На портале Президентской библиотеки формируется и постоянно пополняется электронная коллекция «Россия в лицах», которая содержит различные материалы о российских государственных, политических, военных, общественных, церковных деятелях и других выдающихся личностях, сообщается в информационном письме, поступившем в редакцию «Русской народной линии».
12 июля (по старому стилю) 1792 года родился Пётр Андреевич Вяземский, русский поэт, литературный критик, тайный советник, академик Петербургской Академии наук, член Государственного Совета Российской империи, сооснователь и первый председатель Русского исторического общества, друг и литературный единомышленник А. С. Пушкина.
Петру Андреевичу Вяземскому в коллекции посвящена отдельная подборка в разделе «Деятели культуры и искусства». Она включает биографические материалы, воспоминания князя, литературные произведения, критические очерки и т.д. Особое место в коллекции занимает обширная переписка Вяземского, в том числе с императором Николаем I и Александром Сергеевичем Пушкиным.
«Любезный Вяземский, поэт и камергер…» – так шутливо обращается Пушкин к другу в своём стихотворении «Из письма к Вяземскому». До нас дошли 74 письма Пушкина Вяземскому и 44 письма Вяземского Пушкину.
Одно из перехваченных цензорами письмо ускорило ссылку Александра Сергеевича в Михайловское. «…Что скажете Вы о французских делах?.. – писал Вяземский Пушкину в ночь с 19 на 20 февраля 1820 года из Варшавы. – Уже подали три проэкта законов, из коих два подкапываются под самое здание общественных вольностей, угрожая свободе личной и свободе мысли. <…> Я о Франции плачу, как о родной. Ей, все друзья свободы, вверили надежды свои в рост: боже сохрани, от второго банкрутства. Если и тут опытность не была в прок, то где же искать государственной мудрости на земле? Куда девать упования свои на преобразование России?»
Небезопасные в политическом отношении послания князя, который выступал за конституционную монархию, гражданские права и свободы, поэт сжёг в тревожное время, наступившее после поражения декабристов на Сенатской площади.
Петра Андреевича мы знаем больше как поэта, литературного критика, историка, переводчика, но в меньшей степени – как героя Отечественной войны 1812 года. Между тем камер-юнкер Вяземский, как и многие русские аристократы, вступил в ополчение, участвовал в Бородинской битве. Об этом периоде своей жизни он оставил мемуары «Поминки по Бородинской битве и Воспоминания о 1812 годе» (1869). Как воина себя он оценил следующими, довольно критичными словами: «Я уже однажды говорил, что никогда не готовился к военной службе. Ни здоровье моё, ни воспитание, ни наклонности мои не располагали меня к этому званию. Я был посредственным ездоком на лошади, никогда не брал в руки огнестрельного оружия. В пансионе учился фехтованью, но после того раззнакомился и с рапирою. Одним словом, ничего не было во мне воинственного. Смолоду был я довольно старообразен, и казацкий мундир и военная выправка были, вероятно, очень мне не к лицу».
Пётр Андреевич вступил в казачий полк Матвея Дмитриева-Мамонова, стал адъютантом генерала Михаила Милорадовича. «Я так был неопытен в деле военном и такой мирный военный барич, – продолжает он свои воспоминания, – что свист первой пули, пролетавшей надо мной, принял я за свист хлыстика. Обернулся назад и, видя, что никто за мной не едет, догадался я об истинном значении этого свиста. Вскоре потом ядро упало к ногам лошади Милорадовича. Он сказал: „Бог мой! Видите, неприятель отдаёт нам честь“. Не могу не заметить, что привычка говорить по-французски не мешала генералам нашим драться совершенно по-русски».
Несмотря на собственную характеристику, князь Вяземский на поле боя проявил себя настоящим героем: во время Бородинского сражения под ним была ранена одна и убита другая лошадь, он спас истекающего кровью генерала Алексея Бахметева, был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.
По мнению некоторых историков литературы, рассказы Вяземского о реалиях Бородинского сражения были использованы Львом Толстым при написании романа «Война и мир», а образ Пьера Безухова, оказавшегося в центре театра военных действий, получил отдельные черты личности князя Вяземского. Кстати, когда Пётр Андреевич уже стал известным литератором, он критиковал великого писателя за неточности в изображении событий на полях сражений.
Больше интересной информации о жизни и деятельности такой многогранной и незаурядной личности, как Пётр Андреевич Вяземский, можно также найти на портале Президентской библиотеки, в разделе «День в истории».