Предлагаем вниманию несколько провокативные рассуждения нашего постоянного автора, Владимира Валентиновича Янчевского, которые, как хотелось бы верить, найдут отклик в читательской аудитории. Беседует помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров.
Владимир Янчевский: Если представить себе реальные планы возрождения или скорее создания на основе России некоего имперского государства, то оно не может создаваться на идее Русского Мира (РМ). Представить себе Украину и Польшу, входящих в состав империи, я могу, хотя и с трудом, но в принципе это возможно. В РМ – невозможно в принципе.
Павел Тихомиров: В принципе, если предположить, что в качестве альтернативы Евросодому может стать некая новая Австро-Венгрия, то ведь и вправду, люди, которые будут работать политтехнологами у Габсбургов, вряд ли станут говорить о «Немецком Мире», но, скорее, об остатке даже не конкретно Католической Европы, а об остатке Европы Консервативных Ценностей. И если провести аналогию с тем корпусом идей, которые могли бы взять на вооружение агитаторы и пропагандисты нашего Отечества… то аналогия твоя вполне становится понятной.
В.Я.: Да. Допустим, Центрально-Восточная Европа, условно говоря, Габсбурги, начнут реанимировать проект Австро-Венгрии. Там же будут и Чехи со Словаками, и Хорваты со Словенцами. А то и Сербы Воеводины…
Значит, уже Австро-Венгро-Славия. Но они же не в Австрийский Мир будут входить. Т.е. не станут немцами.
А идея Русского Мира в современном варианте понимания «русскости» как этнической принадлежности будет всё-таки неприемлема для людей, которые уже усвоили некую нерусскую, а то и антирусскую идентичность.
Ну, и как ты предложишь украинцу, белорусу, поляку стать русским?
Т.е. в этом смысле опять же гораздо больше был прав СССР с экономическим союзом – СЭВ и военным – Варшавским Договором, чем идеи панславистские Российской Империи – попытка создания союза на основе «Славянства».
П.Т.: Ну, получилось так, что наше панславянство – это просто версия славянофильства, из которой удалили собственно теоцентричность и оставили национальную романтику в духе XIX века.
В.Я.: И на Православии не получится выстроить имперскую идею. Православный проект – это Московское Царство, так оно еще при Петре Первом закончилось. Т.е. Империя должна быть наднациональна и надрелигиозна. Откуда же здесь Русский Мир возьмётся? Поэтому этот проект был неизбежно свернут. Ну а как бы ты поступил?
П.Т.: Что касается общей идеологии, то при современном состоянии мира и придумывать ничего не надо. Нужно же быть реалистами… Умеренный консерватизм на основе неких общих религиозных и гуманистических принципов в старом понимании. Вот и всё.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор Русской народной линии, председатель Русского Собрания: Поскольку коллеги попросили поучаствовать в их дискуссии, подключаюсь.
Конечно, нужно отдавать себе отчёт, прежде всего, в том, что у нас нет ясности с понятиями. И мы сейчас это расхлёбываем.
С этой проблемой остро столкнулся Донбасс. Поэтому у нас с руководителем Изборского клуба Новороссии Федором Папаяни во время моей в Донецк лет 6 назад возникла идея создать «Словарь патриота Отечества», который мы, в конце концов, и сделали. Но одним словарём проблемы не решить. Нужна планомерная и интенсивная информационно-идеологическая работа.
Ситуация на Украине обострила проблему, которая давно была ясна, но которую либо загоняли в социальный подпол, либо делали вид, что ее не существует: а кто такие русские? В итоге мы проиграли информационную войну бандеровскому Киеву. Этот печальный факт надо признать и осознать.
Я вспоминаю, что до переворота 2014 года, бывая на Украине и общаясь с коллегами, я отмечал, что меня и других граждан РФ они называют россияне, потому что себя считали тоже русскими, но гражданами другого русского государства. Российская пропаганда после 2014 года была на редкость бездарной и сводилась к «соловьиным трелям», суть которых была примитивна: «хохлы тупые и жадные». В итоге укропропаганда победила Владимира Соловьева и Ко, – сейчас словом русский называют гражданина России. Имперское понятие русский низведено до этнонима. Российская пропагандистская машина проиграла. Бездарно и с треском.
Поэтому умерла и идея «русского мира». Опять же не без помощи укропропаганды и грамотной кампании западных СМИ. Отныне идея «русского мира» воспринимается как мягкое оружие Кремля, с которым нужно бороться. При этом сам Кремль это оружие не очень-то сохранял и укреплял.
В итоге в информационной гибридной войне мы потерпели два серьёзных поражения.
Конечно, это связано с объективными трудностями ситуации и с наследием советского периода. В советское время почему-то было изгнано из языка понятие великороссы. Это – результат дурости и русофобии совковой пропаганды, которая изгоняла из обихода термин русские, пытаясь заменить его термином советские. В результате вольно или невольно русскими стали называть как имперскую общность (так называли на Западе граждан СССР), так и великороссов.
Вот эта путаница до сих пор существует и мешает как осмыслению проблемы, так и пропагандистским усилиям отечественных борцов информационного фронта.
Думаю, понятия Империя, Русские, Русский мир по большому счёту взаимно дополняют друг друга.
Проблема в том, что в путинское время под вопросом было выживание самой Российской Федерации. Владимир Путин проблему решил – страну стянул военными и финансовыми мерами. И задача, которую решала наша пропаганда в тот период, сводилась к тому, чтобы обеспечить информационно-идеологическое единство РФ. На это были брошены силы. А здесь было два врага: местный (чеченский, татарский и проч.) национализм и сепаратизм и русский национализм. Первый легко было подавить при наличии воли у Центра, что и продемонстрировал Путин. Второй был куда опаснее, поэтому Путин и называл лозунг «Россия для русских» идиотским. И в данных конкретных условиях Путин абсолютно прав. Нельзя с ним не согласиться, что говорящие: нам нужна «Россия для русских» – либо провокаторы, либо идиоты.
Проблема в другом, надо было одновременно холить и лелеять русскую тему. Но Путин решил, что коль президент русский, окружение русское, этого достаточно. Это была ошибка!
Сегодня проблема единства страны решена. И встаёт проблема интеграции русского имперского пространства. И нужно создавать новые виды информационного оружия.
Конечно, объединиться даже с белорусами можно только в союзном государстве, а не путём поглощения Россией территории. Поэтому нужно вырабатывать идеологию новой центростремительности. Надо возвращать правильное понимание самой идеи Империи, реабилитировать в конце концов этот термин. Нужно наполнять новыми смыслами понятие Русский мир. И пора возвращаться к правильному пониманию слова русский.
Наилучшие его определения дали два великих имперца в русской истории: император Николай Павлович и красный император Иосиф Сталин.
Государь Николай Первый, показывая французу де Кюстину своих верноподданных, говорил: тот немец, тот молдаванин, тот малоросс, тот татарин... На недоуменный вопрос француза: А где же русские, Государь? Император ответил: А они есть русские.
А Иосиф Виссарионович поправил маршала Рыбалко: Я не грузин. Я русский грузинского происхождения.
Вот великолепная формула, которую должна везде и всюду насаждать российская пропаганда, когда она наконец появится (пока её, увы, нет): в России живут русские! Костяк нашего народа составляют русские-великороссы, но рядом живут русские чеченского, татарского, якутского, тувинского и т.д. происхождения. А когда расти начнёт наша страна, к ним присоединятся: русские абхазского, грузинского, армянского, молдаванского, казахского и т.д. происхождения. Ну и конечно, русские-белорусы, русские-украинцы, русские-русины...
12. Ответ на 13, Русский Сталинист:
11. Ответ на 11, Игорь Бондарев:
10. Цели.
9. По факту.
8. Ком. 8 и 9
7. Не согласен!!
Необходимо задать вопрос о сути Российской империи, почему так? Подойдём к вопросу о Русском мире. Не один Сталин называл себя русским грузином!
Духовные истоки Русскости, Русского мира исчерпывающе показаны гениями Пушкиным, Гоголем, Достоевским. Не надо ничего выдумывать и судорожно напрягаться, это не велосипед. Просто надо всем вспомнить что мы есть русские, наша Отчизна - Великая Россия, я горжусь этим!
Русский - это не сколько этнос, сколько духовная принадлежность к Русскому миру, истории Руси, России. Надо вернуть графу национальность в паспорт.
6. Не согласен!
Янчевский постоянно передёргивает, высказывает ложные посылы. По нему "империя не может создаваться на идее Русского мир", "Русский мир основан на этнической принадлежности", "И на Православии не получится выстроить имперскую идею". И, как ни странно, замглавреда РНЛ не возражает!
Необходимо задать вопрос о двух типах империй - Западный (Великобритания, Испания, Франция и т.д.) и Российский. Западные империи нещадно грабили и эксплуатировали вассалов, ввергая их в нищету; вымирание и уничтожение народов. Российская империя, завоёвывая пространства и покоряя народы, давала им надёжную защиту и покровительство. Не исчезла ни одна из 180 народностей! Многим из них была дана письменность и азбука. Сохранялись вера и обычаи, равноправие, развивалась экономика. И т.д. Почему же так? Российская империя стоит на Православной вере и Русском мире. Что это? Это принадлежность не к этносу, а к духу. Как говорил приснопамятный о. Димитрий Смирнов, русский в наибольшей степени прилагательное. Сталин называл себя русским грузинского происхождения. В советское время не один олимпийский чемпион Игорь Новиков называл себя русским сыном армянского народа, были и артисты, также идентифицировавшие себя. Принадлежность к Русскому миру это идентификация, определение себя принадлежащим себя к Великому русскому народу, его огромной культуре, менталитету, образу жизни и мыслей, разделение с ним всех его забот, защита... Об этом прекрасно сказали русские гении Пушкин, Гоголь, Достоевский. Нынешнее время тяжко и позорно: слово "русский" де факто находится под запретом. Число изданий с этим прилагательным пересчитывается по пальцам одной руки, нет ни одной русской партии. Это больше чем невежество, когда Пушкина называют "российским" поэтом! Надо вернуть в паспорт графу национальность. "Россиянин" - это гражданство, не духовная идентичность. В СССР, создавая советского человека, принадлежность к русским, однако, никогда не запрещалась! Обо всём этом стоило бы написать отдельную большую статью.5. Ответ на 6, Русский Сталинист:
4. Важное уточнение
3. Пример.