Дискуссия в экспертной группе «Русского Собрания», разгоревшаяся после выступления министра обороны Сергея Шойгу о необходимости перенести столицу России в Сибирь, закономерно подошла к сути вопроса – к попытке выработки мировоззренчески корректного общеприемлемого ответа на простой вопрос: а что же такое Третий Рим? Предлагаем вниманию читателей ознакомиться с основными тезисами участников обсуждения.
Денис Лунев: В выступлении Шойгу мысль о переносе столицы - не основная. Главная идея - создание новых научных и промышленных центров за Уралом, «наполнение» Сибири и Дальнего Востока людьми.
Вообще, подобные центры притяжения людей и ресурсов уже создаются: например, космодром Восточный, Амурский ГПЗ.
Существует как проблема оттока населения из Сибири и в большей степени с Дальнего Востока, так и явные диспропорции в размещении населения по территории России.
При этом создание нескольких городов-миллионников ничего не изменит. Ведь за пределами этих городов будет такая же «демографическая пустыня». Более разумно было бы создать пару десятков городов с населением в районе 100 тыс. человек с малоэтажной застройкой.
Павел Тихомиров: Действительно, упоминание о потенциально возможном переносе столицы, пожалуй, не стоит воспринимать в качестве некоего «пробного шара». Скорее всего, разумнее воспринять эти слова в контексте предвыборных технологий.
Тем не менее, мы получили прекрасный инфоповод для того, чтобы всерьёз поговорить о том: а что же такое Третий Рим?
Константин Новиков: Мне кажется, у нас сильное расхождение в понимании сути Третьего Рима. Мы употребляем один термин, понимая его по-разному.
Павел Тихомиров: Полагаю, что Третий Рим – это историческая форма исполнения государством функции «внешней ограды Церкви».
Константин Новиков: Я думаю, нет. Это не Третий Рим, это любое православное государство. Функция Рима в другом.
Павел Тихомиров: Третий Рим - это не просто «Москва как таковая», но «царство, обладающее вполне определённым набором признаков». Вот, пожалуй, та формулировка, которую я могу преподнести в качестве своего отношения к теме. Можно «царство» заменить на такую формулировку: «политическая конструкция, обладающая суверенным правом формировать правовое и культурное пространство».
Константин Новиков: Насчёт Третьего Рима вопрос не в названии, царство это или политконструкция, а в его функционале. Я считаю, что Третий Рим развернут функционально во вне, а не только внутрь. Т. е. его задача не только создавать условия для спасения внутри своей ограды - это задача любого православного государства, но и участвовать в удержании остального мира.
Рассуждение такое:
Есть Удерживающий - Святой Дух, и Он удерживает все человечество, а не только христиан, через разные «инструменты» - Церковь, святых, отдельных христиан, стяжавших Его благодать, и пр., в т. ч. через инструмент воздействия на политическую географию человечества, раз уж оно имеет структуру, состоящую из народов и государств. То есть, требуется государство, которое, используя политический, экономический, идеологический, военный и иной потенциал, будет взаимодействовать с другими государствами и народами, сдерживая их от скатывания в апостасию. Это и есть Рим.
Как и наоборот, у сатаны есть геополитический инструмент для подталкивания апостасии и подготовки прихода антихриста - Карфаген - географически кочующая и мимикрирующая, в т. ч. под «Рим», конструкция.
Сейчас это США, раньше была, вероятно, Великобритания, еще ранее, возможно, Нидерланды и Венеция, тут можно догадываться. В будущем, вероятно, Гонконг и Китай.
Но нам важно себя ощутить Третьим Римом, к чему русский народ и призван, слеплен в ходе своей истории, специализирован Создателем для выполнения этой роли. И, осознав себя Третьим Римом, понять: а что это такое, в чем наша задача? И соответственно, создать современные, а не архаичные, государственные конструкции и институции.
Среди качеств, которые у русского народа были воспитаны Создателем в ходе нашей, на первый взгляд противоречивой истории:
- православие, и «заквашенная» на православии в т. ч. светская культура и этика;
- оборонное сознание, императив обороны и государственной безопасности;
- способность держать удар и выдерживать военные и другие сверхнагрузки;
- терпимость к другим народам и способность инкорпорировать их в свою систему;
- открытость к другим культурам и способность понимать и оперировать разными мировоззренческими смыслами и системами, усвоенная в очень разные периоды тем не менее неразрывной русской истории: киевский, золотоордынский, московско-поствизантийский, петербургско-европейский, советский и либерально-постсоветский;
- идеократичность русского сознания, потребность в сверхбытовом осознании смыслов нашего существования как на личном, так и на общественном уровне. Способность противостоять другим идеократическим системам, равно как и вести диалог с ними;
- всечеловечность и мессианство;
- пирамидальность и иерархичность нашего общественного устройства;
- природное государственничество, когда не клан - как у кавказцев, и не диаспора и сеть - как у евреев, а государство является формой нашей народной самоорганизации, вне которой мы быстро теряемся и растворяемся, прекращаем свое русское существование;
- восприятие верховной власти как «матки» и «матрицы» русского народного организма;
И прочие качества, делающие русский народ и Россию способными выполнить предназначенную нам функцию Третьего Рима.
Но все эти задатки нужно свести в единую, впитавшую в себя традицию и исторический опыт, но обязательно современную государственную конструкцию - она и будет Третьим Римом.
Павел Тихомиров: С этим трудно не согласиться. Ну, чтобы не выглядеть так бледно на фоне чеканных формулировок, подправлю свою формулу. Итак, Третий Рим — это не просто «Москва как таковая», но «царство, обладающее вполне определённым набором признаков». Если «царство» заменить на «политическая конструкция, обладающая суверенным правом формировать правовое и культурное пространство», то получаем:
«Третий Рим – это политическая конструкция, обладающая суверенным правом формировать такое правовое пространство, которое способствовало бы выполнению охранительных – с точки зрения сотериологического мышления - функций».
И тут важна выверенность в осмыслении того, где заканчивается поддержка того культурного поля, которое бы препятствовало распространению явно душепагубных вещей, и где начинается уже тема с Великим Инквизитором.
В таком случае чаемый Третий Рим может превратиться в фундамент империи великого лжеца.
Анатолий Степанов: Нельзя сводить идею «Москва Третий Рим» к судьбе города Москвы, иначе будет явный абсурд, что во время Российской Империи Третий Рим куда-то делся, или оставался в городе Москве.
Нельзя сводить статус Третьего Рима к исполнению функции внешней ограды Церкви. Согласен с Константином, что в таком случае Третий Рим ничем не будет отличаться от любого православного государства: греческого, сербского, болгарского…
Третий Рим – особое служение Удерживающего мир от сползания в бездну. Третий Рим – это Империя особого, миродержательного, типа, отличающаяся от империй европейских, которые являются империями варварскими, поскольку они в духе варварства исказили суть имперского служения, разделив территории на метрополию и колонии. Именно поэтому против Третьего Рима ополчаются все силы зла, поскольку он Удерживающий.
Третий Рим всегда должен быть великой державой, чтобы иметь возможность принуждать к миру другие нации. Это хорошо понимал Петр Великий, объяснявший свои реформы тем, что «с нами не должно стать, как с империей греческой».
Третий Рим – это идея эсхатологическая, поскольку четвертому не бывать. Это налагает на русский народ особую ответственность и особое предназначение.
Рим управляется Самим Божиим Промыслом (как с недоумением заметил фельдмаршал Миних, если бы не Сам Бог управлял Россией, то непонятно как она могла существовать). Поэтому он существует столько, сколько нужно для путей Промысла Божия. Когда читаешь историю Ромейской Империи после 1261 года времен Палеологов, недоумеваешь, как она могла существовать. Второй Рим мог сотни раз пасть до 1453 года, но не пал. Думаю, объяснение только одно – Третий Рим еще не был готов. Как только Москва стала набирать силу, Константинополь пал.
Почему Божий Промысл пал на русский народ. Вопрос непростой.
В отношении богоизбранности древних евреев есть две версии. Согласно одной, потомки Авраама были единственным народом, который мог тогда вместить идею единобожия и ей следовать. Согласно второй, Господь избрал самый жестоковыйный народ и воспитывал его до того, пока из его недр смогла появиться Матерь Божия, Иоанн Креститель и Апостолы.
Почему Господь избрал русских для служения? Возможно из-за того, что у русских больше, чем у других были задатки двух главных христианских качеств – смирения и терпения (что сейчас националисты, склонные к язычеству, презрительно называют терпилами). Возможно потому, что русские заселили географическое пространство, наиболее подходящее для Империи Третьего Рима. Остается только гадать, но факт остаётся фактом.
Роль Третьего Рима Россия исполняла и во времена официального безбожия, СССР продолжал осуществлять миродержательную функцию, не случайна эта борьба за мир, как главное направление советской внешней политики. Конечно, СССР не мог в полной мере исполнять предназначение Третьего Рима, поэтому падение его было закономерным.
И демократическая Россия естественным путём выходит сегодня на исполнение функции Третьего Рима, нехотя и зигзагами, но выходит. И мы должны в этом выходе власти всячески помогать.
Леонид Болотин: Конечно, Москва у церковных русских и греческих церковных деятелей с конца XV века называется Новым Римом уже не как собственно город, а страна «Московия».
Так и Древний Рим со времен Юлия Цезаря или даже несколько ранее стал наименованием не только Города, но и всей Республики. Гражданами Рима по воле Императоров или Сената становились аристократы присоединенных территорий, которые порой в самом Городе Риме никогда не жили и даже не бывали.
Кстати, со времен Тиберия ставки Императоров нередко находились не в Городе, а на других территориях. Так ставка Тиберия была на острове Капри и в Мизене (Кампания). С 29 года и до своей смерти в 37 году Тиберий Рим даже не посещал.
В III веке Рим-город становится фактически «старой Столицей».
Различные другие города Империи и потом Никомедия или Никея в Малой Азии становятся не только местопребыванием Императоров, но туда перемещается и «большой» Сенат. А собственно Римский городской Сенат становится сугубо муниципальным учреждением, решающий только проблемы Города и ближайших территорий. В Риме остается и «общеримская» коллегия понтификов.
Но имя «РИМ» уже со времен Цезаря было наименованием всего государства. Так он понимался и в Ромейской Империей. Конечно, Новым Римом иногда называли Константинополь, но Ромейская Империя в целом была Римской Империей и Римом. Поэтому, когда греки стали именовать «Московию» Новым Римом (самый конец XV века), это вписывалось в полуторатысячелетнюю традицию расширенного значения Имени «Рим».
В Константиновскую эпоху во многом Рим по устройству был республикой, хотя при Диоклетиане значение Сената было умалено по максимуму. Но именно Святой Император Константин стал усваивать Константинополю статус Нового Иерусалима и стал постепенно духовно преобразовывать Империю в Царство. И с годами приемники Святого Императора и Царя (по чину Давидову) Константина такой процесс развивали. Кстати, Святого Константина иногда в церковных текстах называли Вторым или Новым Давидом. Этот процесс утверждения Нового Иерусалима в Константинополе только усиливался до его конца в 1453 году, когда собственно Империи скукожилась до ближайших пригородов Константинополя-Царьграда.
Империя и Царство в Христианском Государстве соединяются, но не смешиваются (нераздельно и неслиянно), у них разные духовные функции — Новый или Третий Рим — духовная ограда Нового Иерусалима. Откровение Святителя Петра, что Москва — Второй Иерусалим содержит значение не только Москвы-города:
«Яко по Божию благословению Всемогущия и Живоначальныя Троицы и Пречистыя Его Богоматери и церквей Божиих будет и монастырей святых безчисленное множество и наречется сей град Вторый Иерусалим и многим державством обладает не токмо всею Россиею, но и во вся страны прославится в восточныя и южныя страны и северныя, и пообладает многими ордами до теплаго моря и до студенаго окияна, и вознесется Богом державство десницы Его отныне и до скончания миру».
То есть Святитель Петр Вторым Иерусалимом именует всё будущее громадное Русское Царство-Государство, подразумевая Новый Иерусалим, сходящий с Небес, из Апокалипсиса, размер которого 2200 км на 2200 км.
По этой причине я считаю, что рассматривать идею Москвы-государства в качестве Рима в отрыве от духовного содержания Москвы и города, и государства как Нового Иерусалима нельзя. Поэтому все самые остроумные философские или политологические спекуляции о Третьем Риме как о чем-то самодовлеющем МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ в конечном итоге безплодными.
Полагаю, что саму конструкцию Третьего Рима можно было бы сравнить с «операционной программой», внутри которой действует «рабочая программа» Новый Иерусалим (Апокалиптический). Конечно, всякое сравнение «хромает». Но без Нового Иерусалима как духовной, апокалиптической стратегии Третий Рим непонятен.
Константин Новиков: Собственно, об этом и шла речь, что содержание Третьего Рима — Православие, отсюда и Новый Иерусалим.
Но сводить функцию Третьего Рима лишь к ограде Иерусалима — это значит лишать его предназначения быть инструментом Удерживающего, направленным и вовне, не только на спасение тех, кто в его ограде, но и на удержание от апостасии всего человечества, противодействие процессу подготовки прихода антихриста. А, значит, всемирная и всечеловеческая миссия Третьего Рима. Геополитическая в том числе.
108. Ответ на 105, Константин В.:
107. Без комментариев
в связи с грядущей автокефалией Украинской Православной Церкви.
…
1. Почему-то данный вопрос вызывает у большинства участников дискуссии невероятно сильные эмоции. Многим кажется, что гораздо лучше разорвать на себе тельняшку, нежели просто объективно посмотреть на ситуацию. Думаю, это объясняется нашей русской неспособностью к цивилизованному диалогу и совершенному отсутствию дипломатического чутья: гораздо проще лечь на амбразуру врага, чем попытаться договориться, и уж тем более понять, что мнимый враг не совсем и враг нам. Нет, без врага пока мы жить не научились.
2. Этой неспособностью объясняется и совершенно неуместный в церковной среде дискурс «русофобии», который возник в связи с вопросом об украинской церковной автокефалии.
…Просто сравните: патриарх Варфоломей — доктор богословия, защитивший диссертацию по теме «Кодикология канонического права» (если нужна ссылка на мою аннотацию этой работы, спрашивайте в комментах), — и наш патриарх Кирилл, который не написал ни одного богословского труда, а только выпустил в свет свои проповеди о силе русского духа. Поэтому вместо того, чтобы обратить внимание на уровень нашего клира и епископата, представители Московской патриархии разговаривают «по понятиям».
Монах Диодор (Ларионов)
106. И что же такое искупил своей смертью Николай, кроме разве что исторических грехов своей династии?
105.
То есть Византия была глубоко провинциальна и несамодостаточна?
104. Ответ на 102, р.Б. Алексий:
103. Ответ на 102, р.Б. Алексий:
102. Сергею Швецову
101. Без комментариев
100. Без комментариев
99. Без комментариев