С приходом к власти Иоанна IV Васильевича, известного как Иоанн Грозный, на Руси формируется модель православного государства с монархом, обладающим сакральным статусом Богопомазанника. Этот статус был подкреплён передачей из Византии императорских регалий и символов власти, что позволило русскому Царю занять место, аналогичное византийским василевсам, и получить признание всей православной ойкумены. Царь не подвластен человеческому суду, его судит сам Бог.
Русский православный Государь узаконивает герб, в котором символично отображено, что Царь, поставленный Богом, есть высшая власть и является защитником Церкви и хранителем чистоты Православной веры.
Поэтому корона, символизирующая Царскую власть, изображена над двумя малыми коронами, а сверху крест. Что обозначает, что над Царём только Господь, и он не подчинён никакому собору. Единственное, только царский духовник может отлучить Царя от причастия за смертный грех.
Из переписки Ивана Грозного с беглым боярином Андреем Курбским можно сделать вывод о глубоком понимании царем своей миссии. В одном из писем он четко формулирует идею, что управление Русским государством не может быть передано боярам, так как именно царь, по его мнению, поставлен Богом для исполнения божественного промысла. Царь отвечает за то, как он управляет страной и как подчиняется воле Божией, и именно перед Богом он несет ответственность за свои действия.
Смысл служения царя полностью совпадает с миссией богоизбранного народа — исполнением воли Божией. В этом контексте народ, через посредничество царя, выполняет свою богоизбранную миссию. Царь, поставленный Богом и обладающий особой харизмой и благодатью, полученной при миропомазании, является проводником воли Божией для народа. Он открыт для Бога, и его сердце находится в руках Всевышнего. Бог руководит царем, а царь, познавая волю Божию, направляет народ на путь созидания и исполнения божественного замысла.
Родовое понятие чести, связанное с системой поместничества, перешло на Русь из эпохи князей. Однако элита при царе, состоящая из бояр, не всегда стремилась служить царю и государству. Их интересы были сосредоточены на земных благах, таких как богатство, слава и власть. Они не понимали, что Русь является подножием престола Божия, и их внимание было сосредоточено на мирских делах. Особенно ярко это проявилось в период малолетства Ивана Грозного, когда бояре пытались разделить власть и подчинить себе будущего царя. Это привело к усилению напряженности и конфликтов при смертельной болезни царя.
Поэтому, восстав от одра, Царь Иоанн Грозный не нашёл ничего лучшего, как насильно привести всю элиту к высшему пониманию служения через Царя Богу.
А все, кто противился и устраивал заговор, были осуждены новым бичом Божьим — опричниной.
Иван Грозный смог восстановить самодержавие, подавить сопротивление бояр и совершить множество великих дел. Он расширил территорию государства, одержал победы над внешними врагами, укрепил экономику и возродил военную мощь Руси, заставил противников уважать и прославил Русское государство. Однако, несмотря на все достижения, бояре не прекратили своих интриг и заговоров. Известно, что царя и его сына Федора Ивановича постепенно травили. Кроме того, был организован заговор, в результате которого младший сын царя, царевич Дмитрий, был убит.
Юрий Владимирович Бычков, основатель Братства «За Русь Святую», Казань

