О самом фильме «Мумия» я все сказал в своей статье, и никто и меня в обратном не переубедил. Да и вряд ли это возможно. Хотелось бы немного поговорить о проблеме «единства народа», широко поднятой в обсуждениях.
Говорят: «не раскалывайте общество». Да оно и без этого фильма давно и прочно расколото. Фильм никакого раскола не добавил, а только высветил через телеэфир то, что ранее мусолилось лишь по соцсетям. Для одних Ленин – это чудовище, для других – светлый гений человечества и символ их счастливого советского детства-молодости. Ни одни, ни другие своего взгляда не изменят. И эта линия раскола существует – ее можно «замазывать», «микшировать», не замечать, наконец. Твердить «мы едины как никогда». Только, вот беда – это уже перестало работать.
Так не хотели замечать долгие годы вызревающий на Украине нацизм, русофобию в Азербайджане, потребительскую русофобскую же наглость во многих других наших бывших советских республиках – якобы «союзниках» РФ.
Страусиная позиция может на некоторое время создавать иллюзию благополучия. Но жизнь однажды заставляет вынимать голову из песка. Вот и пресловутого «примирения» условных «белых» и условных же «красных» не произошло. Точнее, казалось, что оно случилось в ленивые-сытые «нулевые» – мол, все нормулёк ребята, проехали. Даже «памятник примирения» поставили в Севастополе. До первого большого шторма простоял, как известно…
Так случается и в «немонументальной» жизни. В мире и в России ныне большой шторм бушует: речь о самом существовании Русской земли идет. Не только со стороны военного противостояния с Западом, но и со стороны – демографии, беспредела мигрантов, все разъедающей коррупции, ярко проявившейся гнилости «элитки».
Мощный патриотический порыв добровольцев на СВО, самоотверженная работа людей в тылу в помощь «нашим на фронте» стали для многих неожиданностью – как внутри страны, так и вне ее. И это движение вдруг высветило дикий контраст между этой частью – действительно «народа» и с другой стороны – вороватой, продолжающей жить в «стране розовых пони» элитой, периодически сочащейся откровенными предателями. А также – большой инертной массой обывателей, базовым мирочувствием которых давно стало: «не троньте нас со своими СВО, Лениными-Сталинами и «Третьими Римами», дайте нам спокойно жить не парясь – жарить первого мая шашлыки на фазендах и отдыхать летом в Турции (Египте, Сочи…etc.)»
Итак, примем за данность: «белые-красные» страсти интересуют и волнуют довольно узкую прослойку сограждан, из которых знает историю не по школьным учебникам еще более узкая группа. Остальные легко верят сказкам Захара Прилепина, более сложным и талантливым, но тоже сказочным писательским мифам Александра Проханова, а с другой стороны – мифологемам о «белых рыцарях» без страха и упрека.
Отсюда вывод: общество российское расколото не по пресловутой линии «белые-красные» – это бы полбеды – а атомизировано и «манкуртизировано». СВО, ситуацию, увы по большому счету, не изменила.
Эта операция была успешно проведена в 90-е. Соотечественники разбрелись по частным квартиркам, ну или по некоторым «группам интересов», мировоззренченским кружкам (это уже раритетно). Исключение составляют большие группы: православных воцерковленных людей. Среди них тоже нет полного совпадения мнений, но единение вокруг Чаши Христовой – самое прочное и верное по определению. Ну и еще есть возрастающая исламская умма – тоже далеко не единая, но достаточно сплоченная.
В последнее время некоторую надежду дарят такие общественные движения, родившиеся «снизу», как «Русская община», волонтерские группы помощи фронту. И это хорошо. Но это «реактивные» движения, и они не определяет путь России в будущее.
Власти же предержащие, от которых должно исходить такое определение, пребывают в межеумочном состоянии. Проще говоря, не знают, куда именно идти и боятся определиться с маршрутом. Идеология Святой Руси, Третьего Рима слишком сложна для них, кажется какой-то экзотикой: читать много нужно, а главное – верить во Христа нелицемерно.
Зато недавняя советская идеология, точнее ее эрзац, кажется ближе понятнее, «народнее». Отсюда смещение «идеологического нейтралитета» в последние годы в сторону как бы «ресоветизации». Именно «как бы», поскольку национализировать прихватизированную собственность никто не собирается, как и расставаться с дворцами-яхтами, передаче деткам своего чиновного «дворянства» вместе с нехилой частной собственностью. И «маркизы КПРФ» здесь не отстают от «баронов ЕдРа». На «советских» же симпатиях части населения – откровенно спекулируют.
Поистине удивительно: пишут и кричат: «Не троньте Мавзолей Ленина – это символ Победы в Великой Отечественной Войне!» Так что ж вы, этот «символ» на военные парады стыдливо драпируете?! То есть Ленина, мы все же как бы стыдимся, но похоронить боимся, дабы не вызвать волнения его поклонников и реприманда от китайских (корейских) товарищей. Как бы точнее определить такую позицию?
Вопрос о захоронении ВИЛа и выносе Мавзолея с Красной площади, поднятый фильмом «Мумия», разумеется, не ограничивается императивом христианского захоронения тела. На эту тему прозвучало множество «авторитетных» доводов о том, что Ленин-де захоронен, как положено – ниже уровня земли, и это «по-христиански». И другие, мол, великие деятели тоже мумифицированы и лежат в открытых мавзолеях. Доводы весьма неубедительные для человека православного. Да и, по большому счету, дело здесь не в технологи захоронения.
А в чем же? Да в самой фигуре Владимира Ильича Ульянова, конечно! И – подчеркну – не в отношении к прошлому периоду страны, а именно – к ее будущему. Мавзолей на главной площади страны сегодня – это не об уважении к основателю СССР сто лет назад, а о нежелании (или боязни) расставаться с идеологическим и квази-религиозным символом весьма неоднозначного и полностью исчерпанного прошлого страны.
Здесь сразу слышу истошные вопли об «антисоветчине», «диверсии», даже каком-то «предательстве», «власовщине». Позвольте, позвольте, господа-товарищи. Я – не антисоветчик. В том смысле, как это подается «напряженными» в своей красной вере, соотечественниками. Точнее, так – я, может быть, и был таковым в своей юности – в начале – середине 1980-х. Таким были, к слову, и большинство моих знакомых. Статью написал в 10-м классе, опубликованную в в МК – «Голосуем списком», в которой «абличал» циничную формальность комсомольских собраний. За нее меня хотели сперва сгоряча из школы выпереть, но потом решили, что с таким ядовитым говнюком лучше не связываться, а наоборот, всячески помочь с аттестатом).
В 1983-м меня с тремя товарищами изгнали с университетской «картошки» в Бородино с таким определением: «За нарушение сухого закона, аморалку и попытку поднять антисоветское восстание». Это было, разумеется, смешно и дико уже по тем временам – и вскоре нас вернули на картошку. Ну и за Ельцина в конце тех же восьмидесятых я выступал, неразумный. Но когда увидел в 91-м, как Горбач с Ельциным развалили страну и к чему привели – конечно, горько раскаялся в своих заблуждениях. Помню, как в 90-е купил кассету с популярными советскими песнями и плакал, их слушая, горючими слезами – слишком уж велико и вонюче было дерьмо, в которое нас погрузили в те годы.
Но коммунистом или желающим возврата «советского социализма» при этом отнюдь не стал. Потому, что многое прочитал и обдумал к тому времени.
Мне не нравятся хлесткие сетевые дразнилки: «совок», «совкодрочер», как и обзывалки с другой стороны: «булкохруст», «царебожник» и прочее. Сетевая полемика в большинстве своем редуцирует позиции людей до агрессивного злобного крика или мычания. Я на таком уровне полемизировать не собираюсь. Но вот, что имею сказать. Сперва трюизмы: СССР ленинско-троцко-свердловский, СССР поздне-сталинский, СССР хрущевский и СССР брежневский – это разные страны, разные общества. Мне, заставшему детством и юностью брежневский период, не за что его хулить лично. Хотя, понимаю, что многим людям повзрослее не за что им умиляться. Этакий золотой закат с чудищами, притаившимися в тени.
Вот, что мне кажется при этом важным: это время было с Лениным, ленинизмом-марксизмом связано уже формально-обрядово. И многие хорошие ростки в культуре (кино, театре, музыке), в нем проросли, поверх официальной омертвевшей идеологии. Андропов сказал верную мысль: «Мы не знаем общества, в котором живем». В свою очередь, Валентин Григорьевич Распутин сформулировал другое глубокое определение: «Россия переварила коммунизм».
Мне лично кажется, что 1970-е были неким феноуменом, в котором таились зерна не только смерти, но и жизни. В начале 80-х, увы, возобладала смерть, а Горбачев, поманив своей «перестройкой», эту смерть довел до конца.
Я не склонен, впрочем, считать и предыдущие советские периоды, и в целом эпоху Сов. Союза «черной дырой истории», как некоторые «радикально белые». Кроме крови, мерзости и избиения русского народа был и энтузиазм, были и реальны достижения – в материальном и в социальном планах. Гнобить и проклинать тотально все, что было и в 20-е и в 30-е и в 40-е и в 50-60-е годы считаю и неправильно, и даже безнравственно. Отношения-то человеческие в целом, действительно были «почеловечнее», чем ныне. И «русской души» в целом поболее, вопреки госидеологии. То есть, не благодаря «Моральному кодексу строителя коммунизма», а благодаря поколениям, хранившим русскую традицию и воспитывавшим в этой традиции детей.
А вот далее – большое «НО». Советское государство рухнуло не только и не столько из-за происков врагов (которые, безусловно, были) сколько потому, что было основано на песке – без Бога, в куколе ложной идеологии и псевдо-философии – пресловутого истмата и диамата. И не смогло вовремя соскочить с них. Не в объятья безбожного и лживого Запада – а в русскую православную традицию.
Вот почему, как мне кажется, важна тема Ленина, поднятая фильмом «Мумия», как его не оценивай эстетически. Морок этого деятеля, миф, созданный вокруг него, в который до сердешных судорог и зубовного скрежета верят достаточно многие соотечественники, МЕШАЕТ России выйти на свою дорогу, завещанную от Бога – православного Царства, Третьего Рима, Святой Руси. Тем паче, когда у этого мифа есть материальное воплощение – мумифицированный идол, лежащий для поклонения на главной площади. И не зря любовь к Ленину и даже снисходительное к нему отношение имеет обратный вектор – ненависть или же презрение к святому мученику Царю Николаю. Эти фигуры даже не идеологические, а онтологические антиподы. Сесть на некий нейтральный «стул» между ними не получится, даже если украсить этот стул православной символикой. Народного единства так не достичь, как его не заклинай – война – не война на дворе.
Еще раз подчеркну: отрицание Ленина и ленинизма как выбора пути в будущее не означает отрицания и порицания всего советского периода. Да и «советской власти», кстати, тоже – поскольку как принцип, она была все 70 лет лишь ширмой диктата компартии. Над любым исполкомом стоял райком и обком. А низовое народоправие – Советы ли или Земства вполне могли бы обрести русское наполнение. Вместо чиновничьих «подкаблучных» муниципалитетов. Так же, как и многие социальные принципы государства. Для этого не нужна тоталитарная власть одной партии, Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин на знаменах. Без марксистской «научной основы» вполне можно обойтись в строительстве справедливого государственного устройства. Хватит «Русской Правды» и православной веры. Ну и в идеале – православного Царя во главе.
До этого надо дорасти – это правда. Пока мы очень далеки от этого – сетевые активисты (пусть это и малая часть народа) продолжают рвать глотку за «Ильича», повторять клевету и ненавидеть последнего нашего Государя мученика. Их крайние оппоненты поливают почем зря «тупых совков», пропагандируют Российскую Империю как рай земной, отрицают все советское как «харам». Замалчивать эту ментальную пропасть уже сложно. При этом большая часть населения, особенно молодого, просто стоит в стороне от всего этого, продолжая плыть по течению.
Так и плывем куда-то, переругиваясь из отдельных лодок среди масс праздно и беззаботно купающихся. А течение, тем временем, все быстрее и на горизонте клубится идеальный шторм. Что делать будем — господа-товарищи? Под каким флагом в бурю пойдем?
Андрей Евгеньевич Самохин, член Союза писателей России