«Бог обратил мудрость мира сего в безумие…» (Апостол Павел)
3-4 ноября 2024 года в Нижнем Новгороде прошла Всероссийская научно-просветительская конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии в России», в которой принимали участие представители Белоруссии и Украины.
По приглашению общественной организации Русское патриотическое общество «Отчизна», на св. землю спасителя Отечества Козьмы Минина, батюшки Серафима Саровского и других угодников Божиих, прибыли не запятнавшие себя двоедушием представители Триединой Руси. Главным делом которых стала борьба за Истину Христову.
Ради этого торжества, в конференц-зале бывшей гостиницы «Нижегородская» собрались патриоты не только Нижнего Новгорода, но и окрестных земель. С площадки гостиницы, расположенной на высоком холме, открывались удивительные по красоте виды на монастыри и храмы, а также набережную реки Оки. При взгляде на открывающийся с холма пейзаж невольно возникала мысль о промысле Божием. Ибо, находящееся на Дятловых горах здание, будто отображая значимость мероприятия, возносилось над устьем впадающей в Волгу Оки. Открывающаяся перспектива невольно наводила на размышления об истинной истории нашей Родины, позволяя видеть духовными очами не только закоренелых врагов России, но и ее будущую великую Славу.
3 ноября в 12-00 научно-просветительская Конференция «Пути возрождения Самодержавной Монархии» торжественно открыла свою работу с молитвы «Царю Небесный».
В украшенном иконами, хоругвями и флагами зале возжгли свечу, как символ неугасимой лампады перед Ликом Господа. Впрочем, и лица монархистов тоже пламенели огнём надежды и упования. Во взглядах их горела твёрдая уверенность в исполнении пророчеств о возрождении в России Самодержавной Монархии.
В президиум конференции были избраны три сопредседателя: Н.М. Лапшин (г. Нижний Новгород), писатель Ю.Ю. Воробьевский и лидер партии «Самодержавная Россия» Д.Н. Меркулов (оба из Москвы). А секретарем конференции стал А.С. Сороковиков из г. Покров, Владимирской области.
В первый день конференции выступили с докладами Н.М. Лапшин, Д.Н. Меркулов, Л.Е. Болотин, Ю.Ю. Воробьевский, И.М. Друзь, С.В. Забурниягин, А.Н. Савельев и С.В. Моисеев, с разных точек зрения рассмотревшие пути возрождения Самодержавия. Обсуждение докладов было живым, так что иной раз докладчики не могли ответить на все вопросы в отведённые регламентом десять минут.
Прошедший в торжественной обстановке первый день конференции завершился пением молитвы «Достойно есть» и гимном «Боже Царя храни». В 18-00 многочисленные гости, по инициативе руководителей «Отчизны», были приглашены на братскую соборную трапезу в уютный ресторан домашней еды с национальным названием «Русская матрёшка». Гости остались довольны гостеприимством и угощением со стороны хозяев-нижегородцев.
4 ноября в начале второго дня работы конференции, в День празднования иконы Божией Матери Казанская и Дня Славы нижегородского ополчения 1612 года, перед гостями выступил с торжественным исполнением фрагментов поэмы «Козьма Минин» нижегородского поэта Евгения Садулина юный чтец Алексей Никитин.
На втором дне работы конференции хочу остановиться подробнее, особенно на выступлениях трёх докладчиков. Первым с докладом выступил писатель, историк, кандидат юридических наук из города Минска Валерий Михайлович Ерчак. Напомним, что Валерий Ерчак является автором нашумевшей книги «Слово и дело Ивана Грозного». В свое время, он преподавал церковное право в Минской духовной семинарии.
В своем докладе «Царская власть – духовно-правовые основы возрождения Монархии в России» В.М. Ерчак отметил, что Смута – это временно, это болезнь. И прекращается она ради верноподданного народа. А потому, если есть в России такой народ, то законная легитимная Царская власть будет в России восстановлена. Далее В.М. Ерчак сделал акцент на том, что Смута попущена Богом с одной целью – для выявления детей дьявола. Потому что, сегодня, как и четыре века назад, вновь идёт война, а потому, о внутренних врагах надо говорить в полный голос. В подтверждение приведем цитату из речи докладчика: «Но как Господь Сына Своего не оставил, так Господь не оставил Россию. Он только проверил, остались ли верные Ему до смерти. И подобно тому, как Бог воплотился в человека, чтобы человек стал богом, так и Царство Небесное воплотилось в России, чтобы Россия стала Царством Христа. Русский крест – это возжигание Жизни».
В своём обширном, насыщенном цитатами угодников Божиих докладе, автор приводит слова свт. Феофана Затворника, пророчески возвещавшего из XIX века: «Будущее России – в безупречной нравственности её руководителей». Также нашлось у него место и словам поэта Максимилиана Волошина о русских людях: «Мы – зараженные совестью: в каждом Стеньке – святой Серафим».
Ссылаясь на учение Ивана Солоневича, докладчик высказал такое утверждение: «Русская народная Монархия является самой совершенной формой государственного устройства. Самодержавному народу сила мнения, а народному Божьему Царю – сила власти». Хотя, как справедливо указал В.М. Ерчак, к такому совершенству люди могут прийти не сразу, но в результате постепенного поступательного развития.
Особо автор выделил в докладе роль Византийского императора Юстиниана (родовое славянское имя – Управда) в деле создания юридической базы православного государства: «По мере распространения Христианства, пришло осмысление православной государственности. Юридически монархическая форма правления основана на Слове Божием, и была закреплена в кодексе Юстиниана (годы правления 527–565)».
Также в своем докладе Валерий Михайлович опирался на откровения святителя Божия Филарета (Дроздова): «Отец есть первый властелин. В большой семье – государстве – этот властелин именуется «Князь», «Царь», «Император». Но власть отца не сотворена самим отцом и не дарована сыном, а произошла от Того, Кто сотворил человека, поэтому и власть Царя тоже сотворена Творцом – Богом, и только Он – источник власти. Семья по отношению к государству – это корень по отношению к дереву, а корень должен быть крепким, иначе дерево погибнет». И далее: «Монархическое правление установлено Богом по Своему подобию. Бог как Единый установил власть единоличную, как Всемогущий – власть самодержавную, как Вечный – власть наследствующую».
«Надо заметить, – продолжил докладчик, – что на сегодняшний день у нас в России есть и положительный опыт. Более сорока поколений наших русских предков жили при самодержавной власти. Сначала великих князей, а затем помазанников Божиих Царей».
Как далее отметил В.М. Ерчак, первым теоретиком самодержавной власти является Царь Иван Васильевич Грозный. Именно на этой, созданной Первым Царем самодержавной теории и стала выстраиваться впоследствии Русская монархическая идеология.
«Выражается же эта идеология в следующем, – пояснил докладчик – для русского человека в основе жизни были дела Веры. Ему не нужны были парламенты, выборы, референдумы. В своем идеале он не желал властвовать над другими, не стремился показать себя в политике. Всё это считалось грехом. Для одухотворенной жизни ему нужна была твердая Богоустановленная власть». – «Монастырь наш – Россия», – говорил Н.В. Гоголь. – Русский человек отказался от своего многомятежного самодержавия в пользу самодержавия Царского».
В.М. Ерчак замечает по этому поводу: «Ибо только через обязанности человек получает права». Подтвердив свое высказывание словами князя Николая Жевахова, произнесённых 27 мая 1928 года в гор. Бари: «Пока русские люди не уразумеют миссии Самодержавного Русского Царя, пока не осознают, в чём заключались и должны заключаться задачи Самодержавия и Богопомазанничества и не дадут обета Богу помогать Царю в осуществлении этих задач, до тех пор Благодать Божия не вернется в Россию, до тех пор не будет мира на земле».
В этом же контексте была приведена и цитата о. Павла Флоренского: «В сознании русского народа Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный самим Богом факт – милость Божия, а не человеческая условность. Таким образом, Самодержавие Царя относится к числу понятий не правовых, а вероучительных, входит в область веры, а не выводится из внерелигиозных посылок».
Вторым докладчиком был прибывший из Владимирской области писатель Александр Степанович Сороковиков. Рассказывая о путях возрождения Самодержавной монархии в России, автор указал на неизбежность такого возрождения, потому что историческими процессами, в конечном итоге, управляет Сам Господь Вседержитель. При этом докладчик указал на необходимость соработничества людей в деле возрождения Самодержавия. О чем гласит всем известная народная мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Далее в докладе был поднят вопрос, касающийся причин схождения Руси с определённых Богом путей цивилизационного развития. По мнению автора, главной «кощеевой иглой» здесь стало время 1598 года, когда Царем был избран Борис Годунов. Так как самим делом избрания Царя – личного Катехона-Удерживающего, русский народ, как бы проявил недоверие святоотеческой традиции, неосознанно пошел против воли Божьей.
«Не это ли явилось причиной катаклизмов начала XVII века? – задает вопрос докладчик, – потому что право давать народу Царей, имеет только один Господь».
Как далее указал автор, причиной попрания отеческой и библейской традиций являлись вожделения стремящейся к самовластию московской аристократии, по образу и подобию польской шляхты. Когда лукавство и лицемерие в среде кремлевской знати было возведено в норму. Разумеется, Бог Правды не мог безконечно терпеть это лицемерие. А потому, Божье наказание последовало со всей неизбежностью. Царствование Бориса Годунова закончилось тремя холодным дождливыми годами. Последствия катаклизмов не заставили себя ждать. Начался голод, мор, и как следствие – войны по местам.
По мнению докладчика, вызванный реформами Годунова тектонический сдвиг был столь серьезным, что, подобно проснувшемуся вулкану, он стал катализатором Раскола второй половины XVII века. Хотя, как указал автор доклада, и эта трагедия сыграла свою положительную роль: «Благодаря расколу, тайное стало явным. Обнажились и стали видны всем, как двоедушие стремящихся к подражанию Польше верхов, так и обрядоверие застывших в слепом следовании старорусской и древнегреческой традиции низов. Жестокие западнические реформы Петра взломали и то и другое».
Тем не менее, как далее отметил докладчик, Собор 1613 года не был напрасным, ибо, впервые Земский собор был собран не по указанию Царя, но по воле самого народа. Этот факт является не только эстраординарным, но и вызывающим восхищение. Народ проявил здесь удивительную способность к самоорганизации. А потому, в памяти народной этот Собор имеет особое значение.
Для нас же нижегородцев этот Собор дорог особенно. А потому, в память о нем в Юбилейный год 400-летия победы Нижегородского ополчения Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского был совершён крестный ход из Кремля Нижнего Новгорода до Покровского собора на Красной площади в Москве. К сожалению, это событие не освещалось ни в церковных, ни тем более в светских СМИ. Будто по некоему указанию, средства массовой информации обошли молчанием это событие. Не по этому ли поводу, в том числе, сказал в свое время свт. Григорий Богослов: «Молчанием предается Бог». Начался же крестный ход «В память благодарных потомков» 1 октября 2012 года, и закончился на праздник Покрова Божией Матери в Москве на Красной площади.
Тем не менее, как далее отметил А.С. Сороковиков, Собор 1613 года имел и отрицательный аспект. Заключался он в реанимации Клятвы личной верности 1598 года Борису Годунову, которую представители кремлевских кланов транспонировали в виде такой же Клятвы, но теперь уже Михаилу Федоровичу Романову. «Но, все же, – высказал свое суждение автор, – в деле избрания на Царство молодого Царя Михаила видится прямое божественное вмешательство. Так как в тот исторический период это был единственный способ прекращения Смуты».
Далее, А.С. Сороковиков проанализировал вопрос Соборного Покаяния в России с начала 2000-х годов. Указав в своем анализе на такое исключение, как Покаянные Чины гор. Нижний Новгород. Исключение состоит в том, что, в отличие от других мест, где Чины Покаяния проходят по определенным датам, и в связи со знаковыми событиями истории, в Нижнем Новгороде эти Чины совершаются регулярно (в каждое третье воскресенье месяца), начиная с 19 мая 2010 года.
Раскрывая тему Покаяния, Александр Степанович смог в трех абзацах показать весь ужас предательства в канун февральской революции. «Нам надо перестать сваливать вину только на «восставшего Хама, – сказал докладчик, – но необходимо указать на тех, кто этим Хамом руководил, и кто подтолкнул его к восстанию против Богом установленного порядка. Ибо, лишь в этом случае мы поймем, что во главе заговорщиков находились: во-первых – Великие князья; во-вторых – высший генералитет и высшая аристократия; в-третьих – либеральное крыло депутатов Госдумы; в-четвертых – а, может быть, во-первых – антимонархическое крыло корпуса архиереев; в-пятых – жаждавшие реформ просвещённые сословия и интеллигенция; и лишь только в последней степени простой народ».
В заключение доклада от А.С. Сороковикова прозвучал призыв: «Господь ждёт от нас честности и самоотверженности в столь важном вопросе, когда каждое слово подтверждается делом, и когда молитва идёт не вместо покаяния, но, напротив, является плодом глубокого покаянного процесса совершающегося в наших сердцах». В качестве пожелания ратующим за созыв Грядущего Земского Собора докладчик высказал мысль о необходимости осмысления вопроса сакральности и богоустановленности Царской власти.
Тема выступления нового докладчика монаха Игнатия (Пашнина) «Пророчество о грядущем Белом Царе-Победителе в свете Священного Писания и Предания РПЦ». Докладчик сопрягает пророчества, как озвученные во времена Ветхого Завета, так и Завета Нового. В докладе были представлены высказывания современных духоносных старцев, согласующиеся не только с библейскими пророками и «Откровениями» Иоанна Богослова, но и с видениями пророка Ездры. В контексте доклада приводились высказывания старцев: Серафима Саровского, Мефодия Патарского, Авеля Вещего, Христофора Никольского, Иоанна Кронштадтского и других.
В своем докладе монах Игнатий показал, что, начиная с древних времён, отцы Церкви свидетельствовали, где явно, где прикровенно, о грядущем Белом Царе. Вот слова из доклада: «Белого Царя изберёт Сам Бог и укажет всем на него, а люди без сомнения скажут: "Это Он". Первый и последний Цари-Помазанники, начиная от Давида, избираются непосредственно Богом».
Говоря о катастрофе 1917 года, монах Игнатий отметил: «Когда же народ впадёт в язычество, и становится не способным откликаться на благодать, тогда Бог отходит от него. А потому, оставленный Богом народ должен вновь докатиться до дна (станция Дно, февраль 1917 г.), чтобы больно стукнуться, и вразумившись оттолкнувшись от дна, встать перед Богом на колени и просить прощения».
Рассматривая личность Последнего Помазанника с сотериологической точки зрения, который должен будет являть во всех отношениях образ совершенства, докладчик высказался таким образом: «Белый Царь, как бы стоит на плечах всех предыдущих Помазанников и воспринимает их силу, их добродетели. Царь противостоит сатане, который появиться на сцене одновременно с Ним. Пока Белый Царь будет жить, Он будет Удерживающим по отношению к злым замыслам и делам Антихриста».
В рассуждениях докладчика прозвучала подобная призыву мысль: «Явление в России Царя будет ознаменовано голосом с Неба, который остановит уже развязанную людьми войну. Мы, христиане, призваны свидетельствовать о скором приходе Царя, о Его светлой и одухотворенной Личности, чтобы возгревать в сердцах верных – Веру, Надежду и Любовь! Сегодня, именно РПЦ должна объявить о необходимости прихода Православного Царя! Царь придёт независимо от воли церковной администрации. Он придёт, такова воля Господа. Царю дана власть вести народ Божий к Победе, и тем самым подготовить русский народ ко второму славному Пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Да будет так!»
За два дня работы Конференции были заслушаны 12 докладов известных в православно-монархических кругах авторов: Д.Н. Меркулова; Ю.Ю. Воробьевского; монаха Игнатия (Пашнина); Л.Е. Болотина; В.М. Ерчака; И.М. Друзя; С.В. Забурниягина; А.Н. Савельева; С.В. Моисеева и других.
Рассматривающие с разных позиций вопросы возрождения Самодержавия, но, при этом духовно единодушные слова докладчиков вызывают отрадное чувство. Главным стержнем в изложенных докладах являлась мысль о сакральности личности Государей. Все участники согласились с тем, что Царей дарует Господь. Царь не выборная должность.
В подведение итогов конференции хочется привести слова профессора П.Б. Казанского, сказанные им в 1913 году: «Русский православный народ на своих плечах вынес тысячелетнюю историю, его кровью создана Российская Империя: он создал Самодержавие и возложил его на Царя. Не властолюбие и прихоть Царей есть Самодержавная власть, а творение души народной. Не финну, не поляку, не католику и не еврею решать вопросы Самодержавия».
Эти слова декана университета полны чувства собственного достоинства и великого оптимизма. Чего и нам всем желаю!
Конференция дала возможность всем заинтересованным лицам из различных организаций и объединений обсудить волнующие их вопросы в диалоге с докладчиками.
По окончанию Конференции все гости и слушатели под аплодисменты слушали и подпевали православно-патриотические песни в исполнении православного поэта-монархиста из города Суздаля Анатолия Евсеенко.
Михаил Иванович Рубцов, член Союза писателей России, заместитель председателя Совета Нижегородской региональной общественной организации «Русское патриотическое общество «Отчизна»
1. 1