Сегодня исполнилось 65 лет нашему автору, художественному руководителю, директору и режиссёру-постановщику православного драматического театра «Странник» Владимиру Николаевичу Уварову. Редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляет Владимира Николаевича с юбилеем, желает ему многая и благая лета, помощи Божией, творческих успехов.
8 июня, в праздник Святой Троицы, театр «Странник» провел творческий вечер Владимира Уварова «Портрет режиссера» (к 65-летию). Он прошел в форме беседы со зрителями, где режиссер рассказал о своем творческом пути, и открытой репетиции с актерами. Были представлены отрывки из спектаклей театра «Странник».
В начале вечера В.Н. Уваров поставил перед зрителями вопрос: из чего создается спектакль? Он напомнил, что в свое время Анна Ахматова писала о рождении стихов («Мне не к чему одические рати», 1940):
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Так, отметил режиссер, и с театром.
Затем художественный руководитель театра «Странник» напомнил, как в 2007 г. зародился театр. В те теперь уже далекие времена на счет появления православного театра даже в самой православной среде были разные суждения. Многие отнеслись к его появлению со скепсисом, говорили: зачем нам православный театр, считая, что Православие и театр – несовместимые вещи, как, например, Православие и цирк. Но было и другое мнение, которое в конечном счете и возобладало. Вскоре театр «Странник» участвовал в фестивале «Золотой Витязь» Н.П. Бурляева, где, собственно, и получил первое признание.
В.Н. Уваров отметил, что еще с советского времени в умах людей сложилось ложное мнение о том, что якобы в старину актеров хоронили вне церковной ограды, не отпевали. Разве это на самом деле было так? Ведь крупнейшие актеры Царской России были глубоко верующими православными христианами, как на самом деле и многие поэты, писатели. Другое дело, что в те времена ситуация в среде интеллигенции была такая, что многие из них скрывали тот факт, что являлись верующими людьми. Скрывал это, например, писатель И.А. Гончаров, который, как говорят, на самом деле не пропустил ни одной церковной службы, да и А.П. Чехов на самом деле был православным человеком. Только невежественные люди считали, что театр не имеет никакого отношения к Церкви.
Еще в 1551 г., отметил режиссер, на Стоглавом соборе, при Иване Грозном, было принято решение учредить в стране духовные школы, так как уровень элементарной грамотности у тогдашнего духовенства был очень низок. Вскоре, через 2-3 года, при духовных школах были учреждены театры, которые показывали постановки из Священной истории. Мало того, вскоре уже состоялись и первые гастроли, в ходе которых тогдашние актеры совершали путешествия по стране. Не случайно Симеон Полоцкий и многие другие известные деятели культуры, причастные к развитию русского театра, были монашествующими. Значит, подчеркнул Уваров, русский драматический театр родила именно Церковь.
Другое дело, отметил выступающий, это скоморохи. Стоглавый собор запретил выступать скоморохам в период Великого поста. Да, скоморохи преследовались Церковью, но и то, получается, им запрещали выступать, даже при Иване Грозном, только Великом постом! Но на самом деле как раз скоморошество было за что преследовать. Они, как правило, исполняли исключительно похабщину, да еще и с матом, при этом глумились над Церковью и священнослужителями. Когда Ролан Быков готовился к исполнению роли скомороха в фильме «Андрей Рублев», то пришел в ужас, доподлинно узнав, что конкретно исполняли средневековые скоморохи. Но, отметил режиссер, драматический театр никакого отношения к скоморошеству не имеет. Драматический театр тесными узами связан с Церковью.
Затем В.Н. Уваров стал рассуждать о том, к чему все-таки призван драматический театр. По его словам, в театре, прежде всего, должна ставиться проблема верующего человека. Необходимо, что отмечал в свое время еще К.С. Станиславский, изучать, постигать человеческую душу. При этом, добавил художественный руководитель театра «Странник», искусство напрямую влияет на нашу жизнь. Так, в повести Н.В. Гоголя «Портрет» говорится про искусство: «Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу…» Говоря о предназначении искусства, можно также вспомнить и слова Ф.М. Достоевского из его рабочей тетради: «В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное – ничего и не значит. Такая художественность нелепа...».
В ходе творческого вечера В.Н. Уварова на сцену был приглашен многолетний главный редактор (ныне – редактор) «Православного радио Санкт-Петербурга» Василий Иванович Стамов, который напомнил, что православный театр «Странник» зародился из радиотеатра. Еще в 2004 г. был поставлен радиоспектакль «Начальник тишины» по произведению инока Всеволода (Филипьева) (ныне монах Селафиил), имевший огромный успех. Затем был поставлен радиоспектакль «Тарас Бульба» по одноименному произведению Н.В. Гоголя. В.И. Стамов подарил В.Н. Уварову книгу, посвященную истории русского театра, и, будучи многолетним певчим в церковном хоре, проникновенно исполнил виновнику торжества «Многая лета».
Юрий Иосифович Пейсахович, доктор философии, заслуженный деятель русской культуры, профессор, поэт, и его супруга Марина Пейсахович, фотохудожник, лауреат международных конкурсов, также сердечно поздравили Владимира Николаевича и вручили ему книгу «Великие православные святыни».
В.Н. Уваров в своем выступлении отметил, что буквально с момента создания театра огромную роль в его становлении сыграл Антон Медведский, музыкальный редактор, композитор. Многие песни, звучащие в спектаклях «Странника», были написаны именно им. В ходе творческого вечера была исполнена одна из них, из спектакля «Дары четвертого волхва» по мотивам рассказа священника Георгия Петрова «Дары Артабана».
В ходе вечера зрителям была показана финальная сцена спектакля «Раскольников» по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Актриса театра и кино Наталья Борисовна Эсхи, лауреат премии «Золотой софит», также поздравила Владимира Николаевича и исполнила песню Александра Вертинского «Над розовым морем».
Затем в ходе творческого вечера состоялась открытая репетиция Школы-студии драматического искусства при театре «Странник». Зрителям были представлены фрагменты спектакля «Стеклянный зверинец» по произведению Теннесси Уильямса. Слушатели Школы-студии и актеры Православного театра «Радуйся» при подворье Александро-Свирского монастыря также поздравили В.Н. Уварова.
Актриса театра «Странник» София Харлапенкова-Гедимина исполнила песню на стихи Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья». Были и другие поздравления, адресованные Владимиру Николаевичу.
Во второй части творческого вечера зрителям были показаны отрывки из одного из первых спектаклей театра «Странник» – «Портрет» по одноименной повести Н.В. Гоголя.
Подводя итоги вечера, В.Н. Уваров подчеркнул, что театр и зрители не должны ни в коем случае существовать сами по себе. Наоборот, зритель является сотворцом происходящего на сцене.
Прозвучали и поздравления в адрес Владимира Николаевича и от благодарных зрителей. Одна из них рассказала о том, как в трудный период своей жизни стала посещать спектакли театра со своей дочерью, которая, подрастая, потом уже стала самостоятельно ездить в «Странник», всецело проникшись идеями театра. Отвечая на один из вопросов, В.Н. Уваров рассказал о том, что в детстве и не думал связывать свою жизнь с театром, а мечтал стать художником, обучаясь в художественной школе в Новгородском Кремле. Огромное неиссякаемое впечатление на него произвел фильм «Гамлет», поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1964 году Григорием Козинцевым по одноименной трагедии Шекспира в переводе Бориса Пастернака, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. После этого юный Владимир буквально заболел театром.
Напомним, что ранее в своем интервью «Мы долго вынашивали идею создания русского театра» Владимир Николаевич Уваров рассказал, как пришел к Богу и Церкви: «Да как и многие, через жизненные потрясения. Вернее, даже не к Богу (ощущение, что мы сотворены и над нами Кто-то есть, что есть Бог - у меня было, пожалуй, всегда), а в Церковь, к Православию, ко Христу. Но и блуждания на стороне поначалу были: буддизм, даже с кришнаитами по молодости сблизился… Слава Богу ненадолго, Господь отвел».
Всё начиналось с «Православного радио Санкт-Петербурга», где в 2004 году Владимир Николаевич Уваров со своими друзьями-коллегами организовал радиотеатр «Странник». «Начальник тишины», «Тарас Бульба» - всего 20 радиоспектаклей по страницам классики с участием Народных артистов - Великих актеров - Православных артистов, таких как Николай Николаевич Трофимов, Петр Сергеевич Вельяминов, Иван Иванович Краско, Георгий Алексеевич Корольчук, Дмитрий Анатольевич Быковский-Ромашов, Александр Анатольевич Лыков и др. Через несколько лет радиотеатр вышел на сцену – Владимир Николаевич Уваров организовал в Санкт-Петербурге Православный драматический театр «Странник», который действует на территории завода АТИ (Санкт-Петербург, ул. Цветочная, д. 16).
Биографическая справка
Владимир Николаевич Уваров окончил Воронежский институт искусств (театральный факультет, специализация: актер театра и кино) в 1987 г. В течение творческой деятельности осуществил около 40 постановок в театрах Санкт-Петербурга и Великого Новгорода.
На сцене театра «Странник» поставил спектакли:
- «Раскольников» Ф.М.Достоевский (2007 г.)
- «Портрет» Н.В.Гоголь (2007 г.)
- «Аленький цветочек» С.Т.Аксаков (2008 г.)
- «Как волка учили добро помнить» В.И.Даль (2008 г.)
- «Ночь» В.Уваров (2009 г.)
- «Русский остаток» Л.Разумовская (2010 г.)
- «Свидетель» Д.Орехов (2011 г.)
- «Профессор держит слово» Д.Орехов (2012 г.)
- «Встретить Младенца Христа» И.Рутенин и С.Лагерлеф (2012 г.)
- «Бал.Бесы» Ф.М.Достоевский (2013 г.)
- «Самый детский праздник» (2013 г.)
- «На большой дороге» А.П.Чехов (2014 г.)
- «Вода живая и мертвая» Н.Далекий (2015 г.)
- «Дары четвертого волхва» Г.Петров (2015 г.)
- «Страх» Б.Брехт (2016 г.)
- «Маленькие трагедии» А.С.Пушкин (2017 г.)
- «Раскольников и Соня» Ф.М.Достоевский (2018 г.)
- «Идиот» Ф.М.Достоевский (2019 г.)
- «Рассказы» А.П.Чехов (2020 г.)
- «Бесы» Ф.М.Достоевский (2020 г.)
- «Катерина» А.Н.Островский (2021 г.)
- «Последний поход Катерины Ивановны» Ф.М.Достоевский (2022 г.)
- «Крымская рапсодия» Е.Дубровская, В.Уваров (2023 г.)
Многие из этих спектаклей являются лауреатами и дипломантами театральных фестивалей, таких как: V и VII Международный театральный фестиваль «Золотой витязь» (Москва), I – XIV Пасхальный театральный фестиваль (Санкт-Петербург), XI, XXII и XXIII Международный театральный фестиваль Ф.М.Достоевского (Великий Новгород и Старая Русса), VII Международный театральный фестиваль «Театр детства и юности – XXI век (Воронеж), II и III Неделя русского театра (Мадрид) и др.
С 2004 г. - режиссер-постановщик на Православном радио Санкт-Петербурга, где осуществил более 15 радиопостановок:
- «Начальник тишины» инок Всеволод Филипьев
- «Раскольников» Ф.М.Достоевский
- «Портрет» Н.В.Гоголь
- «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь
- «Господь посреди нас» по книге «Отец Арсений»
- «Вериги» В. Никифоров-Волгин
- «Доктор» С.Козубовский
- «Доброе слово» по книге «Отец Арсений» и др.
С 2014 г. - директор ежегодного Пасхального театрального фестиваля в Санкт-Петербурге, основанного в 2007 г. учредителями: Александро-Невской лаврой, Театром Народной Драмы и Православным драматическим театром «Странник».
В 2016 г. осуществил с труппой «Странника» проект «Православный театр – в тюрьмы, детские дома и дома престарелых и ветеранов», выиграв грантовый конкурс «Православная инициатива».
В 2018 г. основал Школу-студию драматического искусства и является ее руководителем.
Награжден Литературной премией им. Сергия Нилуса, почетным знаком св.Татианы, многочисленными дипломами, грамотами и благодарственными письмами.
Отметим, что спектакли Православного драматического театра «Странник» проникнуты неподдельным патриотизмом, любовью к Родине и русскому народу. Многие из них (например, «Профессор держит слово», «Вода живая и мертвая», «Крымская рапсодия» и другие) живо откликаются на происходящие в наше время общественно-политические события, в том числе связанные с украинским кризисом, четко демонстрируя православно-патриотическую позицию создателей постановок.
Дмитрий Игоревич Стогов, выпускающий редактор «Русской народной линии»
Спектакль «Идиот», март 2019 г. Фото из свободных интернет-источников
Открытая репетиция спектакля «Стеклянный зверинец», май 2025 г. Фото Марии Сверликовой
Открытая репетиция спектакля «Последние за стеной». Владимир Николаевич и Ольга Суворова, май 2025 г. Фото Марии Сверликовой