Часть 12. Земский собор 1613 года. Русский народ выпил чашу страданий за свои согрешения. За отступление от воли Божьей, за клятвопреступление понёс народ тяжёлую епитимью. Но получил и разрешение греха во всенародном покаянии и, смирившись, готов был принять волю Божию и ходить пред Богом.
В январе 1613 года созвался Земский собор, ещё более представительный по аналогии с 1598 годом.
Очень важно понять, что на этом Земском соборе был узаконен от лица всея земли Богом данный новый Царский род Романовых. Царь не только Русской земли, но и Защитник и Покровитель всех Православных Церквей.
Утвержденная Грамота Великого Московского Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 года:
«Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российского Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея Руси Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.
Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя, Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за Их Царские Дети, которых Им, Государям, впредь Бог даст, души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.
Заповедано, чтобы избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем.
И иного Государя, помимо Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, и их Царских Детей, которых Им, Государям, впредь Бог даст, искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочет учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам, и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям, на то-го изменника стояти всею землею за один.
Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление – быти так во всем по тому, как в сей Утвержденной грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людех чинити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, царских синклит и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по священным правилам Святых Апостол и Вселенских седми Соборов – Святых Отец, и Поместных, и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет, и нашего смирения и всего освященного Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в будущая лета, в роды и роды, и не прейдет ни едина черта от написанных в ней».
11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля Михаил Фёдорович Романов был венчан на царство.
Обобщим:
1. «Послал Господь Бог Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан» – указание на Божье благословение.
2. «Богом почтенного, Богом избранного и Богом возлюбленного» – указание, что Царя даровал именно Бог и по Его Святой Воли.
3. «Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великого Государя.....души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами» – обет служения не щадя жизни.
4. «Был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в Своих делах перед Единым Небесным Царем» – указание на то, что обет дан именно от всего народа русского из рода в род до пришествия Христа.
5. «А кто убо не похощет послушати сего Соборного Уложения, его же Бог благослови, и начнет глаголати ино, и молву в людех чинити, то таковой....извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Тайн приобщения, яко раскольник Церкви Божией и всего православного христианства, мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет» – вот такой подлежит анафеме и суду Божию, а также суду земному.
6. «И кто же пойдет против сего Соборного постановления...искати и хотети иного Государя из каких людей ни буди, ИЛИ КАКОЕ ЛИХО ПОХОЧЕТ УЧИНИТИ, то нам боярам, и...всяким людям, на того изменника СТОЯТИ ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ ЗА ОДИН» – стояти не только за Царя но и против тех, кто против Царя не щадя живота.
После собора и венчания на царство Михаила Романова всё начало исправляться, и Русь опять возродилась буквально из пепла.
Юрий Владимирович Бычков, основатель Братства «За Русь Святую», Казань

