Я знал об этом еще в декабре, когда гроб с останками владыки Феофана был перевезён из Перми в посёлок Вырицу под Петербургом, но, что называется, дал подписку о неразглашении – не мог публично сообщить эту новость, хотя, как у всякого журналиста, «руки чесались».
Теперь можно. На официальной страничке Вконтакте храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице в Рождественский сочельник появилось сообщение: «В Сочельник Рождества Христова были отслужены Заупокойная лития и Панихида о приснопоминаемом архиепископе Феофане (Быстрове) у места его упокоения в крипте Казанской церкви Вырицы». И появилось фотоподтверждение.
Фото со страницы Казанской церкви
Именно в Рождественский сочельник в 1873 году в селе Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии и родился будущий архиерей – в миру Василий Дмитриевич Быстров.
Дело в том, что настоятелем знаменитой Казанской церкви в Вырице, где покоятся мощи прп. Серафима Вырицкого, является протоиерей Георгий Николаевич Преображенский, сын клирика Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерея Николая Ивановича Преображенского. Они являются дальними родственниками святителя Феофана (прабабушка отца Георгия была родной сестрой святителя). Именно отец Георгий перевёз в декабре гроб с останками своего дальнего родственника из Перми в Вырицу.
История с эксгумацией и переносом останков архиепископа Феофана (Быстрова; 1872-1940) тянется уже много лет. Организаторы получили благословение еще от митрополита Иоанна (Снычёва), преставившегося в 1995 году. Долгое время ушло на согласование с РПЦЗ, властями Франции и России. Наконец, 21 июля 2022 года состоялась эксгумация останков во Франции в коммуне Лимре (департамент Эндр и Луара) в присутствии временного управляющего Корсунской епархией Русской Православной Церкви архиепископа Мадридского и Лиссабонского Нестора, и 22 июля останки были отправлены самолётом из Франции через Стамбул в Санкт-Петербург. Как сообщалось, перезахоронение планируется на территории музея-некрополя «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (там похоронены родственники архиепископа Феофана, и некоторые дальние родственники настаивали на подзахоронении останков именно там). Перенос останков случился, кстати, в год, когда по юлианскому календарю исполнилось 150 лет со дня рождения святителя.
На следующий день 23 июля «Русская народная линия» сообщала, что останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) прибыли в Александро-Невскую лавру, где их встретили православные верующие. Гроб был перенесён в крипту Свято-Троицкого собора. В этом сообщении уже говорилось, что еще решается вопрос о месте захоронения.
Две дальние родственницы настаивали на захоронении останков на Волковском кладбище, апеллируя к «праву семьи» (хотя всякому ясно, что у монаха нет никакой семьи). Первоначально высказывалась идея о захоронении владыки на монастырском участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры, но к моменту прибытия останков место на кладбище было занято, а другого места почему-то искать не захотели. Возможно, из-за скандальности ситуации с родственницами.
Начались мытарства останков святителя по России (частично они описаны в статье на «Русской народной линии» Елены Викторовны Кругловой, которая выступила от имени организации «Лествица» и других членов Оргкомитета по возвращению Честных останков архиепископа Полтавского и Переяславского из Франции в Россию). Неприемлемость для архиерея, тем паче столь известного, подзахоронения в общую могилу на Волковском кладбище и непонятная позиция Александро-Невской Лавры привели к тому, что организаторам пришлось забрать гроб с останками и срочно решать, как поступить дальше.
И тут кому-то пришла в голову шальная мысль отвезти останки в ту часть Полтавской епархии, которая была к тому времени освобождена русской армией (ныне часть Луганской народной республики). Однако после прибытия туда выяснилось, что тамошние церковные и светские власти отказались принимать останки. В это время на линии боевого соприкосновения оказался священник из Пермской епархии, который предложил отвести останки в Пермь. В этом тоже была своя логика – именно на территории тогдашней Пермской губернии были убиты духовные чада святителя Феофана – Святая Царская Семья.
В марте 2024 года я был в командировке в Перми, и под страшным секретом меня отвезли в храм, в алтаре которого находились останки святителя Феофана, и мы со священниками совершили панихиду о упокоении души святителя. К слову, место пребывания останков было весьма достойным. Другое дело, что нельзя было публично об этом сообщать.
Однако две женщины – дальние родственницы архиепископа Феофана (одна из США, другая из Санкт-Петербурга) – не унимались: они бомбили Патриархию письмами, грозили судами, приезжали даже в Пермь, требуя отдать им останки. Святейший Патриарх Кирилл благословил решать эту проблему викарию Санкт-Петербургской епархии, ректору Духовных школ (преемнику по должности архиепископа Феофана) епископу Петергофскому Силуану. И вот, наконец, решение найдено. Решение достойное.
Теперь все могут вздохнуть облегчённо: наконец-то эта история с останками архиепископа Феофана, которые были еще в 2022 году эксгумированы во Франции и перевезены в Санкт-Петербург, пришла к мирному и всех устраивающему (за исключением двух неугомонных и далёких от Церкви родственниц) финалу.
Теперь, будем надеяться, у всех почитателей памяти святителя Феофана, который, уверен, скоро будет канонизирован Русской Православной Церковью, появится возможность помолиться у его гробницы.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
Монах Макарий, епископ Феофан (Быстров), Григорий Распутин-Новый. 1911 г. Верхотурский монастырь
3. Кощунственные манипуляции с пророчеством Архиепископа Феофана Полтавского
Предсказание начало сбываться спустя 52 года после кончины архипастыря. В связи с тем, что на момент смерти главы Российского Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича в 1992 г. не осталось ни одного члена династии Романовых мужского пола, новой Главой Российского Императорского Дома в силу статьи 30 Основных государственных законов Российской империи стала дочь почившего Великая Княгиня Мария Владимировна.
Если допустить печальное предположение, что ныне здравствующая старшая линия Дома Романовых пресечется, дальнейшее наследование продолжится в линиях Великих Княгинь Марии Кирилловны и Киры Кирилловны, Елены Владимировны, Марии Александровны и так далее, вплоть до потомства Королевы Нидерландов Анны Павловны (дочери Императора Павла I).
Таким образом, кто бы ни стал в дальнейшем царем в случае восстановления монархии в России, он будет «из династии Романовых по линии матери».
Клятвопреступникам Утвержденной грамоты 1613 года это чрезвычайно не по душе. Например, в книге: Фомин С. Россия перед Вторым Пришествием. – М., 1993. – С. 324; пророчество святителя Феофана (Быстрова) было злонамеренно и кощунственно искажено. Из приведенной цитаты изъято всё, что относится к дому Романовых. Более того, составитель сборника не постеснялся снабдить извращенный им текст предсказания владыки Феофана таким добавлением: «О происхождении последнего царя высказываются противоречивые суждения. Одни утверждают, что будет он из рода Романовых, другие обращают внимание на слова владыки Феофана Полтавского – «предъизбранный Самим Господом» (Ук. соч., - С. 324).
Уличенный в фальсификации, во втором издании г-н Фомин привел все-таки ссылку на пророчество Феофана Полтавского о Доме Романовых, но вновь в искаженном виде, не по первоисточнику, а почему-то со ссылкой на статью своего единомышленника по цареборчеству Л. Болотина, с нелепым и голословным комментарием (Фомин С. Россия перед Вторым Пришествием. – М.: Адрес-пресс, 2001. – С. 426).
Данные факты красноречиво свидетельствуют, что революция, рядящаяся в псевдоправославные и псевдомонархические одежды – революция наиболее отвратительная и богопротивная, продолжает свою изощренную работу по разложению сознания нашего народа.
2. Пророчество Архиепископа Феофана Полтавского
"О Россия, Россия!.. Как она страшно погрешила перед благостью Господней. Господь Бог благоволил России дать то, чего ни одному народу на земле не давал. И этот народ оказался таким неблагодарным. Оставил Его, отрекся от Него, и потому Господь предал его бесам на мучение. Бесы вселились в души людей, и народ России стал одержимым, буквально бесноватым. И все то, что мы слышим ужасного о том, что творилось и творится в России: о всех кощунствах, о воинственном безбожии и богоборчестве, - всё это происходит от одержимости бесами.
"Но одержимость эта пройдет по неизреченной милости Божией, народ исцелится. Народ обратится к покаянию, к вере. Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет.
"Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит Православную Монархию. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на престоле. Он будет большим реформатором, и у Него будет сильная Православная Вера. Он низринет неверных иерархов Церкви. Он сам будет выдающейся личностью с чистой святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из Династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всем. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго. Вскоре будет то, о чем говорит апостол Иоанн в Апокалипсисе".
Бэттс Ф., Марченко В. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940). – М., 1994. – С. 89
1.