Святые вряд ли читают православные СМИ

Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?

Александр Тимофеев  Павел Тихомиров  Владимир Янчевский 
0
21.04.2021 1820

В начале 2021 года один из самых активных ньюсмейкеров в нашей стране, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что некоторые российские СМИ работают блестяще, а какие-то — «плохо и скучно».

Время от времени и в адрес «Русской народной линии» раздаются обвинения в скучности.

Своими соображениями по поднятой проблеме делятся заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев, помощник главного редактора РНЛ Павел Вячеславович Тихомиров и автор РНЛ Владимир Валентинович Янчевский.

Александр Тимофеев: В 2013 года я написал три очерка об особенностях православной журналистики («Православные читатели», «Институционализация православных СМИ и ее критики», «Основной принцип миссии»).

Тогда я высказал мнение, что православного читателя отличают от условного неправославного читателя отнюдь не читательские предпочтения: «Православные читатели отличаются от атеистов, также интересующихся Православием, отнюдь не своими читательскими предпочтениями. Ведь как первые, так и вторые ищут в СМИ одни и те же темы. Их фундаментальное различие заключается не в предмете их читательского интереса, а в мотивации их поиска. Если интерес православных читателей к Православию продиктован сотериологическими соображениями, то воинствующие атеисты ищут в СМИ религиозные новости для того, чтобы использовать их в целях дискредитации Православия, Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Кирилла».

В то время я, помнится, обратил внимание и на схожесть этих двух групп читателей: «Есть одна особенность, которая сближает православных читателей с неправославными, - непреодолимая тяга к скандальным материалам».

Сейчас я уже не вполне уверен в правильности своего первого вывода относительно сотериологических соображений православных читателей, зато укрепился во мнении, что как православных, так и неправославных читателей привлекает скандальность.

На мой взгляд, в последние годы происходит размывание такой социальной группы, как православные читатели. Я даже стал уже сомневаться в том, что такая социальная группа существует (термин «социальная группа» я использую в том широком его понимании, которое сложилось в последнее время, особенно в правоприменительной практике). Надеюсь, всё-таки существует…

Каков портрет типичного православного читателя? Существует ли вообще такая социальная группа?

Павел Тихомиров: Думаю, нет. Четверть века назад существовало нечто, что можно было бы назвать «корпоративной нормой».

Антисоветизм, в рамках которого все наши беды воспринимались как логическое следствие катастрофы 1917-го года; монархизм, включавший в себя чаяние прихода обетованного пророчествами Самодержца; опасливое отношение к экуменизму и вообще к тому, что можно было бы отнести к выходящему за рамки консервативного строя мысли и попытки выстроить уклад в соответствии если не с Домостроем, то, во всяком случае как-то около того. Сюда же добавим страхи перед всякими процессами, которые мы тогда встраивали в контекст якобы приближающегося царства антихриста. А также конспирологию, соответствующую «теории ж/масонского заговора».

Теперь таких конспирологических теорий уже несколько. Согласно одним, всё происходящее является отображением столкновений глобалистов, выстраивающих конструкцию Сети против конструкции Пирамиды, причём условные ротшильды преподносятся в качестве силы, стоящей за одними, а условные рокфеллеры – соответственно, в качестве силы, противоборствующей им. Другие веруют в то, что реальные рычаги власти до сих пор у могущественных Старых Аристократий, которые ушли в тень, а условные ротшильды вместе с ж/масонами – это просто их обслуга, инструменты. Третьи, вообще, поверили в то, что миром правят «аватары» некой инопланетной цивилизации. Впрочем, это уже пошла версия, которая пока что православными людьми воспринимается со скепсисом, но, дайте срок…

Так вот, мы видим разрушение конспирологического мифа. На смену старому доброму контексту пришли самые разные контексты, в рамках которых одни и те же тенденции уже воспринимаются совсем неодинаково.

Дальше, разрушено идеологическое единство. Православные – так же, как и патриоты нецерковные, а то и вовсе неверующие – распались на «советских» и «русских». Соответственно, зашаталось казавшееся нам ранее незыблемым монархическое мировоззрение.

То же самое и по вопросу консерватизма/либерализма.

Ну и т.д. и т.п.

Короче говоря, можно смело сказать – такой целевой группы как «православный потребитель информационного контента» больше не существует.

Владимир Янчевский: С одной стороны, такую группу выделить можно, но скорее по принципу - что читать или смотреть НЕ будет. Ну, т.е. вряд ли православная группа будет массово смотреть порнофильмы или ужастики. А по принципу «что будет читать», выделить особую группу невозможно.

Александр Тимофеев: Скептично. Но что же тогда делать православным журналистам? Кто их целевая аудитория? Кто их специфический читатель/слушатель/зритель? Или православных журналистов тоже не существует?

Владимир Янчевский: Здесь же в одном вопросе - несколько. Основное —это выбор критерия: что есть целевая аудитория? Если «православный читатель» — это синоним воцерковленности, то все решается крайне просто. Православные читатели — это члены Православной Церкви. Или люди, подходящие к Церкви. Интересующиеся вопросами веры в Бога и религии.

Если же критерий расширить интерес к определенным темам, соответствие неким политическим взглядам, тогда всё расплывается. И уж окончательно тупиковой станет попытка определить православного человека по житейским критериям. Православным может быть и святой, и разбойник. Наверное, читать они будут разную литературу.

Православие — это базис. Но с внешними критериями соответствия очень сложно.

Павел Тихомиров: Православные журналисты так же, как и православные педагоги, православные врачи и православные политики, – несомненно, существуют. Это – люди, выстраивающие своё мировоззрение согласно тому пониманию образа спасения, которое они посчитали соответствующим Православному исповеданию. Ну, понятно же, что если у людей вполне определённое отношение к осмыслению смысла жизни, то, исходя из этого, будет вполне определённым осмысление и образа жизни.

Другое дело, что у нашего сайта будет одна аудитория, у условного «Правмира» — другая, а у журналистов, авторитетных для ковид-диссидентов, – третья.

Беда в том, что сейчас расслоение зашло так далеко, что невозможно говорить не только о какой-то там утраченной корпоративной норме, но даже об элементарном единодушии. Некогда более-менее единая социально-культурная группа чад Русской Православной Церкви расщепилась на множество фракций, чьи жизненные позиции выстраиваются исходя из соотнесения себя с «русскими»/«советскими», «консерваторами»/«либералами», «лоялистами»/«диссидентами» и т.д. и т.п.

При этом позиция, озвученная журналистом/изданием, получившим ярлык «советского», не будет восприниматься тем, кто себя почитает в качестве «русского» - и так по всем парам разделений.

А ведь «русские» могут быть как «консерваторами», так и «либералами», а «русские консерваторы» могут быть как «лоялистами», так и «диссидентами». Т.е. вот уже по трём парам мы имеем восемь общественно-политических типов. А если добавлять сюда отношения не к абстракциям, а к конкретным фигурам или тенденциями? А ещё вспомнить о вышеупомянутых конспирологических моделях осмысления?

Александр Тимофеев: С подавляющим большинством наших читателей мы, разумеется, лично не знакомы, поэтому судить об их воцерковлённости и образе жизни не можем. Однако благодаря счётчикам имеем определённое представление о читательских приоритетах. И эти данные удручают.

Классические православные тексты — проповеди, душеполезное чтение и т.д. и т.п. традиционно читаются плохо. В связи с этим вспоминается состоявшийся несколько лет назад примечательный разговор с одним известным священником. Мы пытались понять, могут ли православные тексты не быть скучными. В докороновирусную эпоху наблюдался расцвет и даже в некотором роде бум крестоходческого движения. На РНЛ в то время регулярно, практически ежедневно, появлялись материалы о многочисленных крестных ходах. И вот я обратил внимание батюшки на то, что все эти материалы оказывались низкорейтинговыми. Лишь дважды крестные ходы привлекли большое внимание. Первый раз в связи с устроенной в ходе молитвенного шествия провокацией. Во второй раз, когда правящий архиерей запретил проход крестного хода через его епархию, поскольку крестоходцы несли неканонические иконы Иоанна Грозного и Григория Распутина. С окончанием этих скандалов мгновенно пропадал и читательский интерес к крестному ходу. Помнится, батюшка тогда высказал предположение, что крестные ходы были бы интересны публике, если бы заметки писал Достоевский.

Но где найти армию журналистов, обладающих гением Достоевского?!

Более всего современный человек, тем более журналист, боится показаться скучным. Скучным быть страшно и, как выражается молодежь, «зашкварно». Нередко авторы РНЛ интересуются, как читается их материал. Скорбят, когда рейтинг маленький; с трудом скрывают радость, когда их статья становится хитом.

Многим хочется быть популярными. В погоне за рейтингом, за популярностью, увы, довольно часто происходит отход от собственно духовности и православности. Честно говоря, меня давно интересует один вопрос — а может ли журналист, пишущий исключительно на православные темы православно, стать популярным? Вопрос вопросов.

В конце концов, Библия — самая популярная книга в мире. Почему же большинство чисто православных текстов плохо читаются? Замечал, что проповеди бывают популярны обычно только, если в них есть сентенции «на злобу дня». Сама по себе духовность, Православие читателям неинтересны. Это факт, об этом свидетельствует статистика. По моим наблюдениям многие православные журналисты (публицисты), возможно, не без неосознанного тщеславия, стремясь стать популярными, подстраиваются под «изменчивый мир», меняют свой имидж, стилистику, язык, приёмы… Становятся гламурнее, «современнее», креативнее и т.д. и т.п. Тому множество примеров. Приводить не буду. А дух Православия уходит, остаётся лишь «православность», не имеющая никакого отношения к православному Христианству.

Итак, коллеги, как стать популярным журналистом, не утратив при этом дух Православия?

Павел Тихомиров: Ответить на вопрос о том, как стать популярным журналистом, я не могу, ибо не являюсь автором популярным.

А вот по поводу низкого рейтинга собственно душеспасительных статей и текстов проповедей… ответить попробую.

Тексты эти читают слабенько потому, что на сайт РНЛ люди, как правило, заходят за другим.

Т.е. заходит читатель интересующийся православным взглядом на общественно-политические проблемы. Точнее, не абстрактным православным взглядом, конечно, но интерпретациями происходящего, исходя из того контекста, который является идейной "нишей" издания.

«Ниша», если можно так выразиться, «Русской Народной Линии» — это попытка выстраивания целостного взгляда на русскую историю. Это сложно. Потому что строить-то всегда сложнее, чем эффектно ниспровергать.

Иное дело, площадки, культивирующие некий радикализм. Любой.

Владимир Янчевский: Людям всегда интересны скандалы, понятные и простые теории. Например: «Все советские – швондеровщина. Упыри и ублюдки!». Или: «Все белые - выродившиеся недоделки и прозападная сволочь. Хрустобулочники недобитые!»

Здесь работает очень простой психологический механизм. К сожалению, на подсознании и очень глубоко.

Называется - вытеснение.

Т.е. любой человек, за редчайшими исключениями, недоволен собственной жизнью. Это особенность человеческой психики. В чём она состоит? Очень просто. Человек начинает свои внутренние проблемы объяснять внешними условиями. Например - у меня такая неудачная жизнь, потому что сволочи у власти. А сволочи, потому что 100 лет назад победили красные. Или тридцать лет назад - белые. Ну и так далее.

Т.е. люди сами себя начинают относить к выдуманным, искусственным сообществам - белые, красные, русские, советские и прочее.

Что касается малого интереса, то Христианство (даже не конкретно - Православие) — это религия «малого остатка». Изначально. Поэтому любое «расширение» будет приводить к упрощению, профанации, искажениям. Ну, по-другому просто не может быть. Поэтому и «государственной идеологией» в полном смысле этого слова Православие быть не может. В прошлом - было.

Но и тогда это приводило к массе проблем. Сейчас без крайнего упрощения невозможно. Поэтому и малый интерес.

Но, опять же, - критерии? Если судить по подлинной вере и по святым, то считай, что Православия нет вообще. Если по воцерковлённости - 5-10 %. По крещениям детей, купаниям в проруби, куличам на Пасху, венчаниям - подавляющее большинство граждан России — православные. Но ведь очень близкая картина была и в прошлом. Что в Византии все православные были, что ли? Внешне, да. Но тогда и не было атеизма вообще. Т.е. все люди верили в Бога или в богов.

Сильно ли они отличались от современных по степени греховности? Думаю - нет. Поэтому не стоит сильно переживать за православных журналистов. Есть свой круг читателей, своя аудитория.

Зачем вообще Православию быть «популярным»? И в каком смысле? Человек в проруби искупается и, может быть, в Церковь придёт. Поэтому пусть будут «разные круги» Православия. Для кого-то «народный обычай» и чтение «рецептов постной кухни». Кто-то будет читать серьезные статьи и причащаться каждую неделю. Для кого-то - крестные ходы и православные паломничества и даже туризм, встречи единомышленников.

А святые вряд ли вообще читают православные СМИ. Молятся за весь мир и если читают, то Евангелие и Псалтырь, ну, может быть, ещё святоотеческое наследие. И то под вопросом.

Поэтому всё хорошо. Пусть каждый будет на своём месте.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 8, Александр Тимофеев:

.

Данные счётчиков показывают, что наши читатели довольно долгое время проводят на сайте и смотрят более 2-х страниц.

Можно зайти на несколько секунд, загрузить материал и уйти с сайта, либо вообще из интернета, оставив страницу у себя.

9. Ответ на 1, Валерий:

Увы, этот круг не увеличивается…

8. Ответ на 4, Андрей Карпов:

Вы правы. Следовало бы говорить не о читателях, а о просмотрщиках. Материалов так много и хочется объять необъятное. Но не хватает времени. Но есть два показателя, которые всё же свидетельствуют о том, что среднестатистический посетитель РНЛ – скорее читатель, а не просмотрщик. Данные счётчиков показывают, что наши читатели довольно долгое время проводят на сайте и смотрят более 2-х страниц. Это очень высокий показатель. Например, на Правмире этот показатель вдвое меньше. Хотя проблема действительно есть. Обилие материалов, множество ресурсов и дефицит времени. Есть проблема поважнее. О ней в своё время говорил Патриарх Кирилл. Это умение отличить сигнал от шума. И вот этим умением овладели немногие. Рейтинг статей на РНЛ ясно это показывает. Народ бросается на блестяшки, напоминая своей неразборчивостью коренных американцев, индейцев, которые подлинные сокровища обменивали на мишуру. У меня тоже нет ответа на эту проблему. Возможно, большинство читателей так и не овладеют этим умением — тогда им придётся оставаться просмотрщиками, набивающими голову всякой чепухой.

7.

Воистину прав Святой и праведный Иоанн Кронштадтский , когда сказал - " Чтение светских и развлекательных романов - суть угождение плоти. Как равно и театр .. и кинематограф " ..( цитата не дословная.). Он же сказал - " Царствие Небесное нудится " , то есть надо заставлять себя. Истинная правда , даже если нам она не нравится. Сотни и тысячи раз мы прочитываем одну и ту же молитву. И наша обязанность любви , не читать машинально , а прилагать усилие сердца. Десятки и сотни раз прочитываем один и тот же стих ( или главу ) из Евангелия. Или главу из ветхого завета. И там простые ответы на наши недоумения .. или сомнения. Например - " капитализм или социализм ? ". А в Евангелие простой ответ - " Отдавайте Кесарю кесарево , а Божье Богу". ------ Простите меня грешного .. что влез . сам всякого ответа недоумеваю.

боеприпас / 21.04.2021 08:23

6. О конспирологии

С современной точки зрения, самые большие конспирологи у нас - это монахи в монастырях. И это понятно. Только вот само понятие "конспирология" или "теория заговоров" появилось в секретной депеши ЦРУ, которая была рассекречена благодаря запросу в ЦРУ согласно «закона об информации» издания The New York Times в 1976 году. С текстом Депеши можно ознакомиться тут http://kolokolrussia.ru/konspirologiya/teoriya-zagovora--operaciya-po-sokrtiu-pravd А как же назывались разговоры и теории наших монахов до 1967 года? Получается, что даже православные монахи в монастырях себя считают конспирологами, согласно плану ЦРУ. И мы с этим соглашаемся. Что же тогда говорить о "православных журналистах"? Мы, в подавляющем большинстве своем - миряне, и следуем доктрине и терминологии Церкви. Нам то как быть?

5. Когда река завершает свой путь...

Когда река завершает свой путь, то есть близка к тому, чтобы влиться в море...какая бы могучая и широкая эта река не была, она в своем устье как бы расщепляется на множество мелких рек, ручейков, заводей... Так и Христианство. Включая Православие. Конец истории всего человечества , похоже, близок. И каждый отделяется в "свой ручеек"...но все они - малые и большие - вольются в единое море и растворятся в этом море. ---- А уж какая судьба у каждого из нас - Единый Господь знает.

4. Ключевое слово "читают".

Уважаемые участники беседы, на мой взгляд, слишком глубоко стали копать. Проблемный слой лежит на самой поверхности. Он описывается словом "читают". Современный человек не склонен читать. Посещаемость страницы вовсе не означает реальное количество прочтений. В большинстве случаев страницы просматриваются. Естественно, что просматривать имеет смысл только то, где можно почерпнуть что-то и при таком беглом подходе. В большинстве случаев - это не может быть серьёзный материал.

Но и пинать за это современного человека я бы не стал. Представим себе журналистику прошлого или позапрошлого века. Выходит журнал, в нём ограниченное число статей. Эти статьи все читают и обсуждают. Журналов, кстати, тоже весьма ограниченное количество... И что мы имеем сегодня? Даже лет 10 тому назад сайты могли казаться неким аналогом мест для публикации, они имели аудиторию, которая складывалась вокруг ограниченного числа площадок. Сегодня же место журналистов заняли блогеры. Каждый школьник ведет свой канал. Массив публикуемого и републикуемого огромен. Он носит подлинно сетевой характер. В нём нет центров. Всё размазано. Классические сайты, которым является РНЛ, уже выглядят чуть ли не рудиментами. Не случайно РНЛ запустила свой Телеграм-канал. Но рецепта адекватного ответа на эту ситуацию у меня нет...

Андрей Карпов / 20.04.2021 19:48

3. Мнение

Во-первых, очевидно, православных журналистов вряд ли может быть много. Прежде всего потому, что каждый из них, в первую очередь, должен быть проповедником, несущим Слово. А многие ли обладают даром проповеди? Очевидно, малое количество таковых. Проповедниками всегда были единицы, но умудрялись они многих и многих приводить ко Христу.

Во-вторых, не менее важна и избираемая форма представления упоминаемого в статье, то, какой отклик при такой форме вызывается в душе и сердце. Вспоминается, что, например, святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки, сам топором рубил для храма вновь обращаемых алеутов алтарь. И это уже не просто проповедь, а нечто большее, нечто деятельное и притягательное. А у многих ли православных журналистов есть что-то такое же большее, чем обычное описание увиденного? Ведь зачастую их статьи можно уподобить новостям с совхозно-колхозных полей советских времен с перечислением размеров засеянных и убранных площадей. Пусть будет хотя бы что-то подобное знаменитому восклицанию диктора телевидения Балашова В.И. «И о погоде!» Дай Бог ему здравия!

Ну и не будем забывать о третьей необходимой позиции, что должна присутствовать у православного журналиста в случае, если нет особой способности затеплить искру Веры в сердцах читателей, широком кругозоре и необходимых знаниях. Ведь чем шире кругозор подобного автора, тем интереснее будет представляемый материал. Например, многие ли наши православные журналисты смогли осилить Толковый Типикон? А его знание в каких-то ситуациях вполне может как облегчить подачу новостного материала, так и представить его в более интересной форме.

А что касается сейчас всякого рода критериев (пришедших из прошлого или возникших уже в наше время) разделения читательской аудитории на красно-белых или русско-советских и проч., то думаю, что подобное разделение было внесено людьми, далекими от Православия, людьми, не видящими Бога за своими словами. Такие разделения сейчас только маскируют проблемы донесения сути Веры читателям, да и саму Веру тоже прячут. Пора нам уже перестать пользоваться подобными критериями разделений, отходить от них и заменять их на единственно возможное «С Богом или без Него!» В таком случае у православной журналистики появляется перспектива, чего нет и быть не может при иных вариантах делений читателей. И конечно, права Клавдия, пишется на РНЛ и пишите дальше, а мы все читать будем, к тому же мы и не святые.

Андрей Козлов / 20.04.2021 19:42

2.

Согласна с П.Тихомировым : "заходит читатель интересующийся православным взглядом на общественно-политические проблемы. Точнее, не абстрактным православным взглядом, конечно, но интерпретациями происходящего, исходя из того контекста, который является идейной "нишей" издания." Еще одна причина , мне кажется, - очень много интересного, разные православные и неправославные сайты, все не прочитаешь, на святых времени не хватает. Голубая мечта - прочитать Брянчанинова как следует , и все непрочитанные книги на полках, и не включать комп совсем. А вы, РНЛ, пишите как можете, выше головы не прыгнешь.

Клавдия / 20.04.2021 17:29

1.

Владимир Янчевский: ...Поэтому всё хорошо. Пусть каждый будет на своём месте.

Все идет по Помыслу Божьему. И не надо заморачиваться. Есть РНЛ, у которой есть свой круг читателей и поклонников, как православных, так и не православных и это очень хорошо. Иначе и не может быть. По национальному признаку, особенно для Запада и врагов России, мы все для них русские, независимо от цвета волос и разреза глаз (160 национальностей и народностей). Поэтому все хорошо. Пусть каждый будет на своем месте. С НАМИ БОГ!

Валерий / 20.04.2021 15:53
Загрузка...
Александр Тимофеев
Политические игры в классиков и судьба учения Макса Вебера
О превращении рядового немецкого профессора в «классика по договорённости»
16.06.2021
«Я никогда не был первым и крайним»
Президенту Центра социально-консервативной политики «Северо-Запад» Игорю Шувалову исполняется 60 лет!
29.05.2021
«Я активен, потому что ленив»
В преддверии 30-летия священнической хиротонии протоиерей Александр Пелин дал обстоятельное интервью РНЛ
21.05.2021
Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?
Или почему современные русские писатели, в том числе православные, не интересны обществу
09.05.2021
Святые вряд ли читают православные СМИ
Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?
21.04.2021
Все статьи Александр Тимофеев
Павел Тихомиров
Избран новый митрополит Черногорско-Приморский
Уверены, что владыка Иоанникий обойдёт грабли умеренного национализма т.н. «Православной Церкви Черногории» десятой дорогой
31.05.2021
«Медвежья услуга» Кривокапича владыке Иоанникию
Заявление премьера Черногории накануне Архиерейского Собора Сербской Церкви вызвало церковно-государственный скандал
29.05.2021
Белорусский гамбит
Задержание блогера в конечном счёте может привести к стремительному опустошению белорусской казны и свержению Лукашенко
28.05.2021
«Александр Борисович, как бы Вы поступили на их месте?»
Отклик на статью Александра Бадьянова про русских эмигрантов, оказавшихся по другую сторону баррикад
28.05.2021
Епископа Иоанникия (Мичовича) втягивают в педофильский скандал
Об очередной грязной провокации черногорских властей
20.05.2021
Все статьи Павел Тихомиров
Владимир Янчевский
Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?
Или почему современные русские писатели, в том числе православные, не интересны обществу
09.05.2021
Святые вряд ли читают православные СМИ
Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?
21.04.2021
«Русский мир» – «пятая нога» для Империи?
Размышления о будущем России завели в историософский тупик
31.03.2021
«Летающий цирк Карнавального»
«Навальный» — перевертыш, работающий на две аудитории. Внутри страны — для выпуска пара, на внешнем уровне — для создания иллюзии слабости власти в России
22.01.2021
Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике
Фейсбук, как всё «прогрессивное человечество», не желает ничего слышать о демонизме уничтоженной испанцами цивилизации каинитов
20.10.2020
Все статьи Владимир Янчевский
Последние комментарии
А я Собянина понимаю…
Новый комментарий от Анатолий Степанов
19.06.2021 20:50
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
19.06.2021 19:58
Нас от таких фильмов тошнит!
Новый комментарий от Георгий Н.
19.06.2021 18:11
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.06.2021 17:26
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от печеклад
19.06.2021 10:31
Грядёт второй Амман?
Новый комментарий от влдмр
19.06.2021 09:20