Что такое психо-ментальная война?

Разрушение мелодической основы музыки есть деструктивное воздействие на эмоциональную сторону человеческой психики

Бывший СССР 
0
855
Время на чтение 9 минут
Фото: Из личного архива автора

Часть третья

Часть 1 

Часть 2 

«Если хочешь знать, как обстоят дела

  с правлением страны, здоровы ли нравы,

прислушайся к ее музыке».

(Конфуций)

 Мишенью в психо-ментальной войне является всё общество, но обстреливается оно разными «информационными снарядами».

Каким образом это происходит? Прежде всего и преимущественно воздействием на язык, который, как известно, есть средство не только коммуникации, но и мышления. При этом -

«Человек, - писал Ф. Бэкон (1561-1626), - думает, что ум управляет его словами, но случается также, что слова имеют взаимное и возвратное влияние на наш разум. Слова, подобно татарскому луку, действуют обратно на самый мудрый разум, сильно путают и извращают мышление».

Деструктивно воздействовать на язык, а, значит, и мышление, можно, в частности, внедряя в него неологизмы (например, англицизмы), сленг, символы (всякие «смайлики» и т.п.) в качестве лексических единиц (вместо слов), безграмотность, подменяя смысл и значение известных слов и понятий, их нравственную окраску (самый известный пример: слово «толерантность» или, например, «стерва» - слово, которому теперь буквально навязывается положительная коннотация). Деструктивно воздействовать на язык можно, изменяя темп (ритмику) речи (я называю это «эффектом Малахова», телевизионного ведущего, просто не умеющего говорить в нормальном темпе), подменяя музыкальность и поэтическую размерность русской речи, например, рэпом.

Существует много явлений, которые можно описать термином «язык»: «язык математики», например. Или – «язык танца».

«Образы, запечатленные в произведениях искусства (в картинах, в гравюрах, в скульптуре) не менее важны, чем слова», - отмечают специалисты. 

Один из невербальных языков, который используется для выражения психоэмоциональной стороны человеческого существования, это – язык музыки.

«Музыка есть особого рода поэтический язык», - писал замечательный и благополучно забытый сейчас композитор, музыкальный критик и педагог, младший современник и друг М.И. Глинки Александр Николаевич Серов (более известный нам как отец русского художника Валентина Серова).

Музыка – это «особый язык души, - говорил он, - язык неисчерпаемо богатый, способный передать воображению целые миры поэтических образов, иногда (и даже большей частью) недоступных для воплощения словом».

Мне совсем недавно стало известно, что крупнейший советский и российский психиатр, директор Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Т.Б. Дмитриева в молодые годы собиралась писать научную работу «Музыка как третья сигнальная система». Татьяна Борисовна умерла в 2010 г., не успев, к великому сожалению, реализовать своего намерения.

Мне бы очень хотелось поговорить о необходимости и исключительной важности преподавания, изучения музыки в школе как дисциплины, фатально влияющей на развитие когнитивных способностей подрастающего поколения, на психоэмоциональную окраску формирующихся характеров. Но это сильно уведет нас в сторону от заявленной темы. И все-таки необходимо сказать, почему изучение музыки, научение музицированию так важно.

Основой музыки является мелодия, мелос. Разрушение мелодической основы музыки есть деструктивное воздействие на эмоциональную сторону человеческой психики. И когда наш великий композитор Георгий Свиридов (и не только он) говорил о кризисе западноевропейского симфонизма, он имел в виду именно это: музыкальную деструкцию – атональность, додекафонию, Шёнберга, Веберна и др. Тому, кого заинтересовала эта тема, можно порекомендовать прочитать роман Томаса Манна «Доктор Фаустус», прообразом главного героя которого композитора Адриана Леверкюна был австрийский композитор, основатель додекафонической 12-тоновой т. н. «новой венской школы» Арнольд Шёнберг. Существует и одноименная экранизация романа.

О возрастной направленности этих деструктивных музыкальных явлений позволяют судить слова американского композитора Скотта Брэдли, ученика Шёнберга и автора музыки к популярному мультипликационному сериалу «Том и Джерри»:

«Система двенадцати тонов обеспечивает развитие „вне этого мира“, столь необходимое для того, чтобы описать фантастические и невероятные ситуации, которые содержатся в современных мультфильмах».

На исключительно важный социологический аспект деформации и разрушения музыкальной гармонии, – сам того не подозревая, - обратил внимание выше цитированный нами А.Н. Серов.  

«Каждое истинно гармоническое сочетание должно представлять собою не что иное, как хор», - проницательно отмечал он.

Всякое гармоническое сочетание есть своего рода хор. Хор же в социальном отношении есть органически связанный коллектив. Другими словами, гармоническое музыкальное сочетание есть модель общества, которое именно так и воспринимается подсознанием, ориентированным на символы.

«Символы очень важны, - проницательно замечает один из современных историков, - они отражают тенденции развития страны и часто «кодируют» население своим смысловым и образным рядом».

Извращая и разрушая музыкальную гармонию, например, введением додекафонических элементов, исполнители этого варварского действа разрушительно воздействуют на традиционный социальный организм, гармонично сочетающий различные элементы. В этом – действительный, хотя и скрытый смысл экспериментов в области музыкального авангарда.

Между прочим, один из известнейших апологетов музыкального авангарда (который, понятно, никаким авангардом, т.е. передовым отрядом, не является – так осуществляется смысловая подмена фактической деградации и декаданса, о чем речь пойдет ниже) Теодор Адорно был выучеником новой венской школы (конкретно – Альбана Берга) и другом Томаса Манна, который, конечно, знал, о чем и о ком писал в своем романе «Доктор Фаустус».

Нужно сказать, что в СССР музыкальные экспериментаторы тоже находились: Эдисон Денисов, Вячеслав Артемов, София Губайдулина и др. С музыкальным творчеством последней был знаком практически каждый советский ребенок: именно она была автором музыки к мультфильмам «Маугли».

Чтобы не подумали, будто я наступаю на горло творческому поиску (в чем обвиняли, например, замечательного советского композитора Тихона Хренникова, не переносившего «авангардистских» новаций в музыке), снова обратимся к А.Н. Серову.

«Очень ясно, - пишет он, - что великие художники сознают свою гармонию по внутреннему, гармоническому чутью, слушаются только своего внутреннего голоса – голос этот есть сама гармония <подчёркиваем: гармония, а не дисгармония, не диссонанс>, сама природа музыкального в человеке; оттого каждый истинно великий художник непременно во многом перестраивает всю лиру искусства немножко на свой лад, а музыкальные грамотеи подвигаются в своем деле черепашьим шагом, как улитки ползают по протоптанным дорожкам, цепляются крепко за свои буки и склады и, разумеется, произносят «анафему» на всякую музыку, которая так дерзка, что не укладывается в их ящики и коробочки».

Далее Серов сообщает любопытный факт:

«Великие педагоги, профессора композиции в неаполитанской консерватории, еще в половине прошлого (т.е. XVIII-го) века – сделали подробный список всем дозволенным аккордам, наложили строгое запрещение на все другие, самовольные комбинации».

Конечно, сейчас смешна эта попытка борьбы с тем, что выглядело «диссонансом» для музыкантов XVIII в. Так, в России капельмейстер Сарти  («в век золотой Екатерины») выпустил в свет целую брошюру против одной-единственной (!!!) запрещенной ноты во вступительном адажио Квартета G-dur Моцарта (посвященного Гайдну).

Фердинанд Рис, пианист и композитор, ученик Бетховена, однажды указал учителю, что в одном из его первых квартетов есть две запрещенные квинты.

- Кто же их запретил? – поинтересовался Бетховен.

- Как это? Фукс, Марпург, Кирнборгер, Альбрехтсбергер!

- Ну, а я их позволяю, - сказал Бетховен.

Серов чётко различает правила, придуманные людьми, и объективные законы искусства:

«Не всё то закон, что книжники и фарисеи вздумают считать законом. Между законом искусства, истинным, то есть органическим требованием, вытекающим из самого существа дела, и между произвольно поставленным правилом – целая бездна… При отсутствии «правил», - безначалия, анархии, хаоса в звукосочетаниях все-таки бояться нечего, когда будут свято соблюдаться непреложные законы, на которых зиждется всё искусство… Истинный художник, творя свои произведения, действует, даже в мелочах, постоянно согласно с истинными законами искусства, иначе или он – не художник, или закон – не закон».

«Педагогика музыкальная еще загромождена сором и хламом, - пишет он. - …Надобно дойти до того, чтобы преподавались только законы искусства. Они уместятся все на каких-нибудь 20 страничках хорошо составленного учебника. Правила же все надобно из нашего дела изгнать беспощадно».

Очевидно, то, что происходит сегодня с музыкой у нас: рэп, «кислота» и т.п.,  к мелосу, мелодизму отношения не имеет никакого. В современной молодежной музыкальной культуре господствуют ритм и психоделика. (А во взрослой – так называемый «шансон», - культурная криминализированная подворотня). Давайте вспомним, что тяжелый, низкочастотный, вводящий в трансовое состояние ритм – основа музыкальной культуры Африки, т.е., если погрузиться еще глубже в этно-религиозную подоплеку, хамитских народов. Кстати, первые исследования в этом направлении проводились в «Анненэрбе» - закрытой структуре СС – именно в целях деформации общественного сознания.

Следует, конечно, упомянуть о таком специфически американском явлении, как джаз, о творчестве Джорджа Гершвина, высоко ценимом Арнольдом Шёнбергом, о его авангардистских экспериментах, вероятно, во многом обусловленных органическим поражением головного мозга: у Гершвина была опухоль мозга, которая и свела его в могилу сравнительно молодым человеком (на момент смерти ему не исполнилось и сорока лет). Но рассказ об этих – действительно интереснейших – обстоятельствах еще больше расширит рамки статьи, поэтому я ограничусь тем, что напомню известное советское двустишие:

«Сегодня он играет джаз,

А завтра родину продаст».

Оно, - при всей распространенной сейчас нелюбви к «совковости», - к сожалению, во многом соответствует действительности. Джаз широко использовался для переформатирования нашей (и не только нашей) цивилизационной матрицы.

Подведём промежуточный итог и заодно поясним еще раз, почему рассказу об использовании музыки в психо-ментальной войне уделяется такое большое внимание.

Психо-эмоциональное состояние и армии, и населения страны-мишени имеет решающее значение в психо-ментальной войне. Психо-эмоциональное состояние – фактор боеспособности и психологической устойчивости. Это аксиома, которую понимал еще Тацит, древнеримский историк, сказавший:

«Битву проигрывает тот, кто первым опускает глаза».

Не оружие – глаза.

Музыка является весьма значимым инструментом воздействия на психо-эмоциональное состояние. Она способна буквально вгонять человека в депрессию и приносить облегчение в тягостных внутренних обстоятельствах. Достаточно вспомнить, каким образом спасался от депрессивного состояния царь Саул: Давид играл ему на гуслях и тем смягчал приступы острой хандры (1 Царств,16: 23, 18: 10, 19: 9).

Крайняя форма психо-эмоционального расстройства – маниакально-депрессивный психоз, тяжелое нарушение настроения, заболевание, при котором длительные периоды немотивированной депрессии чередуются с периодами нормального либо чрезмерной, выходящий из берегов эйфории или мании.

Клиническую картину психоза наиболее адекватно пониманию обычного человека описывают американские ученые Флойд Блум, Арлайн Лейзерсон и Лора Хофстедтер в книге «Мозг, разум и поведение».

«При этой болезни, - пишут они, - печаль, горе и безнадежность, так же как душевный подъем и эйфория, настолько интенсивны, что сохраняются спустя долгое время после события, которое могло спровоцировать их. Во многих случаях эти сильные чувства вообще возникают как будто без всякого повода. К изменению нормального настроения часто добавляются другие многочисленные жалобы физического и психического характера, Больные говорят о крайней неуверенности в своих силах, невозможности сосредоточиться на чем-либо, кроме своего состояния, сильнейшем чувстве безнадежности, страха перед будущим и нередко повторяющихся мыслях о смерти и самоубийстве. Часты также нарушения сна и аппетита. В состоянии депрессии одни больные плохо засыпают, рано просыпаются, сильно теряют в весе из-за отсутствия аппетита; другие, наоборот, слишком много спят и едят».

Такое психо-эмоциональное состояние – настоящий подарок для противника в психо-ментальной войне, и любые факторы, провоцирующие такое состояние, конечно, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

Путник Константин Владимирович, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Путник
Ради Бога, довольно, господа!
Актуальная статья вековой давности
05.02.2024
Специальная военная операция и сектантская пандемия
О формировании новой «группы риска» попадания в секты в условиях СВО
24.03.2023
Все статьи Константин Путник
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Алекс
19.04.2024 13:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 13:28
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:15
Неизвестное об известном
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:35
Так говорил Заратустра…
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:29