Восстановление горельефа Сталина в московском метрополитене «Благодарность народа вождю-полководцу» вызвало настоящий шок и приступ негодования в рядах наших православных антисталинистов. Все звёзды отечественного православного антисталинизма не смогли пройти мимо и отметились публикациями по этому поводу. Наиболее элегантно высказался в Telegram-канале «Cogito ergo sum» духовный вождь православных антисталинистов архиепископ Савва (Тутунов):
«Дело не только в том, что не следует ставить памятники Сталину, поскольку он человек, с 1924 года (на самом деле раньше) возглавлявший террор против народа нашей страны (не говоря даже конкретно о гонениях на Церковь), а не только человек, возглавлявший страну при её Победе в Третьей Отечественной Войне».
Умиляет эта фраза, что Сталин возглавлял страну «при её Победе» – не руководил армией, как Верховный Главнокомандующий, не руководил народным хозяйством огромной страны, не вёл тяжелейшие дипломатические переговоры с весьма сомнительными западными «партнёрами», а просто случайно оказался при Победе, которую армия одержала без Главнокомандующего. Ну никак не могут наши антисталинисты смириться, вместить в своё сознание тот факт, что именно Сталин привёл армию и народ к Победе. Народ это прекрасно понимает, отсюда и отношение к Сталину. А вот антисталинисты не понимают, поскольку сей факт никак не вписывается в их систему взглядов.
Директор православного телеканала «Спас», талантливый журналист Борис Корчевников, безупречно рассуждающий на многие острые темы, кроме вопросов о Сталине и советском времени, печалуется, что московский метрополитен не вспомнил двух его директоров, репрессированных в 30-ые годы – Адольфа Петриковского и Владимира Днепровского. Приговоры о расстреле, мол, подписаны лично Сталиным. Корчевников педалирует тему, что эти работники московского метрополитена были прекрасными профессионалами, но при этом не говорит ни слова о том, были ли они причастны к троцкистской группировке в партии, за что, вероятно, и были репрессированы. А ведь троцкисты, с которыми боролся Сталин, стремилась разрушить страну, помешать Сталину идти путём преодоления большевизма и возвращения страны к традиционным ценностям.
Ещё одна звезда православного антисталинизма журналист Роман Антоновский утверждает, что установка горельефа Сталина сеет рознь среди русского народа. А в качестве доказательства он говорит о том, насколько не приемлема фигура вождя для … чеченцев и ингушей. Кстати, Антоновский предлагает поставить горельеф в память о 80-летии Победы в Великой Отечественной войне с изображением маршала Рокоссовского. Напомню, что маршал, хотя и подвергался репрессиям, но с большой любовью относился к Сталину, он был одним из немногих военачальников, который отказался редактировать свои мемуары и писать их в духе хрущёвской оголтелой критики «культа личности». Поэтому Константин Константинович вряд ли одобрил бы критические выпады Антоновского в отношении Сталина.
Егор Холмогоров в своём комментарии почему-то посчитал необходимым сообщить, что никогда не видел исторического горельефа: «Я с пяти лет живу на Таганской и никогда там не видел барельеф со Сталиным, а мне уже 50 лет. И вот мне сообщают "восстанавливаем исторический барельеф со Сталиным"». Вероятно, Егор решил напомнить, читателям про свой юбилей, иначе понять фразу невозможно. В 1965 году после хрущёвского погрома всего, что было связно со Сталиным, Холмогоров и не мог застать ни горельефов, ни барельефов.
Холмогоров пускается в рассуждения насчёт того, что культ Сталина (заметим, что он сегодня практически отсутствует) умаляет память об Императоре Николае Втором. Как это может быть? Непонятно. Вот, например, покойный архимандрит Пётр (Кучер), участник Великой Отечественной войны, почитал как Государя Николая II, так и Сталина. И одно не противоречило другому в его абсолютно русском мировоззрении. Или еще пример: будущий иеромонах Феодорит (Валиков) видел Государя на ступеньках рейхстага в мае 1945 года.
Но у гордящихся своей особенной русскостью православных антисталинистов, оказывается, дефицит русского мировоззрения, они могут только противопоставлять Царя-Мученика и Сталина.
Журналист и богослов (так его представляют на странице газеты) Сергей Худиев написал целую статью «Сталин – подходящая фигура для раскачивания ситуации» в газете «Взгляд». Автор возмущается восстановлением горельефа и приводит привычные для наших православных антисоветчиков и антисталинистов утверждения, что мы забываем память новомучеников. Он сокрушается, что при Сталине были казнены все члены I Совета народных комиссаров, больше половины делегатов XVII съезда ВКП(б), почти все руководители госбезопасности, которые, между прочим, виноваты в репрессиях куда больше Сталина, руководившего государством. Такое впечатление, что Худиев весьма опечален тем, что руками Сталина «революция пожирала своих детей», тех самых творцов катаклизмов, которые разрушали Россию в 1917 году.
Худиев тревожится, что «запрос на Сталина», который отражает требования народа в наведении порядка, может привести к тому, что во власти окажутся крикливые демагоги. Странный аргумент, поскольку именно с крикливыми демагогами советский вождь решительно боролся и расправлялся.
Не менее странный аргумент приводит ещё один известный представитель нашего лагеря антисталинистов отставной генерал Леонид Решетников – де, после почитания Сталина недалеко и до почитания дьявола. Эту мысль Леонида Петровича комментировать – только портить.
Почему сформировалось это причудливое явление – православный антисталинизм и антисоветизм? Думаю, по большому счёту православные антисталинисты пытаются исправить «ошибку Бога», Который попустил власть в России сначала большевикам, а потом и Сталину. Православные антисталинисты в глубине души считают, что «Бог ошибся», что «русский народ заслуживал в 1917 году лучшей участи». И пытаются постфактум своей ненавистью к Сталину и советской эпохе исправить «историософскую ошибку Бога».
Они умиляются состоянием Российской Империи, не хотят видеть того духовного упадка русской элиты и русского народа в целом, которые и привели в 1917 году. Призывают вернуться в ту Россию, которая является ничем иным как их реконструкцией, т.е. зовут нас в никуда, в тайники своего сознания. При этом, как это ни парадоксально, в своих суждениях они сами предстают «православными большевиками», предлагают действовать большевистскими методами.
Печально, что такие настроения захватывают именно церковную среду, духовенство и даже архиереев. А, учитывая тот факт, что у народа к советской эпохе и личности Сталина совсем другое отношение, православные антисоветчики противопоставляют Церковь народу. А это уже грози нам бедами…
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России