Я знал об этом еще в декабре, когда гроб с останками владыки Феофана был перевезён из Перми в посёлок Вырицу под Петербургом, но, что называется, дал подписку о неразглашении – не мог публично сообщить эту новость, хотя, как у всякого журналиста, «руки чесались».
Теперь можно. На официальной страничке Вконтакте храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице в Рождественский сочельник появилось сообщение: «В Сочельник Рождества Христова были отслужены Заупокойная лития и Панихида о приснопоминаемом архиепископе Феофане (Быстрове) у места его упокоения в крипте Казанской церкви Вырицы». И появилось фотоподтверждение.
Фото со страницы Казанской церкви
Именно в Рождественский сочельник в 1873 году в селе Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии и родился будущий архиерей – в миру Василий Дмитриевич Быстров.
Дело в том, что настоятелем знаменитой Казанской церкви в Вырице, где покоятся мощи прп. Серафима Вырицкого, является протоиерей Георгий Николаевич Преображенский, сын клирика Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга протоиерея Николая Ивановича Преображенского. Они являются дальними родственниками святителя Феофана (прабабушка отца Георгия была родной сестрой святителя). Именно отец Георгий перевёз в декабре гроб с останками своего дальнего родственника в Перми в Вырицу.
История с эксгумацией и переносом останков архиепископа Феофана (Быстрова; 1872-1940) тянется уже много лет. Организаторы получили благословение еще от митрополита Иоанна (Снычёва), преставившегося в 1995 году. Долгое время ушло на согласование с РПЦЗ, властями Франции и России. Наконец, 21 июля 2022 года состоялась эксгумация останков во Франции в коммуне Лимре (департамент Эндр и Луара) в присутствии временного управляющего Корсунской епархией Русской Православной Церкви архиепископа Мадридского и Лиссабонского Нестора, и 22 июля останки были отправлены самолётом из Франции через Стамбул в Санкт-Петербург. Как сообщалось, перезахоронение планируется на территории музея-некрополя «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (там похоронены родственники архиепископа Феофана, и некоторые дальние родственники настаивали на подзахоронении останков именно там). Перенос останков случился, кстати, в год, когда по юлианскому календарю исполнилось 150 лет со дня рождения святителя.
На следующий день 23 июля «Русская народная линия» сообщала, что останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) прибыли в Александро-Невскую лавру, где их встретили православные верующие. Гроб был перенесён в крипту Свято-Троицкого собора. В этом сообщении уже говорилось, что еще решается вопрос о месте захоронения.
Две дальние родственницы настаивали на захоронении останков на Волковском кладбище, апеллируя к «праву семьи» (хотя всякому ясно, что у монаха нет никакой семьи). Первоначально высказывалась идея о захоронении владыки на монастырском участке Никольского кладбища Александро-Невской Лавры, но к моменту прибытия останков место на кладбище было занято, а другого места почему-то искать не захотели. Возможно, из-за скандальности ситуации с родственницами.
Начались мытарства останков святителя по России (частично они описаны в статье на «Русской народной линии» Елены Викторовны Кругловой, которая выступила от имени организации «Лествица» и других членов Оргкомитета по возвращению Честных останков архиепископа Полтавского и Переяславского из Франции в Россию). Неприемлемость для архиерея, тем паче столь известного, подзахоронения в общую могилу на Волковском кладбище и непонятная позиция Александро-Невской Лавры привели к тому, что организаторам пришлось забрать гроб с останками и срочно решать, как поступить дальше.
И тут кому-то пришла в голову шальная мысль отвезти останки в ту часть Полтавской епархии, которая была к тому времени освобождена русской армией (ныне часть Луганской народной республики). Однако после прибытия туда выяснилось, что тамошние церковные и светские власти отказались принимать останки. В это время на линии боевого соприкосновения оказался священник из Пермской епархии, который предложил отвести останки в Пермь. В этом тоже была своя логика – именно на территории тогдашней Пермской губернии были убиты духовные чада святителя Феофана – Святая Царская Семья.
В марте 2024 года я был в командировке в Перми, и под страшным секретом меня отвезли в храм, в алтаре которого находились останки святителя Феофана, и мы со священниками совершили панихиду о упокоении души святителя. К слову, место пребывания останков было весьма достойным. Другое дело, что нельзя было публично об этом сообщать.
Однако две женщины – дальние родственницы архиепископа Феофана (одна из США, другая из Санкт-Петербурга) – не унимались: они бомбили Патриархию письмами, грозили судами, приезжали даже в Пермь, требуя отдать им останки. Святейший Патриарх Кирилл благословил решать эту проблему викарию Санкт-Петербургской епархии, ректору Духовных школ (преемнику по должности архиепископа Феофана) епископу Петергофскому Силуану. И вот, наконец, решение найдено. Решение достойное.
Теперь все могут вздохнуть облегчённо: наконец-то эта история с останками архиепископа Феофана, которые были еще в 2022 году эксгумированы во Франции и перевезены в Санкт-Петербург, пришла к мирному и всех устраивающему (за исключением двух неугомонных и далёких от Церкви родственниц) финалу.
Теперь, будем надеяться, у всех почитателей памяти святителя Феофана, который, уверен, скоро будет канонизирован Русской Православной Церковью, появится возможность помолиться у его гробницы.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
Монах Макарий, епископ Феофан (Быстров), Григорий Распутин-Новый. 1911 г. Верхотурский монастырь