Несмотря на все значительные достижения в сохранении и распространении христианской веры, произошло падение Византийской империи, что стало кульминацией длительного процесса утраты духовной чистоты и религиозного единства. Согласно провиденциальному замыслу, предвосхищало передачу духовного наследия новому народу, который бы продолжил бы нести миссию богоизбранного народа. По замыслу Божию после заключения завета с первым богоизбранным еврейским народом, теперь всегда должен существовать народ, который должен обладать истиной и хранить её. И Бог не оставляет свой народ, хранит его и промыслительно руководит им, для того чтобы свет истины воссиял во всём мире.
В соответствии с божественным предначертанием, на северных рубежах формировался этнос, обладающий потенциалом для сохранения и развития христианских ценностей.
После падения Византии, идея избранности народа трансформировалась в концепцию «Москва — Третий Рим», где миссию богоизбранности понесли на себе славянские племена. Их уникальность заключалась в том, что они принимали веру не формально, а искренне, что позволило Истине легко укорениться в глубине их сердца.
Русский народ, сформировавшийся из этих славянских племён, отличается глубокой приверженностью к Истине. Это качество стало неотъемлемой частью его генетического кода, что проявляется в неспособности воспринимать искажения.
Итак, мы вновь сталкиваемся с феноменом, который можно охарактеризовать как чудо. В данном контексте речь идёт о двух значимых исторических событиях: крещении Римской империи святым равноапостольным императором Константином Великим и святой равноапостольной царицей Еленой, а также крещении Киевской Руси святым равноапостольным князем Владимиром и княгиней Ольгой.
Оба этих события, несмотря на различия в культурных и политических контекстах, имеют ряд общих черт, которые позволяют говорить о них как о примерах божественного избранничества. В обоих случаях принятие христианства происходило не только как результат сознательного выбора правителей, но и как акт, имеющий глубокий сакральный смысл.
В случае с императором Константином Великим и царицей Еленой, крещение империи стало важным этапом в формировании христианской идентичности и культурного наследия Европы. В контексте Руси, крещение при князе Владимире стало ключевым моментом в становлении русской государственности и православной культуры.
Любая жизнь человека находится в руках Божьих, и всем управляет Бог, что объясняет восприятие исторических событий как проявления божественной воли. В данном случае, выбор князя Владимира как преемника власти можно интерпретировать как проявление божественного провидения. Это видно из того, сколько необычного произошло с князем Владимиром, потери зрения и чудесным исцелением после крещения, и значительных нравственных изменениях, которые произошли в результате его крещения.
Важно отметить, что в обоих случаях выбор правителей в пользу христианства не был случайным. Он был обусловлен не только политическими мотивами, но и явным божественным вмешательством. Это позволяет говорить о божественном избранничестве как о фундаментальном принципе, который лежит в основе этих событий.
В случае с Рюриковичами, династия, основанная Владимиром, рассматривается как богоданная, а не избранная народом. Это подчеркивает сакральный характер их власти, которая воспринималась как дар свыше.
Итак, продолжим наше исследование. Процесс формирования русского этноса можно рассматривать как результат сложных социокультурных трансформаций, начавшихся с появления Русской Земли и активного распространения православия, которое существенно изменило жизненный уклад всех племенных объединений. Постепенно происходил процесс консолидации этих племён, сопровождающийся образованием княжеских династий, которые занимали ключевые позиции в различных городах и волостях, руководствуясь принципом старшинства.
Родственные связи играли важную роль в перемещении князей между городами, что способствовало укреплению единства внутри династии, несмотря на наличие межкняжеских конфликтов.
Однако, несмотря на прочные родовые узы, отсутствие соборности и доминирование личных амбиций князей привели к междоусобицам и ослаблению единства. Человеческая природа, будучи подверженной греху, проявлялась в стремлении к личному обогащению и власти, что приводило к разногласиям даже среди близких родственников. В условиях отсутствия единого центра власти и консолидирующей идеологии возникла потребность в объединении русских земель.
Первым шагом на пути к централизации стал князь Андрей Боголюбский, который предпринял попытку объединения. Его усилия были продолжены князем Даниилом Московским, который, сосредоточив свои усилия вокруг Московского княжества, начал процесс консолидации близлежащих территорий. Этот процесс, несмотря на все трудности и противоречия, заложил основу для формирования единого русского государства, что стало важным этапом в истории русского народа.
Ну и вспомним как раз Куликово поле, когда сюда пришли рязанцы, новгородцы, тульские, московские полки, а вышла с поля победителем русская рать.
Куликовская битва стала символом консолидации русских земель и народа вокруг общей идеологической платформы. Русская рать выступила не просто как военная сила, но и как защитник высших духовных ценностей, олицетворяя собой идею Святой Руси. Это событие продемонстрировало, что в основе национального единства лежит не только политическая воля, но и глубокое духовное единство, основанное на православной вере.
В чем заключались ключевые различия между восточными и западными славянами? Они не только представляли собой народ с ярко выраженной эмоциональной составляющей, но и обладали уникальной общинной культурой. Западные славяне, напротив, не обладали даром общинного сосуществования, что выражалось в отсутствии склонности к коллективному решению вопросов и поддержанию постоянного взаимодействия в рамках общей социальной группы. Их доминирующим типом социальной организации была индивидуалистическая модель, что отражалось в разделении земельных участков и хозяйственных дворов. В отличие от них, восточные славяне всегда придерживались общинного уклада жизни.
Эти особенности, такие как эмоциональная восприимчивость, суровые климатические условия, общинный уклад, кротость и смирение, сыграли решающую роль в процессе консолидации русского народа. Славянские племена, объединенные общим языком, православной верой, духовными ценностями и пониманием смысла жизни, сформировали единую этническую общность. Их объединяющей целью стало стремление к достижению Царствия Небесного, а также формирование единых представлений о жизни, смерти и взаимоотношениях с близкими.
Эта общность не только способствовала интеграции различных племенных групп, но и оказывала воспитательное воздействие на людей, независимо от их географического положения, социально-экономических условий и культурных традиций. В результате произошло значительное изменение общественных норм и ценностей, что стало основой для формирования единого русского национального самосознания.
Юрий Владимирович Бычков, основатель Братства «За Русь Святую», Казань