Редакция: В отличие от партии сторонников фильма «Мумия» мы даём слово разным представителям православной общественности, в том числе и тем, кто поддерживает и защищает скандальный фильм, как автор публикуемого текста, проживающая в многострадальной Малороссии.
Документальный телефильм «Мумия» равнодушным зрителя не оставляет! И это главное для экранного, самого массового и «важнейшего из искусств», по мнению вождя большевиков В.И. Ленина, являющегося посмертно «живее всех живых», что абсурдно и лишено здравого смысла. Отзывы на фильм посыпались, словно из «рога изобилия», обещанного «главным персонажем» массам, им одураченным. И вот, это самое «важнейшее искусство» совершило то, чего чаял и сам вождь, и его ближайшее окружение, и родня, вопреки псевдорелигиозному поклонению, возникшему после кончины главного большевика.
Ильич утренние молитвы, в отличие от, к примеру, семинариста Сталина, не читал… Не произносил Ленин прошение к Ангелу Хранителю: «Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертного сего телеси». Вот и случилось с «вождем» то, о чем он не молил Боженьку: лукавый демон сыграл с ним злейшую шутку. «Насильство» над смертным (!), увы, телом лидера большевиков, продолжается непрерывно вот уже сотню лет… Наберемся терпения в процессе созерцания отвратительных сцен мумифицирования, сопровождающих авторское повествование с «эффектом присутствия». Собственно, вся «отвратительнось» (антиэстетика) фильма про мумию в мавзолее в этом и заключается. Главное – добраться до финала, или, если по-пушкински – «доплыть до берега».
Доверчивый, но невнимательный, жаждущий «хлеба и зрелищ», зритель, привыкший жевать попкорн не только в кинотеатре, но и у «голубого экрана» (даже за книжкой, листая маслянистыми пальцами страницу за страницей, в попытке догнать ускользающий от него смысл), так вот, этакий зритель с вредными привычками, увидит в финале фильма то, как… из розово-гранитного мавзолея выносят и пуленепробиваемый саркофаг, и его содержимое… Здесь мы прерываем описание финала и отсылаем внимательного читателя к просмотру телефильма, дабы он узнал, что же случилось с теми «мощами», по коим некогда был и «елей».
Сразу отметим, что вопреки многочисленным отзывам о несвоевременности, непродуманности фильма и, даже, его направленности против Русской Православной Церкви произведение, напротив, выдержано предельно сдержанно, уважительно и, как полагается, с христианской любовью к врагу (неприятелю, противнику) будь он хоть и богоборец. Ведь Господь наш Иисус Христос встречается все-таки с Иудой, пусть и в аду, где, собственно, ему и место. Мы, христиане, вспоминаем Сошествие во ад Господа каждую Великую Субботу на Страстной Седмице. А легендарная фраза «по мощам и елей», произнесенная якобы кем-то из священноначалия в связи с несанкционированным проникновением в мавзолей Ленина фекалий по причине прорыва канализации, в фильме не упомянута! Что подтверждает взвешенное и, даже, уважительное отношение создателей к предмету своего рассмотрения.
Православный «ракурс» авторского коллектива внимательно и, главное, доброжелательно созерцает довольно опасного «главного героя», своим декретом отменившего и Боженьку… Тем самым «великий Ленин» доказал, что Господь разум у него восхитил. Авторы фильма воспроизвели визуально протекание болезни у Ильича, используя возможности «воскресения мертвых» в цифровых технологиях. Но опирались создатели фильма на архивные съемки – соратники большевики не постеснялись запечатлеть для вечности безумие своего кумира.
Как оказалось, подобных «мумифицированных вождей» в мире существует несколько (включая китайского и, даже, болгарского), именно по этой причине осуществить в реальности то, что происходит в финале фильма, весьма непросто. Ибо из области духовной вопрос погребения Ильича перемещен (вот уже сотню лет) в плоскость политическую. Демон ведь не только лукав, но и хитёр… Критики фильма всполошились возможным возмущением народных масс. Но ведь электорат постепенно убеждается, что отменить Боженьку росчерком пера не представляется возможным даже «Ленину всемогущему».
Массы верили, что после цареубийства Россией управляла Сама Пресвятая Богородица. Многие из «масс» устремляются и ныне к вере, к Православию. Из «массы» такие люди преображаются в личность, стремятся уподобиться вочеловечившемуся Господу – Иисусу Христу Сыну Божию. Они бы и рады поддержать желание вождя большевиков быть погребённым, чтобы не вызывать отвращение не только своим противоестественным (анти эстетичным) посмертным видом, но и нагромождением глыб у стен Кремля, пусть, даже, «упорядоченных» самим Щусевым, создателем Марфо-Мариинской обители милосердия. Да вот, оказывается, «время не пришло». А когда же оно придёт? Хорошо бы финал фильма как-то незаметно реализовать наяву. Могут ведь в Голливуде…
Весьма милосердны оказались авторы к своему отвратительному «персонажу», но не к жующему зрителю. Отвращение у зрителя нарастает по мере приближения к финалу: уж больно отвратителен «обряд мумификации», совершающийся по сей день!.. Отвратителен своей языческой дикостью. (Тут уж не до попкорна – стошнит…). Величие былых эпох большевикам воспроизвести не удалось: «возрождение: дубль два» не получилось. Тяготясь христианством, возрождение античности практиковал Запад. А после катастрофы 1917 года «великие комбинаторы» навязали Православной России «возрождение культа древних цивилизаций Востока». Но Православная Российская цивилизация – Святая Русь – всё-таки победила искаженные коммунизмом языческие культы. Памятником этой победе отчасти, как это ни странно на первый взгляд, и стал мавзолей в его нынешнем обличии некоего нефункционирующего объекта, доживающего последние дни своей тайной отвратительной жизни…
Правы те критики, кто после просмотра фильма сокрушались, мол, ничего нового они не узнали, разве что «побывали» в Египте, Ираке и Иране вместе с автором и оператором, где созерцали мавзолеи древности – пирамиды и зиккураты языческих эпох. Авторы фильма не стремились ни к оригинальности, ни к глубокому анализу явления, о коем ведут своё экранное повествование и устами авторитетных исследователей, общественных деятелей.
Жанр научно-популярного телефильма, рассчитанного на массовую аудиторию, предполагает некий пересказ известных взглядов, теорий, концепций в форме, наиболее отражающей предмет рассмотрения. Например, весьма знаменитая киевская «школа научно-популярного кино» оставила в истории жанра такие шедевры как «Индийские йоги – кто они?» (в двух сериях) или же полнометражное кино про мага Кашпировского и оболванивание этим перестроечным колдуном самых широких масс… Разумеется, посетить Индию для съемок йогов было необходимо. Равно и сеансы Кашпировского для огромнейших аудиторий перекочевали и в экранное искусство, способствуя более популяризации, нежели разоблачению шарлатана. Так вышло и с фильмом про мумию в мавзолее на Красной площади Первопрестольной столицы. Что это? Популяризация ли или всё же неожиданный финал, который так озадачил своей «провокационностью» зрителя, настроенного не на игровой (как в «Мумии»), а на научно-популярный подход… Но ведь «большая игра» в мировых политических процессах прочно утвердила свои позиции: достаточно взглянуть на нынешние «игровые» западные элиты… Порой трудно понять, что происходит «взаправду», а что понарошку…
Присутствует в фильме и «отсылка» к украинскому зрителю. Через «запрещенный» ютуб «Мумия» легко проникла не только в Малороссию, но и в Русское Зарубежье. Авторы словно намекают на то, что карикатурный «ленинопад» в преддверии киевского «майдана» сменился в текущий момент массовой установкой «мавзолеев в миниатюре» на украинских кладбищах. Доступность розового (малинового) гранита, из коего сооружен «мавзолей Ленина», словно поставила потомков украинского пролетариата – наших современников – в один ряд с тем, чьи памятники они разрушали на западные деньги. «Заработав» на разрухе, современные малороссы ставят на своих кладбищах подобие мавзолея из розового гранита, добываемого на каменоломнях близ Житомира. Мавзолей у Кремлевской стены сооружен из такого же гранита, но добытого в Карелии. Эта, казалось бы, незначительная деталь «роднит» потомков большевиков с новоиспеченными украинскими националистами… Неужели авторы фильма «нащупали» точку соприкосновения великороссов и малороссов – единого и неделимого сто лет назад народа? (Или триединого, если включить и белорусов).
Словно в унисон столетней «мумификации» Ленина, потомки украинских пролетариев, превратившиеся из крестьян (в процессе советских преобразований) в буржуазных националистов (ну, как, к примеру, просроченный Зеленский, даром, что он малороссийский местечковый еврей) затеяли «проверку» Святых мощей преподобных Отцов Киево-Печерских… Додуматься до такого кощунства могли лишь те, чьи мозги работают в направлении, заданном Ильичом более ста лет назад… Из чего следует, что современные украинские нацисты-европейцы одного поля ягоды с ленинцами. На западные деньги они готовы устроить и «ленинопад», и госпереворот, как в 1917-м.
Большевики искусственно разделили русских и украинцев… Выходит так, что осуществляя «ленинопад», братья-украинцы пытались докопаться до незамутнённой большевизмом сущности россиян? А потом вдруг что-то пошло не так: вместо братания и воссоединения, украинский «ленинопад» 2012-13 годов повернули против России. И сделали это те же силы, которые в 1917 году прислали в пломбированном вагоне политического авантюриста, «превратившего» победу России в Великой войне (первой мировой) не только в поражение Великой державы, но обеспечившего полное исчезновение одной из четырех христианских европейских империй (и одной мусульманской). Европейские империи оказались поглощены гитлеровским оккультным нацизмом… «Концерт наций» Belle Epoque конца XIX века был разрушен. Сохранивший Православие «под спудом» гонений русский народ в 1945 году все-таки победил ленинско-гитлеровский «интер-НАЦИ-онал». А глубокое осознание этой воистину Великой Победы, приходит к нам спустя 80 лет. Горячими молитвами Сонма Новомучеников Русских, которые, вне сомнения, молятся и за своих безбожных убийц…
София Сныцарь, публицистка, Львов