Цусима – это не поражение, а торжество русского воинского духа

Светлой памяти адмирала З.П.Рожественского. К 113-летию Цусимского боя

 

 

                

 

В 1880 - 1890-х гг. русское правительство вынуждено было отказаться от активных действий на Балканах, в связи с тем, что в 1886 г. к власти в Болгарии пришла группировка, придерживающаяся австро-германской ориентации. Все большее место во внешней политике России начинает занимать Дальний Восток.  В 1898 году Россия арендовала у Китая на 25 лет Ляодунский полуостров и получила право держать здесь Вооруженные Силы и строить военные укрепления. В Порт-Артуре - удобной незамерзающей гавани на юге Ляодунского полуострова - началось возведение русской военно-морской крепости.

За пять лет до русско-японской войны 1904-1905 гг. контр-адмирал З.П.Рожественский руководил Ревельским Учебно-артиллерийским отрядом[1]. Контр-адмирал Рожественский отличался во время высочайшего смотра, устроенного Николаем II в Ревеле (Таллин) в 1902 г., в честь прибытия в Россию Кайзера Вильгельма II.

Корабли учебно-артиллерийского отряда, развевая боевыми флагами, производили эволюции. Затем начались стрельбы. Три часа продолжались стрельбы. Все щиты были поражены. По окончании манёвров и стрельб, Кайзер Вильгельм, поздравляя Царя Николая II, сказал: «Я был бы счастлив, если бы у меня во флоте были такие талантливые адмиралы, как ваш Рожественский».[2]

Высочайшим приказом Рожественский был зачислен в свиту его Величества и назначен Начальником главного морского штаба.

27 сентября 1904 года вместе с Николаем II 2 Тихоокеанскую эскадру З.П.Рожественского посетили греческая Королева Ольга Константиновна, Великий князь Александр Михайлович и другие лица. Ольга Константиновна на крейсере «Дмитрий Донской» благословила командира иконой, перекрестила и поцеловала его три раза. При этом она дала 15 перламутровых крестиков для команды, привезенных из Иерусалима от Гроба Господня.[3] Все высокопоставленные лица желали Рожественскому победы над врагом. Несмотря на поздравления, Рожественский прекрасно осознавал всю сложность задачи, которую он должен был выполнить. Вместе с тем он знал и другое: с гибелью адмирала Макарова русская эскадра в Порт-Артуре лишилась единственного шанса на спасение: другого адмирала, который мог бы ее спасти в царском флоте - не было.

Контр-адмирал Рожественский взял на себя защиту чести русского Императора и русского флота. Зиновий Петрович безукоризненно готовил флот к выходу в океан. Старые броненосцы модернизировались, менялась артиллерия, шёл ремонт почти на всех кораблях. Эскадра готовилась к выходу в море.

А в это же время, в столицах мира заключались пари, что флот Рожественского никогда не дойдёт до места назначения.

Зная техническое состояние Балтийского флота, военно-морские специалисты Европы говорили: «Русские не моряки. Их скопище корыт никогда не дойдёт дальше берегов Англии». А поход был действительно исключительным: русской эскадре предстояло пройти 20 тыс. миль: выйти из г. Кронштадта в  Балтийское море, затем  в Северное море, далее в Индийский океан, а из него в Тихий и там соединиться с 1-ой Тихоокеанской  (Порт-Артурской)эскадрой у берегов Японии.

В середине октября 1904 года 2-я Тихоокеанская эскадра вышла в море. Построена эскадра была в две колонны. В правую колонну входили броненосцы: «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл», транспорт «Камчатка», представлявший собой плавучую мастерскую, крейсера: «Аврора», «Светлана», «Алмаз». Левую колонну составляли броненосцы: «Ослабя», «Наварик». Крейсера «Нахимов» и «Жемчуг». Мористее шло 7 миноносцев.

Утром, после подъёма, на кораблях эскадры весь личный состав выстраивался на молитву. Тысячи матросов пели «Отче наш». Вечерняя молитва начиналась в 8 часов вечера и состояла из пения молитв: «Отче наш», «Благородице Дево» и «Спаси Господи люди твоя». По субботам (накануне воскресения) прибавлялось ещё «Воскресение Христово видевшие». Судовые храмы располагались на специальной церковной палубе. Моряки эскадры любовно создавали свои судовые храмы вместе с батюшками, украшали, ремонтировали их. Сами же военные священники кораблей вели себя так, чтобы матросы и офицеры видели для себя пример Веры, благочестия, исполнения обязанностей службы, правильных отношений к ближнему, начальствующим и подчинённым, - как и сказано было в «Положении об управлении Церквями и Духовенством военного и морского ведомства». Для обозначения каждой божественной службы на флагманском корабле «Князь Суворов» поднимался специальный сигнал, а этот сигнал дублировался и на остальных кораблях. Рожественский и сам всегда неизменно присутствовал на службах и очень строго относился к офицерам эскадры, которые пропускали богослужения.

     Известие о капитуляции Порт-Артура эскадры дошли до личного состава 2-ой эскадры в Мадагаскаре. Привёз эту новость пароход «Русь». На Мадагаскаре 2-я эскадра, расположившись на рейде Носси-Бэ ждала спешно снаряжаемую в Либаве 3-ю Тихоокеанскую эскадру. В 3-ю Тихоокеанскую эскадру вошли следующие суда: эскадренный броненосец «Николай I», броненосец береговой обороны «Адмирал Сенявин», «Генерал-Адмирал Апраксин» и крейсер первого ранга «Владимир Мономах». Командовать этой эскадрой был назначен контр-адмирал Небогатов. В половине января 1905 г. контр-адмирал Небогатов со своей эскадрой вышел из Либавы.

 2-я Тихоокеанская эскадра задерживалась в Новоссибе на неопределенное время и на русских моряков началась «охота». Различные торговцы как мухи, «летали» над русскими моряками, как только те появлялись в городе.

Матросы начали пить и нарушать воинскую дисциплину вплоть до избиения отдельных офицеров. То на одном, то на другом корабле все чаще взвивался на фок-мачте гюйс и раздавался пушечный выстрел. Это означало, что начинается «суд особой комиссии». Но, Рожественский не стремился исправить положение трибуналом. Адмирал покорял матросские сердца не жестокостью, а справедливостью. Преступления среди матросов были серьёзными, за которые по законам военного времени полагалась смертная казнь. Адмирал не подписал ни одного приговора. «Однажды, - отмечает Вл. Семёнов, - докладчик позволил себе высказать мнение, что излишняя мягкость может быть во вред, что надо показать пример в целях устрашения.

Излишняя мягкость? Ну, нет, я не из жалостливых! Просто считаю бессмысленным. Можно ли устрашить примером смертной казни людей, идущих на смерть, которые идут за мной, которых я веду на смерть? Перед боем всех арестованных выпустят из карцера, и как знать, может быть, они будут героями, - резко ответил адмирал».

Каким-то образом этот разговор, происходивший с глазу на глаз, в тот же день облетел эскадру, и преступления не только не умножились, но значительно сократились.

Передавались, конечно, не подлинные слова, а лишь идея.

- Верно это, Ваше высокоблагородие, - спросил капитана 2 ранга Семенова вестовой, прибиравшийся в каюте, - будто «наш» всякие штрафы до боя оставил? Как мол ни виноват, пущай кровью отслужит - да препятствуйте.

- Ты это откуда слышал?

- Ребята сказали.

- А сам ты как полагаешь, - спросил Семенов.

- Чего же тут полагать. Известное дело - «наш», он тебе покажет! Скажет - что отрубит!

«Известно, - писал Семенов, - что когда подчиненные говорят про своего командира, что он - «наш», называют его - «сам» - это высшая похвала и доверие к нему».[4] Большое значение имела и религиозность Рожественского.

«Некоторых виновников, - подчеркивал Новиков-Прибой, - адмирал призывал к церковному покаянию».[5] И те действительно раскаивались в проступках.

15 января 1905 года на имя Рожественского пришла телеграмма от Николая II следующего содержания: «Мысленно, душой с вами и моей дорогой эскадрой. Вся Россия с верой и надеждой взирает на вас».

Адмирал Рожественский, горячо любивший Императора, сразу же ответил: «Эскадра единою душою у престола Вашего Императорского величества».

После обедни и положенного по уставу парада, адмирал Рожественский собрал команду, и произнес речь:

- Дай, Вам Бог, верой и правдой послужить Родине, в добром здравии вернуться домой и порадоваться на оставленные там семьи. Помните, что «Вся Россия с верой и надеждой взирает на Вас!» Помоги Вам Бог послужить ей с честью, оправдать ее веру, не обмануть надежды... Так ведь, товарищи? Что повелит царь, то и сделаем! А на Вас я надеюсь!.. В глубоком молчании, стараясь не шуметь, люди, чтобы лучше слышать и видеть, громоздились на плечи друг друга. Последние слова, произнесенные явно дрогнувшим голосом, были покрыты мощным «ура».

Император Николай Александрович

Дисциплина на эскадре улучшилась: Рожественский нашел путь к матросским сердцам. В начале марта 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра покинула Носи-Бе и через Индийский океан перешла к Индокитаю.

  26 апреля 1905 года в бухте Ван-Фонг произошло соединение двух эскадр.

        Английская газета «Сент-Джеймс Газетт» писала: «Мы недооценили адмирала Рожественского и ныне приветствуем его с уважением...». Казалось, адмирал успешно преодолевал все препятствия на своем пути и шел к намеченной цели - Японскому морю.

  Японское море из-за встречи теплого и холодного течений подвержено частым туманам. При благоприятных обстоятельствах Рожественский мог пройти между Японией и Кореей в густом тумане и таким образом достичь цели и прорваться во Владивосток.

   И адмирал чуть не прошел Цусимский пролив незаметно для японцев.

    Все решил один день.   Если  бы он прошел через пролив 13-го (26-го) мая, а не 14-го (27-го) мая - то он с успехом прорвался  бы во Владивосток, потому что видимость в тот день была чрезвычайно плохой, но 14-го (26-го) мая эскадре пришлось идти со скоростью всего на всего 9 узлов из-за неполадок в двигателе на одном из видавших виды кораблей контр-адмирала Небогатова.

  В 14 часов 14. 05. 1905 г. в пределе видимости русской эскадры показались японские броненосцы.

   Впереди под флагом адмирала Того шел броненосец «Микаса». За ним - броненосцы: «Скисима», «Фудзи», «Асахи», и броненосные крейсера «Кассуга» и «Ниссин». Вслед за этими кораблями выступали еще шесть броненосных крейсеров: «Идзумо», под флагом адмирала Камимура, за ним «Якумо», «Асама», «Адзумо», «Токива» и «Ивате».

   По количеству кораблей японская эскадра превосходила русскую в два раза. И поэтому русской эскадре нужно было отбить атаки японских кораблей и прорваться во Владивосток. На всех судах русского флота шли последние приготовления к бою.

    На броненосце «Орел» перед иконами в полном облачении читал молитвы иеромонах отец Паисий. На корабле «Александр III» - отец Александр. На  броненосце «Бородино» - отец Варлаам. На броненосце береговой обороны «Адмирал Ушаков» - отец Иона. На крейсере «Дмитрий Донской» - отец Илья. На эскадренном броненосце «Сисой Великий» - иеромонах Герасим. На крейсере «Аврора» - отец Анастасий. На крейсере «Адмирал Нахимов» - иеромонах отец Виталий

Прочитав молитвы, военные священники быстро обошли верхние палубы. Их сопровождали матросы. Около каждой башни священник и матрос останавливались, и священник кропил башни святой водой, а крестом благословлял комендоров.

   Затем все священники по боевому расписанию отправились на операционно-перевязочные пункты, офицеры заняли места в боевых рубках.

    Адмирал Рожественский вел эскадру двумя колоннами. З. П. Рожественский отмечал, что «японский адмирал по донесениям разведчиков знал, что русская эскадра идет двумя колоннами с промежутком в 8 кабельтовых».[6]

    В правой колонне шли четыре мощных броненосца типа «Бородино», а в левой устаревшие корабли.

    С первых минут боя  Того стремился выполнить маневр, направленный на охват русской эскадры, но просчитался в определении скорости. В это время правая колонна прибавила ход и к моменту охвата японским адмиралом русских кораблей, русская эскадра надвигалась на японцев в одном кильватерном строю. Японский адмирал вынужден был пойти на рискованный маневр - последовательный поворот влево, так как только этот поворот позволял ему в кратчайшее время совершить охват русской эскадры. Пока Того перестраивал корабли, в 13 ч. 45 м. головные суда русской эскадры открыли огонь по японскому флоту. Но артиллерийский огонь, который русские корабли вели в течении 15 мин. не дал того результата, на который рассчитывал Рожественский. Японцам повезло: флагманский корабль японского флота оказался вне сектора обстрела русских судов.

 

 

Адмирал японского флота Х. Того

 

Исходя из этого в 14 ч. 05 м. Рожественский отдал свой последний приказ: изменить курс на два румба влево.[7]

В связи с тем, что русская эскадра уступала японцам в скорости, охватить японскую эскадру она не могла. Но могла за 15 мин. сильно «растрепать» ее и прорваться во Владивосток. Однако этого не произошло. Позднее много говорилось о качестве русских кораблей и русских снарядов и т. д. Однако основная причина гибели русской эскадры заключается в том, что в мирное время нельзя экономить на боевой подготовке. А в России экономили. И этот фактор является основополагающим в Цусимской трагедии. По мере поворота корабли противника открывали огонь, сосредотачивая его на флагманах «Суворов» и «Ослябя». Флагманский русский броненосец «Князь Суворов» принял на себя всю мощь огня японской эскадры: его расстреливали шесть японских броненосцев. Броненосец «Суворов» потерял в первую часть боя обе стеньги, все сигнальные средства и не мог сделать по выходе из строя ни одного сигнала.[8] Адмирал Рожественский был дважды ранен (первое ранение в голову было тяжелым), штурвал корабля оказался заклиненным и броненосец, никем не управляемый, вышел из строя остальных кораблей. Следующий за флагманским броненосцем «Суворовым» шел броненосец «Александр III».   Видя тяжелое положение на «Суворове», броненосец «Александр III» прикрыл его собою от огня японских снарядов.[9] Весь огонь японской эскадры некоторое время был сосредоточен на броненосце «Александре III». Курсирующий между японской и русской эскадрой броненосец «Суворов» был изрешечен снарядами и обезображен, без грот-мачты, с уничтоженными кормовыми мостиками, бортами, сильными пробоинами, охваченный дымом и огнем, он все еще сражался. Японцы решили добить броненосец «Суворов» минными атаками. Целая «свора» миноносцев набросилась на него. Но израненный «Лев» сохранил еще достаточно сил, чтобы отогнать морских «шакалов». Удивительное мужество проявил капитан Коломейцев - командир эсминца «Буйный». Он при огромной волне подошел к броненосцу «Суворов» и в невероятно трудных условиях снял с броненосца адмирала Рожественского и весь его штаб.[10]

С пылающего броненосца «Суворов» отказались уйти лейтенанты Богданов, Вырубов и прапорщик Курсель. Осталась и команда в составе 900 человек. Оставшись один, броненосец «Суворов» подвергся страшной участи. С наступлением темноты японские эсминцы - эти «пираньи» моря почувствовали, что «лев» умирает, и набросились на него. Но их время еще не пришло. В кормовом каземате засверкали вспышки выстрелов последнего трехдюймового орудия, отбросившие японцев от броненосца. Только зайдя с носа, и выйдя из обстрела трехдюймового орудия, японские эсминцы в упор расстреляли торпедами русский броненосец. Все 900 человек погибли как герои.[11]

Русская эскадра, окутанная черным дымом, казалось, сражалась со всеми силами ада. Один за другим гибли русские корабли: вслед за «Суворовым», погиб «Ослябя». Командир корабля капитан 1 ранга Бэр, предпочел погибнуть вместе с кораблем, но не сдаться врагу. Русскую эскадру возглавил броненосец « Бородино».

В 7 часов 10 минут 15 мая 1905 года броненосец «Бородино» сделал последний залп из кормовой 12-дюймовой башни, который привел к пожару на одном из японских крейсеров, затем лег на правый борт и затонул вместе с экипажем.

Возглавил после гибели броненосца «Бородино» русскую эскадру контр-адмирал Небогатов.

Позорный случай сдачи произошел с теми кораблями, которые привел контр-адмирал Небогатов и которые так не хотел брать в свою эскадру Рожественский: «Николай I», броненосец береговой обороны «Апраксин», «Сенявин», броненосец «Изумруд» а также броненосец «Орел» шли в кильватере эскадренного броненосца «Николай I», на котором держал свой флаг контр-адмирал Небогатов.

Отбиваясь от японцев, «тихоходы» шли курсом на Владивосток. Однако их догнали 4 японских броненосных крейсера. Эти крейсера так же отогнали огнем, но к этим 4 подошли еще 6. И контр-адмирал Небогатов поднял белый флаг.[12] Остальные русские корабли продолжали ожесточенно сражаться. Так в письме к иеромонаху о. Порфирию с крейсера «Олег» о. Петр писал, что в ходе боя с японскими кораблями крейсер Дмитрий Донской» потопил японский крейсер типа «Ниитаки» и два легких крейсера вывел из строя.(Вера и Мужество: флотское духовенство в русско-японской войне.[13]

Отряд адмирала Уриу в составе крейсеров «Наниня», «Токачихо», «Акаси», «Цусима» открыл перекрестный огонь по «Донскому». Отметим, что в трюме Донского находилось несколько сотен матросов офицеров, с броненосца «Ослаби», спасенных «Донским». Крейсер «Дмитрий Донской» за один день расстрелял по противнику 1,5 тыс. снарядов. Он отбивался от двух отрядов японских крейсеров (10 вымпелов).[14]

Мужественно сражался за все время боя броненосный крейсер: «Адмирал Нахимов», командиром которого был 1 ранга Родионов. Крейсер сражался храбро, но в результате минной атаки получил такую огромную пробоину, что потерял ход. Командир капитан 1 ранга Родионов и его заместитель лейтенант Ключковский решили затопить корабль, но не сдавать его японцам. Храбро сражался русский крейсер «Владимир Мономах». Кратко отметим, что сражаться он перестал тогда, когда его борта начала заливать волна, до такой степени, что трюм его был затоплен водой. На этом корабле отличился лейтенант Нозиков.

От метких выстрелов его комендоров вышел из строя японский крейсер «Идзуми». Уступающий в скорости хода японским крейсерам, а также в дальнобойности орудий, броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» шел весь в огне, осыпаемый японскими снарядами. Броненосец ожесточенно отбивал атаки японских крейсеров. Несколько его десятидюймовых снарядов все же накрыли японский крейсер. Но вскоре стрелять с Ушакова стало невозможно, так как разрушены были почти все орудия и самое главное - дальномеры. Палуба Ушакова была залита кровью матросов и офицеров. Видя невозможность дальнейшего сопротивления, командир броненосца капитан 1 ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай дал команду открыть кингстоны и затопить корабль.[15]

           Несмотря на то, что броненосец тонул на глазах у японцев, те не переставали вести против русского корабля интенсивный артиллерийский огонь. Их обуревала злоба против русских моряков, которые отвергли их предложение о сдаче в плен. Японцы осыпали снарядами плавающих вокруг броненосца моряков и места их разрывов окрашивались кровью. Один из японских снарядов попал в центр большого пробкового круга, на котором держалось около 20 человек. Взрыв был совершенно красного цвета и сопровождался целым фонтаном рук и других частей тела двух десятков изорванных человеческих тел. Японские моряки находились близко от оставшихся в воде русских моряков и два часа разглядывали в бинокли, как мучались люди в холодной воде. Многие из русских не выдерживали мучений и отпускали обломки бревен, за которые держались и шли камнем на дно. По данным японской печати командир корабля В. Н. Миклухо-Маклай бросился с корабля в воду последним и когда японцы хотели его вытащить на шлюпку, переполненную до отказа, он отказался от помощи и указал на гибнущего рядом матроса.

Очень долгое время находился в воде старший боцман «Ушакова» Тройницин. Левым локтем он опирался на бревно и держал перед собой крепко зажатый в пальцах образок, а правой усиленно греб, время от времени осенял себе крестным знамением, обращаясь с молитвой о помощи к божьей матери. Уже совсем отчаявшись, Тройницин хотел уже отпустить бревно и уйти камнем на дно, но видно дошла молитва до Божьей Матери. Набежавшая волна поднесла его прямо к шлюпке, на которую его и приняли японцы...».[16]

Надо сказать слово и о лейтенанте Борисе Константиновиче Жданове, минном офицере и любимце корабля. Это был прекрасной души человек, прямой, честный, твердый и исключительно верующий.

- Я в плену не буду, - не раз говорил он офицерам.

Один матрос видел, что Жданов сошел перед самым потоплением корабля по трапу вниз, и принял смерть вместе с кораблем.[17]

Православная вера была той могучей силой, которая дала силу русским морякам сражаться с японцами до конца.

Каковы же результаты Цусимского сражения?

Флагманский броненосец японского флота «Миказа», на котором держал свой флаг японский адмирал Того, получил более 30 пробоин.

У него были пробиты трубы, разбиты почти все орудия, все палубы, все казематы. Убитых и тяжелораненых на нем насчитывали 113 человек матросов и офицеров. Крейсер «Нанина» вышел из строя, Крейсер «Касеаги» еле-еле дошел в залив. Потери на этих крейсерах равнялись около 300 человек матросов и офицеров. Серьезные повреждения были у броненосцев «Сакисима», «Фудзи» и «Асахи».

Сильно пострадали и понесли людские потери в бою крейсера «Ниссенн», «Идзуми», «Адзума», «Асама», «Читосе», «Акасе», «Цусима». Около двух десятков истребителей и миноносцев частично было повреждено русской артиллерией, а частично потоплено. Всего e японцев было убито и ранено 700 человек. Русские потери были: 8 броненосных кораблей, 5 крейсеров, и 5 миноносцев погибли в бою, часть экипажей взрывала свои корабли или открывали кингстоны. Часть кораблей ушла в иностранные порты. Во Владивосток прорвались только один крейсер и два миноносца. Погибло свыше пяти тыс. моряков.[18]

После того как Рожественскому после тяжелой операции спасли жизнь, он сразу же телеграммой доложил Николаю II о результатах сражения. Ответ Государя был настолько примечателен, что в японских газетах писали следующее: «Сегодня адмирал Рожественский, в ответ на свою телеграмму о бедствии, постигшем его эскадру, получил от Императора такой ответ: «От души благодарю вас и всех тех чинов эскадры, которые честно исполнили свой долг в бою, за самоотверженную их службу России и Мне. Волею Всевышнего не суждено было увенчать ваш подвиг успехом, но беззаветным мужеством вашим Отечество всегда будет гордиться. Желаю Вам скорого выздоровления, и да утешит вас всех Господь».[19]

Всем офицерам, матросам за все 8 месяцев плена было выплачено жалованье, как будто бы они все это время находились на службе. Отечество действительно оценило по достоинству подвиг моряков в Цусимском сражении. Японцы же по воспоминаниям В. Е. Семенова вели себя «по отношению к русским военнопленным грубо, в том числе и к Рожественскому, которого «иногда ставили в общий строй без разбора».[20] Японцы унижали русского адмирала потому, что Цусимское сражение оказалось действительно ожесточенной битвой, в котором русские моряки превзошли самураев и мужеством и презрением к смерти. И Родина по достоинству оценила подвиг русских моряков.

В 1911 г. в Санкт -Петербурге в честь русских моряков, павших в боях в русско-японской войне, был построен на народные деньги Храм Спаса на водах. В храме Спаситель сходил к людям по бурным водам. Этот храм был единственным всероссийским Храмом-памятником русским морякам. Там хранились списки, таблички с именами погибших, иконы с погибших кораблей.

В 1932 году храм был взорван и на его месте устроена свалка. И это не случайно. Кому-то очень не хотелось видеть в геройстве русских моряков верность своим национальным святыням. Более того, богоборцы хотели вообще с уничтожением храма уничтожить и добрую память о храбрости и доблести русских моряков, их верности присяге, Царю и Отечеству.

А началось все сразу же после Цусимского сражения.

Новиков-Прибой в книге «Цусима» писал, что в Японию, где находились русские военнопленные, прибыл президент гавайских островов, доктор Россель, в прошлом политэмигрант.

Этот Россель начал издавать для пленных журнал: «Япония и Россия» и далее занялся распространением среди пленных нелегальной, революционной литературы, что, как пишет Новиков-Прибой вызвало возмущение части матросов и солдат.

Вызвать революционный протест против Царя среди военнопленных не удалось, но искры брожения разжигались всеми доступными средствами.

  Адмирала Рожественского, возвращающегося из японского плена, в России сначала встречали как героя.

   Даже революционеры восторженно приветствовали его и подбегали к поезду, чтобы взглянуть на этого самоотверженного человека!

   Адмирал З.П.Рожественский был опасен для врагов России и после гибели 2-й Тихоокеанской эскадры, так как Россия могла оправиться от поражения и вновь двинуть свои корабли к берегам Индийского и Тихого океанов.

  Адмирал З.П.Рожественский умер в 1909 г. сражаясь за честь русского императора и России. Он взял на себя вину даже за адмирала Небогатова, чем спас последнего от смертной казни. Отдавая должное  организаторским качествам З.П.Рожественского, мы чтим его память как одного из самых благородных военно-морских офицеров императорского флота.

Капитан 1-го ранга в запасе Бадьянов Александр Борисович, кандидат социологических наук



[1] См. Грибовский В. Ю., Познахирев В. П. Вице-адмирал З. П. Рожественский. - СПб., 1999.

 

       [2] См. Новиков-Прибой А. С. Цусима. - Киев, 1988. - С. 56.

[3] См. Самохвалов С. Вера и мужество: флотское духовенство в русско-японской войне. Вестник Военного и Морского Духовенства №1 (661) июнь-июль 2004. - C. 41 - 42.

[4] Семенов В.И. Расплата. - С.-Петербург, 1994. - С. 376 - 377.

[5] Новиков - Прибой А. С. Цусима. - Киев, 1988. - С. 218.

[6] Рожественский З. П. По поводу статьи г. Феррана «Боевые аварии в русско-японской войне». - СПб., 1907. - С. 18.

[7] См. Шавыкин Н. А. Линкоры властители морей. ХVII - ХХ вв. - М., 2006. - С. 83.

 

[8] Виноградский А. П. Причины войны. Подготовка театра военных действий. История российского флота. - М., 2007.

[9] Золотарев В. А., Козлов И. А. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. Борьба на море. - М., 1990. - С. 173 - 175.

[10] Семенов В. И. Расплата. - С.-Петербург, 1994.

[11] Новиков-Прибой А. С. Цусима. - Киев, 1988.

[12] Там же.

[13] Сергей Самохвалов. Вестник Военного и Морского Духовенства № 1 (661) июнь - июль 2004.

[14] См. Мельников Р. М. Крейсер 1-го ранга «Дмитрий Донской». - СПб., 1995. - С. 32.

[15] См. Быков П. Д. Русско-японская война: 1904-1905 гг. - М., 1942. - С. 91.

[16] Семенов В. И. Расплата. - С.-Петербург, 1994.

[17] См. Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков». - СПб., 1996. - С.222 - 225.

[18] См. Военная история. - М., 1983.

[19] Семенов В. И. Расплата. - С.-Петербург, 1994. - С. 593.

[20] См. Грибовский В. Ю., Познахирев В. П. Вице-адмирал З. П. Рожественский. - СПб., 1999. - С. 262.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

114. Ответ на 110., р.Б. Алексий:

Благодарю за обстоятельный комментарий, Ваши мысли мне интересны и всё, что Вы сказали, совершенно нельзя снимать со счёта. Я удивлён ещё и тем, что статья вызвала так много откликов, я рад этому, люди разных взглядов неравнодушны к этой проблеме. Прошлое учит настоящему и будущему. Цусима это наша общая беда и вместо шапкозакидательских настроений нужен спокойный детальный анализ. Цусима даже помогает нам понять и нынешние проблемы. Россию надо поднимать - нравственную сторону, производительный труд и пр. Я не сторонник единовластного правления, но преодолеть хаос скорее всего можно только твёрдой решительной рукой, парламентская болтовня точно уж не поможет. Как вот совместить твёрдую руку и неприкосновенность личности. И без твёрдой руки не обойтись и считать человека за быдло нельзя. Разрешите пофантазировать. Если бы на одной из стоянок офицеры переговорили с матросами, потом офицеры поговорили бы с Рожественским, может и Рожественского сменили бы, избрали бы другую тактику боя - не было бы позора, не было 1905 и 17 года. Ум хорошо, а два лучше (я иногда в шутку говорю - ум хорошо, а два хуже). Где истина? А Истина у Бога.

Hyuga / 02.06.2018

113. Ответ на 108., Hyuga:

Вообще к Цусимскому проливу надо было

Цусимская операция была уникальной не только для своего времени."Надо было" - из серии: "Знал бы где упал - соломки бы подложил". Искать в поражении только злой умысел и тупость - подловато. Выводы из Цусимы были сделаны всеми странами, имевшими флот: полностью пересмотрены принципы кораблестроения и флотские уставы. И Россия в реализации этих выводах смотрелась достойно: наши построенные дредноуты были не хуже, а по боевым качествам эсминцев и минному вооружению - России не было равных.

Лебедевъ / 01.06.2018

112. Ответ на 110., р.Б. Алексий:

Многие скажут вот-де какой Рожественский дебил, но НЕТ.Он, а точнее его схема выдает ОЧЕНЬ УМНОГО ЧЕЛОВЕКА, тщательно изучивщего причины поражения Старка и принявшего все меры для организации, в схожей обстановке, БОЛЕЕ масштабного поражения:

Потрудитесь сначала ознакомиться с полной биографией адмирала, прежде чем такое размещать на форуме.

Лебедевъ / 01.06.2018

111. Ответ на 108., Hyuga:

Я посмотрел сегодня, а кто же тормозил нашу эскадру, кто заставлял её тащиться 9-ти узловым ходом. Транспорты! 4 транспорта. 4 новейших броненосца и Ослябя давали 18 узлов, японских 4 столько же. Но идти малой скоростью это просто безумие, это уже не оставляет никаких шансов на успех. Не верите? ... В Цусиме наша эскадра имела ход 9 узлов, японцы 16. И всё из-за наших транспортов. 4 транспорта погубили наши боевые корабли.Я в первом комментарии ставил вопрос, почему наши современные броненосцы не были выделены в самостоятельный отряд, почему позволено было японцам выбивать наши головные корабли, при равенстве хода такого бы у японцев не получилось. Пусть бы они целились в флагмана, но флагман мог самостоятельным маневрированием избегать накрытия залпами, наши же другие необстреливаемые корабли могли распределить цели и стрелять необязательно по флагману. Плана на бой не было, это преступление.Вообще к Цусимскому проливу надо было посылать только сильнейшие корабли именно не для прорыва, а для боя. При удачном бое потом можно было и транспорты провести, при неудачном бое отойти обратно на юг. Отступить не есть позор, позор это когда преступное бездействие. И погублен весь флот.

Странно, что Вы узнали об этом только сегодня если, судя по комментариям, давно интересуетесь данной темой. Ещё раньше об этом говорил исследователь Дионис Каптарь (Дмитрий Зыкин). Интернет полон ссылками. Только он видел в действиях адмирала Рожественского не "преступное бездействие" а злой умысел. В этой связи интересно было бы узнать кто что думает, в том числе и автор статьи, вот про это ( по материалам из интернета) : "...Строго говоря, чтобы утверждать, что конкретный человек - предатель одного косвенного доказательства МАЛО. И именно по этой причине я, до последнего момента, старался НЕ называть г-на Рожественского предателем. Да, анализируя Цусимское сражение появляются к нему вопросы. И подозрения. Но, как бы убого и двухсмысленно он не вел себя в сражении, как бы трагично не аукнулись его явные просчеты - всё это лишь повод заподозрить его в предательстве. Ведь для утверждения одного косвенного факта (бездарное командование на грани подыгрывания японцам) МАЛО. Нужен второй ФАКТ. И факт не двухсмысленный. Не скажу, что я специально его искал. Просто имел ввиду. И вот пролистывая новую книжку "Владимир Грибовский "Эскадренные броненосцы типа Бородино" (стр. 143) - нашел ФАКТ. Но сначала о том, что происходило в ходе РЯВ до Рожественского. Как адмирал Старк потерял два лучших броненосца и один крупный крейсер ? А очень просто - он формально подошел к организации обороны внешнего рейда. Он выделил один "дежурный крейсер" для курсирования на дальних подступах к рейду и два "дежурных миноносца" с той же целью. Плюс один из кораблей эскадры нес функцию освещения бассейна. При этом главные силы стояли скученно (броненосцы в перемешку с транспортами и крейсерами) по центру рейда, а дополнительные силы: легкие крейсера и миноносцы стояли В СТОРОНЕ, ближе к берегу (дабы не мешали японцам, видимо). Они, формально, оттуда в случае опасности д.б. "активно действовать". Потом атака японских миноносцев - и три торпедных попадания. Два в броненосцы и одно в крейсер Паллада. (в крейсер попали т.к. стояли корабли скученно, целили вообще-то в броненосец Полтава) В результате эскадра ослаблена накануне битвы. Господство на море утрачено сходу. А теперь о ФАКТЕ. На стр. 143 "Владимир Грибовский "Эскадренные броненосцы типа Бородино" приведена схема стоянки русских судов (http://practic9.livejournal.com/65509.html) в апреле 1905г. в Камрани - порту необорудованном и принадлежащем нейтральной Франции (нынешний Вьетнам). В тот момент ВЕСЬ мир ожидал, что японцы нападут на русских заранее, еще на дальних подступах к ТВД. И на эскадре ожидали нападения японцев. Как же Рожественский организовал оборону стоянки в Камрани в столь тревожное время? Тоже очень просто - это наглядно видно из схемы: Он выделил один "дежурный крейсер" для курсирования на дальних подступах к рейду и один "дежурных миноносца" с той же целью. Плюс два корабля эскадры несли функцию освещения бассейна создания "световой преграды". (т.е. МАЯКА для японских миноносцев) При этом главные силы поставлены уже НЕ скученно, а ТОЛЬКО броненосцы в ряд, напротив выхода из залива, всякая же шушера (типа вспом. крейсеров, транспортов, легкий крейсер Изумруд) была задвинута ЗА линию из броненосцев, дабы броненосцы, погибая, спасли от ударов торпедами баржи с углем(!!!!) (т.е. транспорты и вспом. крейсера). Дополнительные силы: крейсера Д. Донской, Олег, Аврора, стояли В СТОРОНЕ, ближе к берегу и проходу перекрытому бонами (дабы не мешали японцам атаковать ПО ПРЯМОЙ линию из лучших русских броненосцев). Защитить броненосцы д.б., формально, миноносцы стоявшие сразу за световой преградой, НО, что могли сделать наши немногочисленные миноносцы стоявшие БЕЗ скорости против пролетавших мимо них на 25 узлах японских миноносцев? Ничего. Ну стрельнуть пару раз из 75мм-ки и всё. Пока наберут скорость, пока развернутся для атаки...русские броненосцы УЖЕ получат торпеды в бок. Главную опасность для яп. миноносок представляли русские крейсера - а их Р. заботливо задвинул черт-те куда... Многие скажут вот-де какой Рожественский дебил, но НЕТ. Он, а точнее его схема выдает ОЧЕНЬ УМНОГО ЧЕЛОВЕКА, тщательно изучивщего причины поражения Старка и принявшего все меры для организации, в схожей обстановке, БОЛЕЕ масштабного поражения: 1. Для недопущения срыва японской атаки все русские крейсера с прямого пути яп. миноносцев УБРАЛ. 2. Для недопущения отвлечения внимания яп. миноносок на второстепенные цели типа крейсеров, транспортов, вспом. крейсеров - всех их УБРАЛ. (т.е. возможность повторения казуса с Палладой усключил) 3. Маяк повышенной мощности - сделал (японцам эти воды были НЕ родные - значит без маяка могли попросту не найти горловину бухты) 4. Броненосцы придвинул к выходу из залива (т.е. русские комендоры еще бы не начали стрелять, а японские торпеды уже были бы в воде...) 5. Формально меры по защите рейда принял (т.е. к ответственности его хрен привлекли бы). После проявления ТАКОГО УМА и явного учета мельчайших ньюансов - становится ясно, ЗАХОТИ ОН и это японцы тонули бы в цусимском проливе... Но он не хотел. Он хотел наоборот, и у него все получилось"

110. Ответ на 104., alboross:

но я как автор статьи: « Цусима- это не поражение, а торжество русского воинского духа» ставлю вопрос о реабилитации вице-адмирала З.П.Рожественского и установления памятника ему в Санкт-Петербурге или Кронштадте.

"" Давно пора. И ещё, было бы справедливо дать переоценку самой русско-японской войне. В "общественной печати" до революции и советской историографии утвердилось мнение о ней как о "поражении". Но при внимательном рассмотрении всех обстоятельств - внешней политики, внутренней революционной провокации, путей доставки на Д. Восток и др. - эта война выглядит как удачная позиционная с временными уступками противнику. При этом никакого стратегического проигрыша, тем более "поражения".

109. Ох, эти транспорты

Я посмотрел сегодня, а кто же тормозил нашу эскадру, кто заставлял её тащиться 9-ти узловым ходом. Транспорты! 4 транспорта. 4 новейших броненосца и Ослябя давали 18 узлов, японских 4 столько же. Но идти малой скоростью это просто безумие, это уже не оставляет никаких шансов на успех. Не верите? Выводы из Цусимы раньше всех сделали англичане и моментально за один год и один месяц выдали великолепный Дредноут. Он не имел средней артиллерии, зато вместо четырёх имел 10 орудий ГК 305 мм. Но не этим он поверг всех в шок – он имел скорость на 3 узла больше 21 узел. Все броненосцы можно было считать устаревшими, даже ещё недостроенный Нельсон со средней артиллерией 234 мм, чуть ли не линкоровской. Но Нельсон мог дать только 18 узлов и потому 3 узла Дредноута были решающими. В Цусиме наша эскадра имела ход 9 узлов, японцы 16. И всё из-за наших транспортов. 4 транспорта погубили наши боевые корабли. Я в первом комментарии ставил вопрос, почему наши современные броненосцы не были выделены в самостоятельный отряд, почему позволено было японцам выбивать наши головные корабли, при равенстве хода такого бы у японцев не получилось. Пусть бы они целились в флагмана, но флагман мог самостоятельным маневрированием избегать накрытия залпами, наши же другие необстреливаемые корабли могли распределить цели и стрелять необязательно по флагману. Плана на бой не было, это преступление. Вообще к Цусимскому проливу надо было посылать только сильнейшие корабли именно не для прорыва, а для боя. При удачном бое потом можно было и транспорты провести, при неудачном бое отойти обратно на юг. Отступить не есть позор, позор это когда преступное бездействие. И погублен весь флот.

Hyuga / 31.05.2018

108. Re: Цусима – это не поражение, а торжество русского воинского духа

"Единственный зафиксированный случай соприкосновения русских казаков и японского ниндзя хранится в архивах Новочеркасского музея. Текст приводится в книге Данилова и Дмитриева «СБОР»: «Третьего дня сотня стояла во второй линии охранения, отчего было дозволено готовить пищу и разводить костры. В девятом часу пополудни на огни костров вышел странный японец. Весь в черном, дергался и шипел. Есаулом Петровым оный японец был ударен в ухо, отчего вскорости помер».

Лебедевъ / 31.05.2018

107. Ответ на 105., Hyuga:

с линейным расположением башен ГК, это очень слабый проект,

Слабый? Достигнута задача увеличения мощности бортового залпа, скорости пристрелки, более устойчив центр тяжести, менее заметен силуэт. Русское кораблестроение шло нос в ном с мировым, а обуховские артиллерийские системы были, возможно, лучшими в мире на момент постройки. Рекомендую для ликбеза: https://topwar.ru/58614-linkory-tipa-sevastopol-uspeh-ili-proval-chast-1.html "...если случилось бы альтернативно-историческое чудо, и комендоры германских линейных крейсеров вдруг увидели перед собой не шесть огромных, высокобортных английских линейных крейсеров, а низкие, стелящиеся над волнами силуэты четверки русских дредноутов, то, боюсь, за этот бой кайзер награждал бы адмирала Хиппера посмертно. Да и англичане уж точно не возрадовались бы замене германских линейных крейсеров на русские линкоры. Конечно, те же английские дредноуты, не говоря уже о дредноутах немецких, несли куда более мощную броню, чем русские «Севастополи». Но помогла бы она им в бою, вот в чем вопрос..."

Линкоры типа Советский Союз в количестве 6 штук начинали только строиться перед войной, никакого отношения к дореволюционным проектам они не имели

Не имеют? Вы себе можете представить конструкторские решения "из воздуха"- без проверенных специалистов с опытом, без отработанных технологий - да ещё после "мясорубки" гражданской войны и репрессий?

Дело было даже не в деньгах - советская промышленность не могла обеспечить эти корабли сложным и уникальным оборудованием.

СССР достались в наследство обкатанные технологии царских верфей. Дело было именно в деньгах. Такие проекты может себе позволить далеко не каждая экономика: на протяжении почти полувека военно-морские проекты, подобные по масштабам царским дредноутам, СССР себе позволить не мог!

Лебедевъ / 31.05.2018

106. Ответ на 103., Лебедевъ:

Линкоры типа Советский Союз в количестве 6 штук начинали только строиться перед войной, никакого отношения к дореволюционным проектам они не имели. До революции Россия начинала постройку линейных крейсеров типа Измаил с 356 мм орудиями, но эти корабли были лишь увеличенным проектом Гангута с линейным расположением башен ГК, это очень слабый проект, лучшее расположение башен линейно-возвышенное - экономия длины броневого пояса и возможность увеличения толщины брони. 356 мм орудия заказаны были в Англии. С калибром 406 мм 2 линкора построила Япония, 3 США и это всё до 1921 года. СССР начал строить и так не построил ни одного линкора в 1938 году. В это время всех обогнала Япония - 2 корабля Ямато и Мусаси с калибром 460 мм. Британия к концу первой мировой построила лёгкий линейный крейсер Фьюриес с двумя орудиями 457 мм, бронирование было слабое и корабль перестроили в авианосец. Любопытная история была в 1940 году - наши специалисты побывали в гостях на немецком Шарнхорсте. Я сознательно не указал тип корабля, многие величают его линкором, но этот новейший корабль имел 9 283 мм орудий, что для линкора просто ужасно мало, даже линейного крейсера (британский Ринаун 1920 года имел 6 381 мм орудий). По водоизмещению Шарнхорст был намного больше тяжёлого крейсера. Причудливость такого корабля объяснялась просто - корабль создавался для рейдов на торговые коммуникации, а не для завоевания господства на море. Так вот, один из наших специалистов, разглядывая Шарнхорст, подмечал про себя - да наш Кронштадт размолотит его в клочья. Кронштадт (8 305 мм) тогда начинал строиться, но так и не был построен, как не были построены и другие большие корабли. Дело было даже не в деньгах - советская промышленность не могла обеспечить эти корабли сложным и уникальным оборудованием. Италия могла, Франция могла, Германия, Япония, США и Британия тоже.

Hyuga / 30.05.2018

105. Ответ на 95.Неверно. Морская авиация СССР не понесла разгромных потерь при гитлеровском нападении. Как известно, Кузнецов отдал приказ флоту о готовности к нападению фашистов. Корабли совершили манёвр перехода на другие стоянки, и гитлеровская авиация бом

В Советском Союзе экономили на боевой подготовке: армия из кадрово-территориальной стала кадровой только в 1939 году. Что такое территориальные дивизии объяснял Г.К.Жуков после Халхин-Гола. Одна такая дивизия ему чуть всю боевую операцию не загубила. А если бы на Халхин-Голе был не Г.К.Жуков, может японцы и выполнили свои задачи. В течение всей войны с фашистской Германией предметом особой заботы Н. Г. Кузнецова были обеспечение безопасности внутренних морских и речных сообщений, перевозок грузов из США и Англии в наши северные морские порты, нарушение морских коммуникаций гитлеровцев. Силы флота за годы войны потопили более 1300 вражеских военных кораблей и вспомогательных судов. Водоизмещение уничтоженных вражеских транспортов превысило 3 млн. т. Морская авиация уничтожила за годы войны 5500 самолетов противника.( Лаврентьев В. «Отстранить меня от службы флоту невозможно». / Штрихи к портрету адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. – Собеседник воина. 1993, № 14. Заслуги Н.Г.Кузнецова перед флотом огромны, но тем не менее ошибки есть у всех адмиралов, а не только у З.П.Рожественского. 73 дня продолжалась героическая оборона Одессы, которая сковала 18 вражеских дивизий. В ходе боев противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 160 тыс. солдат и офицеров, огромное количество вооружения и боевой техники. С.Г.Горшков сообщает, что из осажденной Одессы силами флота было вывезено 80 тыс. военнослужащих, 15 тыс. гражданского населения, 3,5 тыс. лошадей, около 500 орудий, 14 танков, 5 бронемашин, 1158 автомобилей, 163 трактора, более 25 тыс. тонн других грузов. В сравнении с Таллиннским переходом, пишет он,- эвакуация войск и грузов из Одессы прошла исключительно удачно. С. Г. Горшков называет две причины этой «удачи»: 1. операция по эвакуации держалась в строгом секрете; 2. истребители надежно прикрыли корабли с воздуха. (Горшков С. Г. Во флотском строю. Военные мемуары. – Санкт-Петербург, 1996. – С. 57.) Сколько кораблей Балтийского флота погибло в ходе таллинского перехода? В целом можно написать и обсудить статью о Н.Г.Кузнецове, но я как автор статьи: « Цусима- это не поражение, а торжество русского воинского духа» ставлю вопрос о реабилитации вице-адмирала З.П.Рожественского и установления памятника ему в Санкт-Петербурге или Кронштадте.

alboross / 30.05.2018
Александр Бадьянов:
«Вставай, страна огромная...»
Стихи к 75-летию Великой Победы
07.05.2020
Александр Васильевич Суворов
К 229-й годовщине со дня штурма войсками А.В. Суворова турецкой крепости Измаил
26.12.2019
Св. блгв. кн. Александр Невский
К 777-летию Ледового побоища
06.05.2019
Коловрат
Новые стихи
20.02.2019
Все статьи автора
"Русские герои"
«День Победы - святой праздник для миллионов людей»
Началась подготовка к Параду Победы; своё согласие на участие уже дали главы Казахстана, Молдавии, Абхазии, Южной Осетии, премьер Японии колеблется
27.05.2020
Настольная книга уроков мужества
Вышла в свет книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя»
27.05.2020
Цусима – трагический триумф Русского Императорского флота
1. Памяти сражения в Корейском проливе 14 и 15 мая 1905 года
25.05.2020
Наш достойный отпор денационализации
О значении главного Собора Вооруженных Сил России
22.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 22:28
Убить Бога – 2
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-05-27 22:15
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-27 21:33
Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 19:17
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:40
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:34