В Гербовом зале Главного ярмарочного дома прошёл выездной секретариат региональных отделений Союза писателей России в Приволжском федеральном округе. Открылся секретариат выступлениями помощника В.В.Путина В.Р.Мединского и губернатора Нижегородской области Г.С.Никитина, которые почти сразу ушли. Вся процедура, вместе с вручением некоторым новых членских билетов, как мне показалось, составила минут двадцать.
После с разъяснением задач вновь созданного писательского союза говорил Захар Прилепин. Напомнил о тех великих книгах, которые оказались написанными в советское время – от произведений Алексея Толстого и Михаила Шолохова до романов Юрия Бондарева и Анатолия Рыбакова («Дети Арбата» – последняя книга, имевшая большой успех на Западе). Не явным, но всё-таки упрёком прозвучал рассказ, как Президент России якобы поинтересовался, когда писатели и музыканты либерального толка, сейчас живущие в США, Европе и Израиле, в 2022 году устроили демонстрацию в поддержку Украины и против специальной военной операции. Мол, а писатели патриотического толка у нас есть? Они могли бы устроить нечто противоположное от себя? Было сказано и ещё что-то о перспективах работы нового писательского объединения, относящееся более к частной стороне дела – это я упускаю.
После предложения задавать вопросы, я попросил микрофон вторым или третьим. Суть моего короткого выступления (по памяти):
– Соглашаюсь со всем, что высказали. Но стоит ли удивляться, что писатели-патриоты менее организованы. И разве могло быть иначе. Писатели патриотических взглядов в 1993 году вышли на защиту государства и закона – их расстреляли из танков у здания Верховного Совета в Москве. Тридцать лет огромные бюджетные деньги через всевозможные фонды и программы (а это миллиарды и миллиарды рублей) выделялись на поддержку именно тех писателей, которые оказались в итоге предателями. Их книги издавались массовыми тиражами, им вручались большие денежные премии, их произведения переводились на иностранные языки при целенаправленной государственной финансовой поддержке, они представляли Россию на престижных зарубежных книжных ярмарках… Вы об этом сами знаете, на поднятую тему не раз писал Юрий Поляков в «Литературной газете».
Теперешнее моё дополнение: Ведь сложилась, на мой взгляд, абсурдная ситуация: государство напрямую, либо через аффилированные с ним производственно-коммерческие структуры финансово поддерживало тех, кто ратовал за его распад (в итоге представители этого направления в нашей культуре с началом СВО оказались на стороне врагов России), а те, кто отстаивал существование России, сбережение её истории, культурных традиций, делал это на свои копейки или собирая те же копейки у своих сторонников. В итоги они-то и поддержали СВО как судьбоносное событие для своей страны, потому что другой страны, другой земли у них нет.
Наконец, о Юрии Бондареве. Я был знаком с писателем. Юрий Васильевич являлся членом редколлегии всего двух литературных журналов – «Нашего современника» и «Вертикали. ХХI век». На большие юбилеи В.В.Путин одному писателю, Даниилу Гранину, вручил высший орден Российской Федерации «Андрея Первозванного», а Юрию Бондареву направил поздравительную телеграмму.
На все приведённые мною примеры сидевший в кресле на подиуме Прилепин, соглашаясь, кивал головой.
Подводя черту под сказанным, я спросил: уверен ли Захар, что Президент России, выходец из либеральной политической среды, действительно изменил свой взгляд настолько, что осознал: литература – дело государственное. Что поддержка нужна не только деятелям культуры одного направления, но и тем, кто переживает за своё Отечество, любит его, оценивает нашу историю не только с негативных позиций.
Иными словами, в моём вопросе звучало опасение – не вернётся ли всё быстро на прежний круг, стоит только разрешиться проблемам с СВО.
Экономя время (хотя, может быть, и зря) я не стал множить примеры, но сейчас, готовя эту запись, добавлю, уж коле ранее была ссылка Захара на И.В.Сталина, при котором создавался тот самый Союз Советских писателей, произведениями членов которого мы теперь гордимся. Иосиф Виссарионович, кто бы как к нему ни относился, знал не только классическую, но и текущую для его времени литературу. Примеров тому множество.
Корней Чуковский в своих дневниках отмечает эпизод, связанный с романом Мариэтты Шагинян «Гидроцентраль». Зайдя к Мариэтте Сергеевне в писательский дом в Москве в Камергерском переулке, он получил от неё для прочтения письмо, написанное рукой Сталина, в котором руководитель советского государства выражает свою полную поддержку роману, жалеет, что занятость не позволяет написать к произведению предисловие и предлагает, в случае трудностей издания «Гидроцентрали», оказать автору всяческую необходимую поддержку.
Константин Симонов в своей книге «Глазами человека моего поколения» (я её читал в журнале «Знамя», № 3,4,5 1988 г.) утверждает, что вождь много читал, знал все основные произведения, давал им настоящую профессиональную оценку, сам участвовал в обсуждении этих произведений при присуждении им Сталинских премий.
Наконец, подготовка к созданию Союза Советских писателей шла два года, проводился предварительный писательский пленум, многое продумывалось на перспективу.
Можно ли о чём-то подобном сказать в теперешней нашей ситуации. Я почти уверен, что Владимир Владимирович литературной ситуацией (не со слов своих помощников, а лично) не владеет, иначе бы решение по этому, очень непростому вопросу, не принималось бы сугубо административно. Ну, хорошо, вернутся в собственность Союза писателей России посёлок Переделкино, издательство «Художественная литература», ещё какие-то помещения, выделятся деньги. Но разве это изменит ситуацию в самой русской литературе, по всей огромной стране? Разве не должно озаботиться государство её качеством?
И кто будет в этой ситуации «рулить» процессом? Объясню, что я имею в виду. Очень легко через несколько лет может произойти так, как уже было в недавней нашей истории, что те, кто сейчас уехал из страны и выступает на стороне её врагов, триумфально вернутся в Россию, станут глашатаями новых взглядов, объяснят пагубность недавних решений Владимира Владимировича по освобождению Украины, и противопоставить этому будет нечего. Ибо новый Союз писателей, созданный не по принципу творческой значимости, не по принципу сдержек и противовесов, когда разные взгляды имеют полное право на существование, а по принципу «кучи малы», сумеет интеллектуально противостоять изменившейся политической ситуации, как это было в 1991-1993 годах с Союзом писателей России, который в итоге, по большому счёту, отстоял государственнические и национальные идеалы, на которых был создан в советское время.
Отвечая на мой вопрос (который прозвучал, понятно, как я уже заметил, без этих дополнительных разъяснений), Прилепин назвал его глубоким и попытался объяснить свой взгляд на происходящее. Суть размышлений Захара свелась к тому, что Президент «ждёт от писателей выработки новых смыслов», что в мире происходят глобальные изменения, ломка прежнего миропорядка, и писательское сообщество это должно понимать.
Согласен. Я как человек более сорока лет следящий за мировыми политическими перипетиями, прочитавший по этой теме целую библиотеку книг, это отчётливо вижу. Сложнейший и ответственейший период в истории России. Нужно иметь большое человеческое мужество, чтобы в него войти, его инициировать, возглавить и при этом пойти на немыслимые риски, в том числе и для личной судьбы, личного благосостояния… Всё это так. Потому мы и поддерживаем Президента, переживаем за нашу армию.
Но литература иная сфера. Тут механическим объединением всех и вся необходимого результата не добиться. Не получилось бы хуже. Во всяком случае, так мне кажется.
И не о личном я пекусь, как порой думают недалёкие люди, исходя из собственных мечтаний, а о том, чтобы была польза Державе.
В нашей истории страна пережила периоды, когда многих талантливейших литераторов крепко обидела советская власть. Но это были истинные русские патриоты. Ничего из пережитого они не забыли. Но когда наступил для Отечества решающий момент, они его не предали. И написали, как Анна Андреевна Ахматова (уж ей ли не вспомнить несправедливость!) не только «Реквием», но и «Мужество», стихи, которые и сегодня звучат более чем актуально:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
1942 г.
Валерий Викторович Сдобняков, секретарь Союза писателей России, главный редактор журнала «Вертикаль. ХХI век»