Каждый день моё расписание жизни в госпитале одинаково. В 6 утра всегда мы читаем утреннее правило, в 15.00 молебен за здравие, в 18.00 молебен заупокойный, в 21.00 вечернее правило. Три раза в день говорю проповедь на злобу дня, или по просьбе верующих, продолжительностью примерно на 5-7 минут. Между богослужениями общаюсь с ранеными и медперсоналом, требничаю.
В тот день на молебне стояли не только солдаты, но и волонтёры из группы «Дельфины», три женщины и один мужчина — офицер запаса по имени Сергий. Специально называю имена, потому как имею желание заслуженно сохранить их в памяти моих читателей.
Во время заупокойного молебна поминали несколько убитых в боях в Донецкой области товарищей. По окончанию молитв ко мне обратилась Светлана Васильевна Толоконникова (интеллигентная женщина возрастом за 70 лет, очень еще деятельная) волонтёр из Москвы: «Батюшка! У меня нет противоречий в понимании этой войны, но меня постоянно смущает смерть от убийства во время войны. Есть же заповедь Божья "Не убивай!", а война без убийства немыслима. Я всё понимаю — враги убивают нас, а мы убиваем их, чтобы нас не убили, но как связать эту сиюминутную необходимость с вечным евангельским требованием».
Она не застала меня врасплох. Мне уже приходилось неоднократно освещать эту тему, ведь за 29 лет работы с военнослужащими мне не раз задавали этот вопрос. И вот как сложился мой ответ уже в этот раз: «Уважаемая Светлана Васильевна и все! Повторяюсь в бесконечности — Библию нужно понимать строго в полном контексте, т.е. это означает, что толковать отдельные цитаты без знания и понимания всей Библии нельзя. Да, Бог Самолично сказал нам в шестой заповеди своего Закона, чтобы мы не убивали, и эта заповедь является божественным вектором следуя за которым максимально твёрдо мы обязательно будем правы и наверняка спасёмся. Но.
В пространстве нашего мира, где человечество постоянно подвержено влиянию дьявола и зла проистекающего от него, так же постоянно возникает другой вопрос, а как же не убивать, когда враги убивают твоих мать, отца, детей, ближних, дальних, родственников, друзей, Родину?! Вроде бы тут обязательно должен возникать душевный разлом, который мы теперь наблюдаем у гипер-пацифистских сект, но у нас его нет. Нет именно потому, что есть Боговдохновенный контекст, который мы видим, знаем и который не допускает противоречий в Библейском учении.
Открываем с вами Евангелие от Иоанна Богослова 15-ю главу и видим там, что Христос Сам объясняет эту заповедь и говорит, что больше всего любви в себе имеет тот, кто душу свою положит за друзей своих. В этом божественном утверждении сокрыта колоссальная глубина понимания жизни, там всё про самого лучшего человека, но нам хватает и того, что на поверхности, если мы знаем контекст всей Библии. Далее открываем 17-ю главу библейской книги Левит, и там Бог утверждает, что душа – это кровь, и она в крови. А это значит, что евангельское утверждение о необходимости положить душу свою за други своя сопряжено с пролитием, конечно, собственной крови — надо пострадать до крови.
Но, каков смысл просто умирать за ближних, если их всё равно убьют? В этом всегда есть смысл, но он не в скором самоуничтожении чужими руками (хотя и такое возможно, может быть, когда-то), а более в защите друзей от убийства.
В 13-й главе послания к Римлянам святой апостол Павел объясняет, что против делающих зло (в нашем случае – против убивающих) Бог поставил тех, кто не напрасно меч носит, и они должны останавливать это зло. А потому всякий, кто защищает ближних с оружием в руках должен быть готов положить душу-кровь свою за друзей своих так, чтобы они не пострадали, а такое невозможно (или редко возможно) без насилия над злом – над убивающими.
Чтобы убедиться в точности сего утверждения откроем 3-ю главу Евангелия от Луки и там увидим, что на вопрос воинов, к Иоанну Крестителю, о том, как им спасаться, он просто учит их быть всегда честными, а не просит их отказаться от мечей, доспехов и от службы в армии. Также перечитав всё Евангелие, мы не находим ни единого слова осуждения великих военачальников Ветхого Завета, которые пролили немало крови злодеев и враждебных Израилю народов, и это означает, что Христос понимал историческую необходимость насилия и даже убийства, хотя принципиально был против таковых и настаивал максимально избегать их.
Понимая контекст Библии и имея в руках Божье благословение на законодательное творчество, меру которого Бог определил для нас в 6-й главе Евангелия от апостола Матфея, первая Церковь Православная выработала в этом вопросе ответ — золотую середину. Она учит нас, что если мы не можем остановить убийство не убийством, то тогда надо убить убивающего, потому как из двух зол всегда мы должны выбирать наименьшее. А утверждение, что из двух зол выбирать не стоит почти всегда (исключения бывают) является формой сатанизма, влекущей заблудших в самоубийственную категоричность. Заметьте, что Бог не просто попускает нам убивать убийц, но прежде ставит перед нами условие — постараться не убить убивающего, т.е., вывести его из строя без убийства, это усложняет самооборону, но это то правило, которое должно нам всегда сопутствовать во время самообороны.
Что важно понимать ещё, – контекст Библии не даёт нам заигрываться в спасателей и ограничивает страсти боя словами пророка Соломона, произнесёнными им в 6-й главе его прекрасных притч, где он напоминает всему человечеству, что ненавидит Бог руки, проливающие невинную кровь.
И последним пунктом является пункт собственной безопасности. Бог учит, что умереть за друзей — великий подвиг, но будет ли он таковым, если мы умрём и не спасём их? Тут конечно окончательное решение всегда остаётся за Богом, но отвечая формально, получается, что не будет. Подставлять обидчику свою правую щёку после его удара по твоей левой щеке, можно только тогда, когда ты уверен, что за тобой никто не стоит из тех, кому грозит конкретная опасность и кого ты точно ещё мог бы защитить. Если таковые есть, то умирать просто так нельзя! Надо сражаться за ближних по Уставу Божьему и бить убивающих так, как требуют обстоятельства, помноженные на божественное милосердие, чтобы они после этого уже бы никогда не могли иметь силы и возможности для насилия над слабыми, для убийств.
Напоследок акцентирую ваше внимание на том, что защищать ближних без милосердия к врагам нельзя, потому как сам Христос учит нас во 2-й главе послания апостола Иакова, что не будет на суде милости тому, кто сам не оказывал милости другим людям».
Выслушали все эту мою евангельскую проповедь внимательно и молча, но волонтёр Сергей таки через минуту спросил, а как же быть когда дают приказ не брать пленных?
На это я ему ответил так: «У каждого своя мера ответственности, свой уровень принятия решений, за которые он отвечает перед Богом и людьми, и не мне выносить приговор конкретным командирам, потому как судья в таких случаях Бог, и суд у Него, и Он обязательно рассудит верно. Но если говорить о принципах ведения войны христианами, то такие приказы не соответствуют евангельскому учению, о котором я вещал вам прежде, потому как они похищают (присваивают незаконно) Суд Божий, а через то лишают людей возможности покаяться и исправиться. Знаю, что бывает необходимость в таких приказах, и они бывают ситуативно обоснованными, но есть Божественный идеал и все крещёные люди должны к нему стремиться максимально».
Разошлись молча. Наверняка всем было о чём про себя подумать. И вы, дорогие мои читатели, имейте всё здесь сказанное в виду в вашей дальнейшей борьбе с дьяволом, его людьми и с самими собой, даже если вы не на войне.
Протоиерей Вячеслав Пушкарёв, благочинный Второго Иркутского округа, духовник Иркутской и Ангарской епархии
1. Неужеле тема так замылена?