В России с 2024 года продолжило расти количество многодетных семей, сами такие семьи становятся идеальной моделью для всё большего числа россиян, сообщил на расширенном заседании коллегии Минтруда глава ведомства Антон Котяков, передаёт «Интерфакс».
«Особое внимание в нашей с вами работе – это работа с многодетными семьями. В прошлом году нам удалось сохранить позитивную тенденцию: число третьих и последующих детей увеличилось на 1,1% к предыдущему году. И социологические опросы показывают, что всё больше россиян считают идеальной моделью семьи именно многодетную семью», - сказал он.
Министр отметил, что «Россия, как и все развитые страны, проходит период демографического перехода».
«Всё чаще молодые люди делают выбор сначала в пользу карьеры, а потом уже принимают решение о рождении ребенка. В нашей стране эта ситуация ещё и осложняется исторически обусловленными демографическими волнами. Сегодня молодыми родителями становятся немногочисленные поколения ребят, которые были рождены в 90-е годы», - добавил глава Минтруда.
Котяков констатировал, что результат наложения этих двух факторов отражается в статистике: «Сегодня суммарный коэффициент рождаемости по итогам минувшего года составил 1,4».
Вместе с тем «Президентом поставлена задача переломить эту ситуацию», чтобы суммарный коэффициент рождаемости составил 1,6 к 2030 году и 1,8 - к 2036 году.
«Поэтому главный ориентир сегодня - плюс один ребенок в каждой семье», - отметил Котяков.
«Кардинальный перелом в демографической ситуации зависит не только от усилий социальной сферы, - продолжил он. - В основу наших действий положен принцип семейноцентричности, то есть решение всех вопросов - развитие территорий, отраслей, внедрение сервисов - будет идти через призму интересов семьи».
Он напомнил, что одно из направлений нацпроекта «Семья» - снижение межрегиональной дифференциации рождаемости.
«Уровень рождаемости существенно отличается от субъекта к субъекту. Наряду с федеральными мерами на решение семей родить ребенка влияет множество факторов. Это и экономическая ситуация в регионе, сложившиеся социокультурные установки, уровень развития инфраструктуры конкретных территорий», - сказал Котяков.
По его словам, для работы с этими факторами в 2023 году все регионы выработали региональные программы повышения рождаемости, большой вклад в эту работу внесла профильная комиссия Госсовета.
«По итогам прошлого года мы по-прежнему видим разнонаправленные тренды. Хотелось бы отметить, среди 18 регионов, показавших рост рождаемости, есть и регионы центральной России, и Северо-Запада, и эти регионы относятся к кластеру "демографическая зима" (то есть рождаемость здесь ниже уровня воспроизводства населения - ИФ), это там, где ситуация с демографией испытывает существенные сложности. Хотел бы отметить Смоленскую, Орловскую, Рязанскую, Ленинградскую и Калининградскую области», - сказал министр.
Демографическую ситуацию проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» демограф, заместитель руководителя Экспертного центра Всемирного русского народного собора, депутат Тульской городской Думы Владимир Викторович Тимаков:
По моим данным, в России в 2024 году рост многодетных семей был выше, чем 1,1%. Каковы причины таких результатов? На мой взгляд, здесь есть три фактора.
Во-первых, многодетными становятся люди, которые родились в 80-ые годы (86-89гг.), ещё до упадка, наступившего в результате радикальных либеральных реформ.
В 80-ые годы родилось большое количество детей – даже больше, чем в 70-ые годы. Благодаря этому поколению и происходит рост многодетных семей.
Во-вторых, увеличение мусульман в России, в том числе приезжих из южных регионов, которые оформляют гражданство РФ. Как правило, семьи мигрантов ориентированы на многодетность.
В-третьих, в России, как и во многих других странах, происходит расслоение населения на традиционалистов и либералов. Например, в Израиле очень резко выражено подобное расслоение, в США – менее резко, но тоже достаточно отчётливо.
Есть социальная категория людей, стремящаяся к традиционным ценностям, многодетности. А есть люди, настроенные либерально, для которых и один ребёнок – хорошо. То есть для таковых дети не являются приоритетной ценностью – они могут пожертвовать детьми ради карьеры или вовсе выбрать чайлдфри*.
Россия, русская цивилизация, исторически была достаточно усреднённой – у нас играет большую роль общепринятые ориентиры и идеалы. По сравнению с европейцами в России расслоение всегда было невысоким – большинство неизменно придерживалось среднего, принятого в стране, ориентира. Для русских, белорусов, украинцев – людей православной культуры – характерна ориентация на средний (Царский) путь.
Даже у наших бывших прибалтийских соотечественников в советское время преобладал индивидуалистический подход: каждый выбирал свою стратегию развития. Кто-то вообще отказывался от детей, а кто-то становился многодетным.
Для западных европейцев индивидуализм - более характерная черта. Но теперь в мире размывается понимание того, как принято в обществе в целом. К сожалению, нет общего единого понимания – во всём мире отчетливо видно два глобальных тренда: ориентир на традиционные ценности и ориентир на радикальный эгоцентризм, ведущей к бездетности или малодетности.
На фоне падения общей рождаемости увеличивается количество многодетных семей по трём вышеуказанным причинам: многочисленное поколение 80-ых годов, увеличение приезжающих мигрантов из исламских регионов, прилегающих к стране, и расслоение общества внутри России – выделение ядра, ориентированного на традиционные ценности, в том числе ценности многодетности.
Каковы перспективы дальнейшего роста многодетных семей? Есть надежда, что скоро ситуацию поправит «поколение материнского капитала», если не произойдёт резкого падения рождаемости, как это было в ряде стран. Например, в Аргентине или Южной Корее произошло непредвиденное стремительное падение рождаемости.
Поэтому если в России не произойдёт подобной ломки представлений о семьи и многодетности, то мы ожидаем, что «поколение материнского капитала» к 2030 году принесёт свои первые плоды. А так – есть перспективы роста многодетных семей.
Меня тревожит вот что: главные стимулы смещены на рождение первенца. Я уже неоднократно говорил, что это не слишком эффективная мера. Гораздо полезнее для России переместить акцент помощи от государства на рождение третьего ребёнка в семье.
Что ещё нужно сделать государству для повышения рождаемости? Я уже многократно писал о необходимости пересмотра пенсионной политики, ибо через 10-15 лет неизбежно последует очередное повышение пенсионного возраста. И всё это связано с тем, что молодое поколение малочисленнее старшего поколения.
С конца 60-ых годов наблюдается сужающаяся пирамида. А пирамида, наоборот, должна быть расширяющейся. Только в таком случае не понадобится повышение пенсионного возраста.
А благодарить надо в первую очередь тех, кто больше родил детей – они должны получать вознаграждение. Соответственно, многодетные родители, которые родили и воспитали тружеников, пополняющих пенсионный фонд, должны иметь серьёзные преференции по пенсиям.
Во-первых, должно быть два источника формирования пенсии – трудовой и родительский вклад.
Во-вторых, учитывая критическую ситуацию с рождаемостью в целом и сложную геополитическую обстановку (мы граничим с регионом бурного экстраординарного демографического роста – Средняя Азия, включая Афганистан). Соседство с этим регионом создаёт для России демографическую социально-этническую угрозу.
Поэтому нужно принимать усилия по подъёму рождаемости. Я уже говорил о том, что для безопасности России нам необходима Специальная демографическая операция – более долгосрочная и масштабная, но сопоставимая со Специальной военной операцией по инвестициям и вложениям.
За ранение на СВО государство выплачивает три миллиона рублей. На мой взгляд, столько же нужно выплачивать за рождение третьего ребёнка. Для безопасности России многодетные родители делают не меньше.
На фоне санкций и проблем в России фиксируется рост экономики. За счёт чего? Государство вернулось к своей традиционной для русской цивилизации функции – государство стало экономическим локомотивом. Государство даёт заказ военно-промышленному комплексу, который вытягивает за собой целый блок различных смежных отраслей – электронику, машиностроение, металлургию и так далее.
Например, также можно субсидировать Хай-тек. Например, многодетные могут покупать машины за 50% стоимости, остальное компенсирует государство. Нужно дать возможность многодетным семьям при поддержке государства приобретать современную технику. Таким образом мы одновременно подтянули бы важные передовые промышленные отрасли и увеличили бы многодетные семьи.
Также можно организовать льготный туризм, льготное обучение IT-технологиям для многодетных семей. Это было бы не расходы, а по сути инвестиции.
Безусловно, должно быть и просветительская деятельность. Но в этом направлении заметна активная работа. Правда, качество страдает, но, на мой взгляд, достаточно много ведётся разговоров о семейных ценностях и необходимости демографического роста. А нужен именно качественный подход, потому что частое повторение вызывает отторжение, особенно у молодого поколения.
Нужно научиться снимать фильмы и ролики на семейную тему, писать статьи, рассказывающие о примерах успешных многодетных семей. Таким образом дети будут ориентироваться не на блогеров, которые погружаются в ванную, заполненную чипсами, а на многодетных родителей, которые погружаются в объятья любящих детей. Поэтому в вопросе просвещения нужны талантливые, творчески мыслящие люди.
Нужны люди, которые как смелые военные корреспонденты, самоотверженно боролись бы за повышение рождаемости.
Демография – проблема №1 для России, более глубокая, чем отношения с НАТО.
Решение демографического вопроса – основа выживания и будущего России. Нужно уделять приоритетное внимание демографической проблеме.
Надеюсь, что, рано или поздно, война закончится, а демография – более долгосрочный проект, который должен стать национальной задачей №1.
*Чайлдфри - экстремистское движение, запрещённое в России.