что писал об этом  больше 100 лет назад Владимир Михайлович Бехтерев в книге «Внушение и его роль в общественной жизни»:

«В настоящую порутак много вообще говорят о физической заразе при посредстве «живого контагия» (contagiumvivum) или т. н. микробов, что, на мой взгляд, нелишне вспомнить и о «психическом контагие» («contagiumpsychicum»), приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются чрез слова, жесты и движения окружающих лиц, чрез книги, газеты и пр., словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными».

Вот и сейчас мы имеем дело с эпидемической передачей некоего опасного духовного вируса от людей безусловно больных людям духовно «не привитым», т. е. никак не защищенным. Это и обусловливает то состояние пандемии нравственного помешательства, в котором пребывает современное человечество.

Еще раз повторю: так называемые масс- и скулшуттеры, насильники в школах, суицидальные группы в социальных сетях, экстремисты и террористы и другие подобные им персонажи к нам не с неба падают. Их появление обусловлено целым рядом психоорганических и социальных причин, при этом психоорганические причины являются ядерными, главными, связанными с органическим поражением головного мозга,  дисфункцией некоторых его областей. Как говорила моя коллега по экспертной работе профессор психиатр И.В. Шадрина:

«Не каждый органик – террорист, но каждый террорист – органик».

Она – эта дисфункция – и вызывает нравственное помешательство, всегда возникающее на органической почве; нравственное помешательство, которое до его криминализации может быть считано по определенным «предвестникам»: изменениям в поведении, в отношении к окружающим и т.д. Нужно только отнестись к этому не как к милым и извинительным шалостям и чертам характера, а как к серьезной проблеме, способной из педагогической и медицинской превратиться в криминальную идаже стать,  как показывают события на Украине, геополитическим фактором.

Конечно, нельзя преуменьшать значение и социальных факторов. Иногда бывает критически важно присмотреться и к социальному пространству, в котором расцветают убийственные и самоубийственные наклонности молодых людей. Как правило, они являются продуктом сложного сочетания деструктивных социальных факторов с патобиологическими. И возникает порочный круг: с одной стороны, социальная нестабильность (аномия) обусловливает и увеличивает рождаемость людей с психическими проблемами, с другой – такие люди с психическими проблемами, число которых в популяции возрастает, преимущественно и дестабилизируют, раскачивают социальную ситуацию. 

Должно сказать, что нравственное помешательство далеко не всегда принимает форму психического расстройства – в частности, гебоидной шизофрении, как было показано. Я нарочно в качестве примера выбрал крайнюю, наиболее тяжелую – и поэтому наиболее выразительную – форму манифестации. Но существуют и другие, условно говоря, мягкие формы проявления нравственного помешательства. Самая распространенная среди них – психопатия, которую часто ассоциируют с социопатией, хотя это далеко не одно и то же.

Психопаты, по меткому замечанию одного из исследователей, это люди без жалости, без совести, без раскаяния, т.е. нравственно помешанные. Они просто неспособны к тонким движениям души опять-таки в силу морфологических особенностей своего головного мозга. Такие люди живут среди нас, многие – достаточно успешны, - и безжалостно манипулируют окружающими. Сочувствия, эмпатии от них ждать бессмысленно. Ряд оккультно ориентированных психиатров (М.Е. Литвак, например) называют их «психологическими» или «энергетическими вампирами». Они – не «пушечное мясо». Они – так сказать, офицеры, высший командный ресурс психо-ментальных войн. Разговор о них востребован, необходим. Понимать внутреннюю, субъективную  мотивацию противника исключительно важно,.и я надеюсь в недалеком будущем на эту тему высказаться.

Я сознательно не даю никаких рекомендаций. Не только потому, что, вероятно, не имею на это права, как неспециалист.

Поверьте: мне, как педагогу, который уже третий десяток лет занимается деструктивными сообществами, есть, что сказать. Но на это потребуется, во-1-х, много времени, а во-2-х, радикальное изменение той социально-экономической и духовной ситуации, в которую оказалась ввергнута наша страна, и которая ведет к почти тотальной психотизации и невротизации общества. Не думаю, что большинство моих соотечественников считает её психологически комфортной для себя и своих детей. Не думаю, что в 1990-х г.г., когда шайка преступников, возглавляемая хроническим алкоголиком, развалила Советский Союз, произошла «сбыча мечт» большинства населения. Бездействие еще не означает согласия. Бездействие может быть связано с индуцированным, навязанным извне параличом воли. Но паралич не может длиться вечно. Организм рано или поздно найдет выход из психотравмирующей ситуации перманентно длящегося дистресса, и дай Бог, чтобы такой выход не оказался беспощадно-кровавым, как это часто случалось в нашей истории.

Поэтому я считаю необходимым обратить внимание специалистов на некоторые аспекты той нравственной болезни, которой оказалась повально охвачена наша молодежь.

Поэтому я считаю необходимым призвать к возобновлению и срочной активизации контактов между Церковью, педагогами и врачами-психиатрами (и неврологами, и эндокринологами) для выработки комплексных мер по противодействию стремительному растеканию нравственного безумия – контактов не формальных, проводимых «для галочки», а настоящих, способных позитивно повлиять на ситуацию, развивающуюся, повторюсь, в условиях психо-ментальной войны.

Понимая, что это – задача, не решаемая одномоментно, я предложил бы продумать, проговорить хотя бы приблизительные формы такого сотрудничества на любой возможной научной или церковной площадке, - сотрудничества, которое, как понятно, диктуется самой жизнью.

Путник Константин Владимирович, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1, Loader:

Очень интересная статья. Хоотелось бы услышать от Вас также анализ раскола в обещстве с точки зрения психо-ментальной войны. Как, скажем, это отражается на отношениях в семье, когда, условно, один супруг - православный либерал, а другой - православный консерватор? Ведь на этой почве много семей развилось, насколько мне известно.

что за чушь Вы спрашиваете? Зарубите себе на носу, раз и навсегда: православных либералов не бывает! Либерализм и православие - несовместимы. "Православный либерал" - это безсмыслица, оксюморон, почти как "православный сатанист", "православный дарвинист", "православный коммунист", "православный гомосексуалист" или "православный атеист", это всё в одном ряд, как говорил ушедший ко Господу в 2020 г. прот. Димитрий Смирнов. Как учил батюшка, здесь надо определиться, кто ты - продолжать оставаться либералом (атеистом, сатанистом, дарвинистом, коммунистом, гомосексуалистом) или покаяться и стать просто православным человеком - тем, кем задумывал тебя Господь. Кстати, у отца Димитрия было много чего сказано и написано именно по семейным отношениям, рекомендую к самому тщательному изучению, раз Вас эта тема волнует . Помоги Господь!

1. Тема для следуюшей статьи

Очень интересная статья. Хоотелось бы услышать от Вас также анализ раскола в обещстве с точки зрения психо-ментальной войны. Как, скажем, это отражается на отношениях в семье, когда, условно, один супруг - православный либерал, а другой - православный консерватор? Ведь на этой почве много семей развилось, насколько мне известно.
Loader / 29.03.2022, 08:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Путник
Ради Бога, довольно, господа!
Актуальная статья вековой давности
05.02.2024
Специальная военная операция и сектантская пандемия
О формировании новой «группы риска» попадания в секты в условиях СВО
24.03.2023
Все статьи Константин Путник
Толерантность
И не говорите, что не слышите и не видите
Государство против государства: «дома народов», «народы Вологодской области» и «межнациональные масленицы»
16.03.2024
«Надо назвать грех – грехом»
Нам нужно не терять умение различать греховность и праведность
22.02.2024
Приём толеранствующих: доведение до абсурда
О радужных серёжках в Нижнем Новгороде и Борисе Надеждине
05.02.2024
Давайте держаться за... плохие слова
Лицеприятие обезоруживает нас самих
31.01.2024
Толерантность прививается незаметно...
Пропаганда бывает «толстой» и «тонкой»
23.01.2024
Все статьи темы
Семья
«Реальные дела воспитывают "лучше всякой болтовни"»
Об идее создания в России министерства по молодёжной политике и воспитанию
12.04.2024
«Нужно найти для них новую семью»
О ситуации вокруг детей, найденных в подвале петербургского дома
12.04.2024
Летим в демографическую пропасть?
По данным ВНИИ труда, доля неполных семей в России выросла почти в два раза
11.04.2024
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Доброе имя нельзя "выкупить" у общества»
О попытках «реабилитировать» Киркорова и Моргенштерна*
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
15.04.2024 23:18
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
15.04.2024 20:09
Как всё начиналось
Новый комментарий от Русский Иван
15.04.2024 19:17
Александр Сосновский не прав
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.04.2024 18:15