Не убивай? Или всё же убей убивающего?

Непридуманные рассказы о войне

Освободительный поход Русской армии на Украину  Армия РФ 
0
328
Время на чтение 6 минут
Фото: Предоставлено автором

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.

Часть четвёртая.

Часть пятая.

Часть шестая.

Часть седьмая.

Часть восьмая.

Часть девятая.

Часть десятая.

Часть одиннадцатая

Каждый день моё расписание жизни в госпитале одинаково. В 6 утра всегда мы читаем утреннее правило, в 15.00 молебен за здравие, в 18.00 молебен заупокойный, в 21.00 вечернее правило. Три раза в день говорю проповедь на злобу дня, или по просьбе верующих, продолжительностью примерно на 5-7 минут. Между богослужениями общаюсь с ранеными и медперсоналом, требничаю.

В тот день на молебне стояли не только солдаты, но и волонтёры из группы «Дельфины», три женщины и один мужчина — офицер запаса по имени Сергий. Специально называю имена, потому как имею желание заслуженно сохранить их в памяти моих читателей.

Во время заупокойного молебна поминали несколько убитых в боях в Донецкой области товарищей. По окончанию молитв ко мне обратилась Светлана Васильевна Толоконникова (интеллигентная женщина возрастом за 70 лет, очень еще деятельная) волонтёр из Москвы: «Батюшка! У меня нет противоречий в понимании этой войны, но меня постоянно смущает смерть от убийства во время войны. Есть же заповедь Божья "Не убивай!", а война без убийства немыслима. Я всё понимаю — враги убивают нас, а мы убиваем их, чтобы нас не убили, но как связать эту сиюминутную необходимость с вечным евангельским требованием».

Она не застала меня врасплох. Мне уже приходилось неоднократно освещать эту тему, ведь за 29 лет работы с военнослужащими мне не раз задавали этот вопрос. И вот как сложился мой ответ уже в этот раз: «Уважаемая Светлана Васильевна и все! Повторяюсь в бесконечности — Библию нужно понимать строго в полном контексте, т.е. это означает, что толковать отдельные цитаты без знания и понимания всей Библии нельзя. Да, Бог Самолично сказал нам в шестой заповеди своего Закона, чтобы мы не убивали, и эта заповедь является божественным вектором следуя за которым максимально твёрдо мы обязательно будем правы и наверняка спасёмся. Но.

В пространстве нашего мира, где человечество постоянно подвержено влиянию дьявола и зла проистекающего от него, так же постоянно возникает другой вопрос, а как же не убивать, когда враги убивают твоих мать, отца, детей, ближних, дальних, родственников, друзей, Родину?! Вроде бы тут обязательно должен возникать душевный разлом, который мы теперь наблюдаем у гипер-пацифистских сект, но у нас его нет. Нет именно потому, что есть Боговдохновенный контекст, который мы видим, знаем и который не допускает противоречий в Библейском учении.

Открываем с вами Евангелие от Иоанна Богослова 15-ю главу и видим там, что Христос Сам объясняет эту заповедь и говорит, что больше всего любви в себе имеет тот, кто душу свою положит за друзей своих. В этом божественном утверждении сокрыта колоссальная глубина понимания жизни, там всё про самого лучшего человека, но нам хватает и того, что на поверхности, если мы знаем контекст всей Библии. Далее открываем 17-ю главу библейской книги Левит, и там Бог утверждает, что душа – это кровь, и она в крови. А это значит, что евангельское утверждение о необходимости положить душу свою за други своя сопряжено с пролитием, конечно, собственной крови — надо пострадать до крови.

Но, каков смысл просто умирать за ближних, если их всё равно убьют? В этом всегда есть смысл, но он не в скором самоуничтожении чужими руками (хотя и такое возможно, может быть, когда-то), а более в защите друзей от убийства.

В 13-й главе послания к Римлянам святой апостол Павел объясняет, что против делающих зло (в нашем случае – против убивающих) Бог поставил тех, кто не напрасно меч носит, и они должны останавливать это зло. А потому всякий, кто защищает ближних с оружием в руках должен быть готов положить душу-кровь свою за друзей своих так, чтобы они не пострадали, а такое невозможно (или редко возможно) без насилия над злом – над убивающими.

Чтобы убедиться в точности сего утверждения откроем 3-ю главу Евангелия от Луки и там увидим, что на вопрос воинов, к Иоанну Крестителю, о том, как им спасаться, он просто учит их быть всегда честными, а не просит их отказаться от мечей, доспехов и от службы в армии. Также перечитав всё Евангелие, мы не находим ни единого слова осуждения великих военачальников Ветхого Завета, которые пролили немало крови злодеев и враждебных Израилю народов, и это означает, что Христос понимал историческую необходимость насилия и даже убийства, хотя принципиально был против таковых и настаивал максимально избегать их.

Понимая контекст Библии и имея в руках Божье благословение на законодательное творчество, меру которого Бог определил для нас в 6-й главе Евангелия от апостола Матфея, первая Церковь Православная выработала в этом вопросе ответ — золотую середину. Она учит нас, что если мы не можем остановить убийство не убийством, то тогда надо убить убивающего, потому как из двух зол всегда мы должны выбирать наименьшее. А утверждение, что из двух зол выбирать не стоит почти всегда (исключения бывают) является формой сатанизма, влекущей заблудших в самоубийственную категоричность. Заметьте, что Бог не просто попускает нам убивать убийц, но прежде ставит перед нами условие — постараться не убить убивающего, т.е., вывести его из строя без убийства, это усложняет самооборону, но это то правило, которое должно нам всегда сопутствовать во время самообороны.

Что важно понимать ещё, – контекст Библии не даёт нам заигрываться в спасателей и ограничивает страсти боя словами пророка Соломона, произнесёнными им в 6-й главе его прекрасных притч, где он напоминает всему человечеству, что ненавидит Бог руки, проливающие невинную кровь.

И последним пунктом является пункт собственной безопасности. Бог учит, что умереть за друзей — великий подвиг, но будет ли он таковым, если мы умрём и не спасём их? Тут конечно окончательное решение всегда остаётся за Богом, но отвечая формально, получается, что не будет. Подставлять обидчику свою правую щёку после его удара по твоей левой щеке, можно только тогда, когда ты уверен, что за тобой никто не стоит из тех, кому грозит конкретная опасность и кого ты точно ещё мог бы защитить. Если таковые есть, то умирать просто так нельзя! Надо сражаться за ближних по Уставу Божьему и бить убивающих так, как требуют обстоятельства, помноженные на божественное милосердие, чтобы они после этого уже бы никогда не могли иметь силы и возможности для насилия над слабыми, для убийств.

Напоследок акцентирую ваше внимание на том, что защищать ближних без милосердия к врагам нельзя, потому как сам Христос учит нас во 2-й главе послания апостола Иакова, что не будет на суде милости тому, кто сам не оказывал милости другим людям».

Выслушали все эту мою евангельскую проповедь внимательно и молча, но волонтёр Сергей таки через минуту спросил, а как же быть когда дают приказ не брать пленных?

На это я ему ответил так: «У каждого своя мера ответственности, свой уровень принятия решений, за которые он отвечает перед Богом и людьми, и не мне выносить приговор конкретным командирам, потому как судья в таких случаях Бог, и суд у Него, и Он обязательно рассудит верно. Но если говорить о принципах ведения войны христианами, то такие приказы не соответствуют евангельскому учению, о котором я вещал вам прежде, потому как они похищают (присваивают незаконно) Суд Божий, а через то лишают людей возможности покаяться и исправиться. Знаю, что бывает необходимость в таких приказах, и они бывают ситуативно обоснованными, но есть Божественный идеал и все крещёные люди должны к нему стремиться максимально».

Разошлись молча. Наверняка всем было о чём про себя подумать. И вы, дорогие мои читатели, имейте всё здесь сказанное в виду в вашей дальнейшей борьбе с дьяволом, его людьми и с самими собой, даже если вы не на войне.

Протоиерей Вячеслав Пушкарёв, благочинный Второго Иркутского округа, духовник Иркутской и Ангарской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Неужеле тема так замылена?

Неужели тема так замылена, что приелась и не интересна для обсуждения?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Валерьевич Пушкарев
О необходимости христианского подвига.
Проповедь в Светлую пятницу
28.04.2025
Во время боя я видел своего Ангела-Хранителя
Непридуманные рассказы о войне
01.04.2025
Как наши солдаты относятся к украинским пленным
Непридуманные рассказы о войне
27.03.2025
Солдат с Небес прислал мне тактические перчатки
Непридуманные рассказы о войне
24.03.2025
Божия Матерь меня спасла
Непридуманные рассказы о войне
20.03.2025
Все статьи Протоиерей Вячеслав Валерьевич Пушкарев
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Армия РФ
Дональд Трамп против Георгия Жукова
С именем Маршала Победы последуют и следующие победы
10.05.2025
Наша Армия вновь стоит на защите Отечества от мирового зла
Выступление главы Калязинского округа Константина Ильина на торжественном митинге в Калязине 9 мая, посвященном 80-летию Великой Победы
10.05.2025
Неприятный секрет для противника
Сейчас командировка военнослужащих из КНДР завершилась, и будут ли они ещё раз использованы в ходе СВО, мы не знаем
06.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
В Обнинске дети мигрантов растоптали Георгиевский стяг
Новый комментарий от Русский Иван
14.05.2025 21:49
Как нам восстановить мир с Богом
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.05.2025 20:44
Почему сохраняется советская топонимика?
Новый комментарий от С. Югов
14.05.2025 20:35
Что дадут России переговоры?
Новый комментарий от наталья чистякова
14.05.2025 18:49
«Это не "вульгаризация классики", а святотатство!»
Новый комментарий от Игорь Ал
14.05.2025 18:30
Как узнать, истинно ли учение Христово?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.05.2025 18:21