Часть 10. Последствия соборного покаяния и действие соборной благодати. Для глубокого понимания феномена чина покаяния в контексте событий, связанных с династией Годуновых, необходимо провести тщательный анализ исторических и теологических аспектов данного события.
На Земском соборе от имени всего русского народа была дана клятва верности царю Борису Годунову. Венчание Бориса Годунова на царство символизировало его легитимность как «соборного мужа» русского народа, который также рассматривался как «соборная личность». Клятва была скреплена крестоцелованием, что подчёркивало её сакральный характер и незыблемость.
Нарушение данной клятвы, согласно решениям Земского собора, влекло за собой отлучение от Церкви и утрату надежды на спасение, что, по сути, означало духовную смерть.
Однако спустя несколько лет русский народ нарушил свою клятву верности Годунову и присягнул Лжедмитрию через крестоцелование. Это событие стало ярким примером клятвопреступления, которое в христианской традиции считается смертным грехом.
Обет был дан от имени всего народа как соборной личности, поэтому покаяние также носило коллективный характер. Все участники покаяния, включая и уже почивших, принимали на себя ответственность за нарушение присяги. Поэтому и каялись все на своих местах как за себя, так и за весь народ, даже уже почивших.
Поэтому и был проведен чин всенародного покаяния, на котором весь народ был разрешён от этого греха клятвопреступления, от измены данного обета двумя патриархами.
Грех был разрешён. Однако, как известно из теологии, грех несёт за собой определенные последствия греха, которые должны быть искуплены, или есть такое понятие «воздать долг».
Рассмотрим это на примере обычной духовной жизни.
Исповедь, как таинство, представляет собой акт покаяния, в ходе которого человек раскаивается в своих грехах перед Богом, исповедуя их пред священником. Однако, даже после отпущения грехов на исповеди, последствия этих грехов не исчезают автоматически. Они требуют искупления (замещения) через труды, скорби и подвиги, которые в конечном итоге должны привести к плоду покаяния — действию, противоположному совершённому греху. Только таким образом грех может быть полностью смыт с совести человека.
Несмотря на проведение чина покаяния и разрешения греха, смута в стране не прекратилась.
Многие самозванцы рвались в Москву захватить престол. Царь Василий, ограничивший свою власть договорным обязательством перед поставившим его на престол московским боярством, не имел сил и авторитета для поддержания в стране твердого государственного порядка. Царь Василий Шуйский как сам предавал, так и его предали ближайшее бояре. Его свергли, постригли в монахи и сослали в Польшу, заперев в темницу.
Бояре во главе с Мстиславским образовали временное правительство, получившее название «Семибоярщины». Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. В результате было решено договориться с Жолкевским и пригласить на престол королевича Владислава на условиях его перехода в православие, как о том уже было договорено между Сигизмундом и тушинской делегацией.
17 (27) августа 1610 года бояре подписали договор с гетманом Жолкевским, согласно которому русским царём становился Владислав Ваза — сын Сигизмунда III. Речь не шла о вхождении в состав Речи Посполитой, поскольку московские бояре сохраняли автономию, равно как гарантировался официальный статус православия в границах России.
Что мы в итоге видим? Грех прощён, осталось только лишь исцелить народ от желания творить свою волю. Исцелить от последствия греха. Преграда, которой был грех, для восстановления мира была разрушена. Но чтобы соборная Благодать излилась на народ, необходим плод покаяния, который должен созреть. Для этого и были посланы страдания. Но теперь Бог не отвергает свой народ и помогает в его стремлениях претерпеть всё, понести наказание и принести плод покаяния.
И вот с Божьей помощью народ осознал, что защищает свою духовную основу – православную веру, которая является краеугольным камнем русской идентичности. Без православия невозможно представить существование русской нации, поэтому народ объединился и выступил на защиту веры и освобождение Москвы от польских интервентов. Первоначальная попытка, предпринятая без Божественного призыва и благословения в откровении, оказалась неудачной.
И как всегда, в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах обратился русский человек к Богу, «чтобы Он пощадил останок рода христианского».
По всей России набатом разносился голос патриарха Ермогена о спасении Руси.
Сказалась и Божья помощь: из уст в уста передавались рассказы о чудесных видениях и явлениях Богородицы, зафиксированные потом в летописях. Так, нижегородскому торговцу мясом, земскому старосте Кузьме Минину-Сухоруку явился преподобный Сергий Радонежский и повелел «разбудить спящих».
В этом бесспорном факте (открытом Мининым на исповеди), думается, кроется ответ на вопрос, как один простой человек смог организовать народные массы. Без сомнения, то был Божий Промысл — ведь ещё апостол Павел сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
Ближайшим помощником Минина стал нижегородский протопоп Савва.
Пламенный призыв Минина: «Станем за святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы! Продадим жен и детей, но освободим Отечество!» — нашёл отклик не только у нижегородцев.
Вскоре свои рати и казну прислали Коломна, Рязань, Казань и другие русские города. Второе народное ополчение, составившееся, по словам летописца, из «последних людей от земли», возглавил 35-летний князь Дмитрий Михайлович Пожарский, участник Первого русского ополчения.
Небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый покров над Русской землей. Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».
Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной, русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А ещё через три дня поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским.
Бог не оставил свой народ и даровал Свою помощь. Осталось принести народу плод покаяния и снова согнуть свою выю, свою волю под Волю Божию.
Юрий Владимирович Бычков, основатель Братства «За Русь Святую», Казань

