Во вторник, 19 августа, в праздник Преображения Господня, исполняется 440 лет со дня героической гибели легендарного русского воина-казака атамана Ермака Тимофеевича, которому Россия обязана присоединением Сибири.
В этот день казаки Союза казачьих войск России и Зарубежья во главе с недавно избранным Верховным атаманом СКВРиЗ молитвенно почтят память знаменитого атамана.
К сожалению, из-за календарной путаницы и религиозной безграмотности во всех словарях и энциклопедиях дата смерти атамана Ермака указана 16 августа – такое число соответствовало в Европе в 1685 году дню Преображения Господня 6 августа по юлианскому календарю. В результате теряется понимание того знаменательного факта, что Господь забрал легендарного атамана в двунадесятый праздник.
Тут уместно сказать, что столицу Сибирского ханства казаки атамана Ермака Тимофеевича покорили 26 октября, в день памяти великого воина великомученика Димитрия Солунского, если, конечно, правильно относиться к датам календаря.
В день Преображения Господня у могилы легендарного казачьего атамана настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Которово иерей Вячеслав Беленков уже по традиции отслужит литию. В соборной молитве примет участие Верховный атаман Валерий Василевич Камшилов с казаками.
Казаки Атамана Валерия Камшилова на протяжении нескольких лет вели масштабный проект экспедиции по боевому пути Атамана Ермака от Касимова до Сибири, занимались поисками могилы.
Пра-пра-праотец Валерия Камшилова – атаман Камша – воевал вместе с Ермаком Тимофеевичем, а после завоевания Сибири служил нашему Св. православному Государю Иоанну Васильевичу Грозному.
Рязанский историк и исследователь-краевед Александр Иванович Кондрашов на основе собранных документальных исторических источников создал доказательную базу по истории Ермака Тимофеевича. Благодаря этому и была найдена могила Ермака.
В «Памятной книжке Рязанской губернии на 1868 г.» имеется «Историко-статистическое описание города Данкова» данковского купца Василия Ивановича Ермакова, где он довольно подробно связывает род Ермака Тимофеевича со Старым Данковым.
В.И.Ермаков повествует:
«За тем частые набеги татар на Рязанские земли, бывшие в 1426 и 1437 годах, Царевича золотой Орды Мустафы-1445 г. и царя большой Орды Ахмата — 1455,1461,1468 и 1480 одах, поколебали твердыни Данкова и храбрость его жителей. Дед Ермака, как дополняет предание, удалился в период Ахматова разорения в город Владимир, и там, занимаясь извозом, повез однажды разбойников, с которыми попался и посажен в тюрьму. Сын его был по имени Тимофей Олень (Оленин), в последствии времени переселился обратно в Старый Данков, где и родился у него в числе прочих детей, сын Герман, в последствии получивший имя Ермак…».
Главное в исследуемых источниках — совпадение место проживания предков Ермака. Далее идет второй факт — связь отца с разбойниками в Муромском лесу, то есть на древнем тракте Рязань — Муром, который шёл через Касимов.
Очень важно, что один из источников, указывает связь Ермака с рязанским городом — Данковым, столицей донского казачества.
«В лето 7159 году, сентября 4» У.Ремезов записал со слов Аблай тайши, что место захоронения Ермака святое. Если кто болеет и взял горсть земли с могилы, то становится здоров. Если кто едет на войну и берет с собой ермаковскую землю, то возвращается победителем. «Егда же нет земли тощь возвращаюсь». «В родительские дни ваши над могилой столбы огненны», «и в иные свеча кажется Татаром, Руским же не кажетца». «…как от панцирей и от платья чудеса бывают и как Татара смертной завет положиша, что про него Русакам не вещати.
В том, что это верно Аблай тайши печать свою приложил».
Среди специалистов-историков изучающих материалы о Ермаке установилось мнение, в том числе с подачи татарских историков, что плененные и высылаемые аманаты из Баишевских Епанчинских юрт в Касимовское ханство тайно забрали и перевезли с собой тело Ермака.
И сейчас у д. Баишево Касимовского района можно увидеть большой курган, который насыпали над могилой Ермака. Местными жителями до сих пор хранится печать, которой скреплялся смертный завет.
На кургане найдено надгробие с надписью: «То здесь упокоены мощи Атамана нашего Ермака Тимофеевича, голову свою в бою сложившего, землю Русскую в два раз приумножовши. Да упокоятся по завету его, мощи его, во Родной земле».
Се место откроется через четыре века в годину тяжелую во помощь братии казакам в утверждении веры в чудо Христова Воскресения и душ спасения.
Современники Ермака хранили место его захоронения в тайне.
По татарским преданиям на месте захоронения Ермака чудеса были, и татары смертью поклялись, что про него русским не говорить. «Когда был я ещё мал и утробой болен, то дали мне пить с земли, взятой с его могилы, и здоров стал до сих пор. Когда же еду на войну с землёй, взятой с этой могилы — побеждаю; если же нет земли — почти пустой возвращаюсь, без добычи. И потому просил мощи у государя, чтобы пойти [войною] на Казачью Орду. Ермак же ваш лежит на Баишевском кладбище под сосной, и в родительские ваши дни столб огненный над ним [Ермаком], а в иные [дни] — свеча кажется татарам, а русским не кажется»,— пишет летописец Семён Ремезов слова татарского мурзы Алабая.
При архиепископе Нектарии был установлен церковный обычай — провозглашать вечную память Ермаку и его дружине.
Примечательно, что вариантов настоящего имени Ермака несколько: Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей, Герман. Но на Богослужении его поминали как Ермака.
Автор портала Православие.ru Алина Сергейчук в статье, посвященной великому казаку, отмечала, что, «согласно летописям, Ермак был среднего роста, но широк в плечах и крепок. Черноволосый, чернобородый и кудрявый, глаза он имел быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой. Ермак был вынослив телом и бодр духом, не любил сидеть праздно; был изобретателен и быстро приводил свои идеи в исполнение; храбр до дерзости и милосерден к побежденным. Искренне благочестивый, Ермак Тимофеевич считал себя борцом за православную веру. В своих опасных делах он призывал на помощь Господа и Пресвятую Богородицу и часто говорил: "Если даст Бог – победим"».
12-метровый монумент Ермаку Тимофеевичу, установленный в 1904 году, стоит в городе Новочеркасске. На постаменте начертаны слова Карамзина: «Россия, история и Церковь гласят Ермаку вечную память».
Как ни пытались большевики, а затем немцы снести памятник – ничего у них не вышло.
Митрополит Нестор (Анисимов) в начале ХХ века писал, что Ермак
«…особо чтил святителя Николая Чудотворца и еще весною 1579 года на месте первого своего зимовья у реки Сылвы перед походом в Сибирь соорудил часовню во имя Святителя Николая… Затем, во время своего геройского похода в эту страну идолопоклонства, смешанного с магометанскими понятиями, он имел при себе трех священников и монаха, совершавших богослужения в подвижной часовне. Особо чтимою святынею был у них образ святителя Николая Чудотворца, с которым после Ермака отважные казаки и стрельцы продолжали дело дальнейшего покорения Сибири. …Другие две древние иконы из походной часовни Ермака хранятся в соборе г. Березова, как дар казаков Ермака».
Ремезовская летопись сообщает, что в 1584 году Ермак сподобился явления святителя Николая Чудотворца: он вместе с товарищами молился, и «на всенощной явился святой Николай Можайский, повелевая жить в чистоте, и прилежно пост соблюдать, и всех добродетелей в любви к ближнему придерживаться» и пригрозил в противном случае перестать помогать им. Ермак поведал об этом своим товарищам.
У могилы Ермака