Часть 1. Появление Богоизбранного народа. В начале творения, согласно Священному Писанию, Бог сказал: «Сотворим человека по образу и подобию Своему» (Быт. 1:26). Этот акт творения был венцом Божественного замысла, наделяющим человека уникальным богодарованным началом, позволяющим ему пребывать в единстве с Творцом и обладающим потенциалом для обожения. Первая заповедь, данная человеку, предписывала сохранять рай и возделывать его (Быт. 2:15), что символизировало первоначальную гармонию между человеком и Богом. Целью сотворения человека было достижение богоподобия через совершенствование, что подразумевало синергию с Божественной благодатью. Однако после грехопадения (Быт. 3:1-24) эта гармония была нарушена, благодать отошла от человека, и процесс духовного совершенствования, поддерживаемый Духом Святым, прекратился.
Грехопадение привело к утрате человеком изначальной чистоты и возможности непосредственного общения с Богом. После изгнания из рая человек был облачен в «кожаные ризы» (Быт. 3:21), символизирующие телесную и духовную дебелость, которая препятствует общению с духовным миром. Для восстановления этого общения необходим был особый труд очищения сердца и избранничество, что подчеркивает уникальность пути, предназначенного для некоторых людей.
В условиях утраты непосредственного общения с Богом, возникает вопрос о необходимости руководства и передачи Божественной воли. Согласно Священному Писанию, после потопа беззаконие лишь усилилось, что привело к разделению языков и народов (Быт. 11:1-9). Однако Бог не оставил Своих намерений спасти человечество. Для этого был избран и воспитан в чистоте веры Богоизбранный народ, который стал носителем Божественного откровения и проводником воли Творца.
Пророчество, откровение и писание стали основными инструментами, через которые Бог стремился донести Свою волю до Своего народа. Пророки, обладавшие непосредственным общением с Богом, играли ключевую роль в руководстве израильским народом (Исх. 19:1-25). Впоследствии управление перешло к судьям, а затем народ потребовал царя. Этот момент является важным для понимания динамики Божественного промысла и роли человеческой воли в истории спасения.
Первый царь, Саул, был избран по требованию народа, а не по воле Бога (1 Цар. 8:1-22), что привело к многочисленным бедствиям. В конечном итоге, Бог воздвиг царя по Своему сердцу — Давида, который был помазан пророком Самуилом еще за 20 лет до своего царствования (1 Цар. 16:1-13). Правление Давида ознаменовало собой расцвет Израильского царства и стало символом Божьего благоволения к Своему народу.
Часть 2. Потеря израильским народом своей богоизбранности и появление христианского Богоизбранного народа – 2-й Рим. С приходом Спасителя благодать сменила закон. Однако евреи, не признав своего Мессию, подвергли Его мучениям и распятию, тем самым отвергнув свое богоизбранничество. Тем не менее, значительное число людей уверовало в Иисуса Христа как Спасителя, что привело к формированию нового Израиля — народа Нового Завета. Богоизбранность перешла к христианам, но они были лишены возможности свободного исповедания веры, государственности и защиты.
Несмотря на многочисленные препятствия и вопреки человеческой логике, христианство стремительно распространилось по Римской империи, несмотря на то, что она оставалась языческой. Христиане, объединенные в общины, были вынуждены скрываться, подвергаясь гонениям. Первые три века существования Церкви были отмечены исповедничеством, мученичеством и многочисленными проявлениями божественной силы через явные чудеса. Этот период получил название времени Первого Рима, где Христос, через апостольскую Церковь, собрал свой избранный народ.
Церковь, как мистическое Тело Христово, рождает новых чад в жизнь вечную. Суть спасения заключается в том, что Христос, вочеловечившись, исцелил, искупил и спас свое человеческое естество и всех, кто вошел в мистическое Тело Христово.
Со временем численность христиан значительно возросла, и Бог судил через свой избранный народ призвать к свету истины весь народ империи. Равноапостольные Константин и Елена, как и праведный Авраам, стали основателями нового Богоизбранного народа, который стал государствообразующим. Император Константин перенес столицу в Константинополь, что ознаменовало основание Второго Рима. Так появилась Византийская империя, где христианство стало государственной религией.
Господь явил императору Константину божественное вмешательство, проявившееся в знамении креста на небе с возгласом: «Сим победиши». Этот момент является ключевым в истории христианства.
В Византийской империи христианство стало основой государственной идеологии, и все законы империи стали согласовываться с догматами Православной Церкви. Греческий народ, обладая высоким уровнем интеллектуального развития, сыграл ключевую роль в обосновании догматики. Народ в целом горячо принял православие, а святые отцы, стремясь сохранить чистоту веры, разработали основные положения вероучения. Однако именно этот интеллектуальный подход стал причиной возникновения множества ересей, для борьбы с которыми были созваны многочисленные соборы, в частности, семь Вселенских соборов.
Юрий Владимирович Бычков, основатель Братства «За Русь Святую», Казань