Дорогие мои! Напомню вам, что наверняка у каждого из нас по ходу жизни и знакомств с людьми бывает такое внешне поверхностное, но по сути довольно правильное первое суждение о человеке: «Симпатичный мужик».
Вот таким мне сразу показался этот незнакомый мне пожилой человек.
У старых грешников, как правило, на лбу стоит видимо-невидимая печать, которая символизирует: «Живу как хочу», – и опытный священник вряд ли её не разглядит сразу же при первом знакомстве. А у симпатичных мужиков всё симпатично, всё вызывает симпатию, и с ними обычно быстро сближаешься в любой ситуации. Они не праведники, но в них есть древний стержень – справедливость, и они стараются жить по правде. Не насилуют себя, а просто стараются. Не факт, что они наследуют жизнь вечную, но кашу с ними варить можно, и они главная почва для всяческих миссионеров.
Дядя Николай, так его называли рядом находящиеся раненные бойцы. Я познакомился с ним в военном госпитале, где он проходил лечение после ранения. Он был призван на СВО из Новокузнецка в возрасте 63 лет. На гражданке всю жизнь проработал в сфере угледобычи, вышел по закону на пенсию и жил себе припеваючи во втором браке с красавицей женой и собственным, от неё рождённым сынишкой семи лет. Так бы и жил, не тужил до самой своей смертушки, кабы не случилось с ним приключение – искушение.
Уточняю для лучшего понимания сути рассказа: народы, населяющие нашу страну, не весть какие религиозные и уж тем более не прокаченные в смысле религиозных знаний, каноники и богословия. Русские тут не исключение, а основа этого правила, потому как почти все с нас берут пример. Большинство наших сограждан живёт полуязыческими мифами, почерпнутыми из газет и журналов 90-х годов, типа «СпидИнфо», «Оракул», «ЖОЗ», и тем довольствуются, считая себя верующими, хотя на поверку они не таковы, и назвать их верующими в полном смысле определения язык не поворачивается. Они духовные троечники и двоечники. И вот дядя Коля примерно из таких же, но с оговоркой на то, что он из рода шестидесятников, из тех особенных времён, когда советский народ был самым читающим в мире народом, который читал «самые правильные книжки» тоннами, а по двору его гоняли и учили в школах суровые бабушки ещё царского производства. В общем он подвергнутый архаичному воспитанию, дисциплинированный, опытный, умелый начитанный мужчина, а может даже по своему житейскому опыту и мудрый, и вот об одной стороне этой его мудрости я вам сейчас расскажу.
Новый 2024-й год и новогодние праздники он встречал с семьёй в своём Новокузнецке. Тогда он совершенно не помышлял как-то менять свою жизнь, но вот, как он сам говорит об этом: «Бог судил всё по-своему. Слава Богу за всё!»
На третий день праздников условились с сестрами и братом собраться всем вместе и немного посидеть за семейным столом. Сошлись все. Нормально сидели, общались, немного выпивали, хорошо закусывали. Ляпота! Кабы не один из зятьёв (это муж сестры), который всё же незаметно перебрал водочки и таки устроил жене (сестре Николая) скандал с ревностью и попыткой мордобития. Николай с братом быстро его успокоили, вломили ему тумаков и связали.
Вроде бы ссора была локализована и дальше не пошла, но 5 января за Николаем приехал сине-серый бобик с красно-синей мигалкой и торжественно и празднично увёз его к следователю в УВД. Оказалось, что зять подал на обоих шуринов заявление в полицию, обвиняя их в нанесении ему тяжких телесных повреждений и в лишении его свободы. Неожиданно, но факт, и забирать заявление он не собирался и не забрал, как не уговаривали его сёстры и вообще все.
Посидел Николай несколько дней на нарах, пока праздники не закончились и решился пойти на сделку со следствием. Следователь хороший попался, помог всё по уму сделать. Взял Коля всю вину на себя, как на зачинщика драки и как на главного бийцу. Брат-то младший и еще при работе он, его жаль и садить его не выгодно финансово. Жене же своей, сёстрам и брату он сказал: «Я на пенсии. Полтора-два года посижу, погляжу, ума наберусь. С меня сильно не убудет, только ты, брат, семью мою поддерживай мал-мало». На том и договорились. Так наш герой попал в СИЗО перед пересылкой в лагерь общего содержания.
«И поехал бы я и поехал, но не тут-то было», – весело сказал нам Николай. Он частенько захаживал к нам в госпитальную часовню. Всё слушал и иногда о чём-нибудь спрашивал. Сегодня он взялся рассказать свою историю и объявил, что хочет поговорить о богословии.
Внешне выглядел он хорошо. На вид не очень старый, опрятный, левая рука скреплена аппаратом Елизарова, висит на цветной шейной повязке, типаж чисто славянский, но рост у него не очень выдающийся, ну может примерно 170 см. На шее и на лице наклеены несколько медицинских пластырей, закрывающих раны, оставшиеся от извлечённых осколков.
Я спросил его: «Николай, вы как в госпиталь попали?» А он говорит мне: «Тривиально, как все. Штурмовали опорник противника, прилетел к нам их кассетный снаряд. Как результат, контузия и переломанная рука, несколько осколков в теле». Свободной рукой из правого кармана он достал изуродованную некогда под прессом шестерёнку диаметром примерно 5 см. «Вот: этой железякой и срубило мою косточку. Доктор на память мне её дал после операции. Там еще мелкие были осколки, но они мне показались неинтересными, а эту пакость сохраню для сына на долгую память».
Мы по очереди покрутили осколок в руках и вернули его дяде Коле. Мне подумалось в тот момент: «Как же это, наверное, больно!?» – и меня аж слегка передёрнуло.
Тут пришла очередь Николая задавать вопросы, и он не особенно стесняясь, спросил меня: «Батюшка, а вот вы как сюда попали в таком возрасте и при такой специальности?» Я отвечаю ему: «Добровольцем, через специальное благотворительное учреждение, которое финансирует эту нашу работу с вами здесь в зоне СВО». Он говорит мне: «Принято. А вот можете вы меня проэкзаменовать в богословии? Да! Именно в богословии».
Он меня удивил. Я заулыбался и говорю ему: «А тема какая у нас будет?» Николай тоже заулыбался и заставил улыбаться всех присутствующих в часовне, а потом говорит, обращаясь уже ко всем: «Очень важная, окопная». Он нас заинтриговал. Я ему говорю: «Что же, давайте ваше богословие, только прошу без матерщины».
Тогда дядя Коля продолжил: «Анекдот с бородой, помните, про бывшую путану, удачно вышедшую замуж за миллионера и про её кругосветное путешествие на океанском лайнере?» Мы закивали головами, потому как этот анекдот родом из 90-х годов некогда был у всех на слуху. Николай: «Так вот, там Бог говорит ей, что Он собирал пассажиров на этот корабль 30 лет. Так?» Мы опять все закивали головами. Коля: «Даёте согласие, что этот анекдот сродни народной мудрости?» Мы согласились, но поправились на всякий случай, что это так, но только отчасти. Николай немного подумал и начал плавно разворачивать мысль, постепенно увеличивая громкость изложения. «Так вот теперь слушайте, какой богословский вывод Бог открыл мне здесь, в сырых окопах».
Слушайте внимательно дедушку: «Я человек простой, но старый, а потому надеюсь, что немного умный, ведь я за мою большую жизнь прочитал огромное количество книг, что всегда любил делать и, надеюсь, буду делать до самой смерти, я обогатился опытом и мудростью многих людей, и что самое главное, я успел-таки прочитать Святое Евангелие. В Святом же Евангелии Бог утверждает, что у верующих в него людей на голове каждый волос сосчитан и без воли Его на землю не упадет, а это значит, что в мире нет происшествий и дел, к коим бы не был как-то причастен наш Бог. Просто нет и всё! Это аксиома, не требующая доказательств. Еще там Христос учит, что Он не хочет смерти грешников, но ожидает от них покаяния и исправления, а все, кто надеется на Него, никогда не посрамятся. Он говорит про воинства ангелов, которые Он готов послать на помощь Его верным людям и которых Он всегда посылает в нужное время. Еще Он учит, что в мире нет людей, которые бы жили и не согрешили, а есть люди, которые жили, грешили, боролись с собой и с дьяволом в себе и научились не грешить, – это праведники. Вот.
Теперь я налагаю эти евангельские смыслы на старый анекдот и выходит, что все мы здесь находящиеся (на СВО) пассажиры и команда военного корабля, и у каждого из нас здесь своя задача, своё дело, своя цель, определённые для нас Богом исходя из наших знаний, умений, опыта, дел и мыслей наше прошлой жизни. Помните Титаник? Могли же все пассажиры погибнуть в холодное время года в открытом океане? Точно могли. Но ведь не все погибли. А почему не погибли те, кто выжил? Потому что они в момент хаоса многое, положенное для них, поняли и сделали правильно, и наверняка произнесли от сердец своих слова покаяния. Матросы бросались в холодную воду и спасали женщин, и эти матросы не умерли, хотя должны были. Почему? Потому что они делали на этом корабле своё дело, и корабль тонул не из-за них, а возле них. Кто-то на корабле и в шлюпках долго глупил и паникёрил, кто-то мародёрил и тем самым терял драгоценное время, кто-то впал в ступор от страха и уныния. У каждого всё было по-своему, но у всех была возможность выжить, ведь такая махина тонула много часов. Некоторые приняли смерть добровольно, как величайшую награду за жертву ради ближних, и вошли в вечность Бога нашего великими героями, достойными подражания потомков. Ведь для Божьих людей смерть не главное, а главное, что за смертью. Некоторые получили от Бога дальнейшую жизнь, как снисхождение и возможность всё исправить в будущем.
Оглянемся в прошлое, посмотрим на себя, и мы увидим, что у каждого из нас есть за что тут быть, ходить под смертью, даже у добровольцев. Этот военный корабль “СВО” не предуготовленная для всех общая могила, не путь в ад без альтернативы, а только время и место, приготовленные нам Богом для дел милосердия и любви, которые спасут других и нас в частности, которые в дальнейшем оправдают нас и подтвердят наличие у нас веры, надежды и любви, ибо Он Бог и не ищет нашей смерти, но ждет от нас покаяния и исправления, а то, жить нам и как жить, умереть ли нам и как умереть, всегда зависит от того, как поняли мы Бога, нашли ли мы свое место на этом корабле, готовы ли мы к вечности. Здесь мы все гибнем и живём почему-то, а это “почему-то” в руках Божьих, из которых нас подталкивает выпрыгнуть враг рода человеческого – диавол. Здесь роптать не нужно на капитана и старпома, на боцмана и третьего помощника. Всё в руках Божьих, а мы должны максимально за эти Его милосердные и строгие руки держаться, а не надеяться на людей».
Дядя Коля приостановился. Я перехватил инициативу в беседе и переспросил его: «Николай, а как вы думаете, за что вас тут так размазало?» Он ответил сразу: «Я думал об этом и пришёл к выводу, что уж больно сильно и немилосердно я зятя лупил, а может наоборот, не очень сильно, недолупил его». Он улыбнулся, а мы все засмеялись. Николай поднял глаза к небу и торжественно сказал: «Пути Господни неисповедимы. Разве что позднее в них разберёмся. И потом, товарищи мои боевые! Нет худа без добра. Это на 100 % точно. Вот мне 63 года, а у меня сыну 7 лет. Где бы в обычной жизни мне нужно было ещё работать, чтобы обеспечить его будущее жильём? Вот я не знаю. Я верю, что если Бог дал родить, то даст и что одеть, а вот как бы это было я не знал, а теперь знаю, потому что за эти ранения мне уже перечислили денежку, а я её отправил супруге, а она, по моему настоянию и своему со мной согласию, купила двухкомнатную квартиру с хорошей отделкой. Для сыночка. Не было бы этой радости и счастья, да война – несчастье помогли. Для меня это чудо! Я на Бога не ропщу. Моё окопное богословие кратко заключено в возгласе “СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!”»
Слушал я его, и вдруг мне увиделось, что он не довёл свой рассказ до логического конца, и я задал ему наводящий вопрос: «Николай! А не выходит ли по-вашему, что тут гибнут только самые грешные из нашего народа, а праведные не гибнут?»
И вот что он нам ответил: «Исходя из того, какими словами вы задали этот вопрос, то всё именно так и выходит. Бог взял в руки грабли и очищает своё поле. Но позвольте мне объясниться в терминах для здесь находящихся братьев? В Библейском учении есть понятие-явление под названием “смерть”, а есть понятие-явление под названием “погибель”. Несмотря на кажущуюся синонимичность, понятия и явления эти сильно разнятся, потому что смерть – это понятие общее, и как явление оно означает переход от временной телесной жизни к вечной жизни духовной, без разбора куда конкретно, а погибель – это понятие уточняющее то, что человек, познавший смерть, идёт конкретно в ад – в вечную смерть, в погибель. Вот, если вы все смогли меня сейчас правильно понять, то резюме такое: действительно, те, кто здесь именно погибает, те грешники, но тут нужно знать, что не все грешники погибают при первой встрече со смертью, потому как у Бога на всех есть свои намерения, и за каждого грешника дома молятся многие хорошие люди, а Бог есть любовь, и Он не может не отвечать любовью на любовь, ну и напомню, что Он не хочет смерти грешников, а ждет от них покаяния и исправления. И вот добавлю, что не все грешники идут в ад, а только отчаянные и беспросветные гады, для прочих же смерть на поле боя есть искупление грехов, потому как Бог в Евангелии говорит, что “умереть за друзей – это высочайшая степень любви”, которая заслуживает высочайшей награды, а награда – вечная жизнь. И вот в этом смысле, самую высокую награду получат за смерть ради друзей и ближних праведники, пришедшие сюда добровольно и сложившие здесь свои головы. Мир им! Таковых гибнет немного, но они просто обязаны быть на войне, потому что они соль нашего народа, и от них проистекает пример для должного подражания. Вспомните преподобного Пересвета и преподобного Ослябю».
Тут я опять перебил Николая: «Уточните в контексте сказанного, а тогда почему, например, гибнут хорошие врачи, они же так сильно нужны для спасения наших ближних и друзей?» Дядя Коля посмотрел на свой гипс, поправил его слегка и сказал: «Так-то оно мы все зачем-то друг другу нужны, а не только врачи. И причин наверняка много. Кому-то до инсульта осталось два дня или три часа, а это совершенно иное будущее за гробовой доской. Кто-то заразится от нас пневмонией, и его не откачают тут. У каждого свои жизненные нюансы, ведь все мы разные, и только Бог всё про нас знает и всегда хочет для нас лучшей доли. Ну что с того, что доктор умрёт от инфаркта? Это смерть и не более того, и в ней ему за многое придётся ответить, ведь почти у каждого врача есть свое собственное “кладбище”. А если этого больного доктора за сутки до инсульта накроет миной, то он у Бога и в глазах людей становится мучеником, и его мученическая кровь многие его грешки омоет, и заблестит его душа перед Богом. А у людей о нём будет вечная память – гордость для родных и земляков, образ для подражания детям и молодым врачам. У Бога на всё в мире свои смыслы, а это так примерный ответ, предположение от солдатского сердца, которому несмотря на войну всех жалко».
На этом он завершил своё объяснение.
Я поблагодарил Николая от всех присутствующих за науку. Оценку давать вслух я не стал, но про себя вспомнил, что несколько лет назад подобный контекст уже слышал из уст нашего святейшего патриарха. Значит, прорастает правда православная в народном сердце, и есть уже в нём духовные ударники. Слава Богу!
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, историк, писатель, Иркутск