«Я б в рабочие пошел,
пусть меня научат...» Владимир Маяковский, «Кем быть?»
Статьи маститой публицистки, экономиста и юриста Татьяны Воеводиной, по обыкновению, злободневны. В своей последней статье «Раз-два – и в ПТУ», републикованной на РНЛ, Татьяна Владимировна высказывается о проблеме, которая в разные периоды сопровождалась устойчивыми предрассудками.
В нашем обществе и поныне наблюдается пренебрежительное отношение к ПТУ. Поступление в ПТУ в общественном сознании воспринимается как доказательство жизненного провала, а ПТУшники — как неудачники, люди второго сорта.
Данная тема особо мне близка, в том числе по той причине, что некогда и я был ПТУшником. В середине 90-х, когда я обучался в ПТУ, отношение к этому типу учебного заведения было тотально презрительное. И мне было невдомёк, почему же следует тщательно скрывать тот факт, что я обучаюсь в ПТУ. Я же не совершил преступление или иной постыдный проступок, и, тем не менее, общество вынуждало ПТУшников таиться.
И хотя уже тогда я ощущал несправедливость такого положения вещей, но не имел достаточного жизненного опыта и аргументов, необходимых для опровержения этого нелепого предрассудка, который, в чём я убеждён ныне, губителен для нашей экономики.
Миф первый: ПТУ — путь к нищебродству.
Это утверждение, пожалуй, было верным в последние годы Советского Союза и в начале 90-х, во времена всеобщего обнищания. Но уже с середины 90-х начался стремительный рост спроса на квалифицированную рабочую силу; сантехники, столяры, моляры, электрики и т.д. и т.п. оказались востребованы рынком, что привело к значительному росту их заработков. Знаю доподлинно, в наше время умелый сантехник, электрик, мебельщик, сварщик и представители иных рабочих профессий получают зарплату в пятизначном диапазоне. Доход вчерашнего ПТУшника нередко значительно превосходит размер зарплаты многих представителей т.н. «интеллектуального труда».
Миф второй: ПТУ — выбор бездарей и тупиц.
Этот предрассудок свидетельствует не только о неадекватности его носителей, но и об их глупости. Любой здравомыслящий человек, не оторванный от реальности, к годам зрелости убеждается не только в насущной необходимости рабочих профессий, но и главное в том, что работа, которая осуществляется бывшими ПТУшниками, требует обширных знаний, навыков и умений. Многие убеждались и довольно часто на своём горьком опыте, сколь трудно найти умелого сантехника, электрика, маляра и т.д. Вспоминаю, как в нашем многоквартирном доме тотально заменялась система отопления, канализации и водопровода. Выяснилось, что из многочисленной группы сантехников лишь один знал, каким образом унитаз крепится к полу. Его же неумелые коллеги пытались заливать унитазы цементом и бетоном.
Наша судебная практика знает множество споров, возникших ввиду некачественного выполнения работы, ремонта и т.д. и т.п. Рынок наводнён рабочими, образно говоря, без рук и головы. Суды перегружены подобными делами. И всякий раз я как судебный представитель поражаюсь тотальному непрофессионализму и повальному невежеству.
Татьяна Воеводина права в том, что лишь 10% населения способны создавать новое. Если бы ситуация была иной, если бы общество состояло только из Эйнштейнов и Менделеевых, то жизнь была бы ужасна. Некому было бы починить сантехнику, заменить электропроводку, отремонтировать автомобиль, изготовить мебель... Общество, действительно, не нуждается в поголовной гениальности. Гениев никогда не было много. И более того, по моему глубокому убеждению, крайне желательно, чтобы гении (точнее псевдогении и прочие выскочки) составляли меньшинство общества. А вот в умелых и толковых рабочих общество и государство остро нуждаются. И чем больше будет таковых, тем лучше для нашей экономики. Умелый рабочий хорош не только тем, что плод труда его великолепен и необходим, но и тем, что он позволяет гениям сосредоточиться на поисках нового, а не отвлекаться на протечки, ремонты и прочие неизбежные бытовые проблемы, досаждающие большому уму. Такое положение вещей ускорит научно-технический прогресс, приведёт к экономическому рывку и сделает нашу жизнь сообразнее многообразным потребностям и способностям множества людей, многие из которых не обязаны быть гениями.
Государству же надлежит не только создать эффективную систему среднего профессионального образования, но и сделать эту форму обучения привлекательной для молодежи и уважаемой в общественном мнении.
Александр Валентинович Тимофеев, адвокат
46. Ответ на 45, Тимофеев Александр :
/////////////////////////////
Выходит, законникам-правовикам этим владеть необходимо едва ли не в первую очередь – ведь по принимаемым законам же «живет» страна формирующих в целом соответствующий, скажем так – «общий» дух жизнеустроения? А ну как «вдруг» окажется сатанинским?
45. Ответ на 44, Александр Волков:
Приведу пример из юриспруденции. Проверка конституционности закона — прерогатива исключительно Конституционного Суда РФ. Только этот суд имеет права проводить такую проверку. Хотя любой студент юридического факультета в ходе обучения обязан упражняться в этом контроле. Уверяю Вас, что при серьёзном изучении конституционного контроля любой студент убеждается в его неуловимой сложности.
Вывод такой: духовный взгляд на вещи проверяем, но только лицом, умеющим различать духов.
44. Ответ на 43, Тимофеев Александр :
///////////////////////////////////////
Духовный «взгляд» «на вещи» "непроверяем"?
43. Ответ на 41, Александр Волков:
42. Ответ на 40, Человек:
Ни одного гуманитарного предмета нет. Разве что иностранный язык, но его нельзя считать гуманитарным предметом. Это просто инстранный язык.
То же самое в Физтехе: https://mipt.ru/institute/departments/education_department/scheduleОшибся. Последний раз заглядывал в родной институт 2 года назад. Межфакультетные кафедры тогда были. Не знал,что такие изменения.
41. Ответ на 38, Тимофеев Александр :
///////////////////////////
А что в вопросе «глобального»? Всего лишь недавнее «напоминание» Патриарха Кирилла о необходимости умения «различать духов» - т.е. какого духовного характера то – иное явление – в данном случае – «стабильность»: - спасительна ли она для души среднестатистического грешника иль… «склонна» к «смыву» такового в Ад? Инструментарий-основа - «где-то» 9-й – 10-й классы советской общеобразовательной школы?
40. Ответ на 37, иерей Илья Мотыка:
Ни одного гуманитарного предмета нет. Разве что иностранный язык, но его нельзя считать гуманитарным предметом. Это просто инстранный язык.
То же самое в Физтехе: https://mipt.ru/institute/departments/education_department/schedule
39. Ответ на 32, Потомок подданных Императора Николая II:
И когда я утверждаю, что наилучшим является такое социальное устройство общество, при котором каждый занимается тем трудом, к которому в наибольшей степени способен, то я вовсе не подразумеваю и не намекаю, что таким строем является капитализм. Я как практикующий юрист, напротив, вижу фундаментальные изъяны капитализма, которые проявляются в том числе в правовой сфере. Вновь и вновь, с горечью, наблюдаю, как в судах победу одерживает очередной мошенник, а не его жертва, которая в силу наивности и внушаемости не проявила должной предусмотрительности и оказалась обобрана мошенником, а судьи, в свою очередь, своим неправосудным решением легализовали награбленное. Убеждён, подобные незаконные судебные решения порождены капитализмом.
38. Ответ на 33, Александр Волков:
37. Ответ на 35, Человек:
Мои родственники - студенты разных ВУЗов - никаких гуманитарных предметов в программе не имеют. Никакого патриотического воситания не получают. У нас хотя бы была история КПСС, философия, диамат. Лучше, чем ничего. Естественно, все мечтают побывать заграницей. Кто-то там и останется, наверное. Жаль. Это огромное упущение Минестерства образования.
А в профессионально-технических училищах (с совершенно не подходящим названием "колледжи") обязательно должно быть качественное и доступное для учащихся преподавание таких предметов как литература, искусство, история, русский язык, география. Нельзя же выпускать из ПТУ людей без роду, без племени.В вузах России в обязательном порядке на всех специальностях ведутся общеобразовательные предметы гуманитарного цикла. А в колледжах т.е. техникумах на 1-2 курсах преподаются общеобразовательные предметы по программам10-11 классов средней школы.