Многочисленные протесты граждан в последние месяцы по всей Сербии и высокое напряжение в обществе приводят к полной блокаде в функционировании государства и общества, что влияет на все аспекты жизни. Недовольство граждан накапливается на протяжении многих лет, при этом причины этого недовольства не устраняются. Граждане Сербии не видят даже малейших сдвигов в решении накопившихся проблем, что привело к всеобъемлющей фрустрации, которая затем трансформировалась в общий бунт. Если исключить политические лозунги, которые больше никому не интересны, поскольку за ними не стоит ничего, что имело бы вес, и очень поверхностные анализы, которые не затрагивают причины плохого состояния, можем констатировать, что ситуация очень серьезная.
Многолетняя деградация
Необходимо сосредоточиться на актуальных событиях, но также оглянуться на прошлое, поскольку недовольство граждан Сербии имеет глубокие корни. Оно уходит во времена создания Югославии, а затем и ее распада, когда сербы, как конститутивный народ этого государства, вложили в него свои победы/жертвы как в Первой, так и во Второй мировых войнах, но были оклеветаны и обвинены как единственные виновники всего плохого, что происходило во время распада Югославии. Определенные компромиссы и уступки со стороны сербов при создании Югославии послужили матрицей для изменения государственного устройства, когда сербские интересы уступили еще больше. В социалистической Югославии были созданы условия для дальнейшего разложения сербской государственности, а также разделения и сужения пространства, на котором живут сербы. Санкции, наложенные западными государствами в девяностых годах прошлого века, и агрессия НАТО против Сербии нанесли огромный ущерб и долгосрочные последствия для страны. Все это создало условия для политических изменений, на которые также оказали большое влияние внешние факторы. Эти изменения произошли в период восхода США, которые к тому времени достигли условий, чтобы провозгласить себя единственной мировой силой.
Первая реализованная цветная революция по методам Джина Шарпа произошла пятого октября 2000 года в Белграде и известна под названием «пятооктябрьская» или «бульдозерная» революция. Она привела к падению режима Милошевича, который был крайне непопулярен в Сербии. Хотя многие склонны сегодня смотреть на Милошевича с определенной сентиментальностью, поскольку после его падения дела не улучшились, а только ухудшились, факт остается фактом: его правление оставило тяжелое наследие. Американцы, с которыми он когда-то очень близко сотрудничал, смогли сделать из него жертву, судив его в Гааге. Если бы не этот факт, его правление оценивалось бы совершенно иначе. В любом случае недовольство граждан режимом Милошевича создало условия для политических изменений, которые Запад, которому Милошевич больше не был нужен, активно поддержал.
Александр Вучич как союзник Запада
Важно отметить, что нынешний президент Сербии Александр Вучич был частью режима Милошевича, как самый молодой министр в правительстве того времени. Интересно, что после окончания юридического факультета в Белграде он уехал в Англию, где, по некоторым данным, учил английский язык, а по другим — работал барменом. О своем пребывании в Брайтоне Вучич неохотно говорит, но симптоматично, что его политическая карьера после этого развивалась космическими темпами. Вернувшись из Англии, Вучич сменил профессию и, как дипломированный юрист, начал заниматься журналистикой и политикой. Вскоре после этого он стал народным депутатом как член печально известной Сербской радикальной партии. Александр Вучич запомнился как экстремальный националист, который в парламенте Сербии в 1995 году произнес (обращаясь к мусульманам в Боснии и Герцеговине) следующие слова: «Убейте одного серба, мы убьем сто мусульман». Как и его духовный отец Воислав Шешель, Александр Вучич стал удобным аргументом для Запада в обосновании всех обвинений, выдвинутых против сербов. Известно, что нацисты в Сербии во время оккупации во Второй мировой войне убивали сто сербских гражданских лиц, среди кАоторых были и дети, за одного убитого немецкого солдата. Но такие злодеяния никогда не совершали сербы. Также известно, кто всегда играет на карте этнических и религиозных разделений и на провокации ненависти и конфликтов.
Будучи министром информации в правительстве Мирко Марьяновича (1998-2000), Вучич запомнился Законом об информации, которым режим жестоко расправлялся с медиа и журналистами. Тогдашнее коалиционное правительство состояло из трех партий: Социалистической партии Сербии Слободана Милошевича, Югославской левой партии супруги Милошевича Мирьяны Маркович и Сербской радикальной партии Воислава Шешеля. Однако следует отметить, что свобода СМИ в Сербии тогда, во времена режима Милошевича, который многие оценивали как диктаторский, была на значительно более высоком уровне, чем сегодня. Одной из причин недовольства граждан Сербии сегодня, безусловно, является злоупотребление медиа в повседневной политике со стороны правящего режима, а также медийная цензура и жестокая расправа с инакомыслящими.
Источник фото: geostrategy.rs
Такой способ управления, наряду со всеми другими установленными механизмами власти, с момента введения многопартийности в Сербии, не позволяет формировать аутентичные партии и движения. Во времена Милошевича существовала системная оппозиция, которую составляли Сербская радикальная партия и Сербское движение обновления, а сегодня, несмотря на многочисленные зарегистрированные партии и движения, оппозиции практически не существует. В последние годы правящий режим в Сербии при поддержке западных сил работал над тем, чтобы взять под контроль все оппозиционные партии (а также аналитиков, журналистов и интеллектуалов) как с левой, так и с правой стороны. А также исключить из их рядов все кадры, которые заботятся о сербских государственных и национальных интересах. В качестве главных критериев для кадровой политики в Сербии были введены: готовность к подчинению и послушанию, склонность к коррупции, отсутствие политических и всех других взглядов и норм, низкая образованность, не обремененность моралью, недобросовестность и т.д.
Нынешний режим сделал гораздо больше для интересов Запада, чем прозападный режим
Хотя режим Александра Вучича, прибегая к политическим манипуляциям, пытается возложить ответственность за крах государственной политики на бывший демократический режим, у него нет для этого особых оснований. Демократический режим, пришедший к власти после 5 октября 2000 года, был открыто прозападным и проевропейским, но геополитические обстоятельства тогда были совершенно иными. Однако даже в этом случае демократический режим не был готов перейти определенную черту в уступках Западу, особенно за рамками Конституции Республики Сербии. Что касается внешней политики, демократические власти проводили сбалансированную внешнюю политику, основанную на четырех столпах внешней политики: США, ЕС, Россия и Китай. Важнейшее Соглашение о стратегическом сотрудничестве между Сербией и Россией было подписано в период демократического правления, когда «Газпром нефть» приобрела контрольный пакет акций «Нефтяной промышленности Сербии» (НИС), став таким образом важнейшим партнером по межгосударственному энергетическому сотрудничеству. После модернизации, в которую «Газпром нефть» вложила огромные средства, НИС стала ведущей компанией на всех Балканах. Также в период демократического правления было подписано Соглашение об открытии Сербско-российского гуманитарного центра в Нише, который имеет все условия стать главным гуманитарным центром на Балканах.
Как известно, Александр Вучич недавно заявил, что Сербия была вынуждена предпринять шаги в отношении российской доли в НИС по просьбе американцев. Фактически, это означает незаконный захват российской собственности путем национализации, если российская сторона откажется от переговоров. Слухи о том, что режим Александра Вучича готов прекратить энергетическое сотрудничество Сербии с Россией, ходят давно, и, по-видимому, он готовился к этому совместно с США. В сентябре прошлого года министр иностранных дел Сербии Марко Джурич, человек, признанный в Сербии защитником интересов США и Израиля, подписал в Вашингтоне соглашение о стратегическом партнерстве между Сербией и США в области энергии. Основная цель этого соглашения — предоставить Соединенным Штатам возможность инвестировать в энергетический сектор Сербии. По сути, все важные соглашения с Россией о сотрудничестве в области энергетики и в рамках гуманитарного сотрудничества, подписанные в период демократического правления, сейчас находятся под угрозой аннулирования.
Ранее Александр Вучич разорвал военное сотрудничество с Россией и нарушил военный нейтралитет Сербии, продав огромное количество оружия Украине по просьбе США. А недавно начальник Генерального штаба Вооруженных сил Сербии генерал Мойсилович сообщил общественности, что Сербия расторгла ряд контрактов с Россией на закупку оружия. Это также был ожидаемый шаг, поскольку Вучич ранее подписал соглашения с Францией, Израилем и Китаем, что позволило сербской армии полностью изменить стандарты, которые когда-то основывались на российском оружии. Конечно, здесь необходимо отметить, что во время режима Вучича был подписан ряд стратегических соглашений о сотрудничестве с НАТО (SOFA, IPAP и т. д.), которые фактически полностью перевели Сербию под эгиду пакта НАТО, хотя официально она не стала членом. Однако большая часть общественности Сербии даже не информирована об этих фактах и не знает, насколько далеко зашла Сербия в сотрудничестве с евроатлантическими структурами. Общественности известно, что нынешний режим неконституционно передал контроль над южносербским краем Косово и Метохии по соглашению с Западом. И утверждения о том, что такого рода уступки были условием прихода к власти режима Александра Вучича, подтверждаются. А именно, в 2012 году тогдашний президент Сербии Борис Тадич отказался подписать неконституционное Брюссельское соглашение и интегрировать сербские институты в систему так называемого независимого Косово, после чего Запад решил сменить правительство и выложить все карты о Сербской прогрессивной партии Александра Вучича. Эта партия возникла из Сербской радикальной партии путем трансформации крайне националистической политики в умеренно проевропейскую при помощи западных спецслужб. Учитывая, что Александр Вучич был неприемлем и непопулярен среди общественности, в качестве временного решения был выбран Томислав Николич. Сразу после смены правительства в 2012 году коалиция, основу которой по сей день составляют Сербская прогрессивная партия Александра Вучича и Социалистическая партия Сербии преемника Милошевича Ивицы Дачича, подписала неконституционные соглашения с Приштиной на основе Брюссельской платформы и продолжила активно участвовать в демонтаже сербского государства в Косово и Метохии.
За последние двенадцать лет нахождения у власти Сербской прогрессивной партии государство Сербия постепенно и неуклонно теряло контроль над южной сербской провинцией, и сегодня оно не контролирует практически ничего. Таким образом, Западу удалось реализовать проект независимости Косово посредством псевдопатриотических структур, в то время как общественность Сербии оставалась анестезированной. Из телеграмм WikiLeaks следует, что Запад осознал, что реализовать свои планы в Сербии будет гораздо проще, если к власти придут псевдопатриотические структуры, которые будут убеждать общественность в одном, а на деле реализовывать противоположное. Единственным препятствием для Запада остается противодействие России легализации фальшивого государства Косово, но Запад рассчитывает на то, что если Вучич полностью разорвет отношения с Россией, а его политика пойдет в этом направлении, то и это препятствие будет устранено.
( Продолжение следует)
Драгана Трифкович, генеральный директор Центра геостратегических исследований
Независимый эксперт журнала «Персона Страны» анализирует ситуацию в Сербии.