Краснодарская киностудия имени Николая Минервина под руководством известного режиссёра и военного документалиста Валерия Тимощенко работает при поддержке Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации» над документальным фильмом «Георгий нашего времени» – о сегодняшней войне на Донбассе, об её истории, как в капле воды, отразившейся в одной конкретной мужской и воинской судьбе.
В каком-то смысле фильм Валерия Тимощенко – обо всех русских добровольцах, о тех, кто летом 2014-го сам, по своей инициативе, взял в руки оружие и пошел воевать, защищая женщин, детей Луганска и Донецка, свои убеждения и Русский мир – такой, каким они его видели и понимали. О соотечественниках внутри войны, страшно подумать, уже скоро двенадцатилетней, но пока, похоже, так и не осмысленной нами всерьез.
Главный герой фильма Георгий – доброволец с 2014-го, тогда совсем молодой человек, но уже опытный воин, офицер-спецназовец. Сегодня Георгий – командир взвода «штурмов», то есть штурмовой пехоты 6-й мотострелковой казачьей бригады ЛНР, и прямо сейчас воюет на самом, что ни на есть, «передке» СВО. Орден Мужества и медаль «За отвагу» подтверждают его сегодняшний чудовищно реальный и предельно современный боевой опыт. Но по итогам 12-ти лет войны, он только «старлей» и комвзвода. Учитывая то, что он участвовал и в боях за Луганский аэропорт в 2014-м, и в отчаянной обороне Новосветловки во время одного из «контрнаступов» противника и в штурме знаменитой высоты Саур-Могила, да много еще где и в чем, согласитесь, карьера его не слишком задалась.
Есть один неплохой роман, который написал такой же лейтенант. Он называется «Герой нашего времени». Лейтенантская проза XIX века. Автор – поручик Лермонтов, по-нынешнему как раз старлей. Роман о человеке разочарованном, неидеальном, но он тем не менее служит в армии, находится на серьезной, очень опасной войне.
Все мы, и литераторы, и кинодокументалисты, также как наши предшественники находимся в поисках героя нашего военного времени. И точно также, как в позапрошлом веке, этот герой нашего времени не мог быть просто рыцарем без страха и упрёка, Доном Кихотом, который с кастрюлей на голове отправляется воевать с ветряными мельницами. Нет, он не идеален, он такой, как есть.
На мой взгляд, такой реальный герой есть в фильме Валерия Тимощенко «Георгий нашего времени». Как ни странно, повторилось название другого фильма этого режиссёра – о герое Великой Отечественной войны Георгии Савенкове, который прошёл всю войну в разведке морской пехоты и дальше в танковом десанте. И похоже это не случайное совпадение. Говорят, что случай – псевдоним Бога.
Можно выдумать по заказу героя нашего времени, можно попытаться перенести того первого Георгия из 1944 года в 2022-й, но зачем если у нас есть реальный герой, с которым автор фильма просто встретился на войне 11 с половиной лет назад, в начале июля 2014 года. Вместе с ним тогда приехали ополченцы, которых режиссёр уже хорошо знал после первой июньской командировки в Луганск – Владислав Багринцев и Виктор Лычагин. Владислав, позывной «Казак», в то время командир взвода, много позже, уже в самом начале СВО, стал командиром резервного полка и сумел провести свой полк сквозь все тяжелейшие испытания трёх лет спецоперации с минимальными потерями. Он всё время был на передовой, хотя комполка имеет моральное и должностное право находиться на КП, а не лезть на передок под убийственный артогонь. Влад был тяжело ранен под Кременной, сейчас уволен в запас. У него огромный авторитет в полку, но в ту, давнюю встречу друзья смотрели на молодого офицера с позывным «Славянин» с явным пиететом. Представили его Валерию Тимощенко как начальника разведки Станично-луганского десантно-штурмового батальона, тогда этим подразделением командовал еще один нынешний друг режиссёра Сергей Сивак, позывной «Югослав».
В то лето на Донбассе ещё только разгоралось народное сопротивление, непредсказуемая почти партизанская война людей, которые упорно не хотели жить в нацистском государстве и как могли бились за Русский мир. Они тогда немного идеализировали Россию, ждали от неё немедленной помощи, а та всё не приходила и не приходила. Но потом, наконец, пришла в виде белых КАМАЗов с гуманитарной помощью, в виде русских добровольцев, которые брали на работе отпуска и, никого не предупреждая, ехали воевать. Им никто ничего не платил, не обещал, не помогал, они сами встали и пошли помогать ополченцам Донбасса, хотя их вполне могли потом назвать наёмниками и даже судить за то, что они воевали в другом государстве. Но они сделали свой выбор: я – русский доброволец.
Георгий был одним из них. Он приехал на войну на белой машине «Ниссан – Жук», которая не вязалась с опустевшим, разбитым минометными обстрелами городом. Предложил и Валерию Тимощенко поехать на этой машине в расположение батальона на высокий берег Северского Донца посмотреть, как они воюют. В это время по ним вовсю била артиллерия ВСУ. В машине играла музыка – песня Сергея Трофимова. Георгий чуть-чуть подпевал, это явно было его естественное пространство. Отчётливо виделось (и портрет его прописан в повествовании фильма), что он – человек войны, которому чужда обыденная жизнь. Чувствовался кураж и некоторый привычный авантюризм. Позже Валерий узнал, что он воевал в Чечне в военной разведке совсем молодым лейтенантом. В фильме «Брат» Алексея Балабанова герой, который возвращается с Чеченской войны, всё время слушает русский рок, Бутусова. «Славянин» также, как Данила Багров, воевал в Чечне, вернулся, но бандитом не стал, слава Богу.
Режиссёр и его герой (что запечатлено в фильме) проезжали через расстрелянный, срезанный осколками «сказочный» лес, и когда приехали в батальон, стало ясно, что шансы выжить в «располаге» действительно – три к одному, как в песне Трофимова, в расположении батальона явно только что был прилёт. Одного из бойцов тяжело ранило и его срочно увезли в медсанбат, всех остальных серьёзно контузило. Видно было, что «Славянина» все здесь знают, ждут от него приказов, советов, поддержки. Он на бегу давал распоряжения, поддерживал настроение: «Вы только в запой не уйдите, ребята, держитесь, вы же неубиваемые!».
Почему «Славянин»? Потому что герой фильма родом из Средней Азии. Точнее родители его из Донецка, но в какое-то время жили и работали в Средней Азии. Именно там он ощутил на себе агрессивный национализм, именно тогда сказал себе: я – славянин. Семье пришлось уехать оттуда, по сути, бежать, и Россия их приняла. Может быть, поэтому он без сомнений пошёл воевать за нее.
Когда уезжал на Донбасс в 2014-м, его провожала молодая красивая женщина – есть такое видео. То есть уходил он, вполне успешный молодой человек, не от одиночества, не от неприкаянности и не от безденежья, а совершенно сознательно. Границу в 2014-м переходил нелегально, никого не предупреждая, с одним ножом, самостоятельно дошёл до ополченцев. «Откуда ты взялся такой? Как прошёл?» – «Плохие у вас, значит, заслоны, раз я прошёл, будем это исправлять. Воевал в Чечне, теперь пришёл воевать вместе с вами». Людей не хватало, его приняли без сомнений, очень скоро он стал одним из офицеров батальона.
Сначала смотрели в рот, но позже старшие ополченцы начали поглядывать на него критически, увидели, что некоторых аспектов боевой работы он не знает. Учился по ходу, случалось даже – смотрел в Интернете, как пользоваться ПТУРом и другими переносными ракетными системами, в Чечне их почти не использовали, и потом уверенно учил новобранцев.
Он понимал, что у украинцев численное преимущество. В фильме он говорит: «Но мы немножко его сократили. Ничего, наши деды тоже воевали с одной винтовкой на троих».
Когда он увидел, что Валерий Тимощенко такой же доброволец, только не с автоматом, а с камерой пришёл помогать своей стране, своему народу, он начал ему доверять. И рассказал, что его мечта – подготовить, натренировать универсальных солдат из ополченцев, научить их воевать, а потом сделать суперрейд, захватить командный пункт, а может и кого-то из генералов противника. Этому ведь и учили в советских фильмах, которые мы все помним – «В зоне особого внимания», «Ответный ход» – про десантников.
В то время с полевым командиром, у которого тридцать бойцов, разговаривали на уровне министра обороны.
Но потом был момент, когда Георгий увёл своих бойцов в Россию, чтобы там тренировать их. И это породило страшный конфликт с коренными донбасовцами. Он увёл их из окопов, не хотел сидеть там и просто терпеть, ждать, пока прилетит. Ему нужно было что-то яркое и важное на фронте совершить. И его, наверное, можно понять, но много позже в Бахмуте автор фильма увидел шеврон, на котором было написано: «Командиру батареи пофиг, из какого ты спецназа». То есть решает всё пехота и артиллерия. Хотя, конечно, спецназ иногда что-то решает.
Георгий тогда возглавил 18 боевых смелых ребят. Но война изменилась, и командованию не нужны были герои американских боевиков. Его ребят как раз бросили на штурм Саур-могилы. Это высота, которая штурмовалась в Великую Отечественную войну. Дали ему пару танков и без разведки отправили на штурм. И они почти взяли. Но должны были отступить. Георгий получил тогда ранение и уехал лечиться в Россию. Когда вернулся домой, то занялся, как это ни поразительно, сугубо мирным делом – пчеловодством, его отец был в советское время знаменитым пчеловодом. Но судьбу не обманешь, и он всё равно вернулся на войну.
Как военнообязанный, Георгий был на воинском учёте, в резерве и однажды его вызвали в военкомат, определили почему-то командиром резервной танковой роты, причём устаревших танков, далеко от его подготовки и бесценного боевого опыта военного разведчика.
В какой-то момент весной 2022-го он собрался и ушёл снова в ЛНР, в поисках боевого подразделения шёл в одиночку через «серую зону». При этом снимал себя на маленькую камеру: как вычисляет и обходит мины, как ночует в спальнике под кустом, как дремлет, как прислушивается, вдруг рядом ДРГ врага. У него нет оружия, одного ножа маловато на современной войне. И в брошенных домах он находит охотничье ружьё 12-го калибра, отпивает стволы, делает обрез для хоть какой-то обороны на первых порах. Проверяет, и когда это оружие даёт осечку, выбрасывает его.
«Серая зона» – это когда наша артиллерия пропахала позиции противника, он отступил, бросая всё, но в окопах этих ещё непонятно, что тебя ждет. Герой фильма идёт по этим окопам в лесополосах, ищет оружие и через некоторое время уже вооружён до зубов, всё у него есть – и автомат, и бронежилет, и бинокль командирский, и боезапас.
Так или иначе он доходит до наших позиций, находит командиров, с которыми знаком с 2014-го, ему дают пресловутый взвод, и он начинает упорно обучать боевой работе и беспощадно тренировать. С этим взводом Георгий проходит все этапы уже сегодняшней страшной, сначала артиллерийской, а потом и FPV-дроновой войны.
Свою задачу режиссёр Валерий Тимощенко видит в том, чтобы прорисовать этот не выдуманный реальный портрет, судьбу, прослеженную в течение почти 12 лет. Только тогда зритель поверит.
Лев Толстой ясно написал в «Севастопольских рассказах»: «Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой ее? Все хороши и все дурны. Ни Калугин с своей блестящей храбростью и тщеславием, двигателем всех поступков, ни Праскухин, пустой, безвредный человек, хотя и павший на брани за веру, престол и отечество, ни Михайлов с своей робостью и ограниченным взглядом, ни Пест — ребенок без твердых убеждений и правил, не могут быть ни злодеями, ни героями повести.
Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда».
Вот и для нас важнее всего – правда о герое нашего времени. Да, он чуть-чуть авантюрист, где-то немного хитрил, где-то немного рисовался. Но оказалось, что войну не перехитришь. Кое-кто из его боевых товарищей осуждал его за это. Но все они по ранениям ушли в запас. А Георгий «Славянин» остался, и именно он воюет сейчас на самом опасном участке
Общение с профессиональным военным кинодокументалистом, режиссёром вылилось в то, что Георгий сам стал снимать на камеру, которую тот ему оставил. Он понимал необходимость этой хроники. И сейчас Георгий обучился на Курсах военных кинодокументалистов при ВГИКе, организованных Валерием Томощенко, и получил удостоверение государственного образца. Он снимает, даже когда они идут штурмовать вражеский опорный пункт за линией фронта. Несколько камер у него сгорело, пропало, но главное – кадры остались. Его самого снимал Виктор Лычагин – стихийный оператор-самородок, сегодня он – директор Луганской киностудии. И один из операторов этого фильма, снимает Георгия.
В одном человеке отражена вся история войны, не мирной жизни, а именно переднего края. Хотя у героя Тимощенко есть дом, молодая жена, дети.
«Наступит момент и каждый из нас даст ответ за свои поступки, там будет всё понятно, ради чего шёл на войну, славы искал, денег или по-настоящему радел за Отчизну. Наступит этот момент Суда, но не сейчас, видимо. На том Суде никто не сможет лукавить», – говорит герой фильма Валерия Тимощенко.
Мы убеждены, что такой невыдуманный и непарадный мужской портрет, честно прослеженный во времени, позволит лучше понять событие, которое разворачивается у нас на глазах все эти последние 12 лет. Они должны остаться во времени, максимально полновесные, полноцветные портреты живых людей на линии противостояния, где и сегодня продолжает разворачиваться величайшая трагедия нашего народа.