Как мы сообщали, 28 февраля 2024 года в Московском Доме национальностей состоялась научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Первый Русский царь Иван IV (Грозный)» цикла конференций «Собиратели земли Русской» как часть Просветительского проекта Международного Фонда славянской письменности и культуры и его партнеров «Монументальная летопись России», целями которой являются: сохранение истории нашей многонациональной страны для современников и будущих поколений граждан Российской Федерации, в том числе, и на освобожденных территориях; патриотическое воспитание подрастающего поколения и противодействие переписыванию истории.
Организаторы конференции: Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», Общественный Международный фонд славянской письменности и культуры. Материалы об этих конференциях регулярно публикуются на РНЛ.
В конференции приняли участие известные учёные, деятели культуры, православные эксперты, которые размышляли о различных аспектах деятельности первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного.
По итогам конференции была принята Резолюция, в которой содержались пункты, адресованные представителям светской и церковной власти по различным проблемам, обсуждавшимся на конференции.
Международный фонд славянской письменности и культуры направил письма в различные инстанции, в том числе и в Московскую Патриархию. В обращении к нашим церковным властям содержалась просьба создать Комиссию по исследованию Богослужебных текстов преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому и священномученику митрополиту Филиппу Московскому.
Это связано с тем, что, по мнению экспертов, распространяемая СМИ, а порой и учёными, информация о причастности Царя Иоанна Грозного к убийству как преподобномученика Корнилия, так и священномученика митрополита Филиппа – является недостоверной. А она содержится в богослужебных текстах, и таким образом неправда покрывается церковным авторитетом.
Между тем, известные богослужебные тексты – более позднего происхождения, они составлены, как есть основания полагать, политическими врагами Иоанна Грозного, то есть эти тексты политически ангажированы.
И в ответ на это обращение, как сообщил «Русской народной линии» Международный фонд славянской письменности и культуры, из Московской Патриархии поступил ответ за подписью председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Тверского и Кашинского Амвросия.
Ответ был направлен на имя генерального директора Международного фонда славянской письменности и культуры А.В.Бочкарёва: «Уважаемый Александр Владимирович! На Ваше обращение на имя Его Святейшества сообщаю, что предлагаемый Вами к рассмотрению вопрос о назначении Комиссии по исследованию богослужебных текстов прмч. Корнилию Печерскому и сщмч. Филиппу Московскому представляется неприемлемым с учетом ясного и недвусмысленного соборного мнения Русской Православной Церкви о причастности Царя Иоанна Грозного к их убиению, равно как к убиению многих других невинных страдальцев и даже собственного сына (см. доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе 2004 года)».
Ответ митрополита Амвросия вызывает удивление и недоумение, возникает такое ощущение, что Владыка либо не разобрался в этом вопросе, либо держит православных экспертов, грубо говоря, «за дурачков». Как видно из текста, смысл ответа митрополита Амвросия сводится к тому, что Церковь уже якобы выработала ясное и недвусмысленное соборное мнение о причастности Царя Иоанна Грозного к убиению преподобномученика Корнилия и священномученика митрополита Филиппа, а также «к убиению многих других невинных страдальцев и даже собственного сына».
При этом митрополит Амвросий ссылается на доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском соборе 2004 года. Однако православной общественности хорошо известны обстоятельства и подоплёка появления того доклада митрополита Ювеналия, который был подвергнут совершенно справедливой критике в тот момент.
Доклад митрополита Ювеналия был посвящён критике сторонников канонизации Царя Иоанна Васильевича Грозного и старца Григория Ефимовича Распутина. Напомним, что в начале нулевых некоторые активисты призывали к их немедленной канонизации. Поэтому сам по себе доклад митрополита Ювеналия, за исключением некоторых резких и не совсем обоснованных утверждений, вполне можно принять к сведению, как принял его к сведению и Архиерейский Собор.
Больше того, нельзя не согласиться с митрополитом Ювеналием, что попытки давления на священноначалие с целью немедленной канонизации Царя Иоанна Васильевича Грозного и Григория Ефимовича Распутина – являются очевидным проявлением ревности не по разуму. В Церкви так вопросы не решаются. Поэтому критика со стороны митрополита Ювеналия в адрес этих ревнителей не по разуму – справедлива.
Однако тонкость заключается в том, что либералами в церковном сане тогда была проведена настоящая информационная спецоперация. Прикрывшись авторитетом митрополита Ювеналия, который выступал с докладом Собору, некие анонимные его помощники (по слухам среди них были такие люди, как «церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов, тогда состоявший членом комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви и впоследствии уволенный с этой должности, а также другие церковные либералы, которые в начале нулевых годов были в фаворе у священноначалия), подготовили примечания к докладу митрополита Ювеналия. Эти примечания де-юре не являются частью доклада. Ведь доклад обычно публикуется без примечаний. А Архиерейский Собор не утверждал эти примечания – он утверждал доклад митрополита Ювеналия. Примечания были опубликованы отдельно.
В этом и состоит неподобающий церковному сану информационный подлог – прикрывшись саном митрополита Ювеналия и авторитетом Архиерейского Собора, были опубликованы с исторической точки зрения несуразные и клеветнические заметки в адрес Иоанна Васильевича Грозного и Григория Ефимовича Распутина. Там, в этих примечаниях, и про убийство царем собственного сына и про «многочисленные злодения» Иоанна Васильевича.
Клевету на друга Царской Семьи старца Григория Распутина прекрасно разобрал специалист в этой области, автор первой книги, посвящённой Григорию Ефимовичу Распутину, известный писатель и доктор экономических наук Олег Анатольевич Платонов. Он написал об этом подробно в своей статье «Старец Григорий и церковные либералы» в газете «Русский вестник».
Что же касается первого русского Царя, то уровень профессионализма церковных клерков, составлявших приложение, на которое ссылается митрополит Амвросий, как говорится – «ниже плинтуса». Обвинять Иоанна Грозного в убийстве собственного сына, чему нет серьёзных доказательств, кроме разве что «свидетельств» тогдашних «иноагентов», некритически воспринятых историком Н.М. Карамзиным и широко растиражированных художником Ильёй Репиным в его печально знаменитой картине «Иван Грозный убивает своего сына».
Но митрополит Амвросий, ничтоже сумняшеся, приводит эти «доказательства» как установленный исторический факт, также как убиение многих других «невинных страдальцев». А между тем, часто невинными страдальцами были те, кто организовывал заговоры против Царя Иоанна Васильевича Грозного, которые грозили неисчислимыми бедами государству.
Что же касается причастности первого русского Царя к убийству сщмч. Филиппа Московского, которое осуществил якобы по приказу Царя Малюта Скуратов, то о несуразности данного утверждения говорил даже наш Президент Владимир Владимирович Путин Получается, что наш Президент несравненно лучше разбирается в проблеме, чем митрополит Амвросий, который не критически воспроизводит ходульную клевету в адрес Царя Иоанна Грозного и Малюты Скуратова.
Что же касается убийства прмч. Корнилия Печерского, то та легенда, которую рассказывают всем в Псково-Печерском монастыре о кровавой дорожке, о том, как Иоанн Грозный нёс обезглавленное им тело Корнилия в храм, как утверждают историки, является несуразицей. Если прмч. Корнилий и был казнён (а нет даже в его казни твёрдых убеждений), то это произошло никак не в Печорах, а в Пскове. Иоанн Грозный, если и причастен, то только к решению о казни прмч. Корнилия, который то ли имел контакты с изменником Андреем Курбским, то ли был использован изменником, что называется, втёмную.
Хотелось бы, чтобы облечённые высоким саном архиереи, каковым и является митрополит Амвросий, серьёзнее относились к официальным ответам и искали сотрудничества с представителями православной общественности, а не стремились погасить любые инициативы по изучению нашей истории и истории Русской Церкви.
Редакция «Русской народной линии»
32. Ответ на 31, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
тут святых Отцов Первого Собора обманули, подсунув им проблему точки над йотой отведя глаза от катастрофы потери Первой Заповеди- документы Собора подписал Сын Юпитера, некрещенный Царь Константин.
Редакции РНЛ. Доколе вы будете этого оккультиста печатать?Если Вы, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии, в отличии от Карташова и других церковных писателей, которые заметили этот факт, но по соображениям цензуры НЕ акцентировали на нем внимание, подводя читателей к определенному выводу, но не обозначая его, то тогда Вы НЕ ПОЙМЕТЕ ПОДВИГА Святейшего Патриарха Кирилла, который послужил инструментом ВОЗВРАЩЕНИЯ Полноты в Церковь.
Я понимаю, что у Вас такой же ступор, какой был у меня в 2006 году, но я перестал эту тему рассматривать до декабря 2019. А когда разобрался в ней окончательно- то всего через две недели наступило Рождество и Патриарх в интервью Кондрашову рассказал о удивительных событиях, которые ждут Русскую Церковь.
Оккультистов- не люблю. Но если Вы укажете, что Вас конкретно смущает, то готов согласовать термины и отказаться от чего-то, по-Вашему одиозного.
31. Ответ на 30, влдмр:
тут святых Отцов Первого Собора обманули, подсунув им проблему точки над йотой отведя глаза от катастрофы потери Первой Заповеди- документы Собора подписал Сын Юпитера, некрещенный Царь Константин.
Редакции РНЛ. Доколе вы будете этого оккультиста печатать?
30. Ответ на 21, Алекс:
тут святых Отцов Первого Собора обманули, подсунув им проблему точки над йотой отведя глаза от катастрофы потери Первой Заповеди- документы Собора подписал Сын Юпитера, некрещенный Царь Константин.
29. Ответ на 26, Владимир Николаев:
28. Ответ на 27, Владимир Николаев:
на камеру в своих проповедях говорил, что Иван Грозный никогда не будет канонизирован в Русской ПЦ. Никогда ! Он говорил это, когда в Церкви, на уровне Собора, ОТСУТСТВОВАЛА Первая Заповедь. Из-за чего, в свое время Церковь из Апостольской превратилась в Соборную Апостольскую, когда на уровне Собора , в 325 году, ЗАМЕНИЛА СКРИЖАЛЬ с Первой Заповедью - СКРЕПОЙ церковно-государственного Аппарата.
С 7.01.2020 года в Русской Церкви идет постепенный отказ от СКРЕПЫ, а значит Церковь возвращается в состояние Апостольской, наполняя термин Соборная другим смыслом, который ОТСУТСТВОВАЛ ИЗНАЧАЛЬНО- теперь Русская Церковь становится Церковью Тридев/сятого царства, тридев/сятого государства- Путин и Патриарх СОБИРАЮТ Царство, которое противостанет царству Антихриста. То есть начинает создаваться Ковчег Спасения, который в свое время хотел построить Игумен Святой Руси Иван Грозный, но не смог, поскольку не мог тогда опереться на Соборную Апостольскую Церковь. А теперь, после обретения Первой Заповеди 27.02.2020 года, не даром же Патриарх ездил за ней в Иорданию, все может измениться.
Церковь, осознав ВКЛАД Ивана Грозного в исполнении Задания данного Богом Русскому Народу КАНОНИЗИРУЕТ этого Русского Царя
27. Покойный ныне протоиерей Дмитр Смирнов
26. ответ на 12 апографу
Вынести вопрос на Архиерейский СОБОР РПЦ МП -- ну сейчас Арх Собор РПЦ нельзя собрать из-зв войны. Вопрос о канонизации царя Ивана Грозного -- долго, долго и долго решаться не будет
25. Ответ на 15, Человек:
смущений, смущений очень много по Ивану Грозному, смущения не дают канонизировать подвижник.
смущения есть сейчас при канонизации Александра Суворова, но больше положительного, чем отрицательного. В жизни Суворова есть отрицательные моменты, но больше положительных несмущений.
24. О несуразности данного утверждения говорил даже наш Президент
23.
Не начинал пока. А Вы что пьёте?