И свет во тьме светит и тьма не объяла его (Ин. 1:5)
В принципе на земле нет ничего нового. В 89 псалме Царя Давида, который написан три тысячи лет тому назад, читаем: «Лета наша яко поучина поучахуся: дни лет наших в них же 70 лет, аще же в силах, 80 лет, и множая их труд и болезнь». Спрошу Вас, что изменилось для человека за тысячелетия? Не одна ли имитация кипучей деятельности?
И если нет воскресенья Иисуса Христа возвестившему всему миру о Жизни Вечной, о Царствии Небесном, то она есть абсурд, затяжной смертельный прыжок в могильную яму. Но Бог Творец всего сущего проявляет о мире милосердие, любовь, заботу и часто исправляет ошибки людей, чтобы их не одолевало отчаяние. Он всегда плодит искренних мудрецов, которые призывают людей к добродетельной жизни.
Из большого числа странствующих за Христом почитателей Его чудес, Он избирает сначала 12 апостолов. А далее. Десятая глава Благовестия от Луки начинается с того, что Господь отправляет 70 вновь избранных учеников, как «агнцев среди волков», для проповеди Царствия Божия.
Начинается всё как бы миниатюрно, трагично, безнадежно где-то там на окраине в маленькой Иудеи, стране, затерявшейся среди просторов огромной Римской Империи. Эта проповедь не предвещала не только простому человеку, но и мудрецам, что произойдет чудо и в победном 325 году от Рождества Христова Римская Империя станет ХРИСТИАНСКОЙ.
Как в наши дни надвигающегося апокалипсиса все христиане и особенно православные русские должны знать грозные пророчества о грядущих событиях открытых нам святыми. Подобное случилось и на заре новой эры в летоисчислении от Рождества Христова. Дух Святой тогда вывел Своих учеников из обречённого лукавого Иерусалима на всемирную проповедь. Господь уже совершил спасение, но не все ещё знали об этой победе и потому апостол Павел в послании к Евреям 13.13 призывает участников новой Веры такими словами: «И так выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».
Радением Апостолов случилось то, что и должно было произойти по Промыслу Божьего Домостроительства. Христиане заблаговременно ушли из земли подлежащей справедливому возмездию. Так и мы ныне, если не совсем поражены смертельной беспечностью, то услышим Первоверховного и тепло откликнемся душой и будем в своей личной жизни носить то самое поругание – соборный покаянный Крест, принося Богу жертву хвалы, устами прославляя имя Его, паломничеством освящая русскую землю, до сих пор лежащую во тьме.
Будущей России не может быть без укоренения фактической Соборности. Это есть наша русская демократия – та, которая и не снилась западным либералам.
Сегодня у православных на территории церковной ограды, да и просто в обществе, и у кандидатов в различные депутаты, в общении часто встречаются придыханияв речи – это явление окрестили розовым христианством, характерный признак мнимой любви. Современных христиан накрыла эпидемия (ладиокийства) погибельная болезнь безразличия, молчания, которая названа духовная слепота.
В противоположность статическому состоянию церковного общества служат Крестные хода. В них участвуют, чаще всего, те, которые болезнуют об исполнении воли Божией, патриоты своей Родины – Русской земли – монархисты. У этих людей нет подобной болезни, потому что для них в частности свят и образ первого русского Царя Ивана Васильевича Грозного, которого даровал Третьему Риму – Бог. Этот Самодержец подражал Господу, что говорил, то и делал.
«Будьте же исполнителями слова, а не слышателями только обманывающими самих себя», – увещевает апостол Иаков.
А вот слова Угодника Божия Николая Сербского: «Крестный ход есть поход православных людей, чтобы молитвенно освятить землю, попранную бесами. Эта молитва как солнечный лучик, рассекающий тёмное пространство».
Этими Крестными ходами и лично мне довелось ходить последние десятилетия. В 2006 году нам удалось восстановить на Нижегородской земле известный Крестный ход с иконой Божией Матери Оранская Владимирская, которым до революции 1917года мои земляки отходили полтора века. Однажды в нём принимал участие святой Царь Николай II. На уникальных фотографиях Максима Петровича Дмитриева запечатлены исторические кадры – участия наших предков нижегородцев в деле Бога. Вглядываешься в те снимки и поражаешься многолюдству Крестных ходов начала 20-го века.
А сегодня несение тяжёлой иконы падает на плечи порой только трех-четырех смен крестоходцев. Чудо – немощные, а идут, Бог помогает. А землякам некогда? Я, долгие годы был руководителем нашего Крестного хода. Отвечал за правильность его шествия. Накопил богатый опыт.
В 2004 году мы были участниками Крестного хода из Царского села в Александровский парк Петродворца города Санкт-Петербурга. Там прошли праздничные массовые мероприятия в августе месяце, ибо северная столица широко отмечала 100-летие Цесаревича Алексея. Часто, нижегородцы, члены патриотического общества «Отчизна», приезжали на Боголюбский Крестный ход.
Единожды в 2005 году мы с председателем НРОО «Отчизна» В.Ф. Калентьевым принимали участие в Великорецком Крестном ходе. В Царские дни в июле 2008 года паломники-нижегородцы в количестве более 60-ти человек прибыли в город Екатеринбург для участия в покаянном Крестном ходе, посвященном 90-летию ритуального убийства Царской Семьи. Часть наших крестоходцев была откомандирована в помощь С.Н. Кришталь – атаману конвоя Надымской Царственной казачьей иконы – для следования в монастырь на Ганину Яму.
Верно поёт Алексей Мысловский о том, что всякий русский должен пройти этот тяжелейший путь на Русскую Голгофу. И только так ощутить личную ответственность за то, что было, что есть и что грядёт. И только там, на Святом месте, укрепить духовные силы для преодоления Смуты.
В 2012 году я был руководителем Крестного хода «Память благодарных потомков», проходившему с 1 по 14 октября. Он был посвящен 400-летнему юбилею победного Нижегородского ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. На Покров Богородицы Нижегородский Крестный ход прошёл по Красной площади г. Москвы. Мною была выпущена книга, посвящённая этому важному событию.
Несмотря на нашу человеческую немощь, греховность и суетность присущую и крестоходцам, мое сердце всякий раз наполняется радостью, когда моя память прикасается к событиям 14 октября 2012 года! Приведу строчки из помянутой моей книги «Крестный ход особого назначения»: «…Преодолевая многие километры, крайнюю неустроенность и различные болезни, сомнения и искушения – нижегородские крестоходцы принесли свою жертву ради Иисуса Христа. Ради святой памяти наших предков Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского и всех ополченцев. Ради Жизни Вечной наших душ… И, слава Богу, наша миссия – деятельно исполнить волю Божию сегодня выполнена…».
И так – Крестные хода школа соборности. Что это такое? Стоит сразу заметить, что есть люди, которые стараются слово соборность представить затёртым, утратившим смысл и содержание. Поэтому возрождение соборности – это духовная война.
На протяжении веков соборность неизменно присутствует в русской истории. В одни периоды она более наполнена содержанием, в другие менее. Но сегодня на деле в жизни, она, наверное, и присутствует только что в Крестных ходах. Если её и там не будет – христиане просто уйдут. Ведь богомольцами движет соборный, духовный и душевный порыв. Ещё, слава Богу, что на праздничных службах в церквах МП РПЦ мы все хором поём «Отче наш» и «Символ Веры», в котором есть слова: «..верую во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Слово есть, что церковь у нас Соборная. А как этот догмат применяется церковной властью в практической жизни? Никак, говорят многие. Получается, что христианин нужен сегодня церковной администрации только для того, чтобы, например, принести деньги или выслушать проповедь, насыщенную ссылками из Ветхого Завета; принять исповедь личных грехов. Не отсюда ли сегодня болезнь духовной слепоты, равнодушия, молчания, духовного ступора. Случайно ли нас так воспитали?
Особое место среди крестоходцев занимает деятельность Александра Степановича Сороковикова, который не только прошёл многими уникальными Крестными ходами, был участником мною уже упоминаемого паломничества «Память благодарных потомков», но он терпеливо развил свой ум и духовную чуткость. А.С. Сороковиков активно использует свой литературный талант, яркое творчество для написания душеспасительных книг. По его словам – без участия в Крестных ходах невозможно придти к пониманию сложных духовных вопросов. Стоит отметить, что написанные им книги родились во время Крестных ходов и одиночных шествий.
В его статье «Богомолие сердца» автор прежде всего определяет главное направление для внутренней деятельности христианина. Она заключается в произволении нашего сердца. Есть ли в нём стремление к совершенству, способно ли оно вместить в себя боль и страдания хотя бы за своих ближних?
В прежние времена русскому было проще, он везде встречал родное и понятное. К примеру, в Царской России был длительный период такой, русский флаг, который имел три цвета: белый, золотой и чёрный. Золотистый цвет пришёл на Русь из Византии. Этот цвет – символ сохранения в чистоте Православной Веры, символ духовности, устремленности к нравственному совершенству и твёрдости духа. А ныне что? Вот факты:
С августа 1991 года в РФ утвержден флаг торгашей. И последние 34 года истории РФ подтверждают – это знамя в былые времена использовалось в торговом флоте, а ныне оно выбрано намеренно для распродажи супердержавы и обворовывание народа. Наша мудрость гласит: «Рыба с головы гниет» и что символы играют важную тайную роль.
Есть у автора и такой вывод: «Всякий, кто следует за Христом на Голгофу без оружия боли в сердце, Богу не угоден… Истинным же побуждением к подвигу может быть только боль за свой народ, за своих ближних, боль за Веру, за Христа». Таких ярких и святых примеров в нашей истории много. Начиная с Богородицы. Вот и Царица Александра Фёдоровна (жена Николая II). Её боль за сына Царевича Алексея расширило её сердце до боли всего русского народа. Автор пишет и о матери воина-мученика Евгения Родионова, который не снял свой Крест и его убили чеченские бандиты. Она, Любовь Васильевна, продала свою квартиру, чтобы выкупить тело сына и похоронить его на родном кладбище. Через эту смерть она воочую увидела боль таких же, как она матерей.
Ещё Сороковиков делает вывод: «… если бы не потрясения и беды 20 века, то душа народа была бы при внешнем процветании и благополучии полностью убита духом злобы».
В первой половине 20-того столетия Сербская Православная Церковь назначила окормлять богомольческое движение будущего святого епископа Николая (Велемировича). Благодаря этому движению, где царил дух открытых сердец, просветленных мыслей и братской любви, в лоно Православной Церкви пришло много заблудших словесных овец.
Говоря о русском человеке надо заметить, что ему нужна соборность. Русский – избыточно социален. По этому поводу Алексей Хомяков писал: «Русскому человеку в одиночку в Рай попасть невозможно. А всей деревней – нельзя не пустить».
Сегодня основная часть населения России и это особенно ярко, ясно видно крестоходцу, живёт в нищете и представляет собой образ русского человека (мужичёк), описанный писателем Василием Розановым. Хотя русский мыслитель писал «Мимолётное» более века назад, а воспринимается как будто бы об наших последних десятилетиях. Западные иностранцы суетно обворовывают нас, а свои преступления прикрывают мнимой заботой, когда кричат нам: «вставай!», «не спи Иван!». А то и «пхают нас ногой». Мы же, почти по-евангельски, неуклюже поворачиваемся к ним-то одним боком, то другим, на которых они, соблазнившись, видят одну лишь «лень». От того Запад возомнил о себе великое, что он с пятой колонной предателей может делать с Россией всё, что захочет.
И если пришло то время, когда все определились: кто с Господом, а кто нет, то, как открылось одному боголюбцу, воспринял: «…уму-разуму научиться беседою кровавою…», или порку «возлюбленного сына, как особую отраду для Бога воспитывать нас». (Россия последнего столетия).
Другой автор отмечает наш особый дар интуиции: «Те, которые слышат, «где звон звенит», и ковыляют в лапоточках туда, «куда его Бог зовёт»».
А кто продался врагам Руси, тот и сам нам враг. Предают, но русские не унывают. Нам оставлена крылатая фраза: «Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Из текущих событиях следует вывод, что надо быть готовым очистить государственный организм от всего, что не по Богочеловеку. Это и будет истинная соборность – Святая Русь. А возрождённый опытный соборный здоровый организм сможет едиными устами и единым сердцем и исповедовать Иисуса Христа пред всем миром, и служить Ему, и исполнить волю Божию.
Святая Русь – это возвращение к себе внутреннему, к тому, что изначально даровал нам Бог. Истинная соборность – это здоровый организм общества, преодолевшего внутреннюю перемену, получившего преображение.
Михаил Иванович Рубцов, член Союза писателей России, член Совета НРОО «Отчизна»