Совсем недавно жители Тувы отпраздновали юбилей обретения национальной государственности – столетие со дня создания Тувинской Народной Республики, образованной 15 августа 1921 года. Незадолго до юбилейной даты мы поговорили с иереем Алексием Паркачевым, который на протяжении трех лет служил в Тувинской епархии.
– Отец Алексей, сколько лет вы жили в Туве?
– Я в Туве жил три года: с 2017-го по 2020-й. Служил в Воскресенском кафедральном соборе г. Кызыла.
– Насколько там большая православная община?
– Сама по себе Республика Тува маленькая – примерно триста двадцать тысяч населения. Это, можно сказать, небольшой областной городок или как два района нашего города Перми. Вся Республика по площади – это, по-моему, 170-180 тысяч квадратных километров. Расстояние с севера на юг – 400 километров, с запада на восток – 600. Средняя плотность населения – 2 человека на квадратный километр, соответственно, население маленькое. Что касается православных людей, то их, конечно, намного меньше. Вообще, русское население, согласно переписи населения 2010 года, – это 50 тысяч человек. Из них немалая часть – старообрядцы. Крещеного населения, тех, кто сами крещены и в детстве окрестили своих детей, достаточно много. Если брать атеистов, неверующих людей, то это, может быть, три сотни. Здесь надо также учитывать тот факт, что в храм ходят не только русские, но также и тувинцы. Среди тувинцев тоже есть верующие, их не так много, но они есть. Это и хакасы, и люди других национальностей. Из священников, которые в Туве служат, один по национальности чуваш, другой – бурят. Т.е. там живут и приходят в храмы люди разных национальностей. В принципе, можно говорить о том, что православные общины в самом городе Кызыле немаленькие.
– Значит, можно сказать о том, что у храма был свой приход? Это не какие-то случайные люди, захожане, которые ходят в храм, чтобы свечку поставить, а действительно приходская жизнь.
– Конечно, приходская жизнь есть на каждом приходе, но в основном она концентрировалась и концентрируется в главных храмах республиканской столицы города Кызыла. Это Свято-Троицкий храм и кафедральный Воскресенский собор. В них концентрируется основная приходская жизнь, а остальные общины, в других города и селах, они малочисленны – это плюс-минус 10-15 человек, грубо говоря. Есть два более крупных прихода на периферии – в городе Туран и селе Сарыг-Сеп. Там чуть побольше людей – более двух десятков.
Что касаемо того храма, в котором я служил, то там есть хорошая община. Люди не только приходят на богослужения, люди принимают участие во многих других мероприятиях, когда, например, нужно помочь храму. Такой показательный пример: у нас в храме никогда не было штатных уборщиц, потому что всегда люди стремились храму помочь, люди приходили и прибирали в храме. Благоустройство территории храма – это всё возлагалось на прихожан. Еще такой пример – один прихожанин является специалистом по телерадиовещанию, ранее у него была своя телерадиокомпания. Свой талант, свои знания он применил в церковной сфере и наладил в Республике вещание православного радио «Вера». И вся радиоаппаратура находится сейчас на колокольне Воскресенского кафедрального собора. Примеров можно приводить много, каждый в меру своих возможностей, своих талантов пытается как-то храму помочь. Кроме богослужений, каждое воскресенье в храме проходят беседы, дети в воскресной школе находятся, взрослые – на вероучительной беседе. Проходят совместные чаепития, праздники, и все стараются в этом принимать участие. Вообще, менталитет тувинцев склонен к общинности. Как говорят в Сибири, тайга эгоистов не прощает. Хочешь выжить – ты должен объединяться, консолидироваться с другими людьми.
– Основная масса прихожан – это кто: молодёжь, бабушки, пенсионерки?
– Сложно сказать, потому что Тува была долгое время первым регионом в России по темпам рождаемости, и многие семьи здесь многодетные. Я сейчас не знаю, как по 2020-му и 2021-му году, но по крайней мере раньше это была самая многодетная республика, самый многодетный регион Российской Федерации. Поэтому на приходе всегда было очень много детей.
– Высокая рождаемость характерна только для тувинцев или для русских, которые там живут, тоже?
– Нет, для русских она не характерна, исключения, конечно, есть. Есть многодетные русские семьи, но, как правило, это многодетные тувинские семьи. Среднее количество семей в тувинской семье – это пять. Это среднее, у кого-то бывает и семь, и девять. Много случаев, когда тувинцы принимают крещение семьями. Каков средний возраст в семье – такой получается средний возраст и прихожан. Были, конечно, на приходе пожилые женщины тувинской национальности, которым уже за 80 лет, и самое интересное, что они составляли актив храма, были самыми боевыми прихожанками. Много людей среднего возраста – 40-50 лет. К сожалению, молодежи на приходах мало. Но это характерно и для всех других регионов.
– Если взять этнический состав прихода, то как он соответствует этническому составу Республики? Большинство прихожан – это русские?
– Я бы даже не сказал, что большинство прихожан – это русские. Русских, наверное, половина. По крайней мере, когда я служил, то соотношение приближалось к 50 на 50. Но как я уже заметил, не только русские и тувинцы составляют православные общины Тувинской епархии. Это также люди других национальностей. Среди моих духовных чад были хакасы, православные татары. Мне кажется, не совсем правильно говорить о национальном составе прихода, потому что Православие – оно наднационально.
– Да, это понятно, но несколько лет назад я общался на православной ярмарке в Перми со священником из одного храма Тувы, и батюшка говорил, что очень тяжело идет воцерковление коренных тувинцев, что они агрессивно настроены к Церкви.
– Я бы не сказал, что прямо все агрессивно настроены, но очень многие. Очень многие тувинцы относятся к Православной Церкви, как к чему-то чуждому. Прийти тувинцу в храм – это примерно тоже самое, что для нас русских людей зайти в мечеть. Как для нас мечеть – нечто чуждое и непонятное, так и большинство тувинцев относятся к православному храму как к чему-то инородному, что не свойственно данной среде. В свое время один мой хороший знакомый, тувинец, которые исповедует шаманизм, сказал, что до того, как он начал общаться со мной, он считал Православие некой скверной. Он говорил примерно так: «Для меня зайти в православный храм означало – оскверниться. Теперь я могу спокойно зайти в православный храм, и я знаю, что ничего плохого в Православии нет, и его надо изучать, потому что Православие, христианство – это мировая религия».
Постепенно отношение тувинцев к Православию меняется. Во-первых, сказывается то, что Православная Церковь – самая активная религиозная организация в Туве. Во-вторых, сказывается и то, что мы живем в условиях глобализации. И тувинцы свое отношение к Православной Церкви меняют, иначе бы они не принимали крещение. Пусть это небольшое количество людей по отношению к общей массе, но все-таки для Православной Церкви Тувинской и Кызыльской епархии – число большое. Я повторюсь, но на сегодняшний день примерное соотношение русских и тувинцев на православных приходах Республики – 50 на 50 процентов.
– Еще такой момент. Тува достаточно поздно вошла в состав России. Если не считать четыре года до Революции. Окончательно вошла в 44-м году. До 1991 года там, понятно, был атеизм. То есть правильно сказать, что православное просвещение тувинцев, катехизация началась только в 1991 году?
– Я бы сказал, что даже в 91-м году никакой проповеди еще не было. История Тувы такова, что она вошла под протекторат Российской Империи в 1914-м году. Это было не присоединение, она не была частью Российской Империи. Просто Российская Империя брала на себя обязательства по покровительству, обеспечивала оборону, развитие инфраструктуры. Но какие-то внутренние вопросы тувинцы решали сами. Российское Правительство никоим образом не вмешивалось во внутренние дела Тувы. Этот протекторат продолжился в советскую эпоху, это была Тувинская народная республика, с 1921 по 1944 годы. Вроде как независимое государство. По факту это было государство, находящееся под протекторатом Советского Союза, советской власти, которая во многом определяла политику этого государства. И только в 1944 году окончательно произошло присоединение Тувы к Советскому Союзу, в частности, к России. И вот небольшой отрезок времени, с 1914-го по 1918-й год, три-четыре года какой-либо миссионерской работы не проводилось. Были православные храмы на территории Тувы, но они были ориентированы на русское население. Уже тогда было многочисленное русское население, оно появилось еще в XIX веке. Была так называемая народная колонизация, Тува еще была частью России, но русские ее активно осваивали.
– А местные жители тогда как к этому относились?
– Были межнациональные конфликты. Не все были довольны. Но русские несли с собой определенные блага. Россия все-таки была очень развитым государством, в котором была промышленность. И когда вставал вопрос – к кому присоединяться – к Монголии или России, то доводом было то, что кроме продуктов сельского хозяйства, Монголия Туве ничего не может предложить. То же самое есть в самой Туве – мясо, молоко они производят сами. А вот какую-нибудь иголку для шитья Монголия предложить не может, а Россия может. Много полезных предметов быта, оружие, какие-то транспортные средства и другие изделия промышленности Россия предложить могла. Ну и ещё сказалось то, что большинство тюркских народов на тот момент находились в составе Российской империи. Тувинцы – это тюркский народ. Но речь не о том. Что касается миссии – то тогда не хватало у русской церкви ресурсов, чтобы проводить масштабную миссию и проводить ее в столь короткий период очень активно. И кроме того, миссию среди тувинцев не поддерживало Царское правительство, потому что в планах Российского правительства было расширение влияния на Монголию и Тибет. И таким образом, поддерживалось не православное духовенство, а буддистское.
– А тувинцы в большинстве своём религиозному составу кто – буддисты или местные шаманисты?
– Скорее всего, это синкретические верования. У них органично сочетались и буддистские верования, и шаманские верования. Если Лама не помог, то обращаются к шаману. К шаманам обычно обращаются, когда какие-то болезни у людей появляются. К Ламе обращаются, например, за благословением, когда родился ребенок, или когда необходимо бракосочетание. Когда необходимо разобраться в каких-то жизненных вопросах, то как правило тоже обращаются к ламам. Если надо кому-то напакостить, то обращаются к шаманам.
– Получается, что ни в буддизме, ни в шаманизме как такового понятия Бога нет? Т.е. когда в Церкви идет проповедь, они вообще не понимают о чем это?
– Нет, они понимают, о чем говорят. Есть тувинское слово «бурган», которое переводится на русский язык как «Бог». Есть ещё одно слово «кудай», оно тоже переводится как «Бог». В шаманских верованиях есть представление о том, что есть верховный бог, который создал этот мир. И этого бога называют «кудай». Что касается буддизма, то тувинцы обожествляют Будду. В Туве господствует традиция махаяны. В традиции буддизма существует понятие небесного тела Будды. Будда – это не просто личность, это, можно сказать, сущность всего сущего. И соответственно личность Гаутамы тувинцы начинают обожествлять и воспринимать его как сущность всего сущего. Это, конечно, не совпадает с христианским пониманием Бога, но тем не менее представление о том, что есть высшая сила, у тувинцев, независимо от того, буддисты они или шаманисты, присутствует.
– А не бывает такого, что они ходят к буддистам, ходят к Ламе и еще будут в православный храм ходить?
– Конечно, бывает и такое явление, среди крещеных даже возникает. Бывает, что недостаточно человека подготовили ко крещению, и человек ищет каких-то своих выгод. В итоге, получается, что человек ходит и к шаманам, и в православный храм. Это исключение, это не правило. Такие случаи бывают, и мы от того не застрахованы.
– А со стороны властей Республики есть какая-то поддержка для епархии – материальная, организационная, может быть?
– Прямой материальной поддержки нет, но, с властями Республики сложились дружественные отношения. Например, когда епархия получала субсидию из федерального бюджета для строительства духовно-просветительского центра, то необходимо было письменное согласие Главы Республики Шолбана Кара-оола. Глава поддержал наш проект, духовно-просветительский центр был построен. Сейчас в нем размещается воскресная школа, библиотека, проводятся огласительные беседы. Там же размещен гуманитарный склад, есть гостиница для паломников и миссионеров. Поэтому в целом власти относятся положительно к Православной Церкви, так как они часть Российской Федерации, где господствующая религия – Православие.
– Глава Республики, представители власти, депутаты приходили на богослужения в большие праздники?
– Глава Республики регулярно посещал рождественские и пасхальные богослужения, чтобы поздравить верующих. Его сопровождали и другие представители власти. В день рождения владыки Феофана Шолбан Валерьевич всегда приезжал в епархиальное управление, чтобы его поздравить. День рождения владыки - 19 января, в день Крещения Господня. Однажды глава Республики предложил вместе окунуться в проруби. На удивление всех владыка согласился, они вместе окунулись в ледяной воде Енисея.
– А языковой барьер у вас был какой-то? При совершении богослужений, в проповедях, просто при общении с людьми?
– Языковой барьер был, но небольшой. Тувинцы знают русский язык, они учат его в школе, каждый день слышат, но иногда не хватает разговорной практики, потому что в Туве мало русских, в некоторых районах их вообще нет или их единицы. Возникали ситуации, когда мне сложно было понять, что говорит человек. Я не могу упрекать некоторых тувинцев за плохой русский, ведь я не знаю тувинский язык. Хотя, если служишь в Туве, то надо стремиться к тому, чтобы выучить язык коренного народа, ключевые слова и фразы надо обязательно выучить. Путь к сердцу народа лежит через его язык.
– Мы с вами уже затронули межнациональный вопрос. В последнее время какой-то всплеск интереса к Туве. Туда Илья Варламов ездил, может, видели его репортаж. Он собрал несколько миллионов просмотров. И ещё несколько крупных изданий сделали репортажи из Тувы. И в частности, один из них был заточен на то, чтобы показать, что в Туве есть какой-то конфликт между русской общиной и тувинской. Насколько это справедливо?
– Репортаж Варламова видел, он показал правдивую картину, но очень многое преувеличено. В любом регионе есть недостатки и достоинства. Насчет межнационального конфликта… В 90-е годы, как мне рассказывали русские жители Тувы, конфликт был, очень ожесточенный. Сейчас можно на бытовом уровне встретить неприязнь на национальной почве, но это зависит от культуры поведения. У культурных людей нет претензий к людям другой национальности. Я не сталкивался с негативным отношением к себе по признаку национальности. Я могу сказать, что в тувинцах меньше шовинизма, чем в русских. Русский человек в Туве, чувствует себя лучше, чем таджик в Москве. В других частях России можно часто встретить объявления типа: «Сдам квартиру только русским». В Туве будет скандал, если кто-то захочет сдавать квартиру только тувинцам.
– То есть вы не чувствовали какую-то агрессию со стороны тувинских националистов или просто обывателей?
– Однажды только пьяный тувинец у моей матушки на территории храма просил денег, она отказала, и услышала в свой адрес оскорбления: «Ты, русская, топчешь нашу землю!». Надо заметить, человек был пьяный.
– И ещё в этих фильмах, документальных репортажах Республика была показана как такой депрессивный регион с высоким уровнем криминала и алкоголизма.
– Да, такие проблемы есть. Регион очень бедный, очень много алкоголиков, очень много совершается преступлений, особенно убийств, но, как правило, преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Когда я прилетел в Кызыл, то в первый же день меня предупредили, что после 21.00 выходить на улицу нельзя. Когда я освоился в Кызыле, стал чувствовать себя местным, то осмелел и стал выходить на улицу в ночное время. Жив, здоров.
– А уровень алкоголизации он с чем связан – с какими-то генетическими особенностями тувинцев или какими-то социальными факторами?
– У тувинцев, как и у северных народов, нет в организме фермента, который расщепляет алкоголь. Проблема алкоголизма в большей мере связана с социальными проблемами. Сказывается низкий уровень жизни, безработица и цивилизационный надлом, произошедший в XX веке, когда тувинцы перешли от кочевого к оседлому образу жизни. А раньше, согласно тувинским обычаям, женщине запрещалось употреблять алкоголь, мужчина мог употреблять алкоголь только по достижении 40 лет. И алкоголь был слабый, молочная водка – арака.
– А ношение холодного оружия – это у них часть их местной культуры?
– Нож – это неотъемлемый предмет кочевника. Когда животному внезапно стало плохо, например, сломало ногу, то лучше его заколоть, чем лечить. И во многих других ситуациях нож может пригодиться. У каждого тувинца есть нож, или складной ножик в кармане, или нож за поясом, в голенище, – это часть культуры. К сожалению, сегодня нож часто становится орудием преступлений, последним аргументом в споре.
– Ну и в завершение. У нас есть министр обороны Сергей Шойгу. Он уроженец Тувы. Говорят, что в республике создан чуть ли не культ личности. Как это проявляется?
– В Туве портреты Шойгу вы встретите чаще, чем портреты Путина. Шойгу – самый известный уроженец Тувы, для своей родины он сделал много хорошего. Культа личности нет, есть народная любовь. Благодаря Шойгу в Кызыле появилась воинская часть, которая дает много рабочих мест. Благодаря ему в Кызыле был построен лучший в России кадетский корпус, тувинские дети получили возможность стать элитой российских вооруженных сил. В проекте – строительство силами Минобороны первой в Туве железной дороги.
– Тува – это достаточно молодой регион в составе Российской Федерации. Местные жители как это воспринимают? Они уже ощутили себя частью большой страны?
– У тувинцев есть выражение «За Саянами». Есть Тува, а есть другой мир. Изоляционизм был всегда свойственен тувинцам. Они осознают, что живут в РФ, живут по российским законам, русский язык официальный, но у них совсем другая культура. Попадая в Туву, чувствуешь себя как за границей, в другой стране, видишь людей другой расы, говорящих на непонятном языке, исповедующих буддизм, употребляющих в пищу другую еду и т.д. Тува лишь в 1944 году стала частью России. Надо 100, 200 или даже 300 лет, чтобы между Тувой и Россией была прочная связь, духовная близость.
Интервью взял Денис Лунёв, Пермь