itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике

Фейсбук, как всё «прогрессивное человечество», не желает ничего слышать о демонизме уничтоженной испанцами цивилизации каинитов

Бывший СССР 
0
3951
Время на чтение 20 минут

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской Народной Линии»: Несколько дней назад у себя в FB я разместил ссылку на статью из журнала «Вокруг Света», которая была переопубликована у нас в рубрике «Обзор СМИ». В статье автор очень аккуратно и политкорректно описывала демонические обряды жрецов Мезоамерики, сопровождая эти описания комментариями, призванными слегка просветить читателя на предмет мировоззрения представителей этой каинитской цивилизации.

Объявление на своей стене я сделал более чем политкорректным.

Вот его текст:

«Можно, конечно, усомниться в правдивости таких описаний — слишком уж они были на руку завоевателям: раз индейцы — дикари и людоеды, то их, конечно, следует истребить или цивилизовать, в награду за старания присвоив себе их богатства. Однако, многое из рассказов испанцев подтверждается этнографами, а найденные свидетельства заставляют неподготовленного современного европейца содрогнуться.

Что же стоит за массовыми человеческими жертвоприношениями ацтеков и майя?»

Примерно через час мне прислали уведомление о том, что публикация нарушает «правила сообщества» и она будет удалена. Впрочем, радетель общественной политкорректности поспешил успокоить меня, дескать, понимает, что подобного рода материал мог быть размещён мною по недоразумению, однако, впредь, сотрудники ФБ рекомендовали быть мне более внимательным и разборчивым.

Сейчас, впрочем, нам бы хотелось поговорить не о том: какие страшные и ужасные эти хозяева глобальных площадок, мы сами приходим к ним в гости, поэтому по простой логике должны соблюдать те правила, которые хозяева будут диктовать. И если нам эти правила не подходят, то логичнее всего ходить в гости в те дома, где нормы сообщества будут вполне соответствовать нормам, принятым нами самими в качестве основ.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будут эти самые служители зла, которые в массовом сознании превращены в жертв. Нет, безусловно, можно сказать, что неправота гонимых не оправдывает жестокости гонителей, однако, неправота неправоте рознь. Одно дело – заблуждения или особые мнения по поводу тех или иных вопросов, связанных с осмыслением спасения души или культурным укладом, и совсем иное – когда некая культура изначально в своё основание положила такие культы, которые светлыми не назовёт даже самый убеждённый поликультурщик.

Владимир Янчевский: Что касается републикации из журнала «Вокруг Света», то там автор свалила всё в одну кучу.

В Египте никогда не было человеческих жертвоприношений, близких по смыслу к ацтекским.

Не было их и в Риме. Если в Греции что-то похожее и было, то уж совсем в архаике, когда ещё не было и самой Эллады – как своеобразной античной цивилизации.

Отношение римской цивилизации к подобным вещам хорошо видно на примере Карфагена и друидов. Мы помним, что Рим не успокоился до тех пор, пока полностью не сокрушил Карфаген как цивилизацию. После чего сам город Карфаген был уничтожен до последнего камня, место особым образом распахано и посыпано солью.

То же самое было и с друидами. У друидов человеческие жертвы были поставлены «на поток». Ни одно дело, ни один праздник нельзя было начинать без принесения в жертву человека. Способы были разные - утопление, повешение, сжигание. За это отвечали несколько «божеств» друидов. «Соломенный человек» - это именно отсюда. Делалось огромное чучело из ветвей деревьев, туда сажали людей и сжигали. Праздник такой.

Но для этого постоянно требовались пленные. Поэтому друиды начали ловить и римских солдат. Когда Рим понял с ЧЕМ он столкнулся, то по своей простоте и прямоте принял решение - извести друидов под корень. Тогда римская цивилизация была пике могущества, и римляне это сделали. Убивали всех друидов где только могли, вырубили рощи «священных дубов», уничтожили друидские тексты, перебили всех сказителей. Просто поставили целью уничтожить демоническую цивилизацию. И эту цель выполнили. И правильно сделали. Они отсрочили возврат демонических сил в Европу на долгие века.

Поэтому индейцам Мезоамерики крупно повезло, что их обнаружили испанские католики, а не римляне или ветхозаветные иудеи. Иначе бы там и пирамид бы не осталось, не то, что индейцев. Это тот самый древний пафос из Ветхого Завета, который так сейчас пугает современных толерантных людей.

То, что вело пророка Илию, лично перебившего десятки жрецов Ваала. Это слова, многократно повторенные в Ветхом Завете: «Уничтожь их всех, разрушь святилища и города, сожги посевы и пастбища... Не оставь НИЧЕГО. Ни надписей, ни изображений, ни языка. Чтобы и памяти не осталось».

Цивилизации Карфагена, друидов, ацтеков - это прямой прорыв демонических сил в мир человеческий, и люди древности это прекрасно понимали. Кроме того, ещё не забылась память о Потопе, и о той, более древней цивилизации, скатившейся в полный демонизм и погибшей.

Поэтому, возможно, отсюда и страх повторения подобного.

Сейчас никто и ничего не боится. Все религии и «боги» равны между собой. Современный мир - мир «постхристианский». Нет ни палящей жесткости Ветхого Завета и Рима, нет и силы и уверенности мира христианского. Поэтому древние демоны чувствуют себя прекрасно в нашем «дивном, новом мире». На самом деле для демонов очень старом и очень привычном.

Павел Тихомиров: Демонизацию конкистадоров начали в своё время масоны – из соображений логики информационной войны. Нужно было создать отталкивающий образ Католичества – вот и превращали ацтеков в таких несчастных жертв алчных конкистадоров. Потом это оказалось на руку британцам, потом – воинствующим антиклерикалам, прикрывавшимся марксизм-ленинизмом, теперь – не менее воинствующим антихристианам, прикрывающимся мультикультурщиной.

Характерным примером является реакция на фильм Мэла Гибсона «Апокалипто» («Откровение»).

А теперь предлагаем вниманию наших читателей обстоятельный материал Олега Валецкого на эту тему.

Кадр из фильма "Апокалипсис" Мэла Гибсона

Олег Валецкий: Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике

Вышедший в 2006 году фильм Мела Гибсона «Апокалипто» о цивилизации майя, существовавшей на полуострове Юкатан, вызвал тогда большой скандал в среде так называемой «леволиберальной общественности» в США, причем, на первый взгляд, скандал не слишком логичный.

Ведь, казалось бы: какое дело было этим организациям до судьбы цивилизации майя, которую красочно описал талантливый австралийский режиссёр, коли эта цивилизация исчезла ещё до прихода на полуостров Юкатан испанцев?

К тому же по логике, казалось бы, наоборот, они должны были бы приветствовать показанное в фильме символическое поражение теократической власти жрецов майя в борьбе против свободолюбивого индейца.

В конце концов, и «белых людей с голубыми глазами», являвшимися, согласно бразильскому президенту Лулу де Сильва, «источником мирового кризиса», в фильме не было показано (за исключением появления испанских кораблей в самом конце фильма, хотя для испанцев голубизна глаз была не столь уж и типична).

Однако, как раз леволиберальные организации первыми подняли шум о том, что якобы Гибсон дискредитирует историю индейцев, и лишь потом они догадались привлечь к пропагандистскому шуму пару организаций индейцев из самой центральной Америки.

Причина столь неадекватной реакции была достаточно проста, ибо Гибсон в данном фильме коснулся весьма болезненного для леволиберальной общественности вопроса жертвоприношений в языческих культах.

Хотя сам фильм Гибсона в традиционную для леволиберальной общественности схему «фашистского пугала» никак не вписывается, ибо даже о христианстве в нём не говорится, за исключением крестов на испанских каравеллах в конце фильма, тем не менее, по отношению к его фильму применён в той же Америке привычный набор леволиберальной пропаганды как о расистском и реакционном фильме.

Самым спорным моментом для критиков фильма стали факты человеческих жертвоприношений, совершаемых жрецами майя, хотя эти жертвоприношения, имевшие в себе глубокий оккультный смысл, являются научно доказанным историческим фактом.

А ведь жертвоприношения у древних майя подробно рассматривались целым рядом учёных, таких как Робичек и Хейлс в книге «Maya Heart Sacrifice» (Robicsek F., Hales D. «Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», Washington, 1984.), Шили (L.Shele) в работах «Human Sacrifice among the Classic Maya», «Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica», (Washington, 1984) и «The Blood of Kings» (L.Shele,M.Miller, New York, 1986), Лоретт Сежурне в работе «Pensamiento y Religion en el Mexico Antiguo» (Mexico, 1983), Боно Виларехо («Las cuevas Mayas: Simbolisma y Ritual» (Bonor Villareho J.L. Madrid, 1989).

Работы этих и ряда других учёных, рассматривавших вопрос человеческих жертвоприношений в цивилизации майя, основывались на археологических фактах.

Никто из серьёзных учёных не отвергал факта массовых истреблений жрецами майя рабов, пленных, да и самих майя и, по сути, майя сами себя уничтожили, и тут совершенно верны слова из фильма: «Ни одна великая цивилизация не может быть разрушена снаружи, пока не будет разрушена изнутри».

Вообще сама цивилизации майя была долгое время неизвестна, ибо погибла она до появления здесь испанских конкистадоров, и тем самым конец фильма Гибсона с появлением испанских кораблей, в общем-то, историческим фактам не соответствовал.

Первоначально о развитой цивилизации майя в мире узнали лишь после исследований американского дипломата и журналиста Д.Л.Стефенса и американского художника Ф.Катервуда, которые обнаружили в джунглях несколько городов майя.

В 1841 году Стефенс опубликовал книгу «Incidents of Travel in Central America, Chiapas and Yucatan in Mexico» (Впечатления о путешествии по Центральной Америке, Чиапасу и Юкатану в Мексике), однако глубоких археологических исследований далее не последовало, хотя эпос майя «Пополь-Вух» тогда привлек внимание многие европейских ученых.

Лишь позднее, в ХХ веке, цивилизация майя глубоко исследовалась рядом ученых, среди которых можно упомянуть С.Морли, Ф.Блам, Эд Томпсон, А.Руз Луилье, М.Д.Коэ. Теме человеческих жертвоприношений в «индейской» Америке или «Мезоамерике» посвящены многочисленные научные работы этих ученых: Сое M.D. The Maya Scribe and His World. N-Y, 1973; Death and the Ancient Maya // Death and Afterlife in Pre-Columbian America. Wash., 1975; The Lords of the Underworld. Prinstone, 1978; Old Gods and Young Heroes. Jerusalem, 1982; Robicsek F., Hales D. Maya Heart Sacrifice // Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica. Washington, 1984; Schele L Human Sacrifice among the Classic Maya // Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica. Washington, 1984; Schele L., Miller M. The Blood of Kings. N-Y, 1986; Sejourne L. Pensamiento у religiоn en el Mexico Antiguo. Mexico, 1983; Bonor Villareho J.L. Las cuevas mayas: simbolismo у ritual. Madrid, 1989; «The Ancient Maya» Morley S.G. Stanford, 1984; «Archeological Researches in Yucatan» Thomson. E.H.PMM, v. III, 1904; «The Maya». M.D.Coe. London, 1966; «Costumbres funekarios de los antiguos mayas» Ruz Luiller, Mexico, 1968; «La civilization de los antiguos mayas» La Habana. 1974; «The Maya Scribes and his World» Coe M.D. New York, 1973; «Death and Ancient Maya», «Death and afterlife in pre-Columbian America» M.D.Coe. Washington, 1975; «The Lords of the Under World» M.D.Coe. Prinstone, 1978; «Old Gods and Young Heroes» M.D.Coe. Jerusalem, 1982. «The ancient Maya» Morley S.G. Stanford, 1984.

Долгое время самым фундаментальным трудом по истории майя являлась лишь книга епископа Диего де Ланды «Сообщения о делах в Юкатане», в которой описывались человеческие жертвоприношения у майя.

Эта книга, написанная в XVI веке, считалась, однако, «прогрессивными» писателями и историками как неверодостойный документ до тех пор, пока факты не подтвердились археологами. Но как раз именно в этой книге был описан ныне широко известный колодец Чечен-ица, в который бросали своих жертв индейцы одного из племён майя.

В советские времена благодаря пресловутой линии партии было заранее известно, что конкистадоры являлись реакционными элементами, и поэтому негоже было вытаскивать на свет факты даже из религиозной практики майя, хотя последние к конкистадорам отношения не имели.

Тем не менее, работы, посвящённые истории майя, в СССР всё же выходили. Например, книги Ю.В. Кнорозова («Древняя письменность центральной Америки», «Советская этнография», 1952, №3, «Письменность индейцев майя» Москва, 1963, «Иероглифические рукописи майя» Ленинград, 1975.) и В.И. Гуляева («Города-государства майя». Москва, 1979 г., «Второе открытие цивилизации майя»).

Были так же переведены на русский язык работы некоторых западных ученых на данную тему как, например книга Г.Уилли «Политическая жизнь древних майя», книга Э. Джилберта и М. Коттерелла «Тайны майя», книга Леона Портильи «Философия нагуа» (Москва, 1961).

В дальнейшем над этой темой продолжили работу Г.Г. Ершова («Заупокойные надписи майя» (Древние системы письма). М., 1986; «Майя-тайны древнего письма».2004 г. «Алетейя»), а также Ю.Д. Мамонтова и В. Поликарпов, Д.Д.Беляев, Е.А.Красулин.

Вопрос человеческих жертвоприношений в цивилизации майя рассматривался например, в работах Ю.Д. Мамонтовой «Жертвоприношение в религии древних майя» (2005 г.) и Ершовой Г.Г. «Погребальный обряд как отражение модели мира» (на материалах Мезоамерики) (Древние цивилизации Старого и Нового Света. М., 2003).

Кровь была ключевой частью ритуалов

Кровь была ключевой частью ритуалов майя, хотя был и бескровный способ принесения жертв. При этом майя занимались и самоистязанием и у них, как пишет Г. Ершова, существовал обычай «нанизывания», когда мужчины, как правило, одного рода, протыкали свои члены поперек шипом и через отверстия протаскивали длинный шнур, как символ пуповины всеобщей матери и Млечного пути и как средство для единения рода с умершими предками.

В развалинах города Чичен-Ице на полуостров Юкатан находится так называемый «Священный Колодец» («Колодец жертв»). Первые упоминания о нём относятся ещё к XII веку, и Диего де Ленда писал в своей книге: «У них (индейцев — юкатеков, одной из этнических групп майя) был обычай прежде и ещё недавно бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи… Колодец этот сохранился до нашего времени, хотя сам город давно заброшен и разрушен».

Как писала в статье «Кровавая жертва или воззвание к небесам» доктор исторических наук Галина Ершова, астрологи майя считали, что созвездие Большой Медведицы – это богиня-старуха, льющая девственную воду мироздания из перевернутого кувшина. Тогда как сама вода мироздания на земле находилась в карстовых пещерах у города Чичен-Ица, где, по верованиям майя, находилась проекция самой северной точки Млечного пути.

Именно поэтому здесь и приносились человеческие жертвоприношения различными племенами майя сбрасыванием в пещеры жертвы, как своего рода посланников к богам.

Часть учёных изначально идеализировала историю майя, отрицая в ней существование человеческих жертвоприношений. Но впоследствии, во второй половине ХХ века археологами были обнаружены следы массовых захоронений жертвоприношений майя, и стали известны подробности ритуалов, запечатленных на камне, о мучениях их жертв, их убийства сдиранием кожи и поеданием их плоти.

Памятники письменности майя часто сопровождались картинами на барельефах или настенными надписями, поэтому процедура человеческого жертвоприношения могла быть достоверно изучена.

В конце концов, и самый главный памятник письменности майя — «Пополь-Вух — Родословная владык Тотоникапана» (Москва, 1994 г.), полон рассказов о человеческих жертвоприношениях, совершаемых героями этого эпоса, как например богом Тохилем и братьями Хун-Ахпу и Шбаланке.

Что касается соседей майя, - ацтеков, то факты массовых человеческих жертвоприношений, совершавшихся ацтеками, всё же сомнений не вызывают. Конечно сами религиозные культы ацтеков, очевидно, были ими переняты у более высокоразвитого народа тольтеков, в свою очередь унаследовавших культуру древней цивилизации ольмеков, на чьи земли ацтеки и переселились.

Известно, что культы всех богов у ацтеков были связаны с умерщвлением людей, и ацтеки воспринимали войны совершаемые, по воле бога земли Тлальтекутли, как жертвы богам.

Этим они посылали пищу богам неба и ада в виде человеческого мяса и костей.

Сама игра ацтеков в мяч возникла из ритуального поединка пленников ацтеков, и в результате проигравшие приносились в жертву.

Согласно тексту Галины Ершовой, в Центральной Мексике, в районе городов Тлателькомила, Тетельпан и Тлателолко нашли следы массовых каннибальских пиршеств.

Известный Эрнан Кортес (Hernan Cortes 1485-1547) когда увидел, что представляет собой государство ацтеков, посчитал своим религиозным долгом уничтожить его.

Во время завоевания Мексики Кортес и его спутники, осматривая один из больших ацтекских храмов, «…очутились перед большим камнем из яшмы, на котором производилось заклание жертв. Их убивали с помощью ножей из обсидиана — вулканического стекла — и увидели статую бога Хуицилопохтли… Тело этого безобразного бога — бога войны ацтеков — было опоясано змеей, сделанной из жемчуга и драгоценных камней. Берналь Диас… отвел взгляд и вот тут-то он увидел нечто еще более страшное: все стены этого обширного помещения были залиты кровью. «Смрад, писал он впоследствии, был сильнее, чем на бойне в Кастилии». Он бросил взгляд на алтарь, там лежали три сердца, которые, как ему показалось, ещё трепетали и дымились. Спустившись по бесчисленным ступенькам вниз, испанцы обратили внимание на большое здание, стоявшее на холме. Войдя в него, они увидели, что оно до потолка заполнено аккуратно сложенными черепами, то были черепа бесчисленных жертв. Один из солдат принялся их считать и пришел к выводу, что их должно быть здесь по меньшей мере 136 тысяч (Берналь Диас. «Завоевание Новой Испании»)».

В честь Тласольтеотль — богини земли и плодородия, в жертву приносили девушку, из кожи которой затем изготовляли куртку для жреца культа этой богини.

В ходе обряда весеннего жертвоприношения в честь другого бога Тепкатлипока, в жертву ему заранее (за год до праздника) выбирали самого красивого из пленников, без физических изъянов. Такой избранник считался воплощением бога на земле. Его окружали роскошью и почестями, исполняли его прихоти и капризы, кормили изысканнейшей едой, одевали в лучшие одежды, но при этом присматривали за ним, чтобы он не сбежал. Когда до праздника оставалось 20 дней, избранник получал в качестве жен-служанок четырёх красивых девушек; они тоже почитались как богини. В день праздника пленника вели к храму, клали его грудью вверх на каменный жертвенник, и верховный жрец разрубал ему грудь, чтобы извлечь из неё ещё трепещущее, окровавленное сердце и поднести его богу солнца.

Согласно работе «Золотая ветвь» (The golden bough) Фрейзера, ацтеки, поклонявшиеся солнцу, в церемонии извлечения ещё треплющегося сердца из человека, считали, что дают новые силы солнцу в его движении по небесному своду.

Показательно, что в Ригведе описывается первое жертвоприношение богам, когда в качестве жертвы выступил первый человек Пуруши, из тела которого был создан весь видимый живой и неживой мир. При этом принесён был человек в жертву богам садхья и риши, возникшим после него, тогда сам Пуруши олицетворял одновременно и Брахму, то есть источник мирозданья. Смысл жертвоприношения заключался в том, что жертва давала возможность самой жертве возродиться.

В религии ацтеков, казалось бы, не знающих о Ригведе, основу составляет миф о добровольной жертве бога Нануатцина, бросившегося в огонь и превратившегося в солнце.

Тем самым, согласно мнению мексиканского ученого Мигель Леона Портильи, приведенного А.А. Польским в его работе «Постскриптумы смерти от мифологии к мифологии», сам Нануатцин, став солнцем, требует себе жертв, без которых движение солнца невозможно. В связи с этим Польский Анатолий Анатольевич пишет, что у древних философов можно прочесть: «жизнь есть сон, а смерть – пробуждение».

Примечательно, что Кулькулькан, крылатый змей, имел поразительную похожесть с богами целого ряда культов древнего Востока.

Об аналогичных обычаях индейцев в Андах писал в своей «Истории инков» и историк Инка де Ла Вега.

А. Зубов в книге «История религии» делает ссылку на книгу Инка де Ла Веги «История инков» («История государства Инка» Инка Гарсиласо де Ла Вега. Ленинград. 1974 год.), в которой описывается племя чариванов, живших на границах с империей инков, как племя каннибалов, практиковавших съедение своих мертвецов и беспорядочные сексуальные совокупления.

Таким же образом он описывает и жителей провинции Ваика-помпа, завоёванных инками, добавляя, что они ввели культ Солнца, заменив былое многобожие.

Однако и у инков, как пишет Галина Ершова, практиковалась отправка гонца к богам в виде человеческого жертвоприношения. Они оставляли детей в святилищах в высокогорье, где дети замерзали, хотя существовали у них и изображения жертвоприношений пленников, которым отрезались головы.

Сохранились описания ритуального каннибализма у инков, когда обнаженную жертву, которая, по мнению инков, отличалась большими заслугами, привязывали к столбу, и ещё живую начинали разделывать ножами, сразу съедая отрезанные куски человеческой плоти на глазах у того, у которого её отрезали. При этом «пиршестве» присутствовали женщины и дети.

Если жертва не выражала голосом своих страданий, то её костям потом поклонялись, в противном же случае её кости разламывались и выбрасывались.

На севере Перу, вблизи океанского побережья, директор музея археологии и этнографии имени Брунинга, Карлос Вебстер во время археологических раскопок нашел массовое захоронение. В заключении, которое сделал Карлос Вебстер, скелеты, датированные XIV веком, были останками человеческих жертвоприношений, большую часть которых составляли скелеты девушек 15-летнего возраста.

Впрочем, нельзя отрицать глубокой укоренённости каннибальских обычаев и в среде тех индейских племен, которые ацтекам и инкам подчинены не были. Так в Бразилии каннибализм сохранился до сих пор на самом западе сельвы, где многие индейские племена сохранили обычай поедания мертвых.

Как пишут в своих работах авторы П.Клестер (P. Clasters) «Guayaki cannibalism» («Native South Americans». Boston 1974) и Г. Доул (G. Dole) «Endocannibalism among the Amahuaca Indians» (Transactions of the New York Academy of Sciences 1962), южноамериканские индейцы сжигали умерших соплеменников и съедали истолченные в муку их кости вместе с золой, ибо по их представлению, они получали силу умерших, и духи им не только не вредили, а даже помогали.

Сами случаи жертвоприношений и каннибализма были у индейцев тесно связанны с магией, точнее с шаманизмом, который означал «жизнь в мире магии».

Франц Боас немецкий ученый антрополог, который исследовал в Северной Америке в 30-х годах шаманство и сам присутствовал в процессах шаманизма, писал, что за неудачи шаманов изгоняли из племени, и в обрядах шаманизма участвовали все: и шаманы, и коллектив.

Тем самым обычаи индейцев Америки, были далеки от той идеальной картины, которая рисовалась в различных книгах и фильмах ХХ века, и все индейские племена рано или поздно пережили бы судьбу майя.

Разумеется, государства ацтеков и инков действительно разрушили конкистадоры. Но причина успеха их, как совершенно правильно писал Игорь Ростиславович Шафаревич, в своей работе «Социализм как явление мировой истории», в том, что подчинённые им племена с приходом испанцев выступили против своих поработителей, ибо могут ведь и индейцы быть «эксплуататорами» индейцев, а не только ненавистные «белые люди».

Именно кровавый культ ацтеков и инков и был главной причиной их поражения, так как огнестрельное оружие у испанцев тогда было еще несовершенно, и в то время и в самой Европе применялись луки и стрелы в войнах.

Индейцы после нескольких сражений быстро к этому оружию привыкали, тем более, что испанцы из-за нехватки людей в свои ряды брали и индейцев, учившихся обращаться с оружием.

Главной причиной поражений ацтеков и инков было то, что большинству индейцев просто надоело, что их и их детей приносят в жертву неведомым богам, тогда как пришлые испанцы подобных жертв не приносили и, тем не менее, вопреки утверждениям индейских жрецов, солнце не остановилось.

Источники:

  1. «Пополь-Вух — Родословная владык. Тотоникапана». Москва, 1994 г.
  2. «Жертвоприношение в религии древних майя». Ю.Д. Мамонтова. 2005 г.
  3. «Погребальный обряд как отражение модели мира (на материалах Мезоамерики). Древние цивилизации Старого и Нового Света». Г.Г. Ершова М., 2003.
  4. «Кровавая жертва или воззвание к небесам». Г.Г. Ершова. Журнал «Вокруг света». Март 2006.
  5. «Прощание с Пернатым Змеем». Андрей Нечаев. «Вокруг Света» № 3, 2001.
  6. «Матриархальный мир в Америке». Из книги Neumann, Die grosse Mutter, eine Phaemenologie der weiblichen Gestaltungen des Unbewussten.
  7. «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М.: Планета детей, 1997.
  8. «История государства Инка» Инка Гарсиласо де Ла Вега. Ленинград. 1974 год.
  9. «Социализм как явление мировой истории». И.Р. Шафаревич. Москва. «Советский писатель».1991 год.
  10. «Постскриптумы смерти от мифологии к мифологии». Польский Анатолий Анатольевич. Северокавказский социальный институт. Ставрополь
  11. «Тайны ольмекских голов». Андрей Жуков. «Мир зазеркалья».№ 12, 2006.
  12. «Сообщения о делах в Юкатане». Диего де Ланда. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР. 1955г.
  13. «Правдивая история завоевания Новой Испании». Берналь Диас дель Кастильо. «Форум». Москва, 2000.
  14. «Майя.Тайны древнего письма».Г.Г.Ершова. «Алетейя».Москва.2004 г.

http://ru-news.ru/chelovecheskie-zhertvoprinosheniya-v-mezoamerike/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1, Дмитрий:

если смотреть фильм в первоисточнике, а не переводе

Фильм и шёл в кинотеатрах на языке оригинала, с субтитрами. Он не был официально дублирован или озвучен закадровым переводом. Язык фильма указан как Yucatec Mayan.
Коротков А. В. / 23.10.2020, 01:07

1. По фильму Мэла Гибсона "Апокалипсис" маленькая неточность

Добрый день, уважаемым авторам. Будучи в целом совершенно согласен с общей идеологической линией статьи хочу обратить ваше внимание на небольшую неточность, касающуюся фильма Мэла Гибсона "Апокалипсис". А именно: на самом деле события фильма даже еще более историчны, чем обозначено в статье и никаких временных натяжек по "пересечению цивилизаций" в нем нет, т.к. у Мэла Гибсона (если смотреть фильм в первоисточнике, а не переводе) речь идет не о народе майя, а о наутле, именно к которым испанцы и приплыли в район расположения современного города Веракрус. И говорят в этом фильме индейцы именно на языке наутле, который благополучно жив до сих пор и который до сих пор находится в обиходе у проживающих до настоящего времени в тех местах индейцев - прямых потомков "участников событий" фильма (именно они и снимались у Мэла Гибсона). На родственном наутле языке говорили и изображенные в фильме в качестве кровожадных жертвоприносителей ацтеки, по имени которых до сих пор и называют индейскую цивилизацию центральной Мексики. К слову: по жизни ацтеки были еще более ужасными с нашей точки зрения, чем показано в фильме, ибо во всю практиковали не только человеческие жертвоприношения, но еще и людоедство. А на Юкатане, где жили уже вернувшиеся к тем векам в совершенно первобытное состояние майя, события фильма не могли происходить еще и не только потому, что города майя ко времени прибытия испанцев уже поросли джунглями, но и потому, что там совершенно другой ландшафт (там нет ни гор, ни рек, а поверхность земли ровная как стол) и... индейцы майя говорят (до сих пор) на языке совершенно другой языковой группы, которую современные мексиканцы отличают на слух от наутле как мы на слух отличаем французский от немецкого. С уважением и наилучшим пожеланиями, Дмитрий.
Дмитрий / 22.10.2020, 19:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Попробуем истолковать слова Карлсона
Российская аудитория не очень знакома с менталитетом современных американцев
13.03.2024
«Патриотический» «православный» «сталинизм» непременно заканчивается реабилитацией бесов революции
Сталин – к которому есть множество вопросов – ассоциируется с консервативной контрреволюцией, а Ленин – классический левак
12.03.2024
Трамп остаётся фаворитом
В Америке начались праймериз и кокусы
05.03.2024
Опасность антиисторизма
К дискуссии о Третьем Риме и славянофилах
05.03.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Олег Валецкий
Все статьи Олег Валецкий
Владимир Янчевский
Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?
Или почему современные русские писатели, в том числе православные, не интересны обществу
09.05.2021
Святые вряд ли читают православные СМИ
Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?
21.04.2021
«Русский мир» – «пятая нога» для Империи?
Размышления о будущем России завели в историософский тупик
31.03.2021
«Летающий цирк Карнавального»
«Навальный» — перевертыш, работающий на две аудитории. Внутри страны — для выпуска пара, на внешнем уровне — для создания иллюзии слабости власти в России
22.01.2021
А нужны ли Таинства вообще?
«Молитвенная самоизоляция» ставит ряд острых вопросов
02.04.2020
Все статьи Владимир Янчевский
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии