Публикации в албанской прессе, проливающие свет на 22 пункта переговоров между Белградом и Приштиной по размену территориями, вызвали в Сербии большой резонанс. Люди, оперирующие категориями юридическими, тотчас же поставили под сомнение сам факт подобного рода переговоров, ибо участие в таких договорённостях подпадает под статью УК. Любой сербский политический деятель, принимающий участие в мероприятиях по выработке принципов разграничения и проведения этих принципов в жизнь, рискует попасть на скамью подсудимых тотчас же после прихода к власти в стране некоего альтернативного кабинета.
Некоторые политологи убеждены в том, что никаких переговоров вообще не было, и всё это - пресловутый «вброс», совершённый с простой целью расширения поля протестного электората, новые дровишки в костерок антиправительственных акций.
Но есть политологи, которые придерживаются менее радужного мнения.
В Сербии пока ещё робко и неуверенно начинают давать всходы русофобские настроения.
Как правило, носителями таких настроений являются те люди, которые ещё позавчера совершенно некритично относились к геополитическим реалиям, подменяя в своём сознании Российскую Федерацию (в нынешнем нашем состоянии) некой мифической Маjкоj Русиjej эпохи императора Александра III и воображая, что Президент РФ сегодня имеет такие же возможности влиять на ситуацию, которыми обладал указанный император.
Сегодня такие люди по простому психологическому закону превращаются в носителей духа разочарованности, садомазохистски упивающихся горестными восклицаниями про то, что «Король-то голый»...
Уже явственней звучат голоса тех, кто полагает, будто «Москва сдаст Сербию. Но обвинит во всём Вучича».
«Сдаст» или «не сдаст» - покажет время.
А пока хотелось бы отметить тот факт, что участие Москвы в переговорах подтверждают ТОЛЬКО албанские источники. Немецкие источники ничего об этом не говорят. Это, вроде бы, и мелочь. Но не такая уж и мелочь...
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
Мы попросили нашего постоянного собеседника Балканского Клуба, директора Центра геостратегических исследований Драгану Трифкович прокомментировать скандал, связанный с вбросом информации о тайных переговорах.
Тайные переговоры о судьбе Косово и Метохии, которые Александр Вучич неофициально проводил с Хашимом Тачи, подходят в эти дни к заключительное фазе.
И хотя правовая основа для решения косовской проблемы - Резолюция 1244 и Конституция Республики Сербия, государственное руководство Сербии во главе с Александром Вучичем нарушает Конституцию и игнорирует международное право. Фактически, крупнейшим гарантом соблюдения международного права является Российская Федерация, которая прямо выступает за соглашение в соответствии с Резолюцией 1244. Однако Президент Сербии неоднократно пытался объяснить местной общественности, будто бы Резолюция 1244 нам не подходит, несмотря на очевидность того, что она является единственным гарантом территориальной целостности государства Сербия.
Возникает вопрос: «А почему же президент Сербии так легко отвергает резолюцию 1244?»
Дело в том, что Александр Вучич взял на себя обязательство «решить» проблему Косово и Метохии, но таким способом, на который не был способен предыдущий президент (потерявший власть из-за таких попыток). Так Евросоюз, который ведёт технические переговоры между Белградом и Приштиной, настаивал в 2011 году, чтобы Сербия ликвидировала государственные институты на территории автономного края Косово и Метохия, и т.о. на всей территории была внедрена система независимого Косова.
С таким намерением Ангела Меркель приехала в Белград в августе 2011 года, но она была неприятно удивлена тем, что Борис Тадич отверг такое решение, представлявшее собою прямое нарушение Конституции Сербии.
В следующем году произошла смена правительства, и Сербская Прогрессивная партия («Напредняки») Томислава Николича и Александра Вучича взяла ключевые должности в управлении государством.
Несмотря на то, что во время предвыборной кампании они обещали аннулировать все пагубные соглашения по Косово, подписанные предыдущим демократическим правительством, они сделали обратное.
Они приняли именно то, от чего отказался Борис Тадич.
Но и это еще не всё.
Сербия не имеет никакой официальной политики по вопросу Косова и Метохии.
Вскоре после прихода к власти Сербская Прогрессивная партия в коалиции с Социалистической партией Сербии подписала ряд антиконституционных документов и, что ещё хуже, всё, что было подписано, было и воплощено в жизнь на местах.
Уже в декабре 2012 года Вучич установил государственную границу между Косово и остальной частью Сербии, а затем ликвидировал институты государства Сербия на территории Косово и Метохии и практически передал контроль над этой территорией албанцам. Такие шаги «узаконены» в рамках Брюссельского соглашения 2013 года.
После этого сербское государственное руководство оказывало давление на сербское население Косова, требуя от них участия в выборах независимой «Республики Косова», что т.о. придавало законности этому сепаратистскому образованию. Был сформирован т.н. «сербский список», при посредстве которого Сербия вступила в сотрудничество с незаконными властями Приштины.
Технические переговоры в Брюсселе были подняты до уровня двух премьер-министров, а затем до уровня двух президентов, Александра Вучича и Хашима Тачи.
Хотя Томислав Николич (ещё будучи Президентом) неоднократно обещал выдвинуть платформу для решения косовской проблемы, он не делал этого в течение своего президентского срока, и до сих пор Александар Вучич не сделал этого. Граждане Сербии абсолютно не имеют представления о том, что Александр Вучич ведет переговоры с Хашимом Тачи, и поэтому эти переговоры назвали «тайными». К сожалению, сербская общественность смогла выяснить некоторые детали секретных соглашений исключительно из европейских или албанских источников.
До этого было известно, что Александр Вучич пообещал Ангеле Меркель решить косовскую проблему путём отторжения части территории государства Сербия, то есть путем признания права албанцев на создание государства, основанного на насилии и терроре против Сербии и сербского населения.
Однако поскольку албанская сторона не выполнила ни одного из пунктов Брюссельского соглашения, настойчиво настаивая на Конституции Независимого Косова, Александр Вучич столкнулся с большой проблемой.
Нужно было как-то объяснить гражданам Сербии тот факт, что он отдал всё, не получив взамен ничего. И то, что он должен был получить, практически ничего не значило, потому что Сообщество сербских муниципалитетов, которое должно было быть сформировано в соответствии с Брюссельскими соглашениями, имело бы компетенцию как неправительственная организация, которая функционирует в рамках Конституции независимого Косово. Но для албанцев, которые твёрдо решили не делать скидок, даже это было неприемлемо, и они проигнорировали такое соглашение. ЕС продемонстрировал свою неспособность помочь найти какое-либо решение, и переговоры зашли в тупик. Но и этот факт не побудил Александра Вучича объявить переговоры в Брюсселе безуспешными и вернуться в рамки Конституции Сербии и Резолюции 1244. По причине наличия обязательств, которые ранее были Вучичем взяты на себя.
Изменение границ является частью всеобъемлющего мирного соглашения. Новые возможности были созданы после смены власти в Соединенных Штатах и прихода Дональда Трампа к власти. Известно, что Соединенные Штаты являются создателями и спонсорами «независимого» Косово и что ЕС ведёт технические переговоры под пристальным наблюдением Соединенных Штатов или от их имени. Хашим Тачи и Александар Вучич совместно нашли модель для решения проблемы, поэтому Вучич получил некоторое прикрытие, которое он мог бы представить как успех. Территориальный план обмена был позже переименован в исправление границы, потому что первоначальное название звучало так, что это могло вызвать много вопросов. А именно, во время распада Югославии западные державы настаивали на неизменности границ, и обмен территориями не укладывался в эту концепцию.
Коррекция границ уже намного «безвреднее», потому что она может быть решена путём разрешения небольших пограничных споров между двумя странами. В любом случае исправление границ или делимитация, как всё ещё называют этот план, подразумевает снятие и признание четких границ между двумя независимыми государствами.
Этот план для Сербии ещё более катастрофичен, чем признание сепаратистского формирования в пределах автономной провинции, потому что он поднимает вопрос обо всех границах для Сербии и допускает дальнейшую дезинтеграцию Сербии.
Хотя Александр Вучич, безусловно, знает о таких опасностях, он, тем не менее, идёт к неблагоприятному решению, чтобы обеспечить себя каким-то алиби. План делимитации предполагает передачу 98% территории Косово и Метохии албанцам и присоединение части юга Центральной Сербии (части территории муниципалитетов Прешево, Медведьжя, Буяновац) к независимому Косово. План также включает присоединение частей севера Косово к Сербии (части муниципалитетов Зубин Поток, Звечан, Лепосавич). Рабочая версия документа определяет более точные территории делимитации или обмена, а также другие вопросы (озеро Газиводе, Трепча, статус сербских церквей и монастырей и т. д.).
Сейчас мы не будем останавливаться на деталях.
Перекройка границ опасна не только для Сербии, но и для всей Европы. Поскольку албанцы могут потребовать демаркации в Македонии, Черногории, Греции, эта идея этнического разделения может воплотиться во многих других частях Европы, где существуют сепаратистские движения и территориальные конфликты. Поэтому Германия выступает против такого плана, который может привести к дестабилизации всей Европы.
Каково отношение России? В этом смысле неудивительно, что информация о плане демаркации (тайно согласованные Александаром Вучичем и Хашимом Тачи) появилась в немецких СМИ (Frankfurter rundschau). Германия, безусловно, недовольна тем, что Александр Вучич изменил план, и - вместо обещанного признания Косово в рамках границ автономной провинции - он сейчас ведёт переговоры об изменении границ.
Вчерашний верный партнер Ангелы Меркель в одночасье обратился к США, игнорируя предыдущие договорённости с немцами. Причиной этого является получение поддержки от администрации Трампа для плана демаркации. Соединенные Штаты стремятся как можно скорее решить проблему Косова и завершить интеграцию Балкан в НАТО. Именно такое решение позволит осуществить этот план.
А именно, сразу же после подписания всеобъемлющего мирного между Белградом и Приштиной соглашения (в котором скорректирована граница) - Косово сможет подать заявку на членство в НАТО, о чём Хашим Тачи уже несколько раз заявлял. Всеобъемлющее соглашение о нормализации отношений также включает в себя позицию, согласно которой Сербия не будет противостоять вступлению Косово в международные организации. Это касается как НАТО, так и ООН.
Соглашение также будет содержать запрос о внесении поправки в Резолюцию 1244, чтобы окончательно (возможно) обойти проблему нарушения международного права. В тексте, появившемся в немецких СМИ, правильно говорится, что план разграничения поддерживается США и ЕС, хотя в ЕС существует спор по этому вопросу.
Интересно, что в албанских СМИ появился похожий текст, который отличается в некоторых деталях, утверждающий, что план разграничения поддерживается США, Францией и Россией.
До сих пор Хашим Тачи неоднократно публично заявлял, что Россия готова поддержать план разграничения между Белградом и Приштиной, хотя для этого нет никаких оснований.
Во время своего последнего визита в Белград президент России Владимир Путин сделал очень четкое заявление о том, что Россия поддерживает приемлемое решение по косовской проблеме в соответствии с Резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН. В связи с этим он также выразил мнение, что нарушение международного права привело к серьёзной дестабилизации ситуации на Балканах, особенно в том, что касается формирования так называемой Косовской армии, что противоречит Резолюции 1244.
Публикации в албанских СМИ, подобные заявлению Хашима Тачи практически служат для введения в заблуждение сербской общественности, поскольку складывается впечатление, будто Россия полностью поддерживает политику сдачи Косова. Доказательством этого служит сделанное несколько дней назад заявление Ивицы Дачича о том, что Владимир Путин поддержал план демаркации ещё пять лет назад, хотя в то время такого плана не было.
После определения плана демаркации Александром Вучичем и Хашимом Тачи в прошлом году Сербия привлекла Тони Блэра, дабы Вучич получил поддержку официальных лиц на мировом уровне (Блэр воспринимается сербской общественностью как одна из ключевых фигур, лоббировавших бомбардировки Сербии в 1999 году, а теперь лоббирует план демаркации с албанцами).
Администрация Трампа приняла этот план, что было ясно из заявлений Джона Болтона о том, что США не исключают возможности территориальных исправлений. Однако попытка Вучича и Блэра заручиться поддержкой России не увенчалась успехом.
Это стало ясно после визита Вучича в Москву в октябре прошлого года, когда Вучич попросил российского президента не накладывать вето на Россию в связи с вступлением Косово в ООН.
Сербская общественность узнает о существовании соглашения тогда, когда его подпишет Александр Вучич. И хотя роль Александра Вучича в секретных неконституционных переговорах с Хашим Тачи раскрыта в мировой прессе, что подтвердил сам Тачи, президент Сербии отрицает это. Хотя детали рабочего документа, называемого Всеобъемлющим мирным соглашением, были раскрыты и включали план разграничения, Александр Вучич утверждает, что такого плана не существует.
Опять же. Как В.В. Путин мог поддержать план разграничения пять лет назад, если утверждается, что никакого плана нет?
Заявление министра иностранных дел Сербии является своего рода дипломатическим скандалом, направленным на формирование в сербском общественном мнении представлений о том, что Россия якобы поддерживает капитуляцию Косово и фактически расширение НАТО.
В конце ноября в Москве была проведена конференция под названием «Безопасность и стабильность на Западных Балканах: реалистическая ситуация и перспективы», где говорилось о Косово и Метохии. Российские коллеги попросили нынешнего депутата Сербской прогрессивной партии Владимира Джукановича объяснить им, что означает план демаркации. Он ответил, что такой план был отклонен, и по этой причине нет необходимости объяснять его значение.
В своем выступлении после этого я объяснила своим коллегам из России, что означает план демаркации (поскольку некоторые детали были известны в то время из-за недовольных голосов из Брюсселя), и высказала убеждение в том, что такой план не был отклонен, но существует в виде рабочего документа на 40 страницах.
Остаётся только ждать реакции России на факт подписания этого соглашения...
Если Россия наложит вето на вступление Косово в ООН и останется в рамках Резолюции 1244, это будет означать, что утверждения о том, что Россия поддерживает капитуляцию Косово, необоснованные.
Если будет другой сценарий, это, вероятно, будет означать, что Россия заключила какое-то политическое соглашение на такую уступку.
В любом случае, Россия имеет право чувствовать себя преданной Сербией, потому что одно дело, когда Александр Вучич солгал Ангеле Меркель, которая стремилась признать Косово в существующих границах, но невозможно понять ложь в отношении страны, которая поддерживает территориальную целостность Сербии.
Хотя общественность Сербии, Сербская Православная Церковь, академическое сообщество и крупнейшая оппозиционная коалиция, Союз за Сербию выступают против подписания соглашения, которое не соответствует Конституции Республики Сербия и Резолюции 1244, Александр Вучич не отказывается от своих тайных планов. Для него это только вопрос погашения кредитов, в связи с приходом к власти и принятием обязательств. Противникам такого рода узурпации власти остаётся противостоять ей, даже если произойдет подписание соглашения с Приштиной и фактическое признание независимости Косово Сербией в нарушение Конституции и международного права.
Во всей этой истории трагично то, что сербская общественность настолько запутана и дезинформирована, что не до конца понимает, что происходит в вопросе переговоров и решений по Косово и Метохии.
И хотя я внимательно отслеживаю новости на эту тему, я была озадачена, когда увидела в газете заголовок: «Александр Вучич: Гражданам предстоит решить проблему Косова только тогда, когда решение будет принято албанцами».
Подумала было, что это ложные новости.
Но нет.
Наша реальность давно превзошла ложные новости.
1. Публикация в Сербии