В четверг, 25 сентября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Следственный комитет Российской Федерации в Москве, сообщает Патриархия.ru.
Перед встречей с сотрудниками Следственного комитета Святейшего Патриарха приветствовал глава ведомства Александр Иванович Бастрыкин. Председатель Следственного комитета Российской Федерации поблагодарил Святейшего Патриарха за уделенное время и готовность провести такую значимую для всех сотрудников встречу.
Затем глава ведомства и Предстоятель Русской Церкви посетили музей Следственного комитета, где представлены экспонаты, посвященные деятельности следственных органов со времен Петра I до наших дней. Ознакомившись с экспозицией, Святейший Патриарх высоко оценил деятельность ведомства в области защиты исторической памяти и патриотического воспитания молодёжи. В ходе осмотра экспозиции пояснения Предстоятелю Русской Церкви давал научный сотрудник Московской академии Следственного комитета РФ В.А.Лопатин.
В завершение экскурсии Святейший Патриарх Кирилл оставил запись в книге почетных посетителей: «Следствие — это непременное условие и инструмент обеспечения справедливости в принятии решений о судьбе лиц, взятых под стражу в результате тех или иных совершенных ими действий. И слово "справедливость" имеет тот же корень, что и слово "правда". Сердечно желаю всем участникам следственных действий быть всегда на стороне правды. И, конечно, сил и духовной крепости, чтобы защищать наш народ, обеспечивая его благополучие и процветание».
Далее Святейший Патриарх Кирилл проследовал в киноконцертный зал Следственного комитета.
Места на сцене заняли Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин.
На встрече с Предстоятелем Русской Церкви присутствовали сотрудники центрального аппарата, территориальных следственных органов ведомства, ветераны, кадеты и курсанты образовательных организаций Следственного комитета РФ, студенты Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), почетные гости.
Также во встрече приняли участие архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе, духовенство Русской Православной Церкви.
Председатель Следственного комитета РФ выразил признательность Предстоятелю Русской Церкви за вклад в формирование морально-нравственных качеств молодого поколения и укрепление традиционных ценностей.
А.И.Бастрыкин еще раз поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за присвоение церкви великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы статуса главного храма Следственного комитета РФ. Глава ведомства подчеркнул, что храм стал символом духовного единства и общих благих целей сотрудников.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.
Первоиерарх задался вопросом: «А откуда вообще появляется преступность? Ясно, что могут быть разные обстоятельства, связанные с воспитанием человека, с условиями его жизни, с влиянием внешней среды. Но где же рождаются мысли, приводящие к действиям, которые влекут за собой самые страшные последствия, вплоть до убийств, ограблений и всего прочего, о чем вы знаете лучше, чем я? Что происходит в человеке?»
«Конечно, не дело следователей заниматься такого рода тематикой, - отметил он. - Ваше дело — распутывать преступления, добиваться правильных судебных решений. Но ведь причины преступных деяний связаны не только с условиями жизни, с политическими или экономическими факторами. Ведь мы знаем, что преступниками нередко становятся богатые люди, у которых всё есть; напротив, малоимущие обычно оказываются вполне добропорядочные гражданами. Значит, не материальные затруднения служат исключительной причиной, по которой человек совершает преступление. И если мы пройдёмся по всем внешним жизненным обстоятельствам, то убедимся, что не они являются абсолютным фактором, определяющим преступное поведение».
«У меня как у члена Церкви, который всю свою жизнь изучает феномен человека, есть другое объяснение, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Существует понятие греха, хорошо всем известное. У некоторых само это слово вызывает улыбку, а кто-то очень серьёзно относится к этой теме. Ведь грех — это нарушение Божиего замысла о человеке.
Значит, Бог сотворил человека, имея определенный замысел. Он предопределил его к совершению добра, к счастливой жизни — всё это описывается в Библии таким понятием, как рай. А что такое рай? Это абсолютное счастье, когда человек живёт в гармонии с собой и ближним, в гармонии с окружающей природой, включая диких зверей, то есть полная гармония, полное совершенство бытия.
А что нарушило это счастье? То, что человек решил идти против своего Творца, против Бога. Господь сказал: "Вот вам, дети, все, что вы хотите. Вот прекрасный сад, и только для вашей же пользы и для воспитания вашей воли я запрещаю вкушать плоды этого дерева; а всем остальным пользуйтесь". И мы знаем, что человек вкусил этот плод, именуемый плодом познания добра и зла, и был изгнан из рая».
«Конечно, эта история современному человеку может показаться легендарной, но ведь на самом деле она затрагивает самый главный вопрос: может ли человек идти против Божиего замысла? И может ли он, встав на этот путь, быть счастливым? Самое первое описание того, что произошло на заре человеческой истории, свидетельствует: нет! Против Божиего замысла идти нельзя. Почему? Потому что для тебя же будет плохо, ведь Бог так создал человека, что он счастлив лишь когда исполняет Его законы, - подчеркнул Первосвятитель. - Но ведь в то время, когда жили первые люди, никакие законы не были написаны! Люди ни писать, ни читать не умели. А где был этот закон написан? В самой природе человека, и голосом этого закона является совесть».
«Я имел возможность общаться с некоторыми философами, особенно с западными, когда жил за рубежом. И нередко их спрашивал: "А что такое закон совести?" — "Ну, вы знаете, это результат социального развития". — "Подождите, какого социального развития? Вот я из Советского Союза, а Вы из Великобритании. Но ведь понятия добра и зла у нас одинаковые! Мы жили и живём в совершенно разных условиях; а если сравнить условия жизни людей тысячу или две тысячи лет назад с современными — так это же вообще совершенно разные условия! Но если бы совесть была производной от культуры, от окружающей среды, от уровня образования и развития человека, так никакой одной совести не было бы — были бы сотни, десятки разных совестей!"
Понятие совести — это главное доказательство того, что Бог есть. Потому что совесть не зависит, ещё раз повторяю, ни от образования, ни от культуры, ни от происхождения, ни от национальности — ни от чего. А от чего? Что за машинка такая внутри человека, откуда она?
То, что я вам говорю, — не экспромт. Вы все слышали о философе Канте — он первый, изучая так называемые доказательства бытия Божия, сказал: "Все эти доказательства не работают; есть только одно доказательство — нравственное доказательство бытия Божия". Для меня это всегда было самым важным доказательством, почему я и стал православным человеком, хотя, конечно, и семья была соответствующая», - рассказал Предстоятель Русской Церкви.
«Дед мой был машинистом на железной дороге, водил литерные поезда, в которых иногда перемещались и царственные особы. Был на очень хорошем счету, состоятельный был человек, но большинство денег тратил на помощь монастырям, в том числе на Афоне. И когда я в первый раз приехал на Афон, в один из очень богатых монастырей, я рассказал, что мой дед зарплату получал большую, но жил очень скромно, в деревне, имел семерых детей, а все деньги отправлял на Афон. И спросил, сохранились ли записи о жертвователях из России, со времен до всех революционных потрясений. Они сохранились, и я увидел, что там упоминался и мой дед. Человек, который действительно очень многому меня научил, который без всякой вины прошел 48 тюрем и семь ссылок! Но никто не мог поколебать его веру, никто не мог заставить его стать врагом Родины. Буквально всё у человека отняли, бóльшую часть жизни, но это не поколебало его принципов. И дед, и мои родители-блокадники, которые провели войну в Ленинграде, воспитывали меня в любви к Богу и Родине, за что я им очень благодарен», - сказал Святейший Патриарх Кирилл.
«Теперь хотел бы снова вернуться к вашему очень ответственному служению. Конечно, в первую очередь, оно связано с объективным подходом к проблемам, с которыми вы сталкиваетесь, с объективной оценкой поведения того или иного человека и с объективными выводами, преступник ли он или просто допустил какие-то ошибки в жизни — быть может, в каком-то эмоциональном состоянии или в силу того, что на него кто-то сильно повлиял. Необходимо всё это взвешивать, чтобы понять, что привело человека к преступлению», - считает Первоиерарх.
«Но, с другой стороны, - отметил он, - преступление есть преступление. Ваша прямая обязанность — не столько психологическое исследование, сколько оценка действий человека, с тем чтобы понять, насколько он опасен для общества. А вслед за вашими решениями должны приниматься объективные решения и судом, и по суду определяться судьба человека. Хотел бы сказать о том, что у слова "справедливость" тот же корень, что у слова "правда", то есть справедливость не может быть без правды. Но есть же такие случаи, когда, принимая во внимание все условия, которые привели человека к совершению противоправных действий, следователь, а затем и судьи понимают, что были определенные обстоятельства, которые и привели к этой кривизну в жизни того, кто стал преступником! Нередко такое глубинное понимание психологии человека, его биографии, всего негативного развития, которое привело его к преступным действиям, приводит к тому, что решение не такое суровое, как было бы в случае с другим человеком, относительно которого выяснилось, что это сознательный преступник и никаких оправданий ему нет».
«Почему я об этом говорю? Конечно, не подумайте, что я хочу кого-то здесь инструктировать или чему-то учить — совсем нет! Но, говоря чисто пастырски, отмечу, что предсудебное разбирательство, в котором участвуют следователи, должно предполагать не только формальное изучение биографии человека, истории его грехопадения, причин и следствий его поступков. Прежде всего необходимо посмотреть на его личность. Ведь преступление совершает человек, который по природе своей преступником не является, — что-то его к этому подвигло или кто-то его подтолкнул. Думаю, в таких случаях должна очень внимательно оцениваться совокупность всех факторов, в том числе личностных, связанных с формированием человека, который стал преступником, и должны учитываться обстоятельства, при которых противозаконное действие было совершено», - сказал Первосвятитель.
«Конечно, следователи и судьи не могут отклоняться от правил, законов, инструкций, которые ведь не просто так были написаны, а на основании опыта; и, конечно, нужно всегда следовать всем этим установочным документам. Но при этом я бы хотел ещё и ещё раз напомнить: "нет человека, который был жив и не согрешил" (см. 3 Цар. 8:46). У каждого человека могут быть какие-то промахи в жизни, и поэтому окончательная оценка действий человека, который совершил некое правонарушение, должна предполагать, в том числе, и понимание следователем или судом того, сможет ли этот человек исправиться. Кто перед вами — закоренелый преступник, от которого не может быть ничего доброго, или человек, потенциально способный к исправлению.
Установление правды влечёт за собой справедливые действия правоохранительных и судебных органов; это непременное условие, которое налагает очень большую ответственность на всех вас, мои дорогие братья и сестры. Ведь суд, как и следственные органы, — это система защиты общества от всего, что может разрушать общество изнутри. Поэтому у большинства людей такое внимание и, несомненно, уважение к вашей ответственной и небезопасной работе, ведь именно с деятельностью правоохранительных и следственных органов во многом связывается благополучие всего народа», - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Ещё и ещё раз хочу сказать: ответственность, которую вы на себя возложили, встав на путь такого служения Родине, предполагает очень развитое нравственное чувство. Если оно исчезает, то страдает и сам человек, утративший нравственное чувство, но будет нанесён ущерб и его деятельности, связанной с расследованием преступлений», - сказал Первоиерарх.
«Теперь о некоторых проблемах, которые вызывают сейчас тревогу у большинства нашего народа. Конечно, вы их сами прекрасно знаете, но хотел бы порассуждать относительно такой проблемы, как массовая миграция, которая, с моей точки зрения, угрожает традиционной идентичности российского общества. Чем мы были сильны? Мы были сильны этой самой идентичностью. Да, мы многонациональный народ, но именно русский народ определил культурный и духовный облик нашей многонациональной страны. Наши этические принципы были сформированы нашей культурой и, не побоюсь сказать, Церковью и другими религиозными организациями, которые значительно повлияли на мировоззрение людей. Всё это, несомненно, достижение нашего многонационального народа, нашей великой страны, но массовая миграция представляет теперь серьёзную угрозу», - убеждён Предстоятель Русской Церкви.
«Люди, которые сюда приезжают, не всегда соответствуют по уровню бытовой культуры большинству народа, в который они влились, - отметил он. - Вы лучше меня знаете конфликты, которые возникают на этой почве, как и то, что эти конфликты порой приводят к тяжким преступлениям. Вы, как никто другой, занимаетесь этой темой, а значит, охраняете безопасность всего нашего народа. Но вот о чём я бы задумался. Откуда вообще возникает этническая преступность? Задавая себе такой вопрос, я ответил так: причина в опасности замкнутых этнических сообществ, куда не проникает свет нашей цивилизации, нет ни духовного, ни даже политического нашего влияния.
Формирование замкнутых этнических сообществ, недоброжелательно относящихся к коренному населению России, нежелание многих мигрантов интегрироваться в российское общество, учить язык, изучать нашу культуру, их пренебрежение российскими законами — всё это является серьёзной угрозой и вызовом нашему государству, обществу и особенно нашим традиционным духовно-нравственным ценностям, что очень опасно для культуры в целом и культуры межличностных отношений, которая уже давно сформировалась в России».
«Поэтому хотел бы поблагодарить Следственный комитет — и главу Следственного комитета, и всех вас — за вклад в обсуждение этих вопросов на различных площадках. Одной из таких площадок был Высший Церковный Совет, где были поставлены эти задачи и в обсуждениях принимали участие ваши коллеги. Конечно, необходим общенациональный консенсус относительно тех вызовов, которые несет миграция. Наша страна успешно справлялась со страшными вызовами, связанными с внешней агрессией, и всякий раз побеждала. Но ведь то, что сегодня происходит, — это не внешняя агрессия. Эти люди, иногда получая наше гражданство, иногда не получая, создают группы, склонные к насилию ради достижения своих целей. Полагаю, что этой теме все мы должны уделять особое внимание — в первую очередь, конечно, правоохранительные органы; но и Церковь не освобождает себя от участия в решении этих проблем и готова вносить свой вклад», - заверил Первосвятитель.
«Думаю, нам предстоит серьёзный разговор о причинах кризисных явлений, которые возникли в нашем обществе ввиду притока мигрантов, и по культуре, и по образованию, и по вероисповеданию отличающихся от тех людей, которые традиционно составляли нашего общество. И позвольте еще раз поблагодарить Следственный комитет за внимание к сохранению русской национальной идентичности, последовательное и честное отношение к вызовам миграции. Вы вносите большой вклад в общественную дискуссию на эту тему, и в этом проявляется ваша забота. Когда я говорю "ваша забота", я имею в виду всех — от самого высокого начальства и до молодых людей, которые только вошли в эту систему, но осознают себя как полноценные ее сотрудники.
В завершение хотел бы вернуться к теме нашего сотрудничества. Весь исторический опыт показывает, что стремление к справедливости должно заключать в себе нравственное содержание — во все времена, во всех странах и при любом государственном устройстве. Справедливость нельзя оторвать от нравственности. Там, где нарушаются нравственные законы личной, семейной, общественной жизни, там нарушается справедливость. Поэтому важно не допустить формального подхода к защите справедливости, не дать ей превратиться в свою противоположность. Ведь борьба за справедливость может обернуться тяжкими последствиями — мы помним, как это было в нашем недавнем прошлом. Хотел бы выразить удовлетворение в связи с тем, что Следственный комитет уделяет особое внимание духовно-нравственной составляющей в деятельности коллектива. По инициативе Александра Ивановича и по моему благословению в январе этого года у Следственного комитета появился, наконец, свой главный храм — храм в честь великомученика Никиты в Старой Басманной слободе, память которого будет праздноваться в это воскресенье. А храм, всегда это подчеркиваю, это средоточие духовной жизни, отправная ее точка, место, где человек предстоит пред Богом, место, где может состояться диалог человека с Богом — с самыми целительными, с самыми прекрасными последствиями для личности.
Выражаю надежду на то, что успешное развитие взаимодействия Русской Православной Церкви с силовыми структурами, в частности, со Следственным комитетом Российской Федерации, будет и впредь приносить добрые плоды в сфере установления подлинной справедливости в нашем обществе.
Благодарю всех вас за внимание и желаю крепкого здоровья, сил и помощи Божией в вашем дальнейшем ответственном служении Отечеству», - заключил Предстоятель Русской Церкви.
В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы сотрудников Следственного комитета и учащихся ведомственных образовательных организаций о нравственных авторитетах, о противодействии деструктивной идеологии среди подростков, об укреплении веры, духовной поддержке близких и другие.
Отвечая на вопрос о том, кто был для него нравственным авторитетом в молодости и помог выбрать путь служения, Святейший Патриарх поделился воспоминаниями о жизни своего деда-исповедника, прошедшего десятки тюрем и лагерей только за то, что он боролся за сохранение православной веры.
До революции дед Василий Степанович работал машинистом на Казанской железной дороге и получал большую зарплату, однако семья жила очень скромно. «И когда бабушка, его жена, стала выяснять, в чём дело, оказалось, что бόльшую часть денег он отправляет на Афон и в другие монастыри, — рассказал Предстоятель. — Поэтому семья жила небогато, хоть и не бедствовала».
«Когда в России взяла верх новая власть, деда посадили, — продолжил рассказ Святейший Патриарх, — и бабушка ему говорит: "Слушай, на кого ты нас оставляешь? Шесть человек детей, как я их прокормлю?" И дед отвечает: "Я иду страдать за Господа — и волос с вашей головы не упадет" (ср. Лк. 21:18). И бабушка рассказывала, как брала зерно из последнего мешочка и пекла лепешечки, пока не увидела, что это зерно кончается. "Собрала я детей, — говорила бабушка, — испекла лепешечки и сказала: дети, а завтра нам уже будет нечего есть, и мы должны готовиться к тому, чтобы умереть. Вот давайте сейчас эти лепешечки съедим, помолимся и ляжем". Мой отец хорошо помнил эту историю и подтверждал, что так и было. Легли, заснули, и вдруг какой-то громкий стук в дверь. Бабушка вскочила: "Кто там?" — "Хозяйка, открывай, товар привезли". Она впопыхах открывает дверь, выходит — никого нет, а рядом стоит большой мешок, и в нём зерно. Что это было — чудо Божие или просто какой-то добрый человек? Но благодаря этому мешку ваш покорный слуга сегодня разговаривает с вами. Потому что Господь действует через людей».
«Может быть, и через вашу работу Он действует, борясь за правду, за установление справедливости, ликвидацию опасных явлений в общественной жизни», — добавил Святейший Патриарх.
Еще одной темой встречи стала поддержка участников специальной военной операции. Отвечая на один из вопросов, Предстоятель подчеркнул: «Священник должен быть среди тех, кто готовится идти в бой, и священник должен находиться там, где из этого боя возвращаются, где он более всего нужен».
«Многие наши братья-священнослужители пали смертью храбрых, не оставляя свою паству. А с другой стороны, они иначе поступить не могли, — сказал Святейший Патриарх. — Так было всегда, так было до революции и так сегодня: священник должен быть со своей паствой, даже — и особенно — в тех обстоятельствах, когда есть риск для самой жизни».
«Поэтому еще раз хотел бы подчеркнуть важность присутствия Русской Православной Церкви сегодня в тех местах, где проводится специальная военная операция. И мы знаем и чувствуем, насколько это присутствие непраздно, насколько оно востребовано», — заключил Первосвятитель.
Поблагодарив Святейшего Патриарха за интересную беседу, председатель Следственного комитета России вручил ему ведомственную медаль «За заслуги» — за большой личный вклад в укрепление духовно-нравственных основ российского общества.
Святейший Патриарх Кирилл передал в дар Следственному комитету икону благоверного князя Александра Невского.
«Хотел бы всей вашей дружине подарить образ святого благоверного князя Александра Невского, который в своей личности соединил политического деятеля, полководца и святого угодника. В каком-то смысле несоединимые служения: быть святым и быть полководцем, ведущим на бой свою рать, — будто бы разные планеты. А на самом деле нет! Всё это соединяется — в том случае, когда целеполагание является не греховным, не бесовским, а Богом оправданным. Защита Отечества, будь то на внешнем контуре, когда идёт борьба с внешним противником, будь то защита населения от преступности, — всё это борьба за правду. И потому я думаю, что образ Александра Невского, борца за Божию правду и одновременно государственного деятеля, уместен в том числе и для вашего ведомства», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.
Всем присутствующим были вручены иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением.
По завершении встречи состоялся показ для сотрудников ведомства фильма «Дело пастыря», приуроченного к 15-й годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.