28 февраля в Московском Доме национальностей в формате выступления экспертов прошла научно-практическая конференция «Собиратели земли Русской. Первый Русский Царь Иван IV (Грозный)», сообщает наш корреспондент.
Конференция проходила в рамках совместного просветительского проекта Общественного международного фонда славянской письменности и культуры (ОМФСПиК) и информационно-аналитической службы «Русская народная линия» «Монументальная летопись России».
Конференция открылась общей молитвой, затем заместитель генерального директора ОМФСПиК Леонид Юрьевич Редкий, который был ведущим конференции, поприветствовал участников мероприятия и зачитал приветствие игумена Хиландарского монастыря Святой горы Афон архимандрита Мефодия.
В своём послании о.Мефодий отметил, что связь сербского и русского народов существует с древних времён. Ещё в 12-м веке русские Афонские монахи приходили на двор сербского Великого жупана (князя) Стефана Немани (в монашестве преп. Симеон Мироточивый) с просьбой о милостыне. «С одной такой группой монахов уходит на Афон сын Немани Растко (Ростислав) и принимает монашеский постриг в русском монастыре Старый Руссик с именем Савва (Святой Савва Сербский). Сербский Афонский монастырь Хиландар основан в конце 12-го века Святыми Симеоном и Саввою. Он является единственным сербским духовным очагом, который не угасал в течение всего своего существования. Искры его пламени доходили и до Москвы… Ещё в 16-м веке значение Хиландара было оценено царём Иваном IV Василевичем, который пожаловал Хиландарскому монастырю грамоту 1556 (июля месяца), где давалось право свободного и беспошлинного проезда по территории России с правом сбора милостыни, и другую грамоту 1571 (марта месяца), где подтверждалось право обители иметь собственное подворье в Китай-городе близ Кремля, на улице Никольская (напротив Богоявленского монастыря). Эти жалования подтверждали последующие цари своими грамотами – Фёдор Иоаннович (1586), Борис Годунов (1603), Михаил Романов (1624) и Алексей Михайлович (1652)».
«А в сердцах наших и на богослужениях, пока существует наша обитель, будет священно хранится молитвенная память о благочестивых русских царях, князьях, ктиторах и приложниках, как и записано в Хиландарской проскомидии 16-го и 17-го веков. Ежегодно в Хиландар приезжает большое количество паломников, в том числе и из России, чем поддерживается и укрепляется связь не только между нашими церквями, но и между нашими народами, что с каждым годом становится всё более значимым на фоне увеличивающегося давления запада и западных ценностей на всю общность славянских народов», – отметил сербский игумен.
Выступивший первым доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средних веков и нового времени Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Иванович Реснянский дал характеристику всем критикам Иоанна Грозного, отметил, что раздутая тема «репрессий Ивана Грозного» призвана скрыть реальные масштабные репрессии того времени в Голландии, Франции, Англии и других европейских стран.
Председатель общества сербско-русской дружбы «Завет» (Республика Сербская) Саво Цветинович в своём выступлении напомнил о сербских корнях бабки первого русского царя Анны Глинской-Якшич, а также о сербских корнях и бабки Иоанна Васильевича по отцовской линии Софьи Палеолог.
Историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин рассказал, как по благословению старца Николая Гурьянова, он был одним из организаторов конференции по очищению от клеветы имён царя Иоанна Васильевича Грозного и Григория Ефимовича Распутина. Тогда в ответ на эту конференцию тогдашние патриархийные функционеры организовали в рамках Рождественских чтений кампанию против конференции. Одним из главных был нынешний релокант Сергей Чапнин, а также эмигрант из США Александр Дворкин. Л.Е. Болотин обратился с призывом к Патриарху Кириллу инициировать дело с разбором клеветы на первого русского Царя.
Настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, член Союза писателей России игумен Кирилл (Сахаров) напомнил, что в святцах Коряжемского монастыря говорится об обертении «телеси великомученика царя Иоанна», а при императоре Александре III Иоанн Грозный почитался как местночтимый святой. Выступающий отметил, что первый русский царь разгромил оккультный Ливонский орден, на что не всегда обращают внимание. Отец Кирилл отметил, что причастность царя к убийству прпмч. Корнилия, сщмч. Митрополита Филиппа является неправдой, как и обвинения в многочисленных репрессиях и предложил установить памятники Иоанну Васильевичу во всех городах им основанных.
Главный редактор журнала «Славянка», член Союза писателей России Сергей Владимирович Тимченко напомнил, что в журнале «Славянка» было много публикаций об Иоанне Васильевиче, а сам он почитает государя как великомученика, который нёс бремя правления Россией, зная, что убили его жену и его детей. Мы сегодня не почитаем царя Иоанна по неверию нашему. Как и по неверию нашему не почитаем должным образом царя-мученика Николая II. А эти два государя составляют полноту царского служения, отметил С.В. Тимченко.
Текст выступления военного историка, писателя Бориса Глебовича Галенина «Царь Иван Грозный vs воеводы Андрея Курбского» опубликован на «Русской народной линии».
Инициатор установки памятника Царю Иоанну Васильевичу в городе Александрове, меценат, председатель Общественной палаты г. Александрова, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области Михаил Михайлович Кривоносов размышлял о вкладе первого русского Государя в развитие русской государственности.
Автор памятника Царю Иоанну Васильевичу в городе Орле, Академик Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России, скульптор Олег Иванович Молчанов предложил создать летопись царствования Иоанна Грозного, напомнив, что именно при нем были прославлены святые Пётр и Феврония, которые почитаются ныне как покровители семьи и супружеской верности. Скульптор посетовал, что мы постоянно оглядываемся, когда намереваемся почтить память Иоанна Грозного. Он отметил, что нужен памятник первому русскому Царю вместе с его духовным наставником святителем Макарием.
Инициатор установки памятной доски первому русскому царю Иоанну Васильевичу на стене центра знаменитого русского путешественника протоиерея Феодора Конюхова в Москве, генерал-полковник казачьих войск, председатель Совета атаманов России, атаман Мещерского войска, ветеран боевых действий Валерий Васильевич Камшилов рассказал о том, как появилась эта инициатива. Во время его выступления демонстрировался ролик об установке доски Иоанну Грозному. По окончании выступления президент Всероссийского фонда образования Сергей Константинович Комков вручил атаману В.В. Камшилову медаль «За трудовое отличие» от имени организации «Трудовая доблесть России». Он отметил, что Валерий Васильевич «привык трудиться».
Кандидат исторических наук, научный сотрудник «Русского издательского центра имени Святого Василия Великого», соавтор исследовательского проекта, посвященного изучению хронологии и персоналиям эпохи Царя Иоанна Васильевича, соредактор и соавтор комментариев книги «Коряжемские Святцы» Павел Геннадиевич Петин рассказал о своих розысканиях об обстоятельствах кончины сщмч. митрополита Филиппа и прпмч. Корнилия Псково-Печерского. Выступающий представил собравшимся сведения об упоминаниях кончины митрополита Филиппа в летописях и появлении разных редакций жития предстоятеля Русской Церкви.
Председатель Антинацистского Международного комитета, писатель Валентин Николаевич Халецкий рассказал о подготовке им книги, посвящённой первому русскому Царя Иоанну Грозному.
Выступивший дистанционно из Санкт-Петербурга доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ протодиакон Владимир Василик рассказал об источниках негативных оценок деятельности царя Иоанна Грозного. Выступающий обратил внимание на глубокую религиозность государя, на присущее ему ответственное отношение к своему служению, на его веру и покаяние. Он отметил, что царь Иоанн ощущал свою ответственность именно перед Богом, а не перед земной Церковью.
Затем участники конференции прослушали записи выступлений автора очерка о бабушке царя Иоанна Васильевича княгине Анне Якшич православного публициста, председателя «Русского Собрания в Сербии», генерального секретаря «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия) Ранко Гойковича; члена Правления Союза писателей России, заместителя председателя Правления, генерального директора Союза писателей России Василия Владимировича Дворцова и историка, члена Союза писателей России Валерия Евгеньевича Шамбарова.
С кратким заключительным словом к собравшимся обратился соорганизатор конференции историк, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов, который отметил, что мы живём поистине в эпоху, как выражался Конфуций, «исправления имён» (видать неслучайно мы дружим теперь с Китаем). Первый Русский Царь Иоанн Грозный стоит в ряду великих русских государственников рядом с Петром Великим и Иосифом Сталиным, которые в наилучшей форме реализовали главный принцип русской цивилизации – государствоцентричность. Русское отношение к государству кардинально отличается от западного. На Западе государство противопоставлялось обществу, и задача ставилась освободить общество от влияния государства. В русском мировоззрении государство – форма бытия русского народа, отсюда и отношение к Государю, как к отцу, к царю-батюшке.
По окончании конференции было принято решение собрать все предложения прозвучавшие в выступлениях и направить обращение от имени ОФСПиК в органы государственной власти.
2. врагам
1. счастье народное