О причинах неприятия сталинского горельефа православными патриотами

Отклик Дмитрия Куницкого и ответ Анатолия Степанова

80-летие Победы в Великой Отечественной войне  Бывший СССР  Великая Отечественная война (1941-1945)  Иосиф Сталин 
1 Павел Тихомиров 
38
Время на чтение 11 минут
Фото: коллаж РНЛ

От редактора: Наш автор из Белоруссии Дмитрий Куницкий, который часто со мной спорит, прислал очередную критическую реплику на мою заметку «Православные антисталинисты в печали: о реакции на восстановление горельефа Сталина "Благодарность народа вождю-полководцу"». У меня нет времени на написание обстоятельного ответа, а ответить на кое-что нужно. Поэтому, да простит меня Дмитрий Валерьевич, напишу в качестве редакционного вступления свои замечания.

Прежде всего, хочу поблагодарить Д.Куницкого за труд, потраченный им для осмысления и написания своих замечаний. Любая основательная реакция (пусть и критическая) на текст важна для привлечения серьёзного внимания к серьёзной проблеме. А проблема и впрямь серьёзная.

Теперь о моих замечаниях. Сначала о мелочах, но мелочах важных. Куницкий пишет, что Сталин «стоял у истоков политики украинизации и беларусизации». Это неверно. Он не противился этой ленинской политике, но не стоял у истоков. Неслучайно, Ленин однажды обвинил Сталина, Орджоникидзе и Дзержинского, как ни парадоксально (два грузина и поляк!), в «великорусском шовинизме».

Далее он пишет, что фигура Сталина должна быть отодвинута «с первого на задний план исторической памяти». Это почему на задний план? Великая Победа у нас на переднем плане, а главнокомандующий на заднем? Это как?! Всегда драпировать Мавзолей и могилу Сталина и стыдливо умалчивать, кто привёл народ и армию к Победе? Такая шизофрения может быть терпима временно, но навсегда не получится.

И последняя мелочь – Куницкий пишет: «для мемориализации Сталина чрезвычайно необходимо вначале сформировать и утвердить некий его общенародно-государственный образ, основанный на правде». Это – чистая утопия. Потому что договориться не удаётся и не удастся. А значит «сформировать и утвердить» можно только силой, теми самыми большевистскими методами. Как раз православные антисталинисты и требуют решать проблемы большевистскими методами, наподобие того, как действует режим Зеленского – провести десоветизацию и десталинизацию. Так что я ничего не выдумываю насчёт тяги к большевистским методам православных антисталинистов.

Теперь о замечаниях посерьёзнее. К сожалению, Дмитрий прибегает к откровенным манипуляциям. Он называет моих оппонентов то «православными патриотами», то «правыми патриотами-державниками». Надо понимать, что я в таком случае, и не патриот, и не державник, коль с ними не соглашаюсь. Надеюсь, Куницкий так не считает и допустил это по оплошности, поэтому я его прощаю, но на его манипуляцию хочу обратить внимание.

И наконец, о существенных ошибках Дмитрия Куницкого, как впрочем, и всех православных антисталинистов, с которыми он, судя по его реакции, солидарен. Кстати, перечисляя главных православных антисталинистов, он называет Бориса Корчевникова, Леонида Решетникова, Романа Голованова и «епископов». Хотел бы заметить, что из нескольких сотен русских православных архиереев откровенно антисталинскую и антисоветскую позицию занимают лишь двое – архиепископ Савва (Тутунов) и епископ Иосиф (Королёв), наместник Оптиной пустыни. В среде русского епископата есть те, кто думают иначе, по-другому оценивают личность Сталина и советскую эпоху, и я таковых архиереев знаю.

Итак, о принципиальных ошибках.

Ошибка первая. Д.Куницкий, как представитель умеренного антисталинизма, предлагает считать Сталина средством Божьего «наказания и вразумления крайними средствами», а не воспринимать «эту власть в качестве благословения». Словом Сталин – бич Божий для русского народа. Тонкий вопрос. Особенно, если следом таким бичом Божьим называют и Гитлера. И таким образом ставят Сталина и Гитлера на одну доску. А это уже опасное сравнение.

Я же полагаю, что Сталин был одновременно и бичом Божиим и благословением русскому народу. Образно говоря, среди всей этой банды революционеров-интернационалистов, поднявших валявшуюся в грязи власть (брошенную в грязь предателями-февралистами) Господь нашёл одного, чьё сердце не окаменело, как сердце библейского фараона, чьего сердца Он мог коснуться. Именно этот человек мог жестокими мерами, не жалея ни себя, ни других (как до него это делали Иван Грозный и Пётр Первый) поднять упавший русский народ, мобилизовать его на Победу над чумой ХХ века германским нацизмом.

Поэтому я и называю борьбу православных антисталинистов против Сталина, стремление вычеркнуть из русской истории советскую эпоху, попыткой исправить «ошибку Бога».

Ошибка вторая. Д.Куницкий дважды в тексте говорит о важности мотивов. Один раз, когда говорит о мотивах Сталина. Второй раз, когда пишет о смысле, который вкладывают в тему сталинизации «влиятельные кураторы сего процесса». Я оставляю за скобками есть ли на самом деле эти «влиятельные кураторы» или это плод подозрительности автора, – чего не знаю, того не знаю. Тут важна именно психологизация проблемы. На мой взгляд, совершенно неважно, какими мотивами руководствовался Сталин, как неважно и каковы мотивы Сергея Собянина и руководства московского метро, одобривших восстановление горельефа. Я предлагаю вести речь о действии Промысла Божия в русской истории, а не о мотивах участников исторического процесса. Это гораздо важнее и продуктивнее для обсуждения.

Ну и наконец, категорической ошибкой мне представляется вывод Куницкого о том, что сталинизм и троцкизм станут едиными, а «православные антисталинисты» окажутся «православными антитроцкистами». Уравнивание Сталина и Троцкого – излюбленный тезис православных антисталинистов, этим они оправдывают свою борьбу. Однако между сталинизмом и троцкизмом – пропасть, и суть её в том, что сталинизм – это государственный большевизм, а троцкизм – антигосударственный большевизм. Поэтому им не сойтись никогда.

Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов

Тема должного христианского отношения к Сталину русского народа и сугубо православно-патриотического сообщества, несомненно, является сложно-противоречивой и требующей глубокого и весьма тонкого подхода. А потому в ближайшей перспективе – совершенно неразрешимой: ибо для взвешенной и рассудительной полемики на началах безусловного авторитета Предания Церкви с целью не поспорить, а найти верное решение, сейчас попросту нет никаких исторических условий. Идеологическое противостояние в российском обществе всё больше накаляется, явно двигаясь в сторону нового 1917-го, при этом ещё и явно подогреваясь одной и той же «невидимой рукой», коллективной волей – притом сразу с разных сторон противостояния. Одновременно и Русская Церковь (в целом) пока совершенно не готова к тому, чтобы стать авторитетом в данном споре, ибо для этого требуется занятие позиции безусловной приверженности нелицеприятной истины везде и во всём.

Несколько лет назад было высказано мнение по поводу подобного спора вокруг освящения памятника Сталину в Великих Луках в статье «Сталин и Церковь: правда о “христианском антисталинизме”». И вывод в общем-то можно повторить: «Гордиев узел призвана разрубить в сознании народа Русская Православная Церковь и непосредственно пассионарная православно-патриотическая общественность из числа священства, монашества и мирян. Личность Сталина должна быть раскрыта в своей противоречивости, тёмные её стороны отделены от светлых, но главное – она должна быть отодвинута с первого на задний план исторической памяти и политико-идеологического сознания. Многообразные революционеры, предатели, разрушители, либеральные бездельники должны быть просто низвергнуты. А на первый план должны быть выдвинуты святые русские благочестивые правители разных веков вместе со светлым и правдивым образом их правления, духовным, справедливым, волевым, деятельностным, идейно насыщенным».

Историческую личность Сталина невозможно оценить, если её рассматривать как нечто цельное и неизменное. Только религиозные «сталинисты» будут отрицать, что первоначальный Сталин – это несомненный единомышленник Ленина, Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина, сторонник и участник самого что ни на есть деструктивно-антигосударственной уголовно-террористической деятельности РСДРП, а потом и подобной же политики большевиков, в которой он первоначально заведовал национальной политикой, суть которой состояла в уничтожении старых порядков имперской семьи народов во главе с государствообразующим триединым русским, а также и самого триединства русского народа (то есть, в частности, стоял у истоков политики украинизации и «беларусизации», пламенной борьбы с «великоросским великодержавным шовинизмом»). Последующие изменения в его политике (от «левачества в правизну») несомненны; мотивы, глубина и последовательность дискуссионны; изменения в глубине души таинственны.

Что же касается нынешней мемориализации Сталина, то здесь на первое место выходят как раз не внешние действия, а именно обусловливания и обоснования таковых: что стоит за подобными актами и какой смысл вкладывается в них? Признаётся ли нелицеприятная правда и отделяется ли она от того, что достойно почтения? В конце концов, Церковь веками почитает равноапостольного князя Владимира, за которым не духовно, но исторически тянется тяжёлый шлейф, предшествовавший его крещению.

Несомненно, критическое значение занимает тема репрессий: и не только 1930-х, но и 1940-1950-х. Каково было личное отношение к ним Сталина? Эта тема требует, вероятно, максимально добросовестной научной полемики. Очевидно, что ключевая часть сталинских репрессий 1930-х была направлена против троцкистов (в сущности, пламенных ленинцев-революционеров). Однако остаётся вопрос мотива: это была репрессия против злодеев, уничтожавших русский народ, или просто против политических противников (ну или, по крайней мере, мешающих полноценно готовиться к войне)? Также известно, что троцкисты составили глубокое меньшинство в числе общих жертв репрессий. А остальной террор: был ли он скрытым контрударом троцкистов, рубкой леса кровавым Молохом, или у Сталина к его жертвам было также сочувствие или, по крайней мере, терпимое отношение? Можно ли было этому как-то воспрепятствовать? Для сторонников «держава – всё, человек – ничто» этот вопрос не имеет никакого смысла, для христиан – имеет и большой.

Предположительно, именно здесь лежит существенное различие между Сталиным и маршалом Рокоссовским, который сам к Сталину относился с большим почтением. Самой по себе причастности к Победе (и даже большого личного управленческого вклада в неё) ещё недостаточно для сакрального почитания. Святослав Игоревич одержал значимую победу над не менее экзистенциальным врагом русского народа, но не стал объектом народного почитания. Талантливыми и успешными управленцами был ряд лиц, наносивших русскому народу и его судьбе немалые раны.

Возможно, указанные Анатолием Степановым суждения «правых» патриотов-державников не безупречны. Но также вероятно, что содержащийся в них смысл отличается от того, что выразилось словами. Не будет ли верным сказать, что для мемориализации Сталина чрезвычайно необходимо вначале сформировать и утвердить некий его общенародно-государственный образ, основанный на правде? Прежде всего, твёрдо признать его несомненные грехи перед русским народом и Россией и отделить их от запечатлеваемого в создаваемых памятниках образа и закладываемых в них посланий. По-христиански это совершенно необходимо! Именно на этом и основано церковное и всенародное почитание равноапостольного князя Владимира, – а никак не на безусловном восхвалении как в случае с кумирами большевистского культа.

И подлинные и, возможно, пока не проговоренные корни крайне настороженного и даже неприязненного отношения к установкам памятника Сталину уходят именно сюда, а не в «попытку православных антисталинистов исправить “ошибку Бога”». Как известно из суждений ряда русских святых, Бог как раз не ошибся, попустив над Русью власть большевиков: ошибкой является попытка представить эту власть в качестве благословения, а не наказания и вразумления крайними средствами, а саму коммунистическую эпоху – временем богоугодного процветания русского народа, достижения новых мессианских высот. Неясно, правда, в чём видит Анатолий Степанов «большевистские методы» у «православных антисталинистов»: как известно, главными методами большевиков были насилие, террор, убийства, революционный мятеж с демагогией («за всё хорошее и всеобщее счастье»), подавление всякого инакомыслия, системная и многообразная ложь (в частности, историческая), нигилизм (прежде всего, нравственный), разжигание классовой вражды, готовность на временные лицемерные союзы с любыми идейными противниками с последующим нанесением им удара в спину… Какие из перечисленных методов подозреваются за отнесёнными к «православным большевикам» епископами, Борисом Корчевниковым, Леонидом Решетниковым, Романом Головановым?..

Однако корни указанной тревоги «правых» в связи с государственной мемориализацией Сталина, вероятно, уходят ещё глубже. У православных патриотов возникает справедливый вопрос: а какой смысл вкладывают в неё сами влиятельные кураторы сего процесса, особенно из причастных к выстраиванию идеологическо-смысловой политики государства? Может быть, они являются горячими сторонниками сталинской всенародной мобилизации ради Победы в Священной Войне по принципу «всё для фронта, всё для победы»? Или горячими поклонниками сталинского планового народного хозяйства с масштабным государственным развитием промышленности, при котором банкиры и «эффективность финансовых услуг» могут существовать только в рамках чёрного юмора? Или ещё более горячими приверженцами сталинских чисток элиты и государственного аппарата от реальных врагов народа, борьбы с безродными космополитами и сионистами, очищения культуры от всего пошлого и дегенеративного? Может, они собираются возвратить сталинский запрет абортов и уголовную ответственность за любое проявление содомии?

И вот тут-то многих начинают терзать смутные сомнения: эти ли смыслы закладывают в мемориализацию Сталина покровители крестопадов, замещающей миграции, международных инвестиционных форумов, VK-фестов и голых вечеринок «испуганных патриотов», неприкосновенности рыночной доктрины с необратимостью прихватизации и бесконтрольным трансграничным движением капитала, неприкасаемости сложившейся в 1990-е правящей элиты в целом?! Куда более настойчиво на ум приходит другая схема-легенда: использовать тягу народа к воображаемому Сталину, воспринимаемому как олицетворение волевого великодержавника, неустанно пекущегося о благе народа и победе над его врагами, для протягивания чучелом и тушкой под его именем в идеологическую и политическую повестку России очередного псевдопатриотического суррогата, подменяющего собою подлинную русскую весну, а то и (а скорее одновременно) леволиберального глобалистского проекта вплоть до революционной смены февралистского шила на октябристское мыло.

Если же более простыми словами: то не подбрасывается ли народу как «социалистическая морковка» ожидание в виде Жукова, Гагарина и бесплатного жилья каждой многодетной семье, а на выходе – Свердлов, Демьян Бедный и палочки за трудодни? Ну и крестопады с мультикультурной многонационалкой, тем более что таковые и так уже на ходу. И, конечно же, мемориальный Сталин должен заслонить собою всех прочих, в том числе гораздо более великих деятелей русской истории.

И вот тогда уже «православный антисталинизм» оказывается самым что ни на есть православным антитроцкизом. И на это уже указывает ряд заявлений из «правого» лагеря…

Куницкий Дмитрий Валерьевич, православный публицист, Минск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Православные антисталинисты в печали
О реакции на восстановление горельефа Сталина «Благодарность народа вождю-полководцу»
31.05.2025
Истинный пастырь Христов
Протоиерею Николаю Булгакову исполнилось 75 лет
30.05.2025
Кипрский Пафос в авангарде борьбы против униатства и экуменизма
О подоплёке скандала вокруг отстранения от управления епархией митрополита Тихика
29.05.2025
Когда же на самом деле был основан Санкт-Петербург?
Почему День рождения Имперской столицы России празднуют в другой день?
27.05.2025
Русская идентичность: Влияние глобализма,
гражданская война и будущее России
27.05.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Дмитрий Валерьевич Куницкий
О кризисе и перспективах монархического движения в России
К дискуссии, начавшейся на «Русской народной линии»
02.05.2025
Так кто же он – библейский тёмный Гог из земли Магог, верховный князь Мешеха и Фувала?
Русский ответ американскому диспенсационализму (завершение)
17.04.2025
Ложь языческого национализма: антихристианская подмена
Христианский национал-патриотизм против неоязыческих национализма и интернационализма. Часть 4
09.04.2025
Ложь языческого национализма: искажение христианского народного патриотизма
Христианский национал-патриотизм против неоязыческих национализма и интернационализма. Часть 3
08.04.2025
Все статьи Дмитрий Валерьевич Куницкий
80-летие Победы в Великой Отечественной войне
«Светлый огонь любви к России зажёгся с новой силой»
Светлой памяти защитников Сестрорецкого рубежа, Ленинграда и всей России
02.06.2025
«Британский нацизм зиждется на догмате о богоизбранности англосаксов»
Успехи Британии в построении мировой империи неотделимы от обоснования «богоизбранности» англосаксов
02.06.2025
«Бесогон и право»
БесогонТВ
02.06.2025
«Британский нацизм зиждется на догмате о богоизбранности англосаксов»
Суть англосаксонского «духа» предельно проста: чувство своего превосходства над другими
31.05.2025
Все статьи темы
Бывший СССР
Киевский режим убивает общую историческую память
Зачем Зеленский отменил День защиты детей
02.06.2025
Кто же «проиграл» Перестройку?
Государственная власть предала идеалы, укоренённые в нашей многовековой истории
02.06.2025
День памяти святого благоверного князя Довмонта Псковского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.И.Остермана, героя Русско-турецкой войны Х.И.Остен-Сакена, графиню Е.И.Головкину, генералов М.Ф.Никитина и А.И.Гудовича, правоведа И.Е.Андреевского, конструктора Н.Л.Щукина, лётчика-штурмовика И.Х.Михайличенко, офтальмолога С.Н.Федорова и видного русского скульптора и общественного деятеля В.М.Клыкова
02.06.2025
День памяти святого благоверного Великого князя Димитрия Донского
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Владимира Мономаха и митрополита Варфоломея (Городцова)
01.06.2025
Что же такое Трамп и чего от него можно ожидать?
Рассуждения о глобальных процессах мировой политики
31.05.2025
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Все статьи темы
Последние комментарии
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
02.06.2025 16:20
Эвтаназия: Европа возрождает нацистский проект
Новый комментарий от Ленчик
02.06.2025 16:09
Ну, приматы – что возьмёшь!
Новый комментарий от Александр Т
02.06.2025 15:48
Уход Державной
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.06.2025 15:24
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
Новый комментарий от учитель
02.06.2025 14:27
Философия идеологического безвременья
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.06.2025 12:51