Часть 1
«Нам нравится эта работа – называть вещи своими именами»
Карл Маркс
То, что мы находимся на войне – войне особого типа, которая носит выраженный психо-ментальный характер, наконец-то признано на самом верху, российской военно-политической элитой: весной 2021 г. советник министра обороны РФ Андрей Михайлович Ильницкий ввёл это понятие в широкий общественный дискурс. А совсем недавно в специализированном теоретическом журнале «Военная мысль» (август 2021 г.) он опубликовал большую статью, которая прямо так и называется «Ментальная война России». Всякий желающий может найти ее в Интернете.
Всё сказанное Ильницким в целом справедливо и верно, за исключением одной неточности: автор ограничивает понятие войны нового типа рамками ментальности, т.е. собственно мышления человека, тогда как противником исследуются и используются существующие бессознательные опции человеческой психики, более того, очень часто они оказываются приоритетными. Поэтому, на наш взгляд, правильнее будет использовать термин «психо-ментальная война», в котором «психо», собственно, и подразумевает воздействие на сферу бессознательного и духовного.
Что такое психо-ментальная война?
Это война, целью которой является переформатирование мышления противника в своих интересах. Это война, в которой воюющие стороны стремятся инспирировать или выявить, организовать и активизировать деструктивные силы на стороне противника, состоящие, как правило, из людей, имеющих психические проблемы. Психические отклонения, часто неявные, очень серьезный признак (правильнее сказать – стигмат) функционера такой войны.
В свое время об этом много и основательно писал Григорий Петрович Климов (Калмыков), советский офицер, после войны перебежавший в американскую оккупационную зону. По факту, он – изменник Родины, предатель, но вместе с тем, человек очень умный. Американцы сразу это поняли и вовлекли его в психологическую, психо-ментальную войну против СССР, методы и приемы которой тогда находились в стадии разработки и апробации. Климов длительное время участвовал в этих проектах (Гарвардском, в частности), многое увидел, переосмыслил и понял, вышел в отставку и написал несколько книг, сразу ошельмованных и в США, и в СССР. В современной России все они были изданы весьма приличными тиражами. В моей библиотеке, например, есть книга Климова, вышедшая в 1993 г. в Воениздате. В настоящее время некоторые из них включены в официальный перечень экстремистской литературы, а их автор объявлен маргиналом, антисемитом и гомофобом. По этой причине «высшая социология» (как называл свою методологию автор) Климова многими российскими аналитиками и экспертами учитывается и используется, но имя создателя и талантливого популяризатора осторожно замалчивается. Такое положение – тоже убедительная победа наших противников. Разумеется, не со всем, что написано Климовым, можно согласиться, но в главном он, безусловно, прав: психо-ментальная, психологическая война – это «война психов». Причем это относится и к нему лично.
«Цель войны нового типа, – по Ильницкому, – уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника… Задача ментальной войны, как и любой другой, – пишет он, – лишить объект воздействия суверенитета и поставить его под внешнее управление. Если для этого ранее, в классической войне, требовалось разгромить вооруженные силы противника и захватить его территорию, то теперь это вовсе не обязательно. Можно разрушить государство и уничтожить страну, поменяв самосознание, мировоззрение, цели, ценности и приоритеты общества. Ментальная война направлена на изменение мировоззрения. Причем если вооруженные силы и инфраструктуру можно восстановить, то эволюцию мировоззрения повернуть вспять невозможно…».
Тут можно поспорить: практика (в частности, украинская) последний тезис убедительно опровергает. Вопрос не в необратимости мировоззренческих изменений (существует опыт эффективной денацификации Германии после Второй мировой войны), а во времени, которое потребуется для психо-ментального «выздоровления». Жизни одного поколения может не хватить.
И еще: на мой взгляд, все-таки существует принципиальная ошибка в оценке будущих боевых действий, на что первым обратил внимание наш соотечественник и гражданин Словакии (и, между прочим, член Парламентской ассамблеи Совета Европы – ПАСЕ) недавно скончавшийся Сергей Хелемендик.
Психо-ментальная война не является частью привычного мирового общественно-политического и социально-экономического противостояния, открытыми фазисами которого были I-я и II-я мировые войны. Происходящая в настоящее время схватка в психо-ментальной сфере предваряет назревающую «горячую» глобальную схватку («войну войн» по Хелемендику или «всемирную войну» по А.И. Фурсову) за обладание жизненно необходимыми ресурсами (такими, как вода). Это обстоятельство будет отличать будущую глобальную войну от всех предыдущих и обусловит ее крайнее ожесточение. Речь пойдет не просто о геноциде, опыт которого человечество приобрело в ХХ веке, а об этноциде, геронто- и педоциде, об истреблении целых этнических и социальных групп как ненужных едоков. Доказанные разработки в области биологического оружия, проводимые США на территории Украины, подтверждают это.
«Ментальная война носит тотальный характер, - абсолютно верно замечает Ильницкий. – Её фронты, сражения и бои разномасштабны, но синхронизированы и системны…»
Поскольку выяснилось, после многочисленных неудачных попыток, что военным путем Россию не одолеть, объектом деструктивного воздействия стала ментальная сфера, сознание человека и его подсознательные структуры, психика.
Цель психо-ментальной войны, как формулирует её Джордж Сорос, – производство нового типа мышления, смена менталитета, изменение общественного сознания. Итогом должно стать формирование новой культурной матрицы.
То есть, говоря по-русски: цель психо-ментальной войны – превратить людей в сволочь. Предупреждаю: это – не ругательство.
«Слово употребляется в исконном значении: те, кого сволокли куда-то в сторону, - писал упоминавшийся выше Сергей Хелемендик. – Сволочь – это отдельные представители народов или социальные группы, которые в силу разных причин изменяют своему историческому и культурному коду… Они сами сволакиваются… Могут ли стать сволочью целые народы?» – задается он вопросом.
И отвечает: «Могут – но тогда это уже не народ».
И в этом случае, увы, можно сослаться на печальный опыт Украины, ставшей фактически площадкой психо-ментальной, а теперь и «горячей» войны. Психо-ментальная война всегда предшествует «горячей» стадии и постоянно её сопровождает.
Один из главных идеологов глобализма, канадский психиатр Брок Чисхолм, основатель и первый президент Всемирной организации здравоохранения, еще в 1948 г. указал те стороны цивилизационной матрицы, которые должны быть подвернуты деструктивному воздействию:
«Чтобы прийти к мировому правительству, необходимо изгнать из сознания людей их индивидуальность, привязанность к семейным традициям, национальный патриотизм и религиозные догмы… Уничтожение понятий истины и лжи, которые являются основой воспитания ребенка, замена веры в опыт старших рациональным мышлением – вот запоздалые цели,… потребные для изменения человеческого поведения».
Психо-ментальная война ведется на нескольких диалектически сочетанных уровнях.
1-й уровень – мистический, религиозный; уровень противостояния Бога и дьявола, где, говоря словами нашего великого классика, «поле битвы – сердца людей». Для понимания актуальности этой борьбы, её реальности необходимо преодолеть внутренний скептицизм. Дьявол – это реальность, которая умело прячется, маскируется. Самая изощренная хитрость дьявола – многим известны эти слова, - убедить людей в том, что его нет, что всё недоброе, злое происходит само собой, вследствие неких абстрактных неперсонифицированных объективных законов.
Как написал Александр Блок: «Но тот, кто двигал, управляя// Марионетками всех стран, –// Тот знал, что делал, насылая// Гуманистический туман…».
2-й уровень – уровень конкретно-исторический, на котором психо-ментальная война приобретает формы геополитического, цивилизационного и т.п. противостояния.
3-й уровень – собственно субъективно-ментальный, на котором осуществляется деструктивное воздействие на мышление людей.
И еще на один важный аспект психо-ментальной войны необходимо указать. Психо-метальная война ведется не только между цивилизациями, неспособными уничтожить друг друга обычными «горячими» военными средствами. Она ведется также внутри любой общественно-экономической формации, основанной на классовом антагонизме, т.е. и в современной России тоже. Но если в первом случае целью психо-ментальной войны является переформатирование мышления населения страны-мишени (или хотя бы ее правящей элиты), то во втором случае имеется в виду «убаюкивание» классового сознания угнетаемого класса в собственной стране, недопущение или остановка роста его классового самосознания до понимания им классового антагонизма и путей его ликвидации. В обоих случаях методы и приемы психо-ментальной войны одинаковы. Именно по этой причине действующая российская власть так вяло и неохотно реагирует на реалии психо-ментальной войны: признав существование А, придется признать и существование Б.
Психо-ментальная война имеет свои особенности.
Во-первых, как уже говорилось, психо-ментальная война носит тотальный характер, т.е. охватывает все сферы материального и идеального, к чему имеет отношение человек: пример попыток психо-террора в отношении юной российской фигуристки Камилы Валиевой или паралимпийской сборной России у всех перед глазами, а ведь это – только эпизоды ведущейся войны…
Во-вторых, психо-ментальная война принципиально имморальна, т.е. предполагает отрицание абсолютно всех этических норм: победа должна быть достигнута любой ценой, при этом разницы между ценой и ценностью имморализм не видит. Понятно, что психо-ментальную войну, как правило, ведут люди нравственно помешанные (говоря языком дореволюционной психиатрии), т.е. люди с выраженной дисфункцией определенных областей головного мозга (так называемые органики). Ни о какой воинской чести на такой войне речи быть не может.
В-третьих, в психо-ментальной войне не существует мелочей, любая частность имеет принципиальное значение. Игнорирование таких частностей, таких «мелочей», придание им второстепенного значения является пособничеством врагу.
В-четвертых, психо-ментальная война предполагает анонимность, которая обусловлена стремлением представить навязываемые ментальные схемы (мыслеобразы) в качестве продуктов собственного мышления людей-мишеней. Значительная часть населения, в силу физиологических особенностей головного мозга (о чем замечательно точно говорит профессор С.В. Савельев в своих многочисленных выступлениях и книгах), как правило, не догадывается о воздействии на психо-ментальную сферу и даже отрицает (с разной степенью интенсивности) такое воздействие – обычно на эмоциональном уровне, т.е. считая его оскорбительным для себя. Это – высший пилотаж психо-ментальной войны, отсылающий нас к уже упоминавшейся максиме о дьяволе, сумевшим убедить людей в том, что его не существует. В условиях анонимности методики воздействия на психо-ментальную сферу действуют наиболее эффективно и наиболее разрушительно.
Продолжение следует.
Путник Константин Владимирович, руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви
1. Пятая колонна