Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?

Или почему современные русские писатели, в том числе православные, не интересны обществу

Александр Сергеевич Пушкин 
0
2267
Время на чтение 11 минут

Писатель Евгений Водолазкин дал обстоятельное интервью порталу «Мел» в связи с началом работы над сценарием фильма по его книге «Авиатор».

Прозаик, в частности, обратил внимание на то, что «в школах Германии вообще нет предмета "литература": ее изучают в курсе немецкого языка. И в целом литература занимает там гораздо меньшее место, чем в России. В Германии нет поэтов или писателей, которых можно было бы назвать "властителями дум". У них это профессия, а не служение. Есть водопроводчик, есть библиотекарь, а есть и писатель. Там не декламируют стихи у памятников — по крайней мере, я не видел».

Недавний опрос «Яндекса» показал, что и в России писательство находится в плачевном состоянии.

Любимым писателем пользователей «Яндекса» оказался Михаил Булгаков, а поэтом — Александр Пушкин. Далее идут Пелевин, Яхина и Акунин.

Достоевский, Толстой, Гоголь, Гончаров, видимо, уже забыты современным читателем.

Сопредседатель Правления Союза писателей России, член Президиума Всемирного Русского Народного Собора, лауреат первой Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин в интервью РНЛ предположил, что это связано с тем, что писатели лишены привычных рычагов влияния на общество.

«Школа не в наших руках, издательства не в наших руках, пропаганда не в наших руках», - с грустью констатировал Владимир Николаевич.

Своими соображениями по поднятой проблеме делятся заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев, помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров и автор РНЛ Владимир Валентинович Янчевский.

Александр Тимофеев: Коллеги, как считаете, в России дело обстоит иначе, чем в Германии? Остаются ли писатели для нашего общества властителями дум? Или у нас писательство также превратилось в бизнес?

Павел Тихомиров: Ситуация в России, конечно же, несравнима с ситуацией в Германии, и причины этого ясны и понятны.

В Германии изучение Литературы привязано к предмету Словесности, а не – условно говоря - к предмету Истории. Т.е. разбор произведений в первую очередь имеет характер именно эстетический, а не идейный. Отчасти это связано с тем, что немецких литераторов пришлось бы как-то встраивать в контекст мировоззренческих проблем, актуальных для жителей самых разных общественно-политических формаций. Пруссия, Рейнский Союз, ГДР, ФРГ, Австро-Венгерская Империя, Швейцарская Конфедерация и т.д. и т.п.

В данной ситуации совершенно логично пристроить Литературу именно к предмету Словесности. А не Истории. Политической Истории, коль уж мы заговорили об идейной составляющей.

После Войны немцев усиленно денационализировывали, причём в Западной Германии даже гораздо последовательнее, нежели в ГДР. Во всяком случае, мы помним, что в Восточной Германии выходили великолепно снятые фильмы-сказки, которые рисовали нам красочные картины немецкой жизни. Книги Ремарка, обоих Маннов, не говоря уже о классиках немецкой словесности, - издавались в странах соцлагеря гигантскими тиражами.

В Западной Германии ситуация была иной.

Это, кстати, приводило к трагикурьёзным ситуациям, когда наши диссиденты уезжали за рубеж, то оказывалось, что волочимые ими по заграничным издательствам чемоданы с рукописями вовсе не превращались в собрания сочинений, напечатанные многотысячными тиражами.

Там уже тогда население воспитывалось прото-блогерами – радиоведущими да авторами колонок в популярных журналах.

И там это уже давно стало нормой.

Это совершенно логично с точки зрения методики решения тех практических задач, которые стоят перед политтехнологами. Помню, когда посетовал ребятам из международных структур, что на новых (это были 90-е годы) дойчмарках орёл уж совсем какой-то карикатурный, мои собеседники обмолвились, «дескать, пусть будет забавным, но Немецкий Орёл не должен выглядеть воинственно».

Сейчас нечто подобное происходит и у нас.

Во-первых, нет общенациональной идеи, следовательно, непонятно – в каком контексте преподносить идейный разбор произведений, по каким принципам формировать программу.

Но это, полбеды. Уверен, думающим ребятам будет интересно как «красное», так и «белое» наследие Русской литературы ХХ века, был бы преподаватель на высоте…

Главная беда в том, что думающих ребят сейчас почти нет среди наших детей.

Вот смотрите – что произошло даже с соцсетями. Раньше был Живой Журнал. Там были серьёзные (кроме мусора, понятно) обсуждения. Уровень наших старых добрых бумажных журналов.

Потом пошёл Фэйсбук. Там уже похуже – уровень газет.

А теперь нормой становятся всякие «тик-токеры» со своими комиксами да «мессагами» в тысячу знаков, включая пробелы…

Владимир Янчевский: Коллеги, я бы не стал так драматизировать ситуацию. Во-первых, нам нужно оглядываться не на Германию и опыт немецкого народа, пребывающего после 1945 года в оккупации, а на опыт Великобритании, суверенного государства, сохранившего свою культуру, несмотря на все те потрясения, которые трясли всю европейскую цивилизацию начиная с конца 1960-х.

Во-вторых, то что у нас молодёжь читает Булгакова с Пелевиным, – в этом тоже ничего фатального нет. Ну, мы же в молодости тоже не Шолохова с Достоевским читали, а тех же братьев Стругацких.

Есть в школе сегодня программа, если будут хорошие учителя, то отложится что-то и от знакомства с Пушкиным, и от знакомства с Толстым. А уже потом – после двадцати – кто-то, быть может, и перечитает и прикоснётся в произведениях этих авторов ко всему тому, что в подростковом возрасте всё равно было бы недоступно восприятию.

Александр Тимофеев: Всё-таки, коллеги, являются ли нынешние русские писатели властителями дум? Прислушиваются ли к их мнению?

Я, честно говоря, вынужден отрицательно ответить на эти вопросы. Спрашивал своих питерских знакомых, известно ли им творчество Орлова, Коняева и других петербургских православных писателей. Ответ: нет. Спрашивал о Крупине. Вспоминали только его произведения 70 – 80 гг. и удивлялись, что он до сих пор жив.

А ведь в XIX веке и в советское время писатели были властителями дум. Сейчас может показаться странным, но даже литературные критики были популярны. Вспомним того же «Неистового Виссариона».

Может быть, наступила эпоха, когда писатели в принципе не способны стать властителями дум, даже если им предоставить для этого все возможности?

Павел Тихомиров: Глубоко убеждён в том, что эпоха массовой литературы закончилась на Высоцком и Солженицыне. Началась эта эпоха с А.С.Пушкина, а закончилась буквально на наших глазах.

Это не значит, что В.С.Высоцкий и А.И.Солженицын превосходят своих коллег по силе слова. Просто их слушали и читали миллионы, десятки миллионов, а аудитория современных нам мыслителей (не блогеров) на несколько порядков меньше.

Причин несколько.

Люди перестали читать. Телевидение, а затем соцсети сделали чтение уделом немногочисленной прослойки населения.

Люди перестали доверять печатному слову. Это понятно, расшифровывать не стану. Шквал информации не способствует тому, чтобы в этом крике выделить кого-то, способного стать кем-то большим, нежели просто – одним из «лидеров мнения».

Ну, наконец, самое главное. На протяжении XIX-XX веков литература была квази-религией. Т.е. в трудах выдающихся писателей люди находили ответы на мучавшие их идейно-нравственные вопросы.

Теперь такие вопросы людей интересуют в небольшой степени, ибо существует масса способов отвлечься «от всякого такого».

Нет запроса.

Владимир Янчевский: Нужно же понимать, что в Российской Империи, в тот период, когда голос литератора мог претендовать на то, чтобы быть воспринятыми как «глас народа», было не так много «каналов информации».

Толстые литературные журналы – их же можно пересчитать по пальцам: «Русский Вестник», «Вестник Европы», «Москвитянин», «Современник», «Отечественные Записки»…

В советское время: «Юность», «Новый Мир», «Наш Современник», «Иностранная Литература», «Москва», «Молодая гвардия», «Аврора»…

Я, разумеется, перечислил далеко не все из наиболее читаемых изданий, но суть такова – был некий – небольшой – набор «каналов информации», и в принципе люди, не имевшие телевизоров с сотней каналов и айфонов с тысячами каналов, вполне могли быть в курсе основных течений мысли. И они могли иметь возможность сравнивать различные интерпретации одних и тех же явлений.

Ибо существовали разные способы восприятия одних и тех же явлений. Их было несколько.

Но не тысячи.

Александр Тимофеев: Коллеги, предвидите ли Вы появление новых Гоголей, Пушкиных, Достоевских, Шолоховых?

Или всё-таки время больших писателей и гениальных литературных произведений безвозвратно прошло?

Иной раз высказывается циничное мнение, что такое время прошло, поскольку нынешним русским писателям просто нечего сказать. Они «плетут словеса», а новых смыслов предложить обществу не в состоянии.

Мне такое мнение не нравится. Но больно оно убедительно…

Всё же хочется, чтобы писатели вновь стали властителями дум. Но затрудняюсь сказать, возможно ли это…

Павел Тихомиров: Чтобы стать властителями дум, нужно, чтобы эти думы были в наличии.

Кстати, в этой связи я бы не стал так уж переживать из-за того, что читающая молодёжь у нас неправильная. Нормально, что читают «Мастера и Маргариту». Ну а что им читать? «Тихий Дон»? Тяжело читать, да и тянется шлейф склок по вопросу авторства. «Доктора Живаго»? Тяжело читать, потому что при всём преклонении перед гением Пастернака-поэта и переводчика, текст романа слишком уж «сделан». Как геометрически выверенный скверик с клумбами. Что там ещё у нас остаётся… из крупных и знаковых произведений… «В круге первом»? Тоже не станут читать, сейчас общество накачивается таким неосоветизмом, что А.И. сбросили с корабля, едва-едва затащив туда.

Во всяком случае, с теми молодыми людьми, которые увлекаются творчеством М.А.Булгакова, можно говорить о многом. Причём говорить именно в духовном контексте. Т.е. вещи духовного порядка уже не будут просто элементом «скрепного» чего-то, а будут инструментом осмысления целого ряда серьёзнейших вопросов: «А почему "аватар сатаны" - Воланд – смог властвовать над людьми»? «А где, в каком эпизоде, автор нам подсказывает, что "сцены романа о Иешуа-Га-Ноцри являются маревом, чарами, навеваемыми нечистым?"» «В чём суть сцены с ложным "добром" на балу, когда решается участь Греты-Фриды?» У меня, во всяком случае, есть опыт таких разговоров. И разбор этого романа, безусловно, наполненного инфернальщиной, позволяет поговорить о тех вещах, о которых многие не стали бы говорить после уроков «Закона Божия». Тем более, что в школе нашей никакой веронауки преподавать никто и не собирается.

Но для этого нужно разговаривать, нужно эти думы как-то услышать.

А наши патриоты разве станут на это откликаться? Вряд ли. Обзовут «кураевцем» — и весь сказ.

Не вижу причин бояться популярности Пелевина. Конечно, произведения Пелевина, как и произведения Гребенщикова, – это преподнесение при помощи инструментария Русской культуры совершенно чуждых нашей культуре буддийских смыслов… Но что поделать.

При коммунистах же пичкали нас другой формой безбожия – не акосмическим пантеизмом Пелевина/Гребенщикова, а вульгарным атеизмом советских писателей… ничего, разобрались – что к чему.

Опять же, с людьми, которые читают фантастику и фэнтези, ещё можно говорить о каких-то смыслах. Ведь задача литературы – пробуждать чувства добрые. Значит, и авторы, работающие в этих жанрах, смогут – вольно или невольно – подтолкнуть читателя к чему-то верному.

А вот мы, православные писатели-патриоты, этого сделать не сможем.

Пишем скучно.

Друг дружке не помогаем.

Это проклятущие «либералы» тянут своих, а у нас так не принято. Каждый выживает – в творческом плане – как может.

(Ладно, иллюстрировать не стану).

Владимир Янчевский: Писатели православно-патриотической направленности смогут стать властителями дум, если научатся писать интересные тексты в жанре киноповести. Толстые романы практически никто читать не станет сегодня. А вот через кино можно что-то донести.

Это реально. Вот мы вспоминали англичан. Прекрасный опыт Льюиса, Честертона, да и Толкина. Эти христианские писатели облекли в увлекательные формы достаточно серьёзные вещи духовного характера.

А у нас как-то всё это считается «несерьёзным».

Я говорю о форме подачи, а не о том, чтобы вульгаризировать нечто высокое и важное.

Это – совершенно реально.

И начинать над этим работать нужно было уже позавчера.

Потому что всё идёт к тому, что государство начнёт наводить порядок в этой сфере, а где взять «правильный» «контент»?

«Работаем, братья!» (с)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Комментарий

//Может быть, наступила эпоха, когда писатели в принципе не способны стать властителями дум, даже если им предоставить для этого все возможности?// Конечно не способны. За 30 лет власть намертво втюхала народу, что их властитель дум - бабло. Куда с баблом тягаться каким-то "писателям", хоть будь они трижды Пушкины.
Наталия 2016 / 07.05.2021, 17:58

1.

Ну а что им читать? «Тихий Дон»? Тяжело читать, да и тянется шлейф склок по вопросу авторства.

В романе некому сочувствовать, разве что мужу Аксиньи. Не Григорию.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Валентинович Тимофеев
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
О тайном замысле создателей сериала «Плевако»
20.12.2024
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
Символическое убийство Столыпина
Или почему современные режиссёры уподобились принтеру, у которого закончились чернила
21.11.2024
Получить наследство, а не «кота в мешке»!
Госдума обязала нотариусов своевременно информировать наследников о неисполненных кредитных обязательствах наследодателя
13.11.2024
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Все статьи Александр Валентинович Тимофеев
Павел Вячеславович Тихомиров
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
О тайном замысле создателей сериала «Плевако»
20.12.2024
Что не так с критикой шовинистов
Суть шовинизма выражается знаменитой фразой героя легендарного истерна: «За Державу обидно!»
17.12.2024
Почему украинцы не хотят в РФ
Украина вернётся в Русский мир только тогда, когда у нас закончится подзатянувшийся «новый НЭП»
09.12.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Владимир Валентинович Янчевский
Святые вряд ли читают православные СМИ
Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?
21.04.2021
«Русский мир» – «пятая нога» для Империи?
Размышления о будущем России завели в историософский тупик
31.03.2021
«Летающий цирк Карнавального»
«Навальный» — перевертыш, работающий на две аудитории. Внутри страны — для выпуска пара, на внешнем уровне — для создания иллюзии слабости власти в России
22.01.2021
Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике
Фейсбук, как всё «прогрессивное человечество», не желает ничего слышать о демонизме уничтоженной испанцами цивилизации каинитов
20.10.2020
А нужны ли Таинства вообще?
«Молитвенная самоизоляция» ставит ряд острых вопросов
02.04.2020
Все статьи Владимир Валентинович Янчевский
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.12.2024 18:27
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Рабочий
27.12.2024 18:22
Важные решения Священного Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 18:22
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
27.12.2024 16:45
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 16:07
Добрый пастырь земли Иркутской
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 15:36