Итак, дорогие читатели, поделюсь с вами грустными мыслями о телепрограмме «Вечер на Спасе» от 10 июля. Во-первых, меня неприятно поразил формат программы, когда обсуждаются сложнейшие вопросы, кровоточащие вопросы нашей истории, к которым (по словам самих же участников дискуссии) надо подходить с научной серьёзностью и основательностью. А вместо научного обсуждения мы наблюдали «светскую болтовню», которую вели не только почтенные протоиереи и генералы, но и легкомысленные журналисты с изображением имперских успехов.
Во-вторых, дискуссия поразила своей легковесностью и незнанием реальных фактов. Замечу Роману Антоновскому, что Союз воинствующих безбожников был разогнан не в 1947 году, а в 1943 году после Сталинградской битвы. Емельян Ярославский от горя даже умер.
Тот же Роман Антоновский обвинил Ленина в том, что он якобы отменил уголовное преследование за гомосексуализм, но на самом деле это было сделано при Временном правительстве.
Участники телепередачи «шили» Ленину и его окружению аморалку, а между тем в вопросах половой жизни Ленин и большая часть его окружения в значительной части были аскетами и пуританами. В известной программной брошюре Залкинда провозглашался революционный аскетизм и пуританизм и в отношениях мужчины и женщины, а также протест против всяких извращений.
Иными словами, участники передачи не знают фактуры и, судя по всему, знать и не собираются.
Неприятно поразило игнорирование очевидных фактов со стороны уважаемого депутата Государственной Думы Сергея Каргинова, который отрицал очевидное положение, что Ленин собрал страну. Причём депутат выразился забавно: мы дважды потеряли нашу государственность в ХХ веке – в 1917 году и в 1991 году. Извините, но значит, что в 1991 году было что терять? Значит, государственность всё-таки существовала.
Зрителям телеканала «Спас» навязывается представление о Ленине как разрушителе и совершенно беспомощном в созидании. Но на самом деле это не совсем так. Грандиозный скачок первой пятилетки был бы невозможен без той кропотливой подготовительной работы, которая началась ещё во времена Ленина, в том числе в связи с его планом ГОЭРЛО, закладкой системы здравоохранения и в связи с возрождением отечественной авиации и разработок в области создания ракет.
Не стоит всё-таки сбрасывать со счетов, что в ленинское время проводилась работа по собиранию кадров в самых различных областях, разогнанных революцией и гражданской войной.
Но это – детали. Самое главное в ином. У меня создалось впечатление, что участники передачи не слышат ни собственный народ, ни даже себя. С одной стороны, они заявляют, что народ отнесётся к захоронению Ленина равнодушно, а с другой стороны публикуют риски протестной реакции в самых различных слоях общества.
Участники программы противоречат сами себе на каждом шагу. Вначале передачи ведущий и автор фильма Андрей Афанасьев задаёт вопрос: а сколько батальонов собрано из памятников Ленину? А в конце передачи заявляет, что в условиях Специальной военной операции символы имеют важное значение, что они являются жертвами оскорблений, при этом сами оскорбляют своих оппонентов на каждом шагу – терминами «мумия», «сектантство» и так далее.
Участники программы говорили о формате научной дискуссии, а при этом, в частности, Пётр Мультатули сыплет терминами «богоборческий», «ужасный», «террористический», «мерзость» и так далее. Это разве научная дискуссия? Не приведи Бог участвовать в подобной «научной дискуссии».
Анатолий Дмитриевич Степанов в своей статье справедливо отметил, что в передаче «Вечер на Спасе» практически отсутствовала альтернативная точка зрения. Трезвый взгляд выразил только уважаемый протоиерей Михаил Дудко. Он совершенно трезво сказал, что вопрос выноса тела Ленина его не волновал и не волнует, потому что существуют более неотложные проблемы.
На наших глазах сбывается то, о чём неоднократно предупреждали: пока Ленина не трогали, он спокойно почивал – пить-есть не просил – было всё нормально. А теперь подобные эскапады в его адрес действительно могут вызвать «религиозное почитание», отсутствовавшее доселе. Телеканал «Спас» вполне может создать религиозную секту ленинцев, особенно когда твердит о мумии, оккультизме и поклонниках Ленина.
Участники передачи говорят о том, что не раскалывают общество, но тут же демонстрируют картину раскола: в речах участники обижаются, что их оскорбляют, но тут же сами оскорбляют оппонентов.
В своих выступлениях участники передачи допустили явные передержки. Уважаемый Леонид Петрович Решетников заявил, что будто его на «Русской народной линии» объявили «агентом МИ-6». Никто его не объявлял агентом британской разведки – он сам себя поставил в смешное положение, когда говорил о возрождении культа Сталина через низкопробные антисталинские фильмы. Теперь же он сам этим занимается, участвуя в поддержке фильма «Мумия». Просто модель поведения такая. И никто его не считает «агентом МИ-6», если он сам себя не считает таковым.
Вероника Иващенко заявила, что я говорил о том, что во времена Ленина не было педофилии. Но я говорил в целом о том, что в Советском Союзе жизнь была гораздо чище нравственно – о ряде понятий мы и не слыхивали даже. И не только из-за цензуры – таков был нравственный климат. Об этом было стыдно говорить и делать. Вероника не жила в советские времена, поэтому не может знать об этом из личного опыта.
Меня весьма удивил протоиерей Александр Тимофеев – известный священник и уважаемый библеист. Он говорил весьма странные вещи – якобы фарисеи и Иуда были социалистами. Извините, Иуда был социалистом, когда брал 30 сребреников за предательство Христа? Да он был самым настоящим капиталистом – чисто по Марксу: за прибыль в 300% капиталист пойдёт на любое преступление, даже грозящее виселицей. Вот Иуда и получил оную – правда, по собственной воле.
Поэтому представлять себе спекулянтов, священников и фарисеев, которые, по словам апостола Павла, святотатствовали, то есть пускали храмовые сокровища в рост, при этом одалживали деньги языческим храма для подобных же спекуляций, – это, мягко говоря, передержка.
Однако, самое главное в другом – провозглашение антисоветской Церкви. Генерал Решетников провозгласил, что Анатолий Степанов не является православным, потому что он защищает советский строй. Невольно вспоминается один покойный батюшка, который в шутку говорил: «Кто не любит Гитлера – вон из Православной Церкви!».
В Социальной доктрине Русской Православной Церкви провозглашается, что Церковь может существовать при любом социальном строе. Поэтому оголтелая ненависть к социализму – не просто к его атеизму и репрессиям – а именно к социальному строю, провозгласившему социальную справедливость – выглядит, мягко говоря, иррационально.
Неужели отец Александр Тимофеев никогда не читал творения Симеона Нового Богослова, который говорил, что существующее имение является общим, как являются общими воздух, моря, леса и луга, но зависть разделила их между людьми.
Генерал Решетников заявил, что бедный не равен богатому. Это чистейшей воды проповедь социал-дарвинизма. Симеон Новый Богослов употребил жёсткие слова: если богатые часть своих богатств отдадут нуждающимся, то достойны ли таковые похвалы? Ни в коем случае – они до смерти должны каяться в том, что долгое время удерживали необходимые вещи для своих братьев.
Нужно отвергать материализм, атеизм и войну против Церкви. Но кто вам сказал, отцы и братья, что социализм может быть только материалистичным? Разве Томас Мор был воинствующим материалистом? Или Кампанелла был марксистом? Соответственно, можно говорить о том, что авторы передачи проделывают то же, что и Папа Римский Пий ХII в 1949 году, когда запретил католикам членство в Коммунистической партии, даже если эти партии не исповедовали материализм и атеизм.
Иными словами, Церковь заставляют служить капитализму и мамонизму. Вердикт, вынесенный в передаче «Вечер на Спасе», это папизм восточного обряда.
Меня поразила легкомысленная реакция владыки Саввы (Тутунова), который считает, что захоронение тела Ленина не приведёт к потрясениям. Впрочем, полагаю, что для владыки Саввы не будет никаких последствий – он благополучно уедет в страну своего первого гражданства, а нам оставит расхлёбывать заваренную им кашу.
Иными словами, всё это выглядело в высшей степени убого, двусмысленно и лицемерно.
На мой взгляд, устраивать подобные «шоу», размазанные по времени на две недели (в Петров пост) недостойно церковных людей. Но, по-видимому, создатели фильма всё-таки что-то поняли – они уже не говорят об оккультизме. Мне кажется, что они поняли – народ не с ними в этом вопросе. Прав народ или не прав – разберёмся на Страшном Суде. Но если Церковь служит своему народу, то она должна прислушиваться к нему. Безусловно, Церковь призвана служить Правде – правде Божией! Помнить слова Спасителя: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15).
Телеканал «Спас» делает много добрых дел, но в данном случае он занимается самым настоящим расколом российского общества. К сожалению, сеет раскол, невзирая на благие помыслы и цели.
Фильм «Мумия» разжигает в обществе раздорные и мятежные настроения. Никаким оккультным местом и оккультным символом мавзолей не является. Деятельность по вопросу захоронения Ленина дискредитирует Русскую Православную Церковь. Как недавно заметил однофамилец премьера – Михаил Мишустин: после коронавируса посещаемость храмов снизилась вдвое (отметим, что телеканал «Спас» внёс лепту в разжигании коронавирусной истерии). А сейчас посещаемость может еще более сократиться.
Перед Россией стоит множество иных проблем – проблема вымирания русского народа. На «Спасе» была замечательная программа «Служба спасения семьи». Где она теперь?
Также проблемы СВО, проблемы резкого расслоения общества, национальный вопрос, ползучая исламизация крупнейших городских центров России и не только. Проблемы разобщённости и атомизированности общества, проблемы экстремизма и терроризма, проблемы страшного падения нравственности общества и многие другие проблемы, которыми надо всем сообща заниматься, а не тормошить мертвеца, который в своём состоянии не представляет ни какой угрозы обществу. Но в случае выноса тела Ленина может пройти реальная угроза.
Пётр Мультатули сказал, что молодёжь придёт в храмы после захоронения Ленина. Я как практик, который общается с университетской и семинаристской молодёжью, а также со школьниками, могу засвидетельствовать: очень многие молодые люди, чуткие к проблеме социальной справедливости, – возмущены той вакханалией, которая творится вокруг мавзолея. И думаю, чем скорее это закончится – тем лучше будет для России и нашей Церкви.
В завершение скажу: я вступил в эту дискуссию не потому, что люблю Ленина или научный материализм, а я вступил в дискуссию для того, чтобы не остаться в разваленной стране с пустыми храмами…
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии