Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13,34).
8 июля Православная Церковь совершает память благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских. Святые Петр и Феврония являют нам пример идеальной супружеской жизни. «Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся, блаженнии Петре и Февроние», - такими словами воспевает Церковь подвиг святых благоверных князей Петра и Февронии.
История жизни святых чудотворцев – благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. В 1547 году священник дворцового собора Спаса на Бору в Москве Ермолай (в монашеском постриге – Еразм) на основании предания написал «Повесть о Петре и Февронии» - одну из драгоценных жемчужин древнерусской житийной литературы.
Преподобный Петр был младшим братом благоверного Павла, княжившего в древнем русском городе Муроме. Однажды в семье Павла случилась беда – по наваждению дьявола к его жене стал летать злой змей, принимая вид самого князя. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Узнав об этом, князь Петр тотчас решил убить насильника, положившись на помощь Божию. По указанию явившегося ему чудесного юноши Петр нашел Агриков меч в церкви женского монастыря Воздвижения Животворящего Креста и, выследив змея, поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Долго лечили его разные врачи, но никто не мог исцелить Петра от тяжелой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в Рязанскую землю, славившуюся искусными врачами. Один из княжеских слуг, посланный на поиски лекаря, случайно забрел в село Ласково и вошел в крестьянскую избу, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза (то есть человека, добывающего дикий мед). Она была очень мудрой девицей, обладала даром прозорливости и исцеления. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, кто вылечит, большую награду. «Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее, велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Феврония излечила князя, но он отказался исполнить обещание жениться, пытаясь откупиться подарками, которые Феврония не приняла. Поскольку она прозрела лукавство и гордость Петра, то велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Она же, «нимало не держа гнева», сказала: «Если будет мне супружник, да будет уврачеван». Тогда князь дал ей слово, которое на сей раз сдержал: после исцеления от болезни взял ее в жены, и стала Феврония княгиней. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию за ее низкое происхождение и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучили своих мужей недоброму. Всяческие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и потребовали от Петра, чтобы он развелся с Февронией и женился на другой. Феврония же пусть возьмет богатства, сколько пожелает, и уходит из города. Петр с кротостью отвечал им: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет».
Тогда бояре устроили пир и когда уже были навеселе, обратились к княгине: «Госпожа княгиня Феврония! Весь город и бояре тебе говорят: «Дай нам, чего мы у тебя попросим». Она же в ответ: «Возьмите, чего просите». Тогда они единогласно воскликнули: «Все мы хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, тебя же жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Возьми сколько тебе нужно богатства и уходи, куда хочешь». Феврония им отвечала: «Что просите, будем вам; только и вы дайте мне, чего у вас попрошу!» Бояре с клятвою обещали ей дать, чего попросит. Тогда Феврония сказала: «Ничего не прошу у вас, только супруга своего князя Петра». Они же ответили: «Как хочет сам князь». Обрадовались бояре, потому что втайне каждый метил на княжеское место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, помятуя слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» (Мф. 19,6) и «Всякий разводящийся с женою своей и женящийся на другой прелюбодействует» (Лк. 16,18), ради исполнения заповеди Божией и ради любви к супруге решил добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Бояре дали им суда, и они поплыли на них по Оке.
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. – Одинакова вода или одна слаще другой?» - «Одинакова», - отвечал тот. – «Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. – Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось: по молитве и благословению Февронии они за ночь вырастают и покрываются листвой. Этим чудом Феврония хотела поддержать дух супруга: если «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14,7), то человек, уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
На следующий день из Мурома пришли послы с известием, что в городе начались раздоры и кровопролитие по причине споров между боярами, кому из них княжить. Для прекращения общего бедствия посланные от имени всего города просили у князя прощения, умоляя его возвратиться и княжить в Муроме. Петр и Феврония возвратились в город и «правили там, соблюдая все заповеди и наставления Господни беспорочно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, под их властью бывшим, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели Божьим богатством. И были они для города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
В преклонных летах по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они молили Бога, чтобы умереть им одновременно, и завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили из одного камня. Перед кончиной она вышивала «воздух» для Святой Чаши. Она дошила лик святого, не успев вышить ризу, когда супруг в третий раз позвал ее умереть вместе. Господь послал им то, о чем они просили у Него в молитвах, - 25 июня по старому стилю 1228 года супруги скончались в одно мгновение.
Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга в разных монастырях. Однако на следующий день их тела чудесным образом оказались в одной гробнице. Снова люди пытались разлучить супругов, но наутро они снова были вместе. Тогда стало понятно, что Сам Господь принял под свое покровительство нежную, преданную супружескую любовь. После этого никто не дерзнул разлучить их вновь. Так и погребены они в общей гробнице в соборной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Мурома.
Московский собор 1547 г. установил местное празднование памяти святых Петра и Февронии 25 июня. В конце ХУ1 века это празднование стало повсеместным.
В 1552 году царь Иван Грозный во время похода на Казань отслужил в Муроме молебен «своим сродственникам» - князьям Петру и Февронии, пообещав после взятия Казани воздвигнуть над их мощами каменный собор. Свое обещание царь исполнил в 1553г., послав в Муром мастеров-каменщиков. Эти мастера в течение 10 лет построили четыре каменных храма и среди них – соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы над мощами святых Петра и Февронии. Летописи сообщают, что Иван Грозный прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «написанную на золоте». В 1594 -1595гг. повелением царя Федора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Годуновой для храма вышили драгоценный покров с изображением Петра и Февронии. К сожалению, до наших дней храм не сохранился.
В системе ценностей Православия именно любовь приближает человека к Богу. От века на Руси люди смотрели на брак как на священное событие. Пары обязательно венчались в церкви, прося у Господа благословение на будущую семейную жизнь и рождение здоровых детей. «Прекрасно, что Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там всё обретает достоинство и вода претворяется в вино», - говорит святитель Григорий Богослов. Освящая Таинство Брака, Господь невидимо подает супругам Свою всесильную защиту от житейских невзгод, от дьявольской злобы, старающейся разрушить любовь между людьми. В христианском браке всё совершается во имя любви, которая растет и крепнет с годами, а потому в семье царят мир и согласие, взаимопонимание, взаимная уступчивость, все вопросы решаются сообща. В совместной молитве супруги становятся еще роднее друг другу. Настоящая любовь немыслима без сострадания, без готовности служить любимому, без несения немощей друг друга. Недаром на Руси слова «любить» и «жалеть» были синонимами. Благо было тому, чей дом стал малой Церковью под покровом Всемогущего Создателя.
От супругов требовалось, чтобы они не нарушали заповедь «не прелюбодействуй». Святитель Иоанн Златоуст учит: «Жене муж да будет дороже всех, мужу жена да будет любезнее всех». Муж и жена на Святой Руси умели беречь счастье взаимной любви. Не было в их жизни скуки и пресыщения, да и времени у них на это не было. Муж должен был добывать средства к существованию, а жена хранить тепло семейного очага и воспитывать детей. Простой русский народ имел крепкие семейные традиции, хранил верность нормам Православия.
«И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся со Христом и друг с другом в великой радости», - говорит святой Иоанн Златоуст. Переход в вечность соединит любящих навеки. Так и любовь Петра и Февронии прошла через все жизненные испытания и перешла в вечность.
Муромские чудотворцы Петр и Феврония своей жизнью отразили духовные ценности Святой Руси, а потому с давних пор считались образцом христианского супружества и покровителями православной семьи и брака, хранителями целомудрия, душевной и телесной чистоты. Вот почему «Повесть о Петре и Февронии» так полюбилась русским людям: текст произведения распространялся в огромном количестве списков. (До наших дней их дошло более 300). Вот почему на Руси существовала традиция: 25 июня по ст.стилю совершались помолвки, а после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.
В 2008 году был установлен общенациональный праздник - День семьи, любви и верности, который совпадает с днем памяти святых супругов Петра и Февронии. Поскольку их супружеская жизнь является примером для подражания, то во многих городах России имеются памятники святым Муромским чудотворцам. Эти скульптурные композиции устанавливаются в рамках программы «В кругу семьи», созданной в 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия 11. Деятельность программы направлена на укрепление института семьи в нашей стране.
В наши дни святые Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Им молятся о мире в семье, об укреплении супружеского союза, о семейном счастье.