 
                                
                            Часть 8. Промежуточные итоги. Причины Смуты. Подведём промежуточные итоги. Анализ исторических событий показывает, что большинство представителей правящей элиты стремились к личной власти и игнорировали божественное предназначение. Законный правитель Иоанн Грозный был отравлен, его сын также подвергся отравлению, а другой сын был убит, что привело к прекращению прямой линии Рюриковичей. Примечательно, что в этом контексте наибольшую заинтересованность в устранении царской власти принадлежало, по всей видимости, Борису Годунову, впоследствии занявшему престол.
Однако, как ни парадоксально, сам Борис Годунов также был отравлен, а его род полностью уничтожен. Несмотря на законное избрание Бориса Годунова на Земском соборе, Господь допустил уничтожение всего его рода. Таким образом, Бог позволил исполниться желанию народа – избранию царя из рода Годуновых по собственной воле, но также допустил исчезновение этого рода. Этим актом Бог продемонстрировал последствия стремления к человеческой, а не божественной воле.
Правление Бориса Годунова стало катализатором нарастания политической нестабильности. Бояре, присягнувшие Лжедмитрию I, осознали, что его воцарение не привело к улучшению ситуации в государстве, а лишь усугубило хаос и поругание православной веры. Боярин Василий Шуйский, который ранее присягал Годуновым, впоследствии изменил данному обету и крестоцелованию, поддержал Лжедмитрия I, но через год уже участвовал в заговоре против него, что привело к убийству самозванца. Таким образом, при поддержке бояр Василий Шуйский стал царём на Руси.
Однако мир на русской земле не был восстановлен. Смута достигла своего апогея. Отряды под предводительством Ивана Болотникова опустошали страну, появились новые самозванцы, стремившиеся захватить Москву, а также вступили в войну польские и литовские войска.
К этому времени Патриарх Иов был освобождён из заточения, но его физическое и духовное состояние было ослаблено. Царь Василий Шуйский отстранил патриарха, поставленного Лжедмитрием I, и на соборе был избран патриарх Гермоген. Однако все попытки стабилизировать ситуацию или предотвратить дальнейшее ухудшение положения оказывались тщетными. Очевидно, что русский народ нёс наказание от Бога за отступление от божественной воли и нарушение клятв.
Часть 9. Всенародное соборное покаяние 1607 года. По инициативе Патриарха Московского и всея Руси была осуществлена канонизация царевича Дмитрия, чьи мощи были торжественно перенесены в Москву самим царем Василием Шуйским. Этот акт имел важное духовное значение и стал символом консолидации общества в сложный период Смутного времени.
Следующим важным шагом в религиозной и политической жизни государства стало устранение одной из ключевых причин смуты. Патриарх Гермоген, осознавая необходимость духовного возрождения нации, обратился к народу с призывом к всенародному покаянию за грех клятвопреступления. Для реализации этого важного духовного начинания был приглашен Патриарх Иов, несмотря на его преклонный возраст и слабое здоровье.
20 февраля 1607 года в Успенский собор собралось безчисленное множество народа, прибыли и оба Патриарха с другими Святителями и духовенством. Иов стал у Патриаршего Места, а Гермоген, совершив прежде молебное пение, стал на Патриаршем Месте. Тогда все находившиеся во храме христиане с великим плачем и воплем обратились к Иову, просили у него прощения и подали ему челобитную. Гермоген приказал архидиакону взойти на амвон и прочитать челобитную велегласно. В ней православные исповедовались пред своим бывшим Патриархом, как они клялись служить верою и правдою Царю Борису Федоровичу и не принимать вора, называвшегося царевичем Димитрием, и изменили своей присяге, как клялись потом Сыну Бориса Феодору и снова преступили крестное целование, как не послушались его, своего Отца, и присягнули Лжедимитрию, который лютостию отторгнул его, Пастыря, от его словесных овец, а потому умоляли теперь, чтобы Первосвятитель простил и разрешил им все эти преступления и измены, и не им только одним, обитающим в Москве, но и жителям свей России, и тем, которые уже скончались.
По прочтении этой челобитной Патриархи Иов и Гермоген приказали тому же архидиякону прочесть с амвона разрешительную грамоту, которая наперед была составлена по приезде Иова в Москву, и составлена не от его только лица, но от имени обоих Патриархов и всего Освященного Собора. В грамоте Патриархи Гермоген и Иов со всем Освященным Собором сперва весьма подробно изображали те же самые клятвопреступления и измены русских, потом молили БОГА, чтобы ОН помиловал виновных и простил им согрешения, и приглашали всех к усердной молитве, да подаст ГОСПОДЬ всем мир и любовь, да устроит в Царстве прежнее соединение и да благословит Царя победами над врагами, наконец, по данной от БОГА власти прощали и разрешали всем православным соделанные ими клятвопреступления и измены.
Разрешительная грамота возбудила в слушателях слезы радости, все бросались к стопам Иова, просили его благословения, лобызали его десницу, и дряхлый старец, вскоре за тем скончавшийся (19 Июня), убеждал всех, чтобы, получив теперь разрешение, они никогда уже впредь не нарушали Крестного целования.
Юрий Владимирович Бычков, основатель Братства «За Русь Святую», Казань
 
             
                 
                 
                 
				 
                 
                 
                                                

 
     
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  