«Быть всегда на стороне правды»

Святейший Патриарх Кирилл выступил на встрече с сотрудниками Следственного комитета

Русская Православная Церковь  Мигранты в России  Русская цивилизация 
0
9
Время на чтение 15 минут
Фото: Патриархия.ru

В четверг, 25 сентября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Следственный комитет Российской Федерации в Москве, сообщает Патриархия.ru.

Перед встречей с сотрудниками Следственного комитета Святейшего Патриарха приветствовал глава ведомства Александр Иванович Бастрыкин. Председатель Следственного комитета Российской Федерации поблагодарил Святейшего Патриарха за уделенное время и готовность провести такую значимую для всех сотрудников встречу.

Затем глава ведомства и Предстоятель Русской Церкви посетили музей Следственного комитета, где представлены экспонаты, посвященные деятельности следственных органов со времен Петра I до наших дней. Ознакомившись с экспозицией, Святейший Патриарх высоко оценил деятельность ведомства в области защиты исторической памяти и патриотического воспитания молодёжи. В ходе осмотра экспозиции пояснения Предстоятелю Русской Церкви давал научный сотрудник Московской академии Следственного комитета РФ В.А.Лопатин.

В завершение экскурсии Святейший Патриарх Кирилл оставил запись в книге почетных посетителей: «Следствие — это непременное условие и инструмент обеспечения справедливости в принятии решений о судьбе лиц, взятых под стражу в результате тех или иных совершенных ими действий. И слово "справедливость" имеет тот же корень, что и слово "правда". Сердечно желаю всем участникам следственных действий быть всегда на стороне правды. И, конечно, сил и духовной крепости, чтобы защищать наш народ, обеспечивая его благополучие и процветание».

Далее Святейший Патриарх Кирилл проследовал в киноконцертный зал Следственного комитета.

Места на сцене заняли Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин.

На встрече с Предстоятелем Русской Церкви присутствовали сотрудники центрального аппарата, территориальных следственных органов ведомства, ветераны, кадеты и курсанты образовательных организаций Следственного комитета РФ, студенты Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), почетные гости.

Также во встрече приняли участие архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе, духовенство Русской Православной Церкви.

Председатель Следственного комитета РФ выразил признательность Предстоятелю Русской Церкви за вклад в формирование морально-нравственных качеств молодого поколения и укрепление традиционных ценностей.

А.И.Бастрыкин еще раз поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за присвоение церкви великомученика Никиты в Старой Басманной Слободе г. Москвы статуса главного храма Следственного комитета РФ. Глава ведомства подчеркнул, что храм стал символом духовного единства и общих благих целей сотрудников.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Первоиерарх задался вопросом: «А откуда вообще появляется преступность? Ясно, что могут быть разные обстоятельства, связанные с воспитанием человека, с условиями его жизни, с влиянием внешней среды. Но где же рождаются мысли, приводящие к действиям, которые влекут за собой самые страшные последствия, вплоть до убийств, ограблений и всего прочего, о чем вы знаете лучше, чем я? Что происходит в человеке?»

«Конечно, не дело следователей заниматься такого рода тематикой, - отметил он. - Ваше дело — распутывать преступления, добиваться правильных судебных решений. Но ведь причины преступных деяний связаны не только с условиями жизни, с политическими или экономическими факторами. Ведь мы знаем, что преступниками нередко становятся богатые люди, у которых всё есть; напротив, малоимущие обычно оказываются вполне добропорядочные гражданами. Значит, не материальные затруднения служат исключительной причиной, по которой человек совершает преступление. И если мы пройдёмся по всем внешним жизненным обстоятельствам, то убедимся, что не они являются абсолютным фактором, определяющим преступное поведение».

«У меня как у члена Церкви, который всю свою жизнь изучает феномен человека, есть другое объяснение, - сказал Святейший Патриарх Кирилл. - Существует понятие греха, хорошо всем известное. У некоторых само это слово вызывает улыбку, а кто-то очень серьёзно относится к этой теме. Ведь грех — это нарушение Божиего замысла о человеке.

Значит, Бог сотворил человека, имея определенный замысел. Он предопределил его к совершению добра, к счастливой жизни — всё это описывается в Библии таким понятием, как рай. А что такое рай? Это абсолютное счастье, когда человек живёт в гармонии с собой и ближним, в гармонии с окружающей природой, включая диких зверей, то есть полная гармония, полное совершенство бытия.

А что нарушило это счастье? То, что человек решил идти против своего Творца, против Бога. Господь сказал: "Вот вам, дети, все, что вы хотите. Вот прекрасный сад, и только для вашей же пользы и для воспитания вашей воли я запрещаю вкушать плоды этого дерева; а всем остальным пользуйтесь". И мы знаем, что человек вкусил этот плод, именуемый плодом познания добра и зла, и был изгнан из рая».

«Конечно, эта история современному человеку может показаться легендарной, но ведь на самом деле она затрагивает самый главный вопрос: может ли человек идти против Божиего замысла? И может ли он, встав на этот путь, быть счастливым? Самое первое описание того, что произошло на заре человеческой истории, свидетельствует: нет! Против Божиего замысла идти нельзя. Почему? Потому что для тебя же будет плохо, ведь Бог так создал человека, что он счастлив лишь когда исполняет Его законы, - подчеркнул Первосвятитель. - Но ведь в то время, когда жили первые люди, никакие законы не были написаны! Люди ни писать, ни читать не умели. А где был этот закон написан? В самой природе человека, и голосом этого закона является совесть».

«Я имел возможность общаться с некоторыми философами, особенно с западными, когда жил за рубежом. И нередко их спрашивал: "А что такое закон совести?" — "Ну, вы знаете, это результат социального развития". — "Подождите, какого социального развития? Вот я из Советского Союза, а Вы из Великобритании. Но ведь понятия добра и зла у нас одинаковые! Мы жили и живём в совершенно разных условиях; а если сравнить условия жизни людей тысячу или две тысячи лет назад с современными — так это же вообще совершенно разные условия! Но если бы совесть была производной от культуры, от окружающей среды, от уровня образования и развития человека, так никакой одной совести не было бы — были бы сотни, десятки разных совестей!"

Понятие совести — это главное доказательство того, что Бог есть. Потому что совесть не зависит, ещё раз повторяю, ни от образования, ни от культуры, ни от происхождения, ни от национальности — ни от чего. А от чего? Что за машинка такая внутри человека, откуда она?

То, что я вам говорю, — не экспромт. Вы все слышали о философе Канте — он первый, изучая так называемые доказательства бытия Божия, сказал: "Все эти доказательства не работают; есть только одно доказательство — нравственное доказательство бытия Божия". Для меня это всегда было самым важным доказательством, почему я и стал православным человеком, хотя, конечно, и семья была соответствующая», - рассказал Предстоятель Русской Церкви.

«Дед мой был машинистом на железной дороге, водил литерные поезда, в которых иногда перемещались и царственные особы. Был на очень хорошем счету, состоятельный был человек, но большинство денег тратил на помощь монастырям, в том числе на Афоне. И когда я в первый раз приехал на Афон, в один из очень богатых монастырей, я рассказал, что мой дед зарплату получал большую, но жил очень скромно, в деревне, имел семерых детей, а все деньги отправлял на Афон. И спросил, сохранились ли записи о жертвователях из России, со времен до всех революционных потрясений. Они сохранились, и я увидел, что там упоминался и мой дед. Человек, который действительно очень многому меня научил, который без всякой вины прошел 48 тюрем и семь ссылок! Но никто не мог поколебать его веру, никто не мог заставить его стать врагом Родины. Буквально всё у человека отняли, бóльшую часть жизни, но это не поколебало его принципов. И дед, и мои родители-блокадники, которые провели войну в Ленинграде, воспитывали меня в любви к Богу и Родине, за что я им очень благодарен», - сказал Святейший Патриарх Кирилл.

«Теперь хотел бы снова вернуться к вашему очень ответственному служению. Конечно, в первую очередь, оно связано с объективным подходом к проблемам, с которыми вы сталкиваетесь, с объективной оценкой поведения того или иного человека и с объективными выводами, преступник ли он или просто допустил какие-то ошибки в жизни — быть может, в каком-то эмоциональном состоянии или в силу того, что на него кто-то сильно повлиял. Необходимо всё это взвешивать, чтобы понять, что привело человека к преступлению», - считает Первоиерарх.

«Но, с другой стороны, - отметил он, - преступление есть преступление. Ваша прямая обязанность — не столько психологическое исследование, сколько оценка действий человека, с тем чтобы понять, насколько он опасен для общества. А вслед за вашими решениями должны приниматься объективные решения и судом, и по суду определяться судьба человека. Хотел бы сказать о том, что у слова "справедливость" тот же корень, что у слова "правда", то есть справедливость не может быть без правды. Но есть же такие случаи, когда, принимая во внимание все условия, которые привели человека к совершению противоправных действий, следователь, а затем и судьи понимают, что были определенные обстоятельства, которые и привели к этой кривизну в жизни того, кто стал преступником! Нередко такое глубинное понимание психологии человека, его биографии, всего негативного развития, которое привело его к преступным действиям, приводит к тому, что решение не такое суровое, как было бы в случае с другим человеком, относительно которого выяснилось, что это сознательный преступник и никаких оправданий ему нет».

«Почему я об этом говорю? Конечно, не подумайте, что я хочу кого-то здесь инструктировать или чему-то учить — совсем нет! Но, говоря чисто пастырски, отмечу, что предсудебное разбирательство, в котором участвуют следователи, должно предполагать не только формальное изучение биографии человека, истории его грехопадения, причин и следствий его поступков. Прежде всего необходимо посмотреть на его личность. Ведь преступление совершает человек, который по природе своей преступником не является, — что-то его к этому подвигло или кто-то его подтолкнул. Думаю, в таких случаях должна очень внимательно оцениваться совокупность всех факторов, в том числе личностных, связанных с формированием человека, который стал преступником, и должны учитываться обстоятельства, при которых противозаконное действие было совершено», - сказал Первосвятитель.

«Конечно, следователи и судьи не могут отклоняться от правил, законов, инструкций, которые ведь не просто так были написаны, а на основании опыта; и, конечно, нужно всегда следовать всем этим установочным документам. Но при этом я бы хотел ещё и ещё раз напомнить: "нет человека, который был жив и не согрешил" (см. 3 Цар. 8:46). У каждого человека могут быть какие-то промахи в жизни, и поэтому окончательная оценка действий человека, который совершил некое правонарушение, должна предполагать, в том числе, и понимание следователем или судом того, сможет ли этот человек исправиться. Кто перед вами — закоренелый преступник, от которого не может быть ничего доброго, или человек, потенциально способный к исправлению.

Установление правды влечёт за собой справедливые действия правоохранительных и судебных органов; это непременное условие, которое налагает очень большую ответственность на всех вас, мои дорогие братья и сестры. Ведь суд, как и следственные органы, — это система защиты общества от всего, что может разрушать общество изнутри. Поэтому у большинства людей такое внимание и, несомненно, уважение к вашей ответственной и небезопасной работе, ведь именно с деятельностью правоохранительных и следственных органов во многом связывается благополучие всего народа», - подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

«Ещё и ещё раз хочу сказать: ответственность, которую вы на себя возложили, встав на путь такого служения Родине, предполагает очень развитое нравственное чувство. Если оно исчезает, то страдает и сам человек, утративший нравственное чувство, но будет нанесён ущерб и его деятельности, связанной с расследованием преступлений», - сказал Первоиерарх.

«Теперь о некоторых проблемах, которые вызывают сейчас тревогу у большинства нашего народа. Конечно, вы их сами прекрасно знаете, но хотел бы порассуждать относительно такой проблемы, как массовая миграция, которая, с моей точки зрения, угрожает традиционной идентичности российского общества. Чем мы были сильны? Мы были сильны этой самой идентичностью. Да, мы многонациональный народ, но именно русский народ определил культурный и духовный облик нашей многонациональной страны. Наши этические принципы были сформированы нашей культурой и, не побоюсь сказать, Церковью и другими религиозными организациями, которые значительно повлияли на мировоззрение людей. Всё это, несомненно, достижение нашего многонационального народа, нашей великой страны, но массовая миграция представляет теперь серьёзную угрозу», - убеждён Предстоятель Русской Церкви.

«Люди, которые сюда приезжают, не всегда соответствуют по уровню бытовой культуры большинству народа, в который они влились, - отметил он. - Вы лучше меня знаете конфликты, которые возникают на этой почве, как и то, что эти конфликты порой приводят к тяжким преступлениям. Вы, как никто другой, занимаетесь этой темой, а значит, охраняете безопасность всего нашего народа. Но вот о чём я бы задумался. Откуда вообще возникает этническая преступность? Задавая себе такой вопрос, я ответил так: причина в опасности замкнутых этнических сообществ, куда не проникает свет нашей цивилизации, нет ни духовного, ни даже политического нашего влияния.

Формирование замкнутых этнических сообществ, недоброжелательно относящихся к коренному населению России, нежелание многих мигрантов интегрироваться в российское общество, учить язык, изучать нашу культуру, их пренебрежение российскими законами — всё это является серьёзной угрозой и вызовом нашему государству, обществу и особенно нашим традиционным духовно-нравственным ценностям, что очень опасно для культуры в целом и культуры межличностных отношений, которая уже давно сформировалась в России».

«Поэтому хотел бы поблагодарить Следственный комитет — и главу Следственного комитета, и всех вас — за вклад в обсуждение этих вопросов на различных площадках. Одной из таких площадок был Высший Церковный Совет, где были поставлены эти задачи и в обсуждениях принимали участие ваши коллеги. Конечно, необходим общенациональный консенсус относительно тех вызовов, которые несет миграция. Наша страна успешно справлялась со страшными вызовами, связанными с внешней агрессией, и всякий раз побеждала. Но ведь то, что сегодня происходит, — это не внешняя агрессия. Эти люди, иногда получая наше гражданство, иногда не получая, создают группы, склонные к насилию ради достижения своих целей. Полагаю, что этой теме все мы должны уделять особое внимание — в первую очередь, конечно, правоохранительные органы; но и Церковь не освобождает себя от участия в решении этих проблем и готова вносить свой вклад», - заверил Первосвятитель.

«Думаю, нам предстоит серьёзный разговор о причинах кризисных явлений, которые возникли в нашем обществе ввиду притока мигрантов, и по культуре, и по образованию, и по вероисповеданию отличающихся от тех людей, которые традиционно составляли нашего общество. И позвольте еще раз поблагодарить Следственный комитет за внимание к сохранению русской национальной идентичности, последовательное и честное отношение к вызовам миграции. Вы вносите большой вклад в общественную дискуссию на эту тему, и в этом проявляется ваша забота. Когда я говорю "ваша забота", я имею в виду всех — от самого высокого начальства и до молодых людей, которые только вошли в эту систему, но осознают себя как полноценные ее сотрудники.

В завершение хотел бы вернуться к теме нашего сотрудничества. Весь исторический опыт показывает, что стремление к справедливости должно заключать в себе нравственное содержание — во все времена, во всех странах и при любом государственном устройстве. Справедливость нельзя оторвать от нравственности. Там, где нарушаются нравственные законы личной, семейной, общественной жизни, там нарушается справедливость. Поэтому важно не допустить формального подхода к защите справедливости, не дать ей превратиться в свою противоположность. Ведь борьба за справедливость может обернуться тяжкими последствиями — мы помним, как это было в нашем недавнем прошлом. Хотел бы выразить удовлетворение в связи с тем, что Следственный комитет уделяет особое внимание духовно-нравственной составляющей в деятельности коллектива. По инициативе Александра Ивановича и по моему благословению в январе этого года у Следственного комитета появился, наконец, свой главный храм — храм в честь великомученика Никиты в Старой Басманной слободе, память которого будет праздноваться в это воскресенье. А храм, всегда это подчеркиваю, это средоточие духовной жизни, отправная ее точка, место, где человек предстоит пред Богом, место, где может состояться диалог человека с Богом — с самыми целительными, с самыми прекрасными последствиями для личности.

Выражаю надежду на то, что успешное развитие взаимодействия Русской Православной Церкви с силовыми структурами, в частности, со Следственным комитетом Российской Федерации, будет и впредь приносить добрые плоды в сфере установления подлинной справедливости в нашем обществе.

Благодарю всех вас за внимание и желаю крепкого здоровья, сил и помощи Божией в вашем дальнейшем ответственном служении Отечеству», - заключил Предстоятель Русской Церкви.

В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы сотрудников Следственного комитета и учащихся ведомственных образовательных организаций о нравственных авторитетах, о противодействии деструктивной идеологии среди подростков, об укреплении веры, духовной поддержке близких и другие.

Отвечая на вопрос о том, кто был для него нравственным авторитетом в молодости и помог выбрать путь служения, Святейший Патриарх поделился воспоминаниями о жизни своего деда-исповедника, прошедшего десятки тюрем и лагерей только за то, что он боролся за сохранение православной веры.

До революции дед Василий Степанович работал машинистом на Казанской железной дороге и получал большую зарплату, однако семья жила очень скромно. «И когда бабушка, его жена, стала выяснять, в чём дело, оказалось, что бόльшую часть денег он отправляет на Афон и в другие монастыри, — рассказал Предстоятель. — Поэтому семья жила небогато, хоть и не бедствовала».

«Когда в России взяла верх новая власть, деда посадили, — продолжил рассказ Святейший Патриарх, — и бабушка ему говорит: "Слушай, на кого ты нас оставляешь? Шесть человек детей, как я их прокормлю?" И дед отвечает: "Я иду страдать за Господа — и волос с вашей головы не упадет" (ср. Лк. 21:18). И бабушка рассказывала, как брала зерно из последнего мешочка и пекла лепешечки, пока не увидела, что это зерно кончается. "Собрала я детей, — говорила бабушка, — испекла лепешечки и сказала: дети, а завтра нам уже будет нечего есть, и мы должны готовиться к тому, чтобы умереть. Вот давайте сейчас эти лепешечки съедим, помолимся и ляжем". Мой отец хорошо помнил эту историю и подтверждал, что так и было. Легли, заснули, и вдруг какой-то громкий стук в дверь. Бабушка вскочила: "Кто там?" — "Хозяйка, открывай, товар привезли". Она впопыхах открывает дверь, выходит — никого нет, а рядом стоит большой мешок, и в нём зерно. Что это было — чудо Божие или просто какой-то добрый человек? Но благодаря этому мешку ваш покорный слуга сегодня разговаривает с вами. Потому что Господь действует через людей».

«Может быть, и через вашу работу Он действует, борясь за правду, за установление справедливости, ликвидацию опасных явлений в общественной жизни», — добавил Святейший Патриарх.

Еще одной темой встречи стала поддержка участников специальной военной операции. Отвечая на один из вопросов, Предстоятель подчеркнул: «Священник должен быть среди тех, кто готовится идти в бой, и священник должен находиться там, где из этого боя возвращаются, где он более всего нужен».

«Многие наши братья-священнослужители пали смертью храбрых, не оставляя свою паству. А с другой стороны, они иначе поступить не могли, — сказал Святейший Патриарх. — Так было всегда, так было до революции и так сегодня: священник должен быть со своей паствой, даже — и особенно — в тех обстоятельствах, когда есть риск для самой жизни».

«Поэтому еще раз хотел бы подчеркнуть важность присутствия Русской Православной Церкви сегодня в тех местах, где проводится специальная военная операция. И мы знаем и чувствуем, насколько это присутствие непраздно, насколько оно востребовано», — заключил Первосвятитель.

Поблагодарив Святейшего Патриарха за интересную беседу, председатель Следственного комитета России вручил ему ведомственную медаль «За заслуги» — за большой личный вклад в укрепление духовно-нравственных основ российского общества.

Святейший Патриарх Кирилл передал в дар Следственному комитету икону благоверного князя Александра Невского.

«Хотел бы всей вашей дружине подарить образ святого благоверного князя Александра Невского, который в своей личности соединил политического деятеля, полководца и святого угодника. В каком-то смысле несоединимые служения: быть святым и быть полководцем, ведущим на бой свою рать, — будто бы разные планеты. А на самом деле нет! Всё это соединяется — в том случае, когда целеполагание является не греховным, не бесовским, а Богом оправданным. Защита Отечества, будь то на внешнем контуре, когда идёт борьба с внешним противником, будь то защита населения от преступности, — всё это борьба за правду. И потому я думаю, что образ Александра Невского, борца за Божию правду и одновременно государственного деятеля, уместен в том числе и для вашего ведомства», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Всем присутствующим были вручены иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением.

По завершении встречи состоялся показ для сотрудников ведомства фильма «Дело пастыря», приуроченного к 15-й годовщине интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русская Православная Церковь
Крестный ход – Литургия в движении
Беседа главного редактора журнала «Наука и Религия» Сергея Ключникова с литератором Сергеем Арутюновым
26.09.2025
«Нужно формировать устойчивую православную мораль»
Митрополит Константин принял участие в торжествах в честь 85-летия Петрозаводского государственного университета
25.09.2025
«Танцы с бубнами» закончились
Теперь продолжение переговоров с США бессмысленно и бесполезно
24.09.2025
«Что ж тут хмуриться? Радоваться надо!»
Святейший Патриарх Кирилл выступил с докладом на Собрании игуменов и игумений монастырей
24.09.2025
Глас вопиющего в пустыне
Услышит ли патриарх Варфоломей митрополита Феодосия?
23.09.2025
Все статьи темы
Мигранты в России
В единстве наша сила!
О проблемах межнациональных отношений в России
26.09.2025
Не-е, мы вас резать не будем…
О сложности межнациональных отношений. Взгляд режиссёра
26.09.2025
Страхи и страшилки
О политических последствиях московского Крестного хода
24.09.2025
Комфорт или Родина?
Демографическое спасение русского народа требует от нас жертвенности
23.09.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
Тихое помешательство
В России обсуждают полумиллионный Крестный ход с Патриархом во главе, а с востока движется «ход Тигриный» с Тигром во главе…
26.09.2025
«Один народ, одна судьба, одно бессмертие»
Интервью газете парламентского собрания Союза России и Белоруссии «Союзное Вече»
26.09.2025
Зачем подданным государство?
Ответ на этот вопрос не так очевиден
26.09.2025
Русская история пасхальна
Современная Россия восстала из смерти
25.09.2025
Чисторечие против новояза
Русские патриоты должны стать во главе борьбы за русский язык
24.09.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Русский танкист
26.09.2025 10:51
Страхи и страшилки
Новый комментарий от Бузина Олесь
26.09.2025 10:49
Шок трампонистов
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.09.2025 10:45
Под этим флагом нам и побеждать!
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.09.2025 10:29
Глас вопиющего в пустыне
Новый комментарий от влдмр
26.09.2025 03:47
Когда Конституционный Суд не указ…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.09.2025 20:24