В Косово проводится организованная «кампания этнически мотивированного насилия» против сербов, заявил глава МИД Сербии Никола Селакович на заседании Совета Безопасности ООН. Усугубляет проблему отсутствие должной реакции со стороны Запада, которое «провоцирует скатывание к открытому столкновению», отметил постпред РФ при ООН Василий Небензя. Как будет развиваться конфликт и какой должна быть роль Москвы в урегулировании косовского вопроса, в интервью «Евразия.Эксперт» оценила директор Центра геостратегических исследований Драгана Трифкович.
– Напряженность между Белградом и Приштиной обострилась после решения правительства Косово не пропускать на свою территорию автомобили с сербскими номерами. При содействии Евросоюза Сербия и Косово урегулировали этот конфликт. Что на самом деле вызвало обострение отношений между Белградом и Приштиной? Где стоит искать корни проблемы?
– Проблема между Приштиной и Белградом в основном состоит в том, что одна сторона предпринимает насильственные шаги, а другая отступает перед лицом этого насилия. Очевидно, что албанские сепаратисты из Косово пользуются поддержкой западных держав, прежде всего США, Великобритании, Германии и Франции. Более двух десятилетий эти державы пытались обойти международное право и реализовать проект независимости Косово. Политические «элиты», возглавляющие так называемое независимое Косово, происходят из террористических и криминальных структур. Они не умеют решать проблемы никаким другим способом, кроме насилия. Воодушевленные внешней поддержкой, они совершают постоянное насилие против сербского населения на территории южной сербской провинции. В этой связи инцидент с отменой сербской символики на номерных знаках является продолжением такой политики.
С другой стороны, необходимо сказать, что правительство Сербии поддерживает такое поведение преступников, не предпринимая никаких ответных мер. Следует отметить, что у Сербии есть возможность повернуть ситуацию в свою пользу, но руководство государства этого не делает. В качестве примера необходимо указать, что почти все товары, импортируемые Косовом из ЕС, проходят через Центральную Сербию. Достаточно принять решение о приостановке транзита этих товаров до тех пор, пока ситуация в Косово не вернется в рамки международного права и резолюции 1244.
Сепаратистские власти привыкли к тому, что на их насилие нет ответа, и что государство Сербия отступает перед наглыми нападками албанцев на ее территориальную целостность и безопасность. Выяснилось, что переговоры Белграда и Приштины под эгидой ЕС не имеют другой цели, кроме реализации незаконного американского проекта независимости Косово.
Ни ЕС, ни Вашингтон не заинтересованы в достижении мира в Косово и Метохии, а стремятся исключительно к достижению своих политических, военных и экономических целей на этой территории. По этой причине все больше молодых албанцев навсегда покидают Косово и Метохию и едут в Германию, Швейцарию, Италию и другие страны Западной Европы в поисках перспектив.
– Какова внутриполитическая обстановка в Косово на данный момет ? Есть ли риск, что подобная ситуация на границе Сербии и Косово может повториться?
– Внутренняя ситуация в Косово и Метохии является конфликтной и крайне напряженной. С приходом международных сил под мандатом Миссии ООН по делам временной администрации в Косове ситуация не изменилась. Постоянно совершаются нападения на сербское население по этническим мотивам, и международное сообщество в значительной степени игнорирует такие факты. Я несколько раз обращалась к Комиссару по правам человека в Совете Европы Дунье Миятович с просьбой обратить внимание на нарушение прав человека в Косово и Метохии, но пока ничего не сделано по этому вопросу.
Также ничего не было сделано для того, чтобы вернуть более 250 тыс. сербских беженцев, которые покинули Косово и Метохию, чтобы спасти свои жизни. Спустя двадцать лет после прибытия международных сил в Косово и Метохию этим людям не созданы условия для возвращения в свои дома и продолжения нормальной жизни. Хотя западные державы, в первую очередь США, называют Косово примером развития демократии, подобные утверждения не имеют ничего общего с реальностью. Демократия и свобода просто не существуют в Косово и Метохии ни для сербов, ни для албанцев. Следовательно, конфликты могут повторяться.
Фактически, несколько дней назад произошел очередной конфликт между спецназом Косовской полиции и сербами на севере Косово. В сопровождении полиции косовские инспекторы прибыли в сербскую среду (К. Митровица), чтобы забрать продукты и лекарства со склада, на что сербы отреагировали крайне бурно. Произошел конфликт, когда полиция применила слезоточивый газ, резиновые пули и боевые патроны, что привело к гибели одного человека и тяжелому ранению другого. Реакция сербов была вызвана тем, что они много лет жили под пытками, и в конце концов у них пришли отобрать еду и лекарства. Конфликт может повториться в любой момент, потому что албанская сторона предпринимает односторонние действия против сербов и демонстрирует силу.
– Почему ситуация на границе Сербии и Косово стала спокойнее? За счет чего был найден компромисс?
– Если говорить об автомобильных номерных знаках, то компромисс был найден в ущерб Сербии.
В частности, было решено, что транспортные средства, которые пересекают административные (пограничные) переходы из Центральной Сербии в Косово и Метохию, должны наклеивать стикеры, чтобы перекрыть государственные символы Республики Сербия. Такие соглашения противоречат Конституции Республики Сербия и действующей резолюции Совета безопасности ООН 1244. Они ведут к постепенному осуществлению независимости Косово, поскольку в интересах «независимого» Косово было предпринято гораздо больше шагов.
Например, руководство государства Сербии согласилось присвоить Косово международный телефонный код, передать контроль над энергетической системой, построенной на деньги из сербского бюджета, закрыть сербские государственные институты, такие как полиция и судебная система в южной провинции, и интегрировать их в независимую косовскую систему. Еще одна большая проблема заключается в том, что Конституционный суд признал себя некомпетентным в решении подобных проблем, что говорит о проблемном положении судебной системы в Сербии, подверженной внешним воздействиям.
– Президент Сербии Александр Вучич заявил, что защитит сербов в Косово. Если Сербия всерьез планирует защищать Косово, почему Белград не возвращает переговоры с Приштиной под эгиду ООН, где может рассчитывать на поддержку России и Китая?
– Президент Сербии повторяет, что Сербия будет защищать своих граждан в Косово и Метохии, но он не сделал ни единого шага для этого. В многочисленных инцидентах, которые произошли до сих пор, самое большее, что Сербия сделала, – это повысила боеготовность своей армии. Однако сербская армия не находится на территории Косово и Метохии, поэтому в этом смысле у албанцев нет причин воспринимать ее как угрозу. Территория Косово и Метохии контролируется НАТО, но НАТО не в состоянии обеспечить мир.
В пользу этого говорит погром, произошедший в 2004 г., когда солдаты НАТО мирно наблюдали за сожжением церквей и монастырей и преследованием сербского населения. Несмотря на эти факты, президент Сербии считает, что НАТО способствует миру и стабильности, и в этой связи он всегда обращается к НАТО с просьбой установить стабильность в Косово и Метохии.
С другой стороны, Сербия имеет право отправить до 1000 сотрудников сил безопасности в Косово и Метохию на основании Резолюции 1244, но до сих пор действующее правительство никогда не запрашивало этого права. Самым важным является настаивать на соблюдении международного права и резолюции 1244, и в этом смысле Сербия имеет полное право требовать, чтобы переговоры с Приштиной были возвращены в ООН, учитывая, что у ЕС нет мандата для решения косовской проблемы, за исключением технических вопросов. Однако Евросоюз пытается выйти за рамки своих полномочий, и США поощряют его к этому. Брюссель также не обеспечил выполнение албанской стороной ранее подписанных соглашений, таких как создание Союза сербских муниципалитетов на основе законов Косово. Вот почему у Сербии есть много аргументов, чтобы объявить предыдущие переговоры в Брюсселе неудачными, и настаивать на их продолжении в ООН, где Россия и Китай, как две великие мировые державы, поддерживают решение косовской проблемы на основе Резолюции 1244.
– Готов ли сегодня Белград защитить сербов в Косово в случае очередного всплеска насилия?
– Насилие против сербов в Косово носит постоянный характер. Не проходит и дня без нападения на сербов, захвата собственности или запугивания. Государство Сербия пока никак не отреагировало, за исключением словесного осуждения агрессивного поведения албанской стороны.
Самая большая проблема заключается в том, что руководство Сербии во главе с Александром Вучичем подписало Брюссельское соглашение, определяющее упразднение институтов государства Сербия на территории Косово и Метохии. Это соглашение было не только подписано, но и реализовано. Сербия распустила силы гражданской защиты, состоящие из сербов, которые поддерживали порядок и мир в сербских общинах в Косово и Метохии. Пока эти структуры безопасности существовали, косовской полиции не удавалось вторгнуться на север Косово, где проживают сербы. После их расформирования вся территория Косово и Метохии перешла под контроль сепаратистских структур. Таким образом, судьба сербов в Косово и Метохии была передана албанским сепаратистам.
Первое, что должно будет сделать руководство Сербии, – потребовать возвращения до 1000 военнослужащих и сотрудников сил безопасности в соответствии с действующей международной резолюцией 1244. Затем перезагрузить переговорный процесс с Приштиной и вернуть его под эгиду ООН. И в-третьих, оно должно призвать российскую сторону активно включиться в решение косовской проблемы, потому что американская сторона сейчас принимает непосредственное участие.
– Белград и Москва ведут переговоры по заключению нового долгосрочного газового контракта, заявил глава российско-сербского межправительственного комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству Ненад Попович. Каковы выгоды такого контракта для Сербии?
– Энергетическое сотрудничество с Россией имеет ключевое значение для энергетической безопасности всей Европы, включая Сербию. К концу года Сербия должна подписать новое газовое соглашение с Россией, и в настоящее время ведутся переговоры по этому вопросу. Есть определенные ожидания, что Россия в чем-то пойдет навстречу Сербии в том, что касается цены на газ. В настоящее время существует путаница по этому вопросу, поскольку на европейском газовом рынке произошел скачок цен.
Лично я считаю, что у России нет причин идти на уступки и она имеет полную свободу предлагать цену, которая ее устраивает. Было показано, что экономические скидки, предлагаемые Москвой некоторым странам, с которыми она хочет построить тесные отношения, компенсируются политическими элитами за счет сотрудничества с другими политическими акторами.
В этом смысле у России нет привилегированного положения на сербском рынке инвестиций, в отличие от западных стран, имеющих большое влияние на Балканах. Эти условия необходимо изменить. Что касается заинтересованности самой Сербии в заключении хорошего энергетического соглашения с Россией, то от этого зависит не только энергетическая безопасность, но также политическая и социальная стабильность страны.
– Сербия никогда не вступит в НАТО, также заявил Попович. Как вы это прокомментируете?
– Это не такой важный вопрос, если учесть, что НАТО вошел в Сербию. Силы НАТО входят в состав Сил безопасности Косово. Кроме того, Сербия подписала с НАТО соглашения, нарушающие ее военный нейтралитет. Здесь стоит упомянуть Индивидуальный план партнерства с НАТО (IPAP), который Сербия подписала. Это соглашение включает сотрудничество не только по вопросам военной безопасности, но также сотрудничество Сербии с НАТО в области образования, приватизации, европейской интеграции, прав национальных меньшинств, свободы СМИ, социальных вопросов и так далее. Это всеобъемлющее соглашение затрагивает все сферы жизни и практически интегрировало НАТО во всю систему.
Однако, несмотря на то, что НАТО имеет большое влияние в Сербии на основе подписанных соглашений о сотрудничестве, я думаю, что западные державы, в первую очередь США, не отказались от намерения официально включить Сербию в НАТО. В этом смысле вопрос решения косовской проблемы очень важен. Не секрет, что Косово в случае обретения независимости автоматически подаст заявку на членство в НАТО. Босния и Герцеговина уже подписала ряд документов, связанных с вступлением в НАТО. Так что Сербия наряду с ней оставалась целью НАТО, чтобы поставить все Балканы под контроль евроатлантических сил. В данный момент это имеет особое значение для Запада как своего рода борьба с распространением российского и китайского влияния в регионе.