Миновало уже пять лет, как ушел из жизни (20 октября 2018 года) выдающийся мыслитель, публицист и общественный деятель, которого по праву называют патриархом русской национальной идеи, Владимир Николаевич Осипов.
Повторю то, что говорил о Владимире Николаевиче ещё при его жизни…
Вот эти материалы: «Русское поле Владимира Николаевича Осипова»; «Владимир Осипов: "Мы продолжаем путеводную линию славянофилов и Ф.М. Достоевского"»; «Неустанный поборник русского мира»".
И после ухода Владимира Николаевича: «Голос В.Н. Осипова в защиту русских и государственных интересов»; «В.Н. Осипов вмещал в себя всё Святоотеческое предание!».
Считаю, что мы имеем честь проживать в одно время с человеком-легендой, одним из современных классиков русской мысли. Насчет легенды: достаточно прочесть его книгу-воспоминание «Дубравлаг» и понять, через что пришлось дважды пройти юному и молодому человеку в хрущевско-андроповских лагерях! Многие из великих прошли путем от поиска свобод в юности до консерватизма и охранительства в зрелые годы: сам А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.А. Тихомиров, многие другие... И Осипов. Но с учетом становления Владимира Николаевича в советскую эпоху, обращает на себя внимание стремительность превращения общих устремлений Осипова к справедливости вообще в стойкое и глубинное консервативное начало, осмысление исторической миссии России, национальной и социальной справедливости для всего народа, России и мира.
В одном из интервью Владимир Николаевич говорил: «Как мог я просвещал народ… Восемь лет (заключения) – нормально, не обижаюсь. Какой опыт вынес? К сожалению, в момент своего первого ареста я не был верующим. А в лагерях стал православным, и как-то так само собой получилось, что стал и русским националистом, и монархистом. Эта идеология сформировалось у меня в 1963-64-м годах, и она сохраняется по сей день. Разве что "обрастает мясом", скажем так. Из лагеря я вышел с православными и национально-патриотическими взглядами… Такую идеологию условно называют "черносотенной". Но надо сказать, черносотенную идеологию исповедовало всё население московской Руси до Петра I. Все были черносотенцами. Только потом, с появлением западных влияний, оказалось: взгляды практически всех жители московской Руси "какие-то не такие"… Я стал русским националистом в любом значении этого слова. Главное – мой народ. Я должен жить ради моего дорогого русского народа. В этом я видел свою главную обязанность, свой долг. Потом уже я стал приходить к Православию и монархическим убеждениям».
Владимир Николаевич являл собой пример настоящего русского человека: добрейший и душевный, но стойкий и принципиальный, последовательный и неравнодушный, готовый прийти всегда на помощь. Он был неутомимым практическим защитником интересов русских в целом и в каждом конкретном случае. Организовывал митинги, пикеты, обращался с заявлениями во все инстанции по защите конкретных простых людей. Составлял петиции и собирал под ними подписи патриотов против частной собственности на землю, разрушения здравоохранения и сферы образования в нашей стране.
Все труды и выступления, мероприятия и действия Владимира Николаевича были основаны на святоотеческом наследии, заветах наших святых, трудах славянофилов и Достоевского. И в этом смысле национальная идея понятие метафизическое, не способное ни устареть, ни видоизмениться.
А вопросам национальной идеологии Владимиром Николаевичем посвящена отдельная его книга «Возрождение русской идеологии».
Соратники, друзья, почитатели и последователи В.Н. Осипова 25 октября 2025 года в 13.00. на очередных «Осиповских чтениях» (Москва, зал «Омега», Ленинский проспект, д. 146) вновь почтут память выдающегося мыслителя, поделятся своими оценками политических и духовных событий в стране и мире.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель, секретарь МОО «Русское Собрание»